МААМ-картинки

Роль педагога — воспитателя в экологическом образовании и воспитании дошкольников

Елена Богопольская
Роль педагога — воспитателя в экологическом образовании и воспитании дошкольников

Роль педагога – воспитателя в экологическом образовании и воспитании дошкольников.

The role of the educator in environmental education and upbringing of preschool children.

Аннотация: данная статья рассказывает о роли педагога – воспитателя в экологическом образовании и воспитании дошкольников.

Публикация «Роль педагога — воспитателя в экологическом образовании и воспитании дошкольников» размещена в разделах

Summary : This article talks about the role of the teacher - educator in environmental education and preschool education.

Экология, экологическое воспитание

Ecology, environmental education

Процесс воспитания экологической культуры включает в себя разные виды совместной деятельности детей и взрослого, их частую смену и различные формы совмещения с игрой и творчеством.

Воспитатель является носителем экологической культуры. Он знакомит детей со способами общения с природой, формирует умение наблюдать окружающий мир природы и вещей, устанавливает элементарные связи и зависимости, учит испытывать радость от осознанного взаимодействия с живыми существами, которые находятся рядом, воспитывает потребность в созидании, творчестве. Экологическое воспитание в дошкольных учреждениях можно рассматривать как систему, направленную на формирование у детей начал экологической культуры и развитие экологической культуры у взрослых, их воспитывающих.

Регулярная организация разных видов деятельности способствует формированию у детей осознанного – правильного отношения к природе, к себе как части природы, что и является главной целью экологического воспитания.

В настоящее время актуальной проблемой является взаимодействие педагогов дошкольного учреждения с родителями, которое предполагает обмен мыслями, чувствами, переживаниями; оно также направленно на повышение экологической культуры родителей. Повышение экологической культуры родителей разрешает сложившееся противоречие между воспитательным потенциалом семьи и его использованием. Поэтому составной частью взаимодействия, конечно же, является общение педагога с родителями.

Отношения между педагогами ДОУ и семьями воспитанников должны строиться на основе взаимодействия, ведь главная цель – это установление конструктивных взаимоотношений педагога с родителями, поиск таких форм общения, которые обеспечивали бы экологическое развитие детей, и их родителей.

Поэтому у педагогов и родителей единые задачи: сделать всё, чтобы дети росли счастливыми, здоровыми, активными, жизнелюбивыми, общительными, чтобы они стали гармонично развитыми личностями. Наши воспитатели делают много для того, чтобы общение с родителями было насыщенным и интересным. С одной стороны, мы сохраняем всё лучшее и проверенное временем, а с другой – ищем и стремимся внедрять новые, эффективные формы взаимодействия с семьями воспитанников, основная задача которых – достижение реального сотрудничества между детским садом и семьёй.

Как показывает практика, эффективной является любая совместная деятель-ность родителей и педагогов.

Ведущая роль в организации общения с родителями воспитанников принадлежит воспитателям. Чтобы выстроить его, воспитателю важно обладать коммуникативными умениями, ориентироваться в проблемах воспитания и нуждах семьи. Воспитатель должен дать родителям почувствовать свою компетентность и заинтересованность в успешном развитии ребёнка, показать родителям, что он видит в них партнёров, единомышленников.

Выражение «дети – зеркало семьи» удивительно точно передаёт смысл ориентации ребёнка на такие духовные и моральные ценности, которые исповедует его семья. В каждой семье свои представления о добре и зле, свои приоритеты и нравственные ценности.

Подражая близким, любимым людям, следуя их «урокам жизненной философии», ребёнок овладевает формами поведения, способами общения и взаимодействия с окружающими людьми.

Привлечение родителей, других членов семьи к экологическому воспитанию необходимо, прежде всего, для детей.

Родители должны стать непременными участниками работы по созданию условий для экологического воспитания своих детей. А в этом им должны помочь воспитатели, обладающие высокой профессиональной компетентностью.

В своей работе с родителями мы используем традиционные и инновационные формы, которые включают в себя:

Традиционные:

- работа в едином образовательном пространстве;

- семинары;

- семинары-практикумы;

- консультации;

- лекции;

- круглые столы;

- педагогические советы.

Инновационные:

- мастер-классы;

- проектная деятельность;

- творческие конкурсы;

- деловые игры;

- издательская деятельность.

Все запланированные формы работы с родителями направлены на:

1. Осознание родителями воспитанников собственных ошибок и трудностей в организации экологического воспитания детей.

2. Формирование у родителей воспитанников системы знаний об экологическом воспитании детей.

3. Овладение родителями практическими умениями и навыками по экологическому воспитанию детей.

Подробнее расскажу о некоторых из них:

Единое образовательное пространство включает в себя взаимодействие ДОУ с государственными и общественными структурами воспитательно-образовательными учреждениями, научно-методическим центром, учреждениями здравоохранения, социальными службами.

Лекционная форма работы даёт родителям дошкольников определённые знания об экологическом воспитании и его формах и методах.

Лекции-беседы позволяют быть родителям не пассивными слушателями, а активными участниками, т. е. включаться в общение, проанализировать собственный опыт экологического воспитания в семье.

Семинар-практикум позволяет теоретический материал подкрепить примерами из практики, показом отдельных приёмов и способов работы.

На круглом столе происходит обсуждение любых вопросов воспитания и обучения дошкольников, круговое размещение позволяет поставить всех в равное положение, обеспечить взаимодействие.

Деловая игра связана с решением педагогических, содержащих описание конкретных ситуаций, в которых участники принимают на себя определённые роли и сами выбирают способ взаимодействия.

Мастер-классы передача опыта, системы работы, авторских находок, всего того, что помогло достичь наибольших результатов.

Проектная деятельность включает в себя привлечение родителей и детей к созданию и реализации экологических проектов, которые в свою очередь включают в себя: постановку проблемы, её обсуждение, работу над проектом и презентацию проекта.

Издательская деятельность интересная форма работы, объединяющая сотрудников, цель которой – проявить творческие возможности педагогов, детей и родителей. Все участники пишут статьи, рассказы, сочиняют стихи, делаю рисунки.

Работая с детьми дошкольного возраста, мы пришли к выводу, что одним из самых эффективных форм работы по экологическому воспитанию дошкольников является проект, так как именно в проекте мы можем задействовать всех участников образовательных отношений и реализовывать сразу несколько целей.

В связи с этим нашим педагогическим коллективом был разработан комплекс мероприятий экологической направленности, включенный в модули проекта по экологическому воспитанию «Мы – жители Земли».

Свою работу мы строили с учетом этапов становления дидактической игры.

В своей работе мы используем дидактические игры по всем основным направлениям экологического воспитания дошкольников.

При разработке дидактических игр мы опирались на структуру дидактической игры. От того, что слышит ребенок с детства, зависит его мировоззрение, его отношение к окружающему.

Успешность использования дидактических игр в процессе реализации проекта во многом зависит от того, какие методы и приемы реализуются нами, чтобы донести до детей определенное содержание, сформировать экологическую культуру и отношение к окружающему миру.

Таким образом, мы пришли к выводу, что именно игра является основным видом детской деятельности в процессе работы над проектом. Именно педагог обязан сконцентрировать внимание детей на работу над проектом в ходе организованной образовательно-воспитательной деятельности.

Содержание дидактических игр формирует у детей знание о правильном отношении к явлениям общественной жизни, природе, предметам окружающего мира, людях разных профессий, представление о трудовой деятельности. Процессы ощущения и восприятия лежат в основе познания ребенком окружающей среды. Ознакомление дошкольников с цветом, формой, величиной предмета.

Дидактические игры пополняют и активизируют словарь детей, формируют правильное звукопроизношение, развивают связную речь, формируют умение правильно выражать свои мысли, требуют от детей активного использования родовых, видовых понятий. Формируются нравственные представления о бережном отношении к окружающей природе, о нормах поведения в природе, о взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми, о положительных и отрицательных качествах личности. Формируется у детей уважение к трудящемуся человеку, игры вызывают интерес к труду взрослых, желание самим трудиться.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Антипенко, И. Н. Современные подходы к экологическому воспитанию и образованию детей дошкольного возраста / И. Н. Антипенко, И. В. Ковалева. – Текст. : непосредственный, электронный// Молодой ученый. – 2018 - №7 (193). С. 169 – 171.

2. Белкина, В. Н. Особености проектной деятельности в дошкольном образовательном учреждении [Текст] / В. Н. Белкина // Ярославский педагогический вестник : сборник научных статей / под научной ред. Т. Н. Захаровой. – 2011. - №4 – том 2. – С. 132-133.

3. Воронина, К. С. Проблемы и перспективы экологического образования в дошкольном учреждении/ К. С. Воронина. // Дошкольное образование. – 2015. – №5. – 36 с.

4. Деркунская, В. А. Проектная деятельность дошкольников [Текст] : учебно-методическое пособие / В. А. Деркунская. – М. : Центр педагогического образования, 2013. – 144с.

5. Егоренкова, Л. И. Экологическое воспитание дошкольников и младших школьников [Текст] : пособие для работников дошкольных образовательных учреждений и учителей начальных классов. / Л. И. Егоренкова. – Изд-во: АРКТИ, 2001. – 127с.

6. Добро пожаловать в экологию! Часть 2. [Текст] : перспективный план работы по формированию экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста /сост. О. А. Воронкевич. – СПб. : «ДЕТСВО-ПРЕСС», 2012. - 496с.

7. Николаева, С. Н. Любовь к природе воспитываем с детства : рекомендации педагогам, родителям и гувернерам. / С. Н. Николаева. – М. : Мозаика – синтез, 2008. – 112 с.

8. Познавательно–исследовательская деятельность дошкольников [Текст] : / Н. Е. Веракса, О. Р. Галимов; под ред. Н. Е. Веракса. - М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012. - 80с.

Публикации по теме:

Доклад на тему «Роль природы в трудовом воспитании дошкольников» Доклад на тему: «Роль природы в трудовом воспитании дошкольников» Составила: Гафурова Нурфия Василовна,воспитатель, д. / с. №25 Воспитательное.

Дополненная реальность. Использование информационно-компьютерных технологий в экологическом воспитании дошкольниковДополненная реальность. Использование информационно-компьютерных технологий в экологическом воспитании дошкольников Дополненная реальность — новый способ подачи образовательного материала, и в усвоении информации дошкольниками. Трехмерное изображение стимулирует.

Фотоотчёт о проведении родительского собрания «Роль семейных традиций в воспитании дошкольников»Фотоотчёт о проведении родительского собрания «Роль семейных традиций в воспитании дошкольников» В декабре в нашей группе №6 «Колобок» было проведено родительское собрание «Роль семейных традиций в воспитании дошкольников» в нетрадиционной.

Консультация для родителей «Детская художественная литература в экологическом воспитании дошкольников в семье»Консультация для родителей «Детская художественная литература в экологическом воспитании дошкольников в семье» Перед проведением консультации предложить родителям ответить на следующие вопросы: 1. Как вы покупаете книги своему ребенку?На что обращаете.

Консультация для родителей «Использование художественной литературы в экологическом воспитании дошкольников»Консультация для родителей «Использование художественной литературы в экологическом воспитании дошкольников» Дошкольное детство - начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается.

Консультация для воспитателей «Развивающая среда в экологическом образовании дошкольников» Одно из важнейших условий реализации системы экологического образования в дошкольном учреждении – целесообразная организация предметно-развивающей.

Консультация «Роль сказки в духовно-нравственном воспитании дошкольников»Консультация «Роль сказки в духовно-нравственном воспитании дошкольников» Жили – были… каждый ребенок слышит эти слова с удовольствием, теплотой и надеждой на что – то новое, интересное. Сказки рассказывают мамы,.

Опыт «Использование проблемно — поисковых ситуаций в экологическом образовании дошкольников» Передовой педагогический опыт «Использование проблемно - поисковых ситуаций в экологическом образовании дошкольников» Воспитатель: Цуканова.

Опыт работы «Региональный компонент в экологическом воспитании дошкольников Мурманской области»Опыт работы «Региональный компонент в экологическом воспитании дошкольников Мурманской области» Какая притягательная сила заключена в том, что нас окружает с детства? Почему, даже уехав из родных мест на долгие годы, человек вспоминает.

Роль стихов о войне в патриотическом воспитании дошкольников ВидеоРоль стихов о войне в патриотическом воспитании дошкольников Видео Стихи о войне и дети. Неотъемлемой частью подготовки к любому празднику в детском саду является разучивание с детьми стихов на соответствующую.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Роль педагога — воспитателя в экологическом образовании и воспитании дошкольников
Опубликовано: 16 ноября 2022 в 18:24
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!

3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД