МААМ-картинки

Роль и влияние системы межличностных отношений дошкольников на их психологический статус в группе

Анисат Эльдерханова
Роль и влияние системы межличностных отношений дошкольников на их психологический статус в группе

Роль и влияние системы межличностных отношений дошкольников на их психологический статус в группе.

Межличностные (интерперсональные) отношения – совокупность и составная часть взаимодействий между людьми. Это такие субъективно переживаемые взаимосвязи между индивидами, которые осознаются в разной степени. В их основе лежат разнообразные эмоциональные состояния взаимодействующих людей и другие психологические особенности. Межличностные отношения иногда называют экспрессивными, подчеркивая их эмоциональную насыщенность.

Публикация «Роль и влияние системы межличностных отношений дошкольников на их психологический статус в группе» размещена в разделах

Феноменология межличностных отношений широко раскрыта в трудах отечественных психологов (Андреева Л. М., Бодалев А. А., Велиева Н. С., Донцов А. И., Дубовская Е. М., Ильин Е. П., Коломинский Я. Л., Кричевский Р. Л. и многие др.).

Исходя из определения понятия «межличностные отношения», которое дано в Словаре практического психолога [7], констатируем, что межличностные отношения – это субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми, объективно проявляющиеся в характере и способах взаимных влияний, оказываемых людьми друг на друга в процессе совместной деятельности и общения.

Анализ литературы показывает, что межличностные отношения представляют собой систему установок, ориентаций, ожиданий, стереотипов и других диспозиций, через которые люди воспринимают и оценивают друг друга.

Межличностные отношения охватывают значительный круг явлений, которые можно квалифицировать с учетом трех компонентов взаимодействия: восприятие и понимание людьми друг друга; межличностная привлекательность (притяжение и симпатия); взаимовлияние и поведение [1].

К. А. Абульханова-Славская отмечает, что межличностные отношения могут различаться по своему ценностному социальному содержанию и тем самым иметь различные последствия для участвующих в них личностей. Одни отношения обезличивают людей, «учитывают» их лишь как исполнителей, другие открывают возможность для развития каждого.

К. Роджерс полагает, что взаимодействие с другими дает человеку возможность обнаружить, пережить или встретить свою действительную самость. Наша личность становится видимой посредством отношений с другими. Отношения создают наилучшую возможность для того, чтобы «полно функционировать», чтобы быть в гармонии с собой, другими и средой.

Вся система отношений человека реализуется в общении. Общение – это по сути и есть такое поведение людей, в процессе которого развиваются, проявляются и формируются межличностные отношения.

Смирновой Е. О. была выдвинута гипотеза о том, что человеческие отношения, как к себе, так и к другим, имеют двойственную природу. Отношения людей основаны на двух противоречивых началах, которые можно обозначить как: «обособленность» или «я» и «он» и второе начало «сопричастность» или «я» и «ты» [9]. Несмотря на разноречивость понимания сущности межличностных отношений, в психологических исследованиях другой человек, как правило, рассматривается в качестве внешнего предмета (оценки, познания или воздействия).

Важнейшая специфическая черта межличностных отношений – эмоциональная основа, то есть они возникают и складываются на основе определенных чувств, рождающихся у людей по отношению друг к другу.

Основа межличностных отношений включает все виды эмоциональных проявлений: аффекты, эмоции и чувства, переживания. В процессе межличностных отношений рождается разнообразная гамма чувств – от неприятия того или иного человека до симпатии, даже любви к нему. В процессе взаимодействия люди не только воспринимают друг друга, но они еще и формируют по отношению друг к другу определенные отношения.

На проявления межличностных отношений влияют пол, возраст, национальность, темперамент, социальное положение, профессия и др.

Проблема изучения межличностных отношений в детской группе представлена в трудах многих психологов (Коломинский Я. Л., Панько Е. А., Лисина М. И., Марцинковская Т. Д., Репина Т. А., Смирнова Е. О., Холмагорова В. Н. и др.). Большое внимание детям с низким психологическим статусом, а именно их принадлежности к социальной группе уделялось в работах Е. В. Бондарчук, И. В. Дубровиной, Я. Л. Коломинского, Е. А. Панько, Е. М. Семёнова, О. В. Хухлаевой, Е. П. Чесноковой, В. Н. Шебеко и др.

Развитие межличностных отношений детей дошкольного возраста со сверстниками тесно связано с развитием их самосознания. Развитие самосознания ребенка Д. Б. Эльконин рассматривал как дифференциацию и внутренние взаимоотношения «Я» и «Не-Я» ребенка. Этот внутренний «Не-Я», с одной стороны, оценивает и познает самого субъекта (и тогда он «смотрит на себя глазами другого», а с другой – является субъектом обращения и диалога (и тогда человек «смотрит в глаза другому»). В обоих случаях при внешней встрече с другим человек относит себя к другому, то есть относится к нему. Отношение к себе и отношение к другому являются разными, но неразрывно связанными сторонами единого процесса самосознания. Развитие самосознания ребенка и отношение к другому в онтогенетическом контексте можно представить, как сложное переплетение и взаимозаменяемость этих двух начал [10].

Важно подчеркнуть, что сознание ребенка изначально диалогично, и в нем всегда присутствует другой [3]. Функции и конкретная персонификация этого другого с возрастом меняются. Первоначально этим внутренним другим является для ребенка взрослый. На определенном этапе возрастного развития им становится сверстник. Этот процесс можно представить, как «вхождение» сверстника во внутренний мир ребенка, в состав его самосознания [4].

Данные положения позволяют подчеркнуть, что дошкольники, постоянно находясь в общении друг с другом, оказываются включенными в систему межличностных отношений.

В дошкольном возрасте (от 3 до 6-7 лет) межличностные отношения детей проходят достаточно сложный путь возрастного развития. Дошкольный онтогенез делится на три основных этапа: младший дошкольный возраст (3 года); средний дошкольный возраст (4-5 лет); старший дошкольный возраст (от 5 до 7 лет).

В каждом из этих этапов наблюдаются специфические особенности межличностных отношений ребенка в группе. Но важно подчеркнуть, что именно межличностные отношения в детской группе сверстников существенно отражается на развитии личности ребенка.

В детском саду отношения и связи представляют относительно устойчивую систему, в которой каждый ребенок занимает определенное место. В группе детского сада выделяют три вида межличностных отношений :

1) межличностные отношения, которые можно выявить, анализируя объективные связи детей, устанавливающиеся при взаимодействии в совместной деятельности и общении;

2) межличностные отношения, выявляемые при рассмотрении избирательных отношений, существующих в группе;

3) вид отношений, которые проявляются в системе существующих в группе взаимных оценок детьми друг друга.

Рассмотрим подробнее особенности межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста.

К старшему дошкольному возрасту, ровесник становится для ребенка не только предметом сравнения с собой, но и целостной личностью. Эти изменения в отношении к сверстнику отражают определенные сдвиги в самосознании дошкольника [4].

К шести годам значительно возрастает количество просоциальных действий, эмоциональная вовлеченность в деятельность и переживания сверстника. Это объясняется развитием произвольности поведения и усвоением моральных норм [2]. Просоциальность действия старших дошкольников направлены уже не на положительную оценку взрослого и не на соблюдение моральных норм, а непосредственно на другого ребенка.

Постепенно ровесник становится для дошкольника не только предметом сравнения с собой, но и самоценной личностью. Это обусловливает существенное возрастание эмоциональной вовлеченности в действия сверстников. Равенство сверстников позволяет ребенку прямо «накладывать» свое отношение к воспринимаемому им миру на отношение партнера.

Потребность в сверстнике преобразуется от младшего дошкольного возраста к старшему таким образом: сначала, в младшем дошкольном возрасте, возникает потребность в доброжелательном внимании и игровом сотрудничестве. Затем в среднем дошкольном возрасте эта потребность усиливается и становится доминирующей потребностью в доброжелательном внимании сверстника. А к старшему дошкольному возрасту возникает потребность не только в доброжелательном внимании, но и в стремлении разделить с ровесниками переживания.

Как известно, поведение старших дошкольников является не произвольно регулируемым. Но к старшему дошкольному возрасту, дети начинают осознавать не только свои конкретные действия, но и свои желания, переживания, мотивы, которые в отличие от действий, объединяют и консолидируют личность ребенка в целом. Это объясняется развитием такого феномена, который называется децентрация. Благодаря децентрации ребенок становится способным понимать точку зрения другого (Ж. Пиаже) [5].

К шести годам у многих детей возникает непосредственное и бескорыстное желание помочь сверстнику, подарить или уступить ему что-то. Эмоциональная вовлеченность в его действия, которая чаще всего носит безоценочный характер, может свидетельствовать о том, что ровесник стал для ребенка целостной личностью [8].

В старшем дошкольном возрасте ведущей деятельностью является сюжетно-ролевая игра. В процессе совместной игры у ребенка происходит формирование многих психических новообразований – и в познавательной, и в эмоциональной, и в волевой и в личностной сферах. В игровых объединениях существует общность требований, согласованность действия, совместное планирование.

Ребенок начинает принимать во внимание интересы партнеров. Взаимодействие со сверстником выступает не только как условие достижения общей цели, но и как сама цель. Проявляется умение взаимной поддержки, чувство товарищества, сопереживание успехов и неудач. Дети способны осознать эффективность совместно взаимодействующей формы организации деятельности и ее построения в своих играх, конструировании, труде. В деятельности, построенной по типу «совместно-дружно-вместе», а не по типу «рядом, но не вместе», складываются отношения взаимной ответственности, зависимости и помощи – основа коллективизма и товарищества. Таким образом, у старших дошкольников сюжетно-ролевая игра становится по-настоящему коллективной.

В процессе межличностного взаимодействия в ходе ролевых игр, большинство детей стремятся привлечь к себе внимание. Дошкольник особенно чувствителен к разным «признакам» отношения к себе со стороны других детей.

Вместе с тем ребенок начинает видеть недостатки сверстника. Такая особенность восприятия сочетается с ревнивым интересом ко всем его действиям, поступкам, оценкам. Проявляется также потребность ребенка в самопознании и положительном самовосприятии [2].

Таким образом, к старшему дошкольному возрасту, сверстник становится для ребенка, во-первых, предпочитаемым партнером по общению и совместной деятельности. Во-вторых, средством самопознания и в-третьих, неотъемлемой стороной его самосознания, субъектом обращения его целостного, неразложимого «Я». Сравнение себя со сверстником и противопоставление ему превращается во внутреннюю общность, которая делает возможным более глубокие межличностные отношения у детей.

Вместе с общим характером межличностных отношений у детей-дошкольников, возможны различные индивидуальные варианты, которые обусловлены индивидуальными особенностями личности. Так, к индивидным характеристикам детей относят замкнутость или наоборот, гиперактивность, когда ребенок не знаком с чувством дистанции и не соблюдает границ взаимодействия. Также к индивидным характеристикам дошкольников относят агрессивность, обидчивость, застенчивость, демонстративность. Все эти характеристики существенно затрудняют процесс коммуникации и создают проблемные формы межличностных отношений [3].

Межличностные отношения детей в условиях детского сада влияют на формирование их социально-психологического статуса в группе. Статус – это то положение, которое занимает ребенок в системе межличностных отношений в группе детского сада.

Социально-психологический статус ребенка в детском саду имеет особое значение для его развития, для формирования личности ребенка и отношения к самому себе (самооценки, так как возможно по мере его роста, он сохранится и в других группах [6].

Анализ психологических исследований показывает, что статус ребенка формируется в ходе взаимодействия детей в группе, где происходит явная дифференциация детей по их положению среди сверстников (Т. Н. Ковалева, Я. Л. Коломинский, Т. А. Репина, Е. О. Смирнова, Р. К. Терещук, Л. В. Финькевич и др.). В результате дифференциации среди детей выделяются лидеры, звезды, отверженные и др. Такая дифференциация способствует формированию определенной иерархии в детском коллективе. Низкий социальный статус ребенка негативно сказывается на его психологических особенностях. Высокий статус, наоборот, дает ребенку уверенность и психологический комфорт.

Выделяют следующие типы социометрического статуса детей дошкольного возраста в группе детского сада : 1. «Звезды» (популярные) – это внешне привлекательные дети, которые достаточно уверены в себе, пользуются авторитетов в группе сверстников. Такие дети зачастую являются лидерами в играх и детской деятельности, с ними охотно дружат и общаются другие дети из группы. 2. Лидеры – это дети, которые отдают предпочтение в играх и общении одним и тем же детям, то есть определенному ограниченному кругу друзей или одному постоянному другу. Несмотря на явные предпочтения, дети не конфликтуют с другими детьми группы, а в своем кругу они признаются безоговорочными лидерами. 3. Предпочитаемые – это дети, которые достаточно хорошо общаются и взаимодействуют практически со всеми детьми в группе, с ними хотят дружить и играть большинство детей. 4. Пренебрегаемые – это дети, которых в группе попросту не замечают, их как бы нет. В основном к таким детям относятся очень тихие и малоактивные, предпочитающие играть в одиночке и не стремятся устанавливать взаимоотношения и контакты со сверстниками. Как показывает практика, чаще всего это дети, которые недавно поступили в группу, редко посещают детский сад вследствие частых болезней. 5. Изолированные – это дети, которых сверстники отвергают, не принимают в игры и совместную деятельность. Очень часто это дети внешне малопривлекательные, имеющие выраженные физические дефекты, нервозные, чрезмерно конфликтные и негативно настроенные по отношению к другим детям группы [4].

Низкий психологический статус ребенка дошкольного возраста в группе детского сада оказывает негативное влияние на все сферы психики ребенка (коммуникативную, аффективно-эмоциональную, когнитивную, морально-волевую).

Дети, имеющие низкий социометрический статус, относятся к группе риска по возникновению неврозов, аддитивного поведения и эмоционального нарушения личности. Очень часто дети с низким статусом имеют неадекватную самооценку, которая может быть заниженной, завышенной, противоречивой и даже конфликтной. Они испытывают сложности в общении и взаимодействии не только со сверстниками, но взрослыми.

Такие дети редко проявляют инициативу, и практически не высказывают открыто свои мысли и идеи. Поведение характеризуется признаками дезадаптации и девиации. Таким детям свойственны боязливость, неуверенность и минимальная самореализация. Причиной низкого социометрического статуса может быть отвержение, неприятие родителями, особенно матерью ребенка. Такие взаимоотношения вызывают у него неудовлетворенность потребности в любви, ласке и защите. Низкий статус ребенка может вызываться и особенностями взаимодействия воспитателя с ребенком, превалированием авторитарного стиля общения или непоследовательности требований и оценок. В целом этот фактор является проявлением неблагополучия личности [4].

Степень популярности ребенка в группе ровесников имеет большое значение. От того, как складываются отношения дошкольника в группе сверстников, зависит последующий путь его личностного и социального развития.

В этой связи важным вопросом для педагогической практики и для конкретно дошкольных педагогов, работающих с детьми является вопрос диагностики или выявления характера межличностных отношений детей в группе.

В практике работы дошкольного педагога статус ребенка в группе обычно выявляется воспитателями в процессе повседневного наблюдения за детьми и общения с ними. В ходе такого наблюдения воспитатель устанавливает детей, которые пользуются популярностью среди сверстников, то есть тех, с кем дети предпочитают общаться, чаще приглашают в игры и дела, проявляют им свою симпатию. Кроме того, выделяют детей, для которых ситуация взаимодействия со сверстниками складывается не так благоприятно. Это дети чаще всего играющие в одиночку, а если их и приглашают в совместные игры, то дают второстепенные и незначимые роли. К мнению таких детей не прислушиваются, зачастую игнорируют их высказывания и идеи [2].

Выявление наличия подобных проблем у ребенка может помочь понять имеющиеся особенности в отношениях ребенка с другими детьми. Эта задача является важной не только с точки зрения эмоционально-психологического самочувствия ребенка в группе детского сада, но и с точки зрения формирования его характера и отношений в более широкой системе взаимодействия с миром.

Выделяя из группы детей с низким социометрическим статусом, воспитатель должен принять все необходимые меры для того, чтобы повысить статус ребенка. Для этого необходимо организовывать совместные игры, подчеркивать достоинства ребенка, рассказывать его хороших поступках и др. То есть, проводить работу, направленную на формирование положительной оценки и симпатии у сверстников к конкретному ребенку.

Говоря о выявлении особенностей психологического статуса ребенка в группе, одного наблюдения недостаточно. Поэтому рекомендуют использовать социометрические методы, которые позволяют выявить взаимные (либо не взаимные) избирательные предпочтения детей [1].

Подчеркнем, что выявление и исследование межличностных отношений связано со значительными методическими трудностями, поскольку отношение, в отличие от общения, не может быть непосредственно наблюдаемо [49]. Когда мы имеем дело с дошкольниками, вербальные методы, широко используемые при исследовании межличностных отношений взрослых людей, имеют ряд диагностических ограничений. Вопросы и задания взрослого, адресованные дошкольникам, как правило, провоцируют определенные ответы и высказывания детей, которые порой не соответствуют их реальному отношению к окружающим. Кроме того, вопросы, требующие вербального ответа, отражают более или менее осознанные представления и установки ребенка. Однако между осознанными представлениями и реальными отношениями детей в большинстве случаев существует разрыв. Отношение своими корнями уходит в более глубокие пласты психики, скрытые не только от наблюдателя, но и от самого ребенка.

Таким образом, отметим, что среди объективных методов, используемых в группе дошкольников, наиболее популярными являются: социометрия, метод наблюдения, метод проблемных ситуаций. Важно не только своевременно выявить психологический статус ребенка в системе межличностных отношений в группе, но и своевременно помочь тем детям, которые являются не предпочитаемыми или отвергаемыми сверстниками. Также дошкольным педагогам важно проводить профилактическую работу по нормализации межличностных отношений в группе.

В заключение подчеркнем, что межличностные отношения детей дошкольного возраста, как совокупность и составная часть взаимодействий между сверстниками являются продуктом коммуникативной активности детей и выражаются в специфике установленных отношений. Система межличностных отношений играет первостепенное значение в формировании психологического статуса ребенка в группе детского сада. Социально-психологический статус ребенка в детском саду имеет особое значение для его развития, для формирования личности ребенка и отношения к самому себе (самооценки). Низкий психологический статус ребенка оказывает негативное влияние на все сферы психики ребенка (коммуникативную, аффективно-эмоциональную, когнитивную, морально-волевую). Высокий статус, наоборот влияет на эмоциональное благополучие и положительный характер дальнейшей социализации. В этой связи важным вопросом для педагогической практики является вопрос выявления характера межличностных отношений детей в группе. Определив отношения и статус ребенка, возможно своевременно оказать помочь тем детям, которые являются не предпочитаемыми или отвергаемыми сверстниками, а также более целенаправленно и эффективно осуществлять профилактическую работу по нормализации межличностных отношений в группе.

Публикации по теме:

Влияние художественной литературы на гражданско-патриотическое воспитание дошкольников Начинать работу по патриотическому воспитанию нужно с создания для детей теплой, уютной атмосферы. Каждый день ребенка в детском саду должен.

Формирование доброжелательных отношений дошкольников (1 часть)Формирование доброжелательных отношений дошкольников (1 часть) 2 часть Как показали последние социологические исследования, проведённые среди родителей и воспитателей, самыми ценными качествами детей.

Формирование доброжелательных отношений дошкольников (2 часть)Формирование доброжелательных отношений дошкольников (2 часть) 1 часть Коррекционная программа включает в себя 7 этапов: 1 – этап. Общение без слов. Главной целью первого этапа является переход.

Картотека «Проблемные ситуации межличностных отношений сверстников» Картотека "Проблемные ситуации межличностных отношений сверстников".У многих детей уже в дошкольном возрасте формируется и закрепляется.

Консультация для воспитателей «Роль прогулки в жизни дошкольников, её организации в группе для детей 3–4 лет»Консультация для воспитателей «Роль прогулки в жизни дошкольников, её организации в группе для детей 3–4 лет» Прогулка на свежем воздухе играет ведущую роль для укрепления здоровья и профилактики утомления каждого человека и конечно же маленьких.

Консультация «Влияние конструктивно-строительных игр на развитие речи дошкольников»Консультация «Влияние конструктивно-строительных игр на развитие речи дошкольников» Конструирование – целенаправленный процесс, в результате которого получается определённый реальный продукт. Детское конструирование тесно.

Консультация «Влияние оригами на развитие речи дошкольников»Консультация «Влияние оригами на развитие речи дошкольников» Консультация "Влияние оригами на развитие речи дошкольников" Оригами для детей - отличный способ развить логическое и пространственное.

Фоторепортаж «Поднимая статус и престиж детского сада»Фоторепортаж «Поднимая статус и престиж детского сада» На днях в нашем детском саду произошло знаменательное событие, мы встречали наших студенток - заочниц, после успешной защиты дипломных.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Роль и влияние системы межличностных отношений дошкольников на их психологический статус в группе
Опубликовано: 20 октября 2023 в 11:26
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД