Цезалия Викторовна Щадина
Роль семьи и специалистов в адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья в начальной школе
▼ Скачать + Заказать документы
Вот и наступила долгожданная осенняя пора! Ура! 1 сентября! Мы идём в школу!
Как же радостно и тревожно ждут наступления этого момента и дети и взрослые!
Дети ждут стрепетом и восторгом в ожидании чего-то нового, замечательного и волшебного! Родители радуются новой ступени в жизни своего ребёнка, тревожатся и переживают: как всё будет! И не зря…
Период адаптации почти для любого человека несёт в себе некоторый дискомфорт. А если мы говорим о детях с ограниченными возможностями здоровья, то необходимо помнить, что этот период в жизни детей очень тяжёлый. Естественная тревога перед ожиданием неизвестности, новая система жизни, новая социальная роль ученика., многочисленные впечатления и незнакомое окружение, правила, которые необходимо выполнять правильно… Всё слушать, видеть, понимать и запоминать. Какая это огромная нагрузка!
Публикация «Роль семьи и специалистов в адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья в начальной школе» размещена в разделах
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Адаптация и дезадаптация школьников
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Начальная школа. 1-4 классы
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция август 2022
Для того, чтобы адаптация ребёнка прошла наиболее безболезненно, необходима специальная организованная работа. Она заключается в подготовке:
- родителей будущего ученика и уже первоклассника;
- самого ребёнка;
- условий для образовательного процесса, адаптированного для каждого ученика с ограниченными возможностями здоровья;
- учителя, компетентного в вопросах взаимодействия и работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Кроме этого, необходимо обеспечение компетентными специалистами, сопровождающими детей и их родителей на протяжении всего образовательного процесса, который происходит и в школе, и дома.
Одной из проблем обучения и развития детей с ОВЗ остается проблема оптимизации психокоррекционной помощи им на первоначальной стадии школьного образования. Освоение учебной деятельности в связи с несформированностью многих психических функций относительно возрастной нормы, из-за отставания в развитии базовых сфер психики, связанных с процессом непосредственного познания — сенсорной, моторной и речевой, когнитивной, существенно препятствует процессу обучения детей с ОВЗ.
«Семья — это та среда, где человек должен учиться творить добро» - слова В. А. Сухомлинского. То, на сколько и как родители сами готовы к обучению их ребёнка в школе, определяет будущие успехи первоклассника. Задача родителей заключается не только приобрести все необходимые школьные принадлежности, портфель и форму для ребёнка, но и настроить его эмоционально, чтобы начало учебной жизни не обернулось для первоклашки огромным разочарованием. Своевременная, систематическая, хорошо продуманная подготовка к учебным занятиям поможет семье преодолеть те трудности, которые ждут ребенка в школе. Обучение в школе предполагает не только наличие у ребёнка определённых знаний и умений, таких, как чтение, письмо и счёт, но и психологическая готовность к школе, которая может быть успешной в том случае, когда семья с самых первых лет жизни ребенка заботится не только о физическом развитии и здоровье ребёнка, но и о воспитании в нем доброжелательности, трудолюбия, дисциплинированности, организованности, самостоятельности, ответственного отношения к выполнению заданий и доведения их до конца.
Для того, чтобы и детям, и родителям легче пройти этот период, необходимо:
- обеспечить доброжелательную, тёплую атмосфера в кругу семьи;
- установить режим дня, который будет отвечать требования школы и семьи;
- определить обязанности каждого члена семьи;
- самими родителями давать объективную оценку возможностей и способностей ребёнка;
- неукоснительно и чётко выполнять домашние задания ребёнком (за исключением периодов, когда ребёнок болен и не может их выполнить, оказывать необходимую, адекватную помощь в этом родителями, т. е. то, что ребёнок может сделать самостоятельно, пусть делает сам, а то, в чём необходимо участие взрослого — обязательное его включение (объяснение, уточнение, показ образца или способа действий).
Особенно трудно приходится детям, которые не ходили в детский сад. И детям, и родителя приходится кардинально менять свой образ жизни. Это и вовремя ложиться спать, и рано вставать, подстраивать свой режим, согласно требованиям школы, делать уроки и успевать гулять на свежем воздухе. И при этом находиться в состоянии эмоционального благополучия. Но чтобы всё было хотя бы приближено к «красивой картинке», надо потрудиться заранее. Т. е., уже в августе «настраиваться» на нужный режим сна и бодрствования, распределять и выполнять определённые обязанности, которые предполагают само дисциплинированность, ответственность, создание необходимых комфортных условий, мотивации и настроя для предстоящей учёбы. Это касается и детей, и взрослых.
С какими трудностями чаще всего сталкиваются семьи первоклашек?
- Ребёнок не готов психологически к школьному обучению. У него недостаточно сформированы усидчивость, психические процессы (внимание, память, мышление, воображение, связная речь, а также, зачастую, рука ребёнка не готова к письму. Плохо подготовленный к школе ребенок, часто мало инициативен, тяготеет к шаблонным действиям и решениям, не стремится к творчеству, его затрудняет общение со взрослыми и сверстниками по поводу учебных задач, отсутствует интерес к познанию. Возможны появления комплексов (неуспешность, застенчивость и т. д.). Это мешает ребёнку сосредоточиться на уроке, объяснениях учителя, и он часто отвлекается, теряет нить объяснения, не может включиться в общий режим работы класса. Одним из условий успешного обучения ребенка в школе также является наличие у него соответствующих мотивов обучения, отношение к нему как к важному, значимому делу, стремление и интерес к приобретению знаний. Познавательный интерес к любому объекту и явлению развивается в процессе активной деятельности самих детей, тогда дети приобретают необходимый опыт, представления. Наличие опыта, представлений, способствует у детей возникновению желания познания. Предпосылками возникновения этих мотивов служит, с одной стороны, формирующееся к концу дошкольного детства общее желание детей поступить в школу, приобрести почетное в глазах ребенка положение школьника и, с другой стороны, развитие любознательности, умственной активности, обнаруживающийся в живом интересе к окружающему, в стремлении узнавать новое. Наличие достаточно сильных и устойчивых мотивов учения может побудить ребенка к систематическому и добросовестному выполнению обязанностей, связанных со школой, в этом и заключается основная работа родителей. И, конечно же, соблюдение режима дня, качественное питание, прогулки на свежем воздухе, отдых и игры, которые все ещё являются необходимой частью жизни ребёнка.
Кроме неустанной и постоянной деятельности родителей, для наиболее комфортной адаптации ребёнка к школе, требуется скоординированная работа специалистов, рекомендованных ПМПк ребенку с ограниченными возможностями здоровья. Каждый специалист психолого-медико-педагогической системы сопровождения ребенка в условиях образовательного учреждения, ориентируясь на решение вопросов в сфере своей компетенции, должен вносить собственный вклад с пониманием - одну из составных частей целостной картины квалификации состояния и развития ребенка, а также прогноз его возможностей в плане дальнейшего воспитания и обучения, учитывая оценку «позитивного здоровья», социально-гигиенических требований и условий, окружающих ребенка. На психолога в структуре деятельности школьного консилиума ложится установление уровня и особенностей актуального психического развития ребенка, в том числе и интеллектуального, выявление особенностей эмоционально-волевой сферы, личностных характеристик ребенка, особенностей его межличностных взаимодействий со сверстниками, родителями и другими взрослыми. Наиболее важной характеристикой, которая должна быть выявлена психологом, является оценка возможностей овладения ребенком соответствующими программами развития и обучения (дошкольной, школьной, любой другой образовательной). особенности межличностных взаимодействий ребёнка со сверстниками, родителями и другими взрослыми, а так же пути и средства коррекционно - развивающей работы с ребенком, прогноза его развития и возможностей обучения на основе выявленных особенностей развития (несформированности или нарушений в когнитивной, моторной, эмоционально-личностной и/или поведенческой сферах как школьного компонента, так и внеурочной жизни ребёнка. Квалификация такого наиважнейшего компонента психического развития, как речевое развитие, возлагается на учителя-логопеда, который совместно с учителем-дефектологом (или педагогом класса) определяет адекватные возможности ребенка условия и форму обучения, разрабатывает индивидуальную программу для каждого ребёнка. Сформированность определенных образовательных навыков и умений и соответствие их условно - нормативным показателям, а также особенности сформированности этих умений и навыков диагностируются педагогом, а в сложных случаях — учителем-дефектологом. Социальная ситуация развития, среда, в которой находится ребенок вне образовательного учреждения, особенности социального статуса семьи оцениваются социальным педагогом или социальным работником школы. Деятельность всех специалистов должна протекать взаимосвязано, в одном направлении, совместно с родителями и их запросом. Учитывая все особенности, возможности и потребности ребёнка, общими усилиями, возможно обеспечить адаптацию детей с ограниченными возможностями здоровья к школе более мягкой и менее болезненной. Всего Вам доброго!
Список литературы:
1. Справочник для практического психолога образовательного учреждения по проблемам готовности ребенка к обучению в школе // Серия «Готовность ребенка к школе» / Отв. ред. Курнешова Л. Е. — М. : Центр инноваций в педагогике, 1998.
2. Как сформировать готовность к школьному обучению в условиях семьи? Чему необходимо научить ребенка? Что такое готовность к школе? (Рекомендации для родителей) // Серия: «Готовность ребенка к школе» / Отв. ред. Курнешова Л. Е. — М. : Центр инноваций в педагогике, 1998.