Папки-передвижки

Роль педагога в формировании нравственных ценностей

ОЛЬГА ГЛАДКОВА
Роль педагога в формировании нравственных ценностей

«Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, своему детскому саду…Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к Родине, ее истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству»

Д. С. Лихачев

«Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь?

Публикация «Роль педагога в формировании нравственных ценностей» размещена в разделах

В последние десятилетия в нашей стране произошло много сложных, противоречивых изменений, касающихся общественной жизни, политики, системы государственного и местного управления. Это коснулось и нравственных ценностей, отношения к событиям нашей истории и к отдельным личностям. Наше общество остро переживает кризис духовно-нравственных идеалов. Сейчас материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, великодушии, милосердии, патриотизме, справедливости. Наблюдается общий рост агрессивности и жестокости.

Изменилось отношение людей к Родине. Если раньше мы постоянно слышали и сами пели хвалебные гимны своей стране, то сейчас о ней зачастую говорят негативно. У подрастающего поколения наблюдается падение интереса и уважения к прошлому России. В связи с этим возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего многонационального народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям как род, родство, Родина. Начиная с дошкольного возраста необходимо формировать у детей высокие нравственные и моральные качества, среди которых важное значение имеет патриотизм. В раннем детстве закладываются все основные качества будущего человека. Формируется первая модель мира – система представлений об окружающей действительности, о самом себе, своих отношениях с окружающими, формируются основные представления о добре и зле, о семейном укладе и родной земле. И если мы хотим, чтобы наши дети полюбили свою страну, свой город, свое село, нам нужно показать их с привлекательной стороны. Тем более, что нам есть чем гордиться. Дети – наше будущее. И каким оно будет, зависит от нас взрослых: родителей, педагогов, общества в целом. Необходимо создавать такие условия, в которых формировалось бы и закреплялось изначальное стремление ребенка к возвышенному, святому и доброму.

Мы также должны помнить, что дети – это наше отражение. В первую очередь мы сами должны стать носителями духовно-нравственной культуры, которую стремимся привить детям.

В настоящее время, когда начинается процесс духовного возрождения России, с 1 января 2014 года вступил в силу ФГОС ДО, который закрепляет приоритет духовно-нравственного воспитания дошкольников.

Одной из ключевых задач стандарта является объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи и общества.

Цель духовно-нравственного воспитания – формирование нравственных качеств личности ребенка, накопление им духовного опыта, основанного на традициях культуры нашего народа; воспитание человека нравственного, способного к принятию ответственных решений и к проявлению нравственного поведения в любых жизненных ситуациях

Каким же образом, нам, педагогам, сохранив свою духовность, выбрать нужные ориентиры для воспитания детей, научить их гордится своими корнями, своей родословной, историей своего народа, научить любить Родину такой, какая она есть?

Воспитание нравственных чувств и этического сознания осуществляю через:

- комплексный подход к формированию у детей дошкольного возраста системных знаний по истории и культуре своей страны,

- формирование основ эмоционально-ценностного отношения к Родине,

любви к родному краю;

- формирование уважительного отношения к государственной символике и традициям своего народа; гордости за свой героический народ;

-воспитание трудолюбия и формирование уважительного отношение к людям труда;

- элементарные знания о правах человека;

- бережное гуманное отношение к природе;

- воспитание всесторонне-развитой личности.

Потому что именно это, все вместе взятое, дает человеку ощущение принадлежности своей земле, своему народу, осознание своего места в окружающем мире.

Поэтому на протяжении последних нескольких лет своей профессиональной деятельности я углубленно работаю по теме «Нравственно - патриотического воспитания детей дошкольного возраста». Я считаю, что погружая ребенка в национальный быт, мелодику родной речи, знакомя детей с народными традициями, укладом жизни можно сформировать любовь к малой и большой Родине.

Задачи по нравственно-патриотическому воспитанию реализуются через все виды детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту. Задача педагога — отобрать из массы впечатлений, получаемых ребенком, наиболее доступные ему: природа и мир животных; труд людей, традиции, общественные события и т. д.

Начиная работу по воспитанию любви к родному краю, педагог обязан сам его хорошо знать. Он должен продумать, что целесообразнее показать и рассказать детям, особо выделив наиболее характерное для данной местности.

Отбор соответствующего материала позволяет формировать у дошкольников представление о том, чем славен родной край.

Одной из основных форм нравственно-патриотического воспитания детей являются тематические занятия, которые повышают детскую мыслительную активность ребенка, чему способствуют приемы сравнения, индивидуальные задания, необходимость анализировать увиденное, услышанное, умение делать обобщения и выводы. Например, я предлагала детям понаблюдать, как относятся близкие люди друг к другу, прощают ли они обиды, как их друзья относятся к обидчикам, что радует и что огорчает друзей и близких. Использование наблюдений учит детей выделять себя из окружающего мира, взаимодействуя с другими людьми благодаря своим органам чувств: определить цвет глаз, волос своего товарища, ощущать его тепло, доброжелательность, воссоздать зрительные образы. Этот прием способствует развитию эмпатии и эмоциональной отзывчивости у детей, а значит, и реализует право на дружбу, внимание, заботу.

Для реализации поставленных целей я разработала и внедрила три взаимодополняющих друг друга педагогических проекта :

«Есть семья и я в семье, значит, счастье на Земле»

«Это ты, моя Русь державная, моя Родина православная.»

«О правах ребенка – во весь голос!»

Работа над проектом «Есть семья и я в семье, значит, счастье на Земле» была направлена на воспитание отношения к семье, как к общенациональной ценности, основе духовности и единства народа, на формирование у детей элементарных знаний и представлений о своих правах и обязанностях, на воспитание уважительного отношения к опыту старшего поколения, на формирование таких отношений в семье, где каждый самоценен, и все пребывают в гармонии друг с другом.

Приобщение детей к нравственно-патриотическим ценностям родной культуры невозможно без тесного контакта с семьями. Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребят сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует бережному отношению к традициям, сохранению семейных связей.

Следующим этапом работы по нравственно-патриотическому воспитанию стал проект: «Это ты, моя Русь державная, моя Родина православная!», который я разделила на несколько блоков, то есть, на несколько мини – проектов:

«История русского костюма»;

«Народные традиции и промыслы»;

«Защитники Отечества. Прошлое и настоящее»;

«Символика страны и родного края»;

«Дорога к звездам»;

«Они защищали Родину».

Задачи проекта определялись следующим образом:

• познакомить детей с историей нашего народа, его традициями и обычаями.

• познакомить с историей Московского Кремля; с созданием российской символики и символики родного края.

• прививать уважение и гордость к русским воинам, желание им подражать; дать некоторые представления о героическом прошлом нашего народа.

формировать доброжелательное отношение к культуре других народов, к каждому человеку в отдельности, независимо от цвета кожи и вероисповедания

• воспитывать маленьких граждан с активным отношением к окружающей жизни.

В ходе реализации проекта были проведены циклы занятий, праздничные мероприятия по каждому блоку. Дети приняли активное участие в праздновании Рождественских Колядок, русского традиционного праздника «Масленицы» в районном КДЦ. На занятии ребята познакомились с историей русского костюма, затем закрепили свои знания посещением местного Краеведческого музея. На познавательно – развлекательном мероприятии «Праздник мастеров» юные артисты в увлекательной форме рассказали детям других групп о народных промыслах.

Работая над блоком «Русские воины. Прошлое и настоящее», дети получили представления о героическом прошлом нашего народа, о богатырях земли русской, закрепили знания об армии сегодняшнего дня. Итоговый спортивный досуг «Богатырская сила наша» вызвал у воспитанников положительный заряд энергии, желание подражать героям Древней Руси и позволил в более доступной форме понять смысл и содержание древних сказаний. (Слайд 18) А путешествуя на «автобусе», мы с детьми познакомились с историей Кремля, закрепили знание символики нашей страны и родного края.

Сюжетно – ролевые игры позволили детям почувствовать себя «взрослыми» и закрепить знания о профессиях.

Знакомясь с темой космоса, узнали о подвиге первого русского космонавта Юрия Гагарина.

Накануне празднования Дня Победы мы с детьми всегда возлагаем цветы к Памятнику павшим героям. Чтобы донести до детей значение Победы, в ходе непрерывной образовательной деятельности и во время бесед я рассказываю детям о героизме нашего народа в годы Великой Отечественной войны.

На примере героев Великой Отечественной войны я старалась привить детям такие важные понятия, как «долг перед Родиной», «любовь к Отечеству», «боевой подвиг», подвела их к пониманию, что наши солдаты победили потому, что любили свою Отчизну. Дети знают, что Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей.

В рамках работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников, особое внимание уделяю развитию правового воспитания. Главной задачей считаю необходимость научить ребенка знать не только свои права, но и уважать права других людей, сформировать толерантное отношение к окружающим.

Для реализации поставленных задач была выстроена так же поблочная система изучения данного материала:

1 «Ребёнок и семья».

2. «Первые шаги в социальном мире».

3. «Быть здоровым – моё право».

4. «Ребёнок и культура».

5. «Ребенок и страна».

Шаг за шагом мы формируем у детей представления об основах правового сознания, нацеливаем его на последовательное вхождение в социальный мир.

Воспитание духовно-нравственных качеств невозможно без взаимодействия педагога с родителями воспитанников

Именно семейное воспитание позволяет обеспечить нормальное физическое, нравственное, интеллектуальное и социальное развитие ребенка, позволяет ему стать полноценным членом общества, но, к великому сожалению, не все родители знают законодательные документы, охраняющие права детей, не все родители могут быть образцом нравственности и высоких духовных качеств.

Поэтому, важным фактором успешной работы с детьми по нравственно-патриотическому и правовому воспитанию является повышение уровня культуры родителей.

Исходя из того, что родители являются гарантами соблюдения прав ребенка, передо мной была поставлена задача: разъяснение Конвенции как документа социально-нравственного и педагогического значения. С этой целью я разнообразила формы работы с родителями : официальные материалы, документы, тесты, анкеты, творческие работы родителей и т. д.

Таким образом, опираясь на помощь родителей, я веду работу по проблеме приобщения детей к истокам народной культуры, по воспитанию нравственно-патриотических чувств, правовому воспитанию подрастающего поколения по всем направлениям программы. Считаю, что систематическая, правильно организованная работа с детьми дошкольного возраста поможет способствует формированию у них чувства патриотизма, гордости за свою Родину, любовь к родному краю, уважение традиций своего народа и желание их сохранить. Полученные на тематических образовательных и досуговых мероприятиях знания позволят подвести детей к пониманию неповторимости культуры своего народа, так как нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили и берегли её наши предки, отцы и деды.

В целом, говорить о результатах проводимой работы по нравственно - патриотическому воспитанию детей, пока сложно. Ведь педагоги выступают в роли сеятелей «мудрого, доброго, вечного», а произрастёт ли семя, даст ли плод, зависит от многих причин: ведь жизнь ребёнка – это непрерывный процесс, постоянное развитие личности. И очень важно, чтобы в пути каждого ребёнка сопровождали не только настоящие педагоги, но и добрые, чуткие и мудрые родители, верные друзья, чтобы каждая минута общения с ними духовно наполняла и обогащала детскую душу!

Публикации по теме:

Семья как основа воспитания духовно-нравственных ценностей ребенка Семья как социальный институт в последние десятилетия в большинстве стран претерпела серьезные изменения, которые обусловливают падение.

Доклад «Роль сказки в формировании нравственных качеств дошкольников» Традиционно считалось, что художественная литература используется как средство умственного, нравственного и эстетического воспитания дошкольников,.

Формирование нравственных ценностей у детей через взаимодействие ДОУ и семьи посредством театрализованной деятельности БДОУ г. Омска «Центр развития ребёнка – детский сад № 302» Хименко Светлана Викторовна – воспитатель БДОУ г. Омска «Центр развития ребёнка.

Из опыта работы «Взаимодействие с семьей в формировании духовно-нравственных ценностей у дошкольников» 1 СЛАЙД Нашему детскому саду «Березка» немногим более 38 лет. Любой его выпускник, услышав это название, может вспомнить свое пребывание.

Консультация для педагогов «Система формирования нравственных ценностей у детей» Консультация для педагогов Система формирования нравственных ценностей у детей В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических.

Отчет по самообразованию. Роль микросреды в формировании социально-нравственных качеств дошкольников В этом году я взяла тему по самообразованию: «Роль микросреды в формировании социально - нравственных качеств дошкольников. Развитие коммуникативных.

Роль православных традиций в формировании социальных ценностей обучающихся Возрождение России – это, прежде всего, духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения, т. е., воспитание будущих граждан нашего.

Усвоение детьми дошкольного возраста моральных норм и нравственных ценностей Тема «Усвоение детьми дошкольного возраста моральных норм и нравственных ценностей «» Статья для педагогов общеобразовательных организаций,.

Воспитание духовно-нравственных качеств и ценностей у детей младшего школьного возраста Воспитание духовно – нравственных качеств и ценностей у детей младшего школьного возраста Железниченко С. С. Педагог дополнительного образования.

Взаимодействие ДОУ с семьёй при формировании духовно-нравственных ценностей у дошкольников. Одной из основных задач федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее – ФГОС ДО) является: «объединение.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Роль педагога в формировании нравственных ценностей
Опубликовано: 12 декабря 2016 в 13:35
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД