Елена Богатырева
Роль семьи в формировании готовности ребёнка к школьному обучению в свете требований ФГОС
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребёнка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. Закладывается фундамент здоровья. Дошкольное детство – время первоначального становления личности, формирования основ самосознания и индивидуальности ребёнка.
Публикация «Роль семьи в формировании готовности ребёнка к школьному обучению в свете требований ФГОС » размещена в разделах
Современный ребёнок – это житель двадцать первого века, на которого оказывают влияние все признаки настоящего времени, это маленький гражданин, осознающий себя в современном пространстве страны и города. Он любит свою родину, свою семью, своих сверстников и друзей. Жизнь сегодняшних детей очень сильно изменилась и тесно связана с возможностями родителей. Они быстрее, чем взрослые, успевают освоить
мобильный телефон и компьютер, телевизор и магнитофон. Они слушают и смотрят с родителями одни и те же песни и телепередачи; ходят вместе с семьёй в кафе, выезжают за границу на отдых, путешествуют; ориентируются в марках автомобилей, в рекламе. Они многим интересуются и о многом рассуждают.
Согласно введённым государственным стандартам каждый ребёнок имеет полноценное право проживания всех этапов дошкольного детства, амплификации (обогащения) его развития, сохранения уникальности и самоценности дошкольного детства как важного этапа в общем развитии человека. Поэтому мы, педагоги, основываясь на принципах государственных стандартов, должны создать все условия для формирования познавательных интересов и действий ребёнка через его включение в различные виды деятельности, благоприятную социальную ситуацию развития каждого ребёнка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями. А также мы должны оказывать содействие в развитии детей и их взаимодействии с людьми, культурой и окружающим миром в постоянном сотрудничестве с родителями или законными представителями дошкольников.
Также ФГОС ДО призваны решить задачи по формированию общей культуры воспитанников, развития их нравственных, интеллектуальных, физических, эстетических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности, формирования предпосылок учебной деятельности, сохранения и поддержки индивидуальности ребёнка, развития индивидуальных способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с людьми, миром и самим собой.
Психологическая подготовка ребёнка к обучению в школе является важным шагом образовательной деятельности дошкольника в детском саду и семье. Её содержание определяется системой требований, которые современная школа предъявляет к ребёнку. Эти требования заключаются в необходимости ответственного отношения к школе и учёбе, произвольного управления своим поведением, выполнения умственной работы, обеспечивающей сознательное усвоение знаний, установления со взрослыми и сверстниками взаимоотношений, определяемых совместной деятельностью.
Обращение к теоретической литературе, трудам известных педагогов, таких как Л. А. Венгер, Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, Д. Б. Эльконин, позволяет выделить критерии или показатели готовности ребёнка к поступлению в школу. Готовым к школьному обучению можно считать ребёнка с достаточно высоким уровнем развития физической, психологической, нравственной и мыслительной деятельности. В этих видах деятельности собираются все достижения дошкольника : состояние его моторики, восприятия, мышления, памяти, внимания, воли. Говоря о физической готовности, мы имеем в виду биологическую зрелость ребёнка, необходимую для начала школьного обучения. В понятие эмоционально-волевой готовности к школе входят : желание ребёнка учиться, умение преодолевать препятствия, управлять своим поведением; правильное отношение ребёнка к взрослым и товарищам; сформированность таких качеств, как трудолюбие, самостоятельность, усидчивость, настойчивость. Установлено, что не все дети, идущие в школу, обладают всеми необходимыми качествами, т. е. не готовы к школьному обучению.
Возрастные психологические особенности формируются, прежде всего, под влиянием условий жизни и целенаправленного воспитания. От того, как родители (законные представители) воспитывали ребёнка до школы, как готовили его к новому жизненному этапу, зависит и его всестороннее развитие. Положительное отношение к школе, учению, успехи ребёнка, его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками также зависят от предшествующей подготовки.
Семья – это первая ступень в жизни человека. Она с раннего возраста направляет его сознание, волю, чувства. От того, каковы семейные традиции, какое место занимает в семье ребёнок, какова по отношению к нему воспитательная линия членов семьи, зависит многое в дальнейшей жизнедеятельности будущего гражданина своей страны.
Под руководством родителей (законных представителей) дети приобретают свой первый жизненный опыт, элементарные знания об окружающей действительности, умения и навыки жизни в обществе. Сила влияния семьи в том, что оно осуществляется постоянно, длительное время и в самых различных ситуациях и условиях. Очень часто школьные неудачи детей, их трудное вхождение в коллектив, неумение и нежелание учиться – результат родительских ошибок, тех отношений, которые царят в семье, тех жизненных ориентаций, которые в ней приняты.
Обучение в школе может быть успешным в том случае, когда семья с первых лет жизни ребёнка заботится не только о его физическом развитии, но и о том, чтобы воспитать в нём трудолюбие, дисциплинированность, организованность, самостоятельность, ответственное отношение к порученному делу. Родители (законные представители) прилагают большие усилия, чтобы научить детей читать, считать, писать, думая, что это и есть подготовка к школе, но ребёнок должен обладать ещё и определённым уровнем развития.
Все дети от природы очень любознательны. Поэтому родители обязательно должны рассказывать своему ребёнку обо всём, что его интересует, читать с ним книги, объяснять ему различные явления природы, обучать мыслить и т. п. Всё это способствует расширению кругозора, развитию любознательности, формированию познавательных интересов. Важно не количество времени, уделяемого взрослыми общению со своими детьми, а качество этого общения, смысловое содержание бесед между взрослыми членами семьи и детьми, в которых ребёнок сможет высказывать свои мысли, выстраивать свои умозаключения, то есть он научится мыслить по-своему, а не по навязанному ему мнению родителей.
Работа по развитию мышления должна проводиться, начиная с четырёхлетнего возраста, а не только на протяжении всего последнего предшкольного года. В процессе такой работы ребёнок должен научиться мыслить, сравнивая модели, выражающие замысел и конечный продукт, выяснять причину, по которой они не совпали. В результате, с одной стороны, развитие образного мышления ребёнка сочетается с овладением им
элементами логически-обоснованных рассуждений, а с другой стороны, ребёнок начинает осознавать смысл поставленных перед ним учебных задач. Развитие мышления можно стимулировать при помощи различно поставленных вопросов. В разговоре с дошкольником о предмете можно выяснить: что это за предмет? зачем он нужен? каковы его признаки – форма, размер, цвет; каков он на ощупь, на вкус? имеет ли запах? из чего сделан? и т. д. Необходимо выработать у ребёнка общие способы познавательной деятельности: умение анализировать, сравнивать, обобщать, а также позаботиться о том, чтобы у него сложилась потребность получать новые знания, овладевать умением мыслить. Родителям (законным представителям) нужно стараться создавать как можно больше ситуаций, требующих действий в уме. В этом плане могут быть полезны разные настольные игры – в шашки, шахматы, домино и другие. Не подходят только те, где выигрыш зависит от случая.
Таким образом, родители (законные представители) должны понимать, что основное значение в подготовке ребёнка к школе, умения самостоятельно мыслить имеет его собственная деятельность. Игры, рисование, конструирование, собственный опыт – вот основа развития личности ребёнка. Поэтому роль семьи в подготовке его к школе не может сводиться только к словесным указаниям по тому или иному поводу. Взрослые должны организовывать занятия, игры, посильный труд ребёнка, руководить ими и при этом не забывать о поощрении.
Вместе с тем подчеркнём, что семья в оторванности от дошкольного учреждения не может обеспечить комплексную подготовку своего ребёнка к школьному обучению.
Педагоги дошкольных образовательных организаций в своей работе должны опираться на помощь семьи, а родители – согласовывать свои действия с работой дошкольного учреждения, с целью достижения общего результата – полноценной подготовки ребёнка к обучению в школе, которая возможна только в единстве и сотрудничестве детской образовательной организации и семьи.