Лучший педагог года

Роль педагога-психолога в становлении межличностных отношений у детей дошкольного возраста

Веселовацкая Татьяна
Роль педагога-психолога в становлении межличностных отношений у детей дошкольного возраста

Проблема межличностных отношений дошкольников кажется нам на сегодняшний день сверх актуальной, и вот почему.

Наблюдая изо дня в день как общаются дети в детском саду и анализируя высокую эмоциональную напряженность и конфликтность в их отношениях, мы пришли к выводу: что повышенная агрессивность, которая является одной из наиболее часто встречающихся проблем в детском коллективе, волнует не только воспитателей, но и родителей. Те или иные формы агрессии характерны для большинства дошкольников. В итоге снижается их продуктивный потенциал, сужаются возможности их полноценного общения, деформируется личностное развитие. Агрессивный ребенок создает массу проблем не только окружающим, но и себе.

Публикация «Роль педагога-психолога в становлении межличностных отношений у детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Среди факторов, вызывающих агрессивное поведение, мы отметили следующие:

• Особенности семейного воспитания;

• Образцы агрессивного поведения, которые ребенок наблюдает через средства массовой информации, в общественных местах, среди сверстников.

• Уровень эмоциональной напряженности ребенка.

Среди проблемных форм межличностных отношений выявились также :

• обидчивость, как болезненное переживание ребенком игнорирования или отвержения со стороны партнеров по общению;

• застенчивость, которая проявляется в робости, неуверенности, напряжении, тревоге и страхе перед другими;

• демонстративность, как устойчивая личностная особенность.

Общим для всех проблемных форм межличностных отношений дошкольников является невнимание к другим детям, неспособность видеть и понимать другого.

Очевидно, что множество негативных явлений среди молодежи наблюдаемых в последнее время имеет свои истоки в раннем и дошкольном детстве. И поскольку, именно в этом возрасте закладываются этически основы, оформляются и укрепляются индивидуальные варианты отношения к себе и к другому, важно вовремя уделить этой проблеме пристальное внимание.

Одним из факторов социально-эмоционального и нравственного воспитания является формирование коммуникативных потребностей у детей, которые проходят несколько этапов развития.

1-й этап. В младшем дошкольном возрасте главной коммуникативной потребностью детей 2-4 лет является потребность в соучастии сверстника, которое выражается в параллельных (одновременных и одинаковых) действиях детей.

2-й этап. В развитии детей 4-6 лет возникает потребность в ситуативно-деловом сотрудничестве со сверстниками. Сотрудничество, в отличие от соучастия, предполагает распределение игровых ролей и функций, а значит и учет действий и воздействий партнера.

3-й этап. В 6-7 лет начинают складываться устойчивые избирательные отношения между детьми.

В психолого – педагогическом сопровождении работа ведется на всех этапах развития ребенка.

Анализ анкет позволяет сделать вывод о недостаточной осведомленности матерей в вопросах развития и воспитания детей раннего возраста. В связи с этим были поставлены следующие цели и задачи.

Цели:

1. Развитие эмоциональных отношений между матерью и ребенком раннего возраста.

2. Оказание помощи родителям в процессе воспитания и развития ребенка.

Задачи:

1. Развитие социальных и коммуникативных умений у детей (путем взаимодействия с детьми и взрослыми).

2. Развитие эмоциональной сферы детей раннего возраста (сопереживание героям сказок и т. д.)

3. Психолого-педагогическое просвещение педагогов и родителей по вопросам воспитания и развития детей раннего возраста.

В совместных занятиях родителей и детей особое внимание уделяли играм и упражнениям на развитие и укрепление эмоциональных отношений. Основным содержанием занятий является фольклорный материал – потешки, песенки, сказки.

В модели взаимодействия "родитель-ребенок-специалист" родителю (маме) отводится ведущая роль, ему принадлежит инициатива. Мне, как специалисту, отводится роль консультанта, снабжающего родителя необходимыми сведениями и обучающего его некоторым специальным умениям, приемам взаимодействия с ребенком. Таким образом, мы находимся на одном уровне партнерских отношений. Такая модель позволяет более эффективно решать поставленные задачи развития ребенка.

Отдельные занятия с детьми проводились по программе «Социализация детей в адаптационный период».

За чаепитием просветительская работа с родителями, после совместных занятий.

Чаепитие способствует сближению родителей, позволяет домашнюю атмосферу перенести в группу. Темы для бесед различны: "Как играть с детьми", "Как общаться с детьми", "Кризис 3-х лет и др. "

Для оказания психолого-педагогической помощи детям 5-7 лет по определению агрессивных тенденций в условиях социально-одобряемых форм поведения мной используется коррекционно-развивающая программа "Уроки добра", которая состоит из 21-го занятия и помогает решать следующие задачи:

- раскрывать сущность полярных понятий "добро" и "зло" и эмоций, которые им соответствуют;

- знакомить детей с характеристикой эмоциональных состояний, присущих человеку;

- учить видеть эмоциональное состояние другого и собственный эмоциональный образ, соотнося его с конкретной ситуацией;

- развивать эмоциональную произвольность;

- учить конструктивным способам управления собственным поведением (снимать напряжение, избавляться от злости, разрешать конфликтные ситуации и др.)

Всю серию занятий можно разделить на три группы:

1-я группа занятий предусматривает формирование у детей знаний об эмоциональном мире человека и способах управления им. Создаются ситуации для применения полученных знаний, в оказании помощи сказочным персонажам, близким, сверстникам;

2-я группа занятий направлена на формирование у детей доброжелательного поведения: с помощью проблемных ситуаций где дети приобретают необходимые умения управления негативными эмоциями. Большое внимание уделяется обучению детей конструктивным способам решения конфликтных ситуаций, развитию способности сопереживать, сочувствовать;

в 3-й группе занятий акцент сделан на формировании осознанного отношения детей к социальным нормам поведения.

Каждый ребенок имеет право высказать свое мнение, отношение к той или иной ситуации, поэтому отрицательные оценки детского мнения взрослым на занятиях не допускаются. Каждое занятие строится на уважении, доверии, взаимопомощи, взаимопонимании.

Для самовыражения ребенка каждое занятие предусматривает использование рисуночных методик, в основе которых лежит моделирование ситуации успеха и ощущения удовольствия.

Каждое занятие рекомендуется заканчивать слушанием приятной музыки или исполнением веселых детских песен, что, в свою очередь, способствует фиксации положительных эмоций и поддержанию интереса к занятиям.

Какими бы программами не владел педагог-психолог, его работа не будет эффективной без совместной работы педагогов и родителей. Поэтому в направлении педагог-психолог – педагоги группы, работа заключалась в оказании психологической и информационной помощи.

Были поставлены следующие задачи:

- Ознакомить педагогов с особенностями и закономерностями развития социально-эмоциональной сферы у детей.

- Обучить адекватным способам взаимодействия с детьми с определенными трудностями.

- Помочь создать условия, способствующие повышению эмоционального комфорта в группе и стимулирующие развитие положительных сторон личности ребенка.

Для работы с педагогами выбраны следующие формы:

- Консультации по ознакомлению с индивидуальными особенностями детей и выработке единой стратегии воспитания.

- Семинары-практикумы, тренинги.

Наиболее актуальные темы: "Эффективное взаимодействие с особыми детьми" (как работать с агрессивными, тревожными, гиперактивными, аутичными детьми, "Детские конфликты" и др.

- Тренинги психологического здоровья педагогов (профилактика эмоционального выгорания). Работа в данном направлении способствует повышению эмоционального комфорта у педагогов, что опосредовано влияет и на повышение чувства комфорта у детей.

- Обучающие занятия для педагогов по проведению в группах "Утренних приветствий", "Минуток вхождения в день".

- Для профилактики и психологической коррекции негативных эмоциональных состояний детей : тревожности, беспокойства, агрессивности (методики "Сонные игрушки", "Экран настроений", "Релаксационные упражнения", "Объединяющие игры с воспитателем").

- Для закрепления навыков эффективного общения и игры используется "Коробочка добрых дел", с целью разрешения конфликтных ситуаций "Ковер мира".

Для закрепления у детей навыков адекватного эмоционального реагирования, необходимо сотрудничество с родителями т. к. односторонняя работа несет только вред. В работе с семьей по выработке единых требований и методов воспитания использовались следующие формы работы:

- "психологические гостиные";

- информационные "Странички психолога", помещенные в каждой приемной групп ДОУ;

- совместные мероприятия д/с с семьей;

Комплексная работа в выбранном направлении позволила:

- повысить культуру межличностного взаимодействия детей в группе и в семье;

- повысить общую социальную зрелость детей, снизить их агрессивность, воспитать способы эффективного взаимодействия с людьми.

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Советы по воспитанию детей от педагога-психолога»Консультация для родителей «Советы по воспитанию детей от педагога-психолога» Мы часто любим в ребёнке результаты своих трудов. А если результатов нет, виноват не ребёнок, а мы, потому что не сумели его научить.

Арт-терапия в работе педагога-психолога с детьми с ОВЗ дошкольного возраста Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии,.

Фотоотчет о развивающем занятии педагога-психолога с детьми старшего дошкольного возраста «В гостях у сказки»Фотоотчет о развивающем занятии педагога-психолога с детьми старшего дошкольного возраста «В гостях у сказки» Пятый день Недели психологии. Цель: развитие психических функций у детей старшего дошкольного возраста. Задачи: развитие.

Использование игрового оборудования «Парашют» в работе педагога-психолога с детьми раннего возрастаИспользование игрового оборудования «Парашют» в работе педагога-психолога с детьми раннего возраста В России впервые детский игровой «парашют» был продемонстрирован в 1996 году на Международном практическом семинаре педагогами Голландии,.

Использование мнемотехники в становлении монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР Становление монологической речи занимает важное место в общении ребенка со сверстниками и взрослыми, отражает логику мышления ребенка, его.

Использование продуктивных видов деятельности на тренингах педагога-психолога с детьми дошкольного возрастаИспользование продуктивных видов деятельности на тренингах педагога-психолога с детьми дошкольного возраста Дорогие коллеги, примите мои искренние поздравления с весенним праздником и пожелания удачи во всех начинаниях: и в семье, и на работе.

Картотека «Проблемные ситуации межличностных отношений сверстников» Картотека "Проблемные ситуации межличностных отношений сверстников".У многих детей уже в дошкольном возрасте формируется и закрепляется.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Роль педагога-психолога в становлении межличностных отношений у детей дошкольного возраста
Опубликовано: 11 декабря 2023 в 15:38
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД