Хохлова Татьяна
Роль подвижных игр в развитии двигательной активности детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Подвижная игра – сознательная, двигательная активность ребенка, предполагающая точное и своевременное выполнение заданий, которые связаны с обязательными для всех играющих правилами. Увлекательное содержание и эмоциональная насыщенность игры побуждает детей раннего возраста к определенным умственным и физическим усилиям, а значит способствовать их развитию в целом. Детям младшего дошкольного возраста выполнение игровых заданий доставляет большое удовольствие. Играя, ребенок упражняется в различных движениях. С помощью взрослых он овладевает новыми, более сложными видами действий. Подвижные игры в основном коллективные, поэтому у детей вырабатываются элементарные умения ориентироваться в пространстве, согласовывать свои движения с движениями других играющих, находить свое место, не мешая другим, по сигналу убегать или менять место. Игра помогает ребенку преодолевать робость, застенчивость. В игре, подражая действиям своих товарищей, он естественно и непринужденно выполняет самые различные движения. Совместные действия маленьких детей создают условия для общих радостных переживаний и активной деятельности. В подвижных играх дети учатся играть дружно, уступать и помогать друг другу. Активные двигательные действия при эмоциональном подъеме способствуют значительному усилению деятельности костно-мышечной, сердечно-сосудистой и дыхательной систем, благодаря чему происходит улучшение обмена веществ в организме и соответствующая тренировка различных систем и органов.
Публикация «Роль подвижных игр в развитии двигательной активности детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Двигательная активность ребенка
- Подвижные игры для детей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Цель. Повышение своего профессионального уровня в изучении подвижных игр; внедрение и применение их в работе с детьми.
Задачи:
Изучение методической литературы по подвижным играм.
Изучение теоретического курса по развитию двигательной активности детей.
Творчески применять профессионально-педагогические знания с учетом возрастных, индивидуальных, социально-психологических особенностей дошкольников.
Формировать устойчивый интерес детей к подвижным играм, к активному образу жизни, воспитанию моральных, волевых, нравственных, эстетических качеств, а также расширить двигательный опыт детей посредством овладения новыми двигательными качествами.
Классификация подвижных игр для дошкольников
Игры классифицируются: по сложности, двигательному содержанию, степени физической нагрузки, использованию пособий и снарядов, по преимущественному формированию физических качеств.
В примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования написанной в нашем учреждении и в существующих сборниках подвижных игр в основу классификации положен признак преобладающего вида движений (бег или прыжки, метание, лазанье и т. п.). При подборе по каждому виду основных движений соблюдается преемственность между возрастным группами. Это помогает инструктору планировать игры в связи с формированием у детей определенных двигательных навыков.
В сборнике М. М. Конторович и Л. И. Михайловой, принято деление игр по степени вызываемого у детей мышечного напряжения: на игры большой, средней и малой степени подвижности. Большая подвижность – участвует вся группа (бег, прыжки», средней подвижности – активно участвует вся группа, но характер движений относительно спокойный (ходьба, передача предметов, малой подвижности – движения выполняются в медленном темпе, к тому же интенсивность их не значительна (игра с ходьбой, игры на внимание).
Подвижные игры разнообразны по своему содержанию и организации. Одни игры имеют сюжет, роли и правила, тесно связанные с сюжетом; игровые действия в них производятся в соответствии с требованиями, заданной ролью и правилами. В других играх сюжет и роли отсутствуют, предложены только двигательные задания, регулируемые правилами, которые определяют последовательность, быстроту и ловкость их выполнения. В третьих сюжет действия играющих обусловлены текстом, определяющим характер движений и их последовательность.
Все игры для детей дошкольного возраста, построенные на движении, можно разделить на две большие группы: подвижные игры с правилами и спортивные игры.
Первую группу составляют игры, разные по содержанию, по организации детей, сложности правил и своеобразию двигательных заданий. Среди них можно выделить сюжетные и бессюжетные игры, игры-забавы.
Вторая группа – спортивные игры: городки, бадминтон, баскетбол, футбол. В работе с детьми дошкольного возраста их применяют с упрощенными правилами.
В младших группах детского сада наибольшее применение имеют сюжетные подвижные игры, а также простейшие игры без сюжета типа ловишек и игры-забавы. Бессюжетные игры с элементами соревнования, эстафеты, игры с предметами еще не доступны малышам. Совсем не проводят в этом возрасте спортивные игры. Вместе с тем в работе с детьми младшего дошкольного возраста широко применяются игровые упражнения, занимающие как бы промежуточное место между гимнастическими упражнениями и подвижными играми.
Сюжетные подвижные игры
Игры этого вида строятся на основе опыта детей, имеющихся у них представлений и знаний об окружающей жизни, профессиях (летчик, пожарный, шофер и т. п., средствах транспорта (автомобиль, поезд, самолет, явлениях природы, образе жизни и повадках животных и птиц. Сюжет игры и правила обуславливают характер движения играющих. Движения носят имитационный характер. Дети начинают, прекращают или изменяют движения в соответствии с правилами игры.
Бессюжетные подвижные игры
Бессюжетные игры типа ловишек, перебежек очень близки к сюжетным – в них лишь нет образов, которым дети подражают, все остальные компоненты те же: наличие правил, ответственных ролей, взаимосвязанные игровые действия всех участников. Эти игры, так же, как и сюжетные, основаны на простых движениях, чаще всего беге в сочетании с ловлей. Такие игры доступны и младшим и старшим дошкольникам.
Бессюжетные игры требуют от детей большей самостоятельности, быстроты и ловкости движений, ориентировки в пространстве. Постепенно игры усложняются, с более сложными заданиями.
Бессюжетные игры с использованием определенных предметов
«Кегли», «Кольцеброс» и т. п. Играющие выполняют в них более сложные движения: метание, бросание и ловля или перекатывание мечей, шаров, колец. Двигательные задания в этих играх довольно сложные и требуют определенных условий, играть могут небольшие группы детей. В этих играх появляются некоторые элементы индивидуального соревнования.
Игровые упражнения
Подвижные игры и упражнения взаимосвязаны, однако по целевому назначению, педагогическим задачам, содержанию и методике проведения игра и упражнение не тождественны. Подвижная игра имеет в основе определенный замысел (образный или условный). Упражнения же представляют собой методически организованные двигательные действия, специально подобранные с целью физического воспитания, суть которых заключается в выполнении конкретных заданий («Доползи до погремушки», «Попади в воротца» и др.).
Игры-забавы
В работе с детьми дошкольного возраста используются и так называемые игры-забавы, аттракционы. Не будучи особенно важными для физического развития, они часто проводятся на досугах и физкультурных праздниках.
Игры с элементами соревнования
«Чье звено скорее построится», «Кто скорее к своему флажку» и т. п. В основе таких игр лежит выполнение определенных двигательных заданий в соответствии с правилами. Элементы соревнования побуждают детей к большей активности, к проявлению различных волевых и двигательных качеств (быстроты, выдержки и т. д.) игры доступны детям старшего возраста (5-6 лет, в младших группах их не проводят. Игры с элементами спортивных игр проводятся только с детьми старшего дошкольного возраста по упрощенным правилам.
Картотека подвижных игр для детей
«Найди свой цвет»
Цель: формировать ориентировку в пространстве, приучать действовать по сигналу, развивать ловкость, внимание.
«Солнышко и дождик»
Цель: формировать умение ходить и бегать врассыпную, не наталкиваясь, друг на друга; приучать действовать по сигналу.
«Воробушки и автомобиль»
Цель: формировать умение двигаться в разных направлениях, не наталкиваясь, друг на друга; совершенствовать умение реагировать на сигнал, развивать ориентацию в пространстве.
«Огуречик, огуречик…»
Цель: формировать умение прыгать на двух ногах в прямом направлении; бегать не наталкиваясь друг на друга; совершать игровые действия в соответствии с текстом.
«Наседка и цыплята»
Цель: совершенствовать умение подлезания под веревку, не задевая ее; развивать ловкость, внимание; действовать по сигналу; воспитывать взаимовыручку, товарищество.
«Пробеги тихо»
Цель: воспитывать выдержку, терпение, умение передвигаться бесшумно.
«Самолеты»
Цель: формировать умение двигаться в разных направлениях не наталкиваясь друг на друга; приучать действовать по сигналу.
«Найди свой домик»
Цель: формировать умение действовать по сигналу, ориентироваться в пространстве; развивать ловкость, внимание, умение двигаться в разных направлениях.
«Кролики»
Цель: формировать умение прыгать на двух ногах продвигаясь вперед; развивать ловкость, смекалку, уверенность.
«Пузырь»
Цель: научить детей образовывать круг, меняя его размер в зависимости от игровых действий; формировать умение согласовывать действия с произносимыми словами.
«Где звенит колокольчик?»
Цель: развивать глазомер, слуховую ориентацию, умение ориентироваться в пространстве.
«Цветные автомобили»
Цель: закреплять знание цвета, совершенствовать ориентировку в пространстве, развивать реакцию
«Где постучали?»
Цель: закреплять умение ориентироваться в пространстве, соблюдать правила игры.
«Кот и мыши»
Цель: совершенствовать умение ориентироваться в пространстве, избегать столкновений; двигаться в общей игровой ситуации.
«У медведя во бору»
Цель: закреплять умение двигаться врассыпную, имитировать игровые движения, двигаться в соответствии с текстом.
Ход игры: дети располагаются на одной стороне зала, а водящий на другой. Игроки двигаются к спящему медведю со словами:
У медведя во бору
Грибы-ягоды беру.
А медведь не спит
И на нас рычит.
Медведь с рычанием пытается поймать детей, те убегают. Поймав кого-либо, отводит к себе. Игра повторяется.
«Мышеловка»
Цель: развивать быстроту, ловкость, внимание; учить согласовывать слова с игровыми действиями.
«Лохматый пес»
Цель: совершенствовать умение двигаться врассыпную, двигаться в соответствии с текстом, развивать ориентировку в пространстве, ловкость.
«Береги предмет»
Цель: приучать детей действовать по сигналу; развивать ловкость, выдержку, глазомер.
«Автомобили»
Цель: развивать ловкость и быстроту; закреплять умение передвигаться по площадке врассыпную.
«Мы веселые ребята»
Цель: развивать ловкость, увертливость; совершенствовать умение соблюдать правила игры.
«Найди себе пару»
Цель: развивать ловкость, умение избегать столкновений, действовать по сигналу быстро.
«Удочка»
Цель: развивать ловкость, внимание, быстроту реакции.
«Не попадись»
Цель: развивать ловкость, быстроту; играть, соблюдая правила; совершенствовать прыжки на двух ногах.
«Пожарные на учении»
Цель: закреплять умение влезания на гимнастические стенки, развивать ловкость, быстроту; совершенствовать умение действовать по сигналу.
«Не оставайся на полу»
Цель: развивать ловкость, быстроту, увертливость; играть, соблюдая правила.
«Ловишки с ленточками»
Цель: развивать быстроту, ловкость, глазомер; совершенствовать ориентировку в пространстве, бег врассыпную.
«Лиса и куры»
Цель: развивать ловкость, быстроту реакции, учить действовать по сигналу, развивать ориентировку в пространстве.
«Ловишки»
Развивать увертливость, ловкость, быстроту.
«Два мороза»
Цель: развивать быстроту реакции, ловкость; закреплять умение согласовывать игровые действия со словами.
«Сети»
Цель: развивать ловкость, смекалку, ориентировку в пространстве, умение соблюдать правила игры.
«Гуси-лебеди»
Цель: развивать ловкость, быстроту реакции; закреплять умение выполнять действия взятой на себя роли; согласовывать слова с игровыми действиями.
«Воздушный футбол»
Цель: совершенствовать ловкость, силу, смекалку; развивать координацию движений.
«Летает, не летает»
Цель: закреплять знания детей о летающих и не летающих объектах; воспитывать выдержку, терпение.
«Море волнуется»
Цель: дать знания о различных пароходах, старинных парусниках, предметах такелажа.
«Почта»
Цель: развивать игровую фантазию, умение соблюдать правила игры.
«У Мазая»
Цель: совершенствовать согласованность движений.
«Птицелов»
Цель: учить различать и имитировать крики различных птиц; развивать умение ориентироваться с закрытыми глазами.
«Четыре стихии»
Цель: развивать внимание, память, ловкость.
«Черный, белый не берите, «Да» и «Нет» не говорите»
Цель: развивать внимательность, умение следить за своими ответами в ходе игры, закреплять знания об окружающем.
«Краски»
Цель: закреплять знание цвета и оттенков; совершенствовать навыки основных движений.
«Цветы»
Цель: закреплять знания о цветах (или каких-либо других предметах, например, спортивный инвентарь, совершенствовать реакцию, скоростные качества.
«Подбери пару»
Цель: развивать логическое мышление, учить играть коллективом.
«Снежный ком»
Цель: учить формировать последовательность в словах, запоминать предыдущие слова, согласовывать движения со словами.
«Запретный номер»
Цель: способствовать развитию внимания.
«Слушай команду»
Цель: способствовать развитию внимания, совершенствовать умение самостоятельно организовываться, успокаиваться.
«Противоположное слово»
Цель: учить детей обосновывать свое решение, подбирать слова, противоположные указанному.
«Угадай слово»
Цель: совершенствовать умение соблюдать правила игры, развивать навык классификации, выделение наиболее значимых признаков.
«Птицы»
Цель: закрепить знания детей о различных птицах; совершенствовать умение соблюдать правила игры.
«Ловля рыб»
Цель: закреплять знания детей о различных видах рыб, совершенствовать умение действовать по правилам.
«Винт»
Цель: развивать творческую фантазию, воображение, пластику движения.
«Шалтай – болтай»
Цель: развивать творческую фантазию, умение вживаться в образ, передовая характерные движения, выполнять движения одновременно с текстом.
«Факиры»
Цель: тренировать отдельные группы мышц, развивать умение передавать характерные признаки образа.
Под соответствующую музыку у детей «оживают» сначала кисти, затем поднимаются руки и голова, корпус вытягивается вперед-вверх.
ЛИТЕРАТУРА
1. Агапова И. А. Подвижные игры для дошкольников/И. А. Агапова, М. А. Давыдова. – М. : АРКТИ, 2008.
2. Горохова М. Ю. Развитие активности и самостоятельности детей дошкольного возраста.
3. Громова О. Е. Спортивные игры для детей. – М. : ТЦ Сфера, 2009.
4. Пензулаева Л. И. Подвижные игры и игровые упражнения для детей 3-5 лет/Л. И. Пензулаева. – М. : Владос, 2003.
5. Степаненкова Э. Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка : Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – 2-е изд., испр. – М. : Издательский центр «Академия», 2006.
6. Конторович М., Михайлова Л. Подвижные игры в детском саду. Педагогика (дошкольная, школьная, общая)