МААМ-картинки

Роль игры в формировании ответственности у детей раннего возраста

Екатерина Балбеко
Роль игры в формировании ответственности у детей раннего возраста

Детская игра всегда воспринималась и воспринимается в связи с отношением в обществе между взрослым и ребенком. Суть детской игры состоит в том, чтобы учиться приспосабливаться к изменчивым условиям существования, а также моделировать действия и взаимоотношения взрослых. Игра - главная деятельность ребенка во все времена. Она важна и необходима независимо от результата и этим принципиально отличается от целенаправленности, с точки зрения взрослых, трудовой деятельности. Игровая деятельность является ведущей для ребенка дошкольного возраста. Осваивая различные игры (сюжетно – ролевые, подвижные, дидактические, театральные и др., на ребенка оказывается существенное влияние на развитие всех сторон психики малыша. В игре формируются произвольность поведения, подчинение требованиям «надо», а не «хочу», снимается познавательный эгоцентризм, ребенок начинает учитывать наличие других точек зрения на события и предметы действительности, а также изменяются познавательные процессы. Например: в сюжетно – ролевой игре развивается знаково-символическая функция сознания как возможность замещения одного предмета на другой, использование одного предмета как знака другого. Ребёнок во время игровой деятельности начинает осознавать правила игр и выделять их как центральный момент ее. Он относится к правилам, как к простому требованию взрослого – к полному его осознанию и выполнению, а затем к самостоятельному формированию до начала игры. В дошкольном возрасте нужно развивать в первую очередь сюжетно – ролевые игры, так как они помогают ребенку воспроизвести действия взрослого и отношения между ними, с их помощью ребенок учится моделировать мир взрослых и их взаимоотношении

Публикация «Роль игры в формировании ответственности у детей раннего возраста» размещена в разделах

«…. Вы купите для ребенка светлый и красивый дом, а он сделает из него тюрьму; вы накупите для него куколки крестьян и крестьянок, а он выстроит их в ряды солдат; вы купите для него хорошенького мальчика, а он станет его сечь; он будет переделывать, и перестраивать купленные вами игрушки не по их назначению, а по тем элементам, которые будут вливаться в него из окружающей жизни».

Сюжетно – ролевая игра возникает на границе раннего и дошкольного возраста и достигает своего расцвета в середине дошкольного детства. Кроме этого, все виды игры дошкольник осваивает правила поведения и владения игровыми действиями (дидактические и подвижные, которые способствуют интеллектуальному развитию ребенка, совершенствованию основных движений и двигательных качеств. Игра влияет на все стороны психического развития дошкольника, что неоднократно подчеркивали, как педагоги, так и психологи. Помимо сюжетно – ролевых игр ребенок дошкольного возраста играет в строительное, дидактические и театральные, подвижные игры. Играя в эти игры, ребенок творчески осмысливает свои цели и мотивы, понимает четко определенное программное содержание и задачи эти игр. Для детей дошкольного возраста характерны подвижные игры. В подвижные игры входят игровые действия, правила и материал, а также нередко роль и сюжетная линия. Подвижные игры делятся на игры без предметов, с предметами, например мяч, скакалка, палочка и т. д., игры с бегом, сюжетно – ролевые, игры малой подвижности. Правила этих игр дети обговаривают до начала игры, они очень просты с психологической точки зрения. Подчинение этим правилам у ребенка формируется и развивается произвольность движений, умение держать непосредственность побуждений, торможение действий или изменение их по сигналу ведущего. Подвижные игры развивают не только движения, но и также формируют двигательную активность ребенка. Так же они оказывают влияние на многие стороны психического развития ребенка, и прежде всего это касается нравственно – волевой сферы личности. В коллективных подвижных играх происходит становление организаторских и коммуникативных умений ребенка. В играх – соревнованиях и играх – эстафетах дошкольники учатся удерживать цель деятельности, действовать по инструкции, контролировать свое поведение и действия. Главная цель – обучение, которое основано на стремлении ребенка входить в воображаемую ситуацию и действовать по ее законам, т. е. отвечает возрастным особенностям дошкольника. Соблюдение правил – это условие решения игровой и дидактической задачи. В дидактической игре правила становятся внутренним регулятором детской деятельности, а не выступает как внешние требования взрослого и обеспечивают соблюдение этих правил. Дидактическая игра, как коллективная деятельность, имеет согласованное действие между участниками и контролируется выполнение правил всеми сверстниками. Создание разнообразных объединений, играющие, передают свой игровой опыт младшим сверстникам.

Важное значение в возникновении у детей игры особого рода – театрализованной – имеет сюжетно – ролевая игра. Особенность игры состоит в том, что со временем дети уже не удовлетворяются в своих играх только изображением деятельности взрослых, их начинают увлекать игры, навеянные литературными произведениями. Такие игры являются переходными, в них присутствуют элементы драматизации, но текст используется здесь более свободно, чем в театрализованной игре; детей больше увлекает сам сюжет, его правдивое изображение, чем выразительность исполняемых ролей. Таким образом, именно сюжетно – ролевая игра является своеобразным плацдармом, на котором получает свое дальнейшее развитие театрализованная игра. Театральной игре способствует режиссерская игра, которая отличается своим индивидуальным характером

Таким образом, в театрализованной игре деятельность детей предстает как творческая художественно – эстетическая деятельность, носящая игровой характер.

Ребенок живет на протяжении всего девства в двух системах: «Ребенок – взрослый» и «Ребенок - ребенок». Естественно, во все времена и во всех культурах ритм и логику развития личности ребенка определяет взрослый – это в первую очередь семья, а затем воспитатели и учителя. Но существует и другая форма воспитания, так называемые детские сообщества, в которых ребенок выступает полноправным членом этой группы. Эти отношения складываются во время совместных игр. По сути дела настоящая игра (игра с правилами) возможна лишь в горизонтальной плоскости связей, в детской субкультуре – особом пространстве отношений, разворачивающихся на почве определенного народа в ту или иную эпоху. При этом каждый ребенок несет в себе не только опыт многих поколений своих соотечественников, не только свой собственный опыт, но и целые пласты, и элементы традиции и опыта других культур и эпох. Содержание детской субкультуры являются групповые игры, предполагающие строгие правила, смену позиции в игровом процессе, постановку: себя на месте другого. К ним относятся такие традиционные для России игры, как «Лапта», «Горелки», «Казаки - разбойники», «Жмурки», «Бояре» и др. Жанр считалки является уникальным, не имеющим аналогов во взрослом фольклоре, и представляет собой вместе с жеребьевками своеобразную прелюдию к игре, необходимый ее атрибут и культурно оформленную реализацию пара игровых отношений, т. е. отношений «вокруг игры». Именно благодаря считалке устраняются нежелательные конфликты в детской среде по поводу игры и обогащается репертуар игровых форм. В игре формируются многие особенности личности ребенка. Игра – это своеобразная школа подготовки к трудовой деятельности. В игре вырабатывается ловкость, находчивость, выдержка, активность. Игра – это и школа общения для ребенка Любые игровые взаимоотношения помогают установить контакт, сближают, открывают доступ к самым глубоким тайнам детской души.

Игра имеет огромное значение в развитии ребенка. Начиная с младенчества, во время игровых действий идет овладение предметными действиями, то есть в предметной деятельности зарождается игра, как предметно – игровая деятельность. Игре с элементами мнимой ситуации предшествуют два этапа игры младенца : ознакомительный и отобразительный. На первом этапе присутствуют действия с игрушками, как и с любыми другими предметами, носят манипулятивный характер, в котором мотив задается через предмет – игрушку. На втором этапе малыш сам или с помощью взрослого обнаруживает в игрушке некоторые ее свойства (мячик подпрыгивает, катится, он упругий и гладкий). Постепенно дети усваивают способы действия с разными игрушками, связанные с их физическими свойствами (катают, двигают, стучат и т. д., мотив этих предметно – игровых действий заключается в вероятном характере результата игровой деятельности.

Развитие игровых действий обусловлено развитием предметных, освоение которых обобщает и включает другие ситуации при помощи взрослых, когда показывает игровые или побуждает ребенка выполнять их. Позднее дети сами превращают предметные действия в игровые. Так, в этот период развития развиваются взаимоотношения детей в игре. Сначала они возникают по в неигровому поводу, места или игрушку, привлекающая ребенка. Потом у детей, продолжающих играть в одиночку, формируется умение играть с игрушками, проявляется интерес к деятельности сверстников и подражание их действиям. Взаимоотношения также возникают по в неигровым поводам. И действия ребенка протестуют против вмешательства в его игру другого ребенка. Роль игры в раннем возрасте : формирование первых игровых умений, складывается способность ставить и решать игровые задачи, начинается развиваться взаимодействие со сверстниками в совместных играх, формируются предпосылки сюжетно – ролевой игры. В игре проявляются новые желания: для ребенка раннего возраста – обладание предметом и действиями с ним, а для ребенка среднего возраста – игровой сюжет, а затем игровые роли и отношения. Во время игровых действий ребенок учится соблюдать правила, поставленные им с игровыми партнерами до начало игры. Особое значение игры развитие у ребенка таких качеств, как произвольность и самоконтроль. В игре ребенок делает то, что хочет сам, свободно выбирает ту игру, в которую хочет играть. Ребенок учится управлять своим поведением, регулировать и контролировать его в соответствии с общепринятыми правилами. Таким образом, выполнение роли чрезвычайно привлекательно для ребенка, и роль побуждает малыша к выполнению тех действий, в которых она находит свое воплощение, приобретая значимый смысл.

Литература:

1. Игры и игрушки в зеркале психологии» - МГППУ, М, 2009.

2. «Развитие игровой деятельности ребенка» - О. А. Степанова, М, 2009.

4. «Дошкольная психология» - Г. А. Урунтаева, М, 1999.

5. «Личность и ее формирование в детском возрасте» - Л. И. Божович, М,1968.

Публикации по теме:

«Роль дидактических игр в формировании математических представлений у детей среднего дошкольного возраста» Консультация для родителей «Роль дидактических игр в формировании элементарных математических представлений у детей среднего дошкольного.

Роль игры в формировании ответственности у детей старшего дошкольного возраста Поплавская Ю. Т. воспитатель ГБДОУ детский сад №95 Красногвардейского района Санкт –Петербурга «Роль игры в формировании ответственности.

Роль игры в развитии детей раннего и младшего возраста ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ! ” Роль игры в развитии детей раннего и младшего возраста” "Давай поиграем!" - как часто мы слышим эту просьбу.

Консультация для родителей «Роль фольклора в формировании бережного отношения к природе у детей дошкольного возраста» Учёными давно доказано, что всё духовное богатство народа отраженно в фольклоре. В мифах, легендах, сказках, песнях, загадках, пословицах,.

Консультация для родителей «Роль фольклора в формировании культурно — гигиенических навыков у детей раннего возраста» Консультация для родителей «Роль фольклора в формировании культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста» Культурно – гигиенические.

Роль развивающих игр в формировании сенсорных эталонов у детей раннего возраста Кроме системы права того, в рамках права организации предметной семьи среды права нами были подобраны права самые системы права разнообразные.

Презентация «Роль воспитателя в формировании речи у детей второй группы раннего возраста» Речь является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно приобретений, так как речь не дается человеку от рождения.

Роль игры в формировании культуры общения В наше время огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре - важнейшему виду деятельности. Она является эффективным средством.

Роль игры в формировании социальных компетенций у дошкольников с тяжелыми двигательными нарушениями В условиях социально- экономических изменений перед образованием поставлена задача, не просто дать воспитанникам определенный уровень знаний,.

Роль художественной литературы в формировании гуманных чувств у детей дошкольного возраста «Чтение книг - тропинка, по которой умелый, умный, думающий воспитатель находит путь к сердцу ребенка…» В. А. Сухомлинский При чтении книг.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Роль игры в формировании ответственности у детей раннего возраста
Опубликовано: 21 сентября 2019 в 10:27
+16Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД