Светлана Дятчина
Роль экспериментирования в работе с детьми в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Роль экспериментирования в работе с детьми в ДОУ
С момента своего рождения ребенок стремится исследовать окружаюший мир.
Особенно ярко познавательные наклонности проявляются у дошкольников.
Китайская пословица гласит: «Расскажи — и я забуду, покажи — и я запомню, дай попробовать, и я пойму». Именно поэтому дети запоминают лучше и надолго, когда сами увидят, потрогают и сделают. Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного детства.
Публикация «Роль экспериментирования в работе с детьми в ДОУ» размещена в разделах
Так Л. С. Выготский неоднократно говорил, что в дошкольном возрасте экспериментирование является ведущим, а в первые три года - практически единственным способом познания мира, уходя своими корнями в манипулирование предметами.
Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.
В ДОУ можно проводить интересные, занимательные и простые опыты, не требующие специального оборудования и дорогих материалов. Такие эксперименты напоминают фокусы в цирке: они захватывающие, интересные, а самое главное дети их проделывают сами.
Это позволяет дошкольникам научиться логически мыслить, анализировать и делать выводы, а также развивают детскую любознательность и пытливость ума.
Современному обществу нужны образованные, грамотные и предприимчивые люди, отличающиеся мобильностью, конструктивностью мышления, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия. Поэтому с особой остротой встает вопрос о развитии у детей положительного отношения к познанию. Один из возможных путей – создание условий для детского экспериментирования, где каждый ребенок может найти себе дело по силам, интересам и способностям.
В современной, стремительно изменяющейся жизни дошкольникам необходимо не только знать, но и в первую очередь уметь добывать нужные знания самостоятельно и уметь оперировать имеющимся багажом сведений, быть творческим и думающим самостоятельно.
Исследования психологов указывают на то, что дети значительно лучше ощущают, запоминают, осмысливают, понимают, усваивают, закрепляют изучаемый материал, если в процессе познания участвует больше органов чувств одновременно.
Современный ребенок — это активный участник образовательного процесса, у которого качественно и быстро развиваются способности к познанию,
Практика работы с детьми показывает, что они очень любят исследовать. В процессе экспериментирования дошкольники учатся ставить цель, решать проблемы и проверять их опытным путем, делать выводы. Большую радость, удивление и даже восторг они испытывают от своих маленьких и больших “открытий”, которые вызывают у детей чувство удовлетворения от проделанной работы
Проводя эксперимент, дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность и получить ответы, на интересующие его вопросы (Почему? Зачем? Как? Что будет, если, почувствовать себя ученым, исследователем, первооткрывателем.
Поэтому, организуя экспериментальную деятельность детей, педагоги должны:
• Вызвать интерес к поисковой деятельности.
• Учить детей видеть и выделять проблему эксперимента.
• Принимать и ставить перед собой цель эксперимента.
• Отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности.
• Способности опытным путем находить ответ.
В работе по экспериментированию с дошкольниками необходимо учитывать следующие моменты:
• Все предлагаемые мероприятия должны быть эмоционально окрашены, вызвать у детей положительные эмоции и желание действовать.
• Для детей дошкольного возраста актуален принцип повтора, поэтому ко многим мероприятиям можно и нужно возвращаться в процессе работы, даже вводить их в ранг традиционных.
За один раз можно рассмотреть одно из свойств в разных его сочетаниях или один предмет с разными свойствами. Поэтому педагог сам отбирает содержание для выполнения следующих задач:
Для детей 2-3 лет:
Развивать чувственный аппарат (обоняние, осязание, слух, зрение, вкус). Развивать память, внимание, мышление, речь. Способствовать развитию интеллектуальных способностей: наблюдательность, сравнение, отличия, познания причины и т. д.
Для детей 3-5 лет:
Продолжать развивать интеллектуальные способности, прогнозирование, планирование, построение гипотезы. Развивать познавательную активность.
Для детей 5-7 лет:
Развивать самостоятельность детей в постановке целей, прогнозирование событий, принимаемых действий. Поощрять оригинальность и выразительность решений.
Структура детского экспериментирования предполагает следующее:
• Проблемная ситуация
• Целеполагание (что нужно сделать)
• Выдвижение гипотез (как, с помощью чего, что получается)
• Проверка предположения (отбор нужных средств, реализация в действии)
• Подтвердилось / не подтвердилось
• Формулирование выводов
• Возникновение новой гипотезы (как получилось, предположений
• Реализация в действии
• Формулирование выводов (как получилось)
В группах создаются лаборатории – место, где дети самостоятельно занимаются исследовательской деятельностью. Все оборудование для проведения опытов должно быть безопасно. Предметы, которыми пользуются дети: предметы разной фактуры, дерево, металл, бумага, ткань, сыпучие вещества, воронка, вода, песок, железные шарики разных размеров, стаканчики, магниты, нитки и т. д.
Непосредственный контакт ребенка с предметами или материалами, элементарные опыты с ними позволяют познать их свойства, качества, возможности, пробуждают любознательность, желание узнать больше, обогащают яркими образами окружающего мира. В ходе опытной деятельности дошкольник учится наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно – следственную связь, соблюдать правила безопасности.
Воспитатель имеет предметы, которыми пользуется сам при проведении сложных опытов: пробирки, спиртовка, стекло. Он собирает интересные сведения, загадки, ситуации, которые может предложить детям в тот или иной момент. Содержание опытов должно быть интересным детям, доступным возрасту.
Результативностью детского экспериментирования является следующее :
Ребенок, почувствовавший себя исследователем, овладевший искусством эксперимента, побеждает нерешительность и неуверенность в себе. У него просыпаются инициатива, способность преодолевать трудности, переживать неудачи и достигать успеха, умение оценивать и восхищаться достижением товарища и готовность прийти ему на помощь. Опыт собственных открытий — одна из лучших школ характера.
В ходе работы в специально подготовленной среде, дети:
• Проявляют активный интерес к предметам и явлениям, лежащим за пределами конкретной ситуации;
• Задают вопросы: почему? Зачем? Как?;
• Стремятся объяснить факты, связи, используя в речи обороты «потому что…»;
• Проявляют интерес к познавательной литературе;
• Умеют выражать свои мысли, формулировать представления об окружающем мире, событиях;
• Пробуют самостоятельно составлять схемы и зарисовывать опыты;
• Применяют свои знания в жизни.
Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьей и полного взаимопонимания между родителями и педагогом.
Опыт показал, что экспериментальная деятельность вовлекает, «притягивает» к себе не только дошкольников, но и их родителей. С этой целью можно проводить родительские собрания, консультации, на которых пытаться объяснить, родителям, что главное – дать ребёнку импульс к самостоятельному поиску новых знаний, что не надо делать за ребёнка его работу. Объяснять, что пусть его первые итоги в экспериментировании будут примитивными и невыразительными, важны не они, а сам опыт самостоятельного поиска истины.
Анализируя всё вышесказанное можно сделать вывод, о том, что специально организованная исследовательская деятельность позволяет воспитанникам самим добывать информацию об изучаемых объектах или явлениях, а педагогу сделать процесс обучения максимально эффективным и более полно удовлетворяющим естественную любознательность дошкольников, развивая их познавательную активность.
Таким образом, опираясь на свой опыт, делаю вывод о том, что исследовательская деятельность учит самостоятельному поиску, открытию и усвоению нового, способствует творческому развитию личности.