МААМ-картинки

Роль экспериментирования в работе с детьми в ДОУ (5 фото)

Светлана Дятчина
Роль экспериментирования в работе с детьми в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы

Роль экспериментирования в работе с детьми в ДОУ

С момента своего рождения ребенок стремится исследовать окружаюший мир.

Особенно ярко познавательные наклонности проявляются у дошкольников.

Китайская пословица гласит: «Расскажи — и я забуду, покажи — и я запомню, дай попробовать, и я пойму». Именно поэтому дети запоминают лучше и надолго, когда сами увидят, потрогают и сделают. Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного детства.

Публикация «Роль экспериментирования в работе с детьми в ДОУ» размещена в разделах

Так Л. С. Выготский неоднократно говорил, что в дошкольном возрасте экспериментирование является ведущим, а в первые три года - практически единственным способом познания мира, уходя своими корнями в манипулирование предметами.

Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.

В ДОУ можно проводить интересные, занимательные и простые опыты, не требующие специального оборудования и дорогих материалов. Такие эксперименты напоминают фокусы в цирке: они захватывающие, интересные, а самое главное дети их проделывают сами.

Это позволяет дошкольникам научиться логически мыслить, анализировать и делать выводы, а также развивают детскую любознательность и пытливость ума.

Современному обществу нужны образованные, грамотные и предприимчивые люди, отличающиеся мобильностью, конструктивностью мышления, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия. Поэтому с особой остротой встает вопрос о развитии у детей положительного отношения к познанию. Один из возможных путей – создание условий для детского экспериментирования, где каждый ребенок может найти себе дело по силам, интересам и способностям.

В современной, стремительно изменяющейся жизни дошкольникам необходимо не только знать, но и в первую очередь уметь добывать нужные знания самостоятельно и уметь оперировать имеющимся багажом сведений, быть творческим и думающим самостоятельно.

Исследования психологов указывают на то, что дети значительно лучше ощущают, запоминают, осмысливают, понимают, усваивают, закрепляют изучаемый материал, если в процессе познания участвует больше органов чувств одновременно.

Современный ребенок — это активный участник образовательного процесса, у которого качественно и быстро развиваются способности к познанию,

Практика работы с детьми показывает, что они очень любят исследовать. В процессе экспериментирования дошкольники учатся ставить цель, решать проблемы и проверять их опытным путем, делать выводы. Большую радость, удивление и даже восторг они испытывают от своих маленьких и больших “открытий”, которые вызывают у детей чувство удовлетворения от проделанной работы

Проводя эксперимент, дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность и получить ответы, на интересующие его вопросы (Почему? Зачем? Как? Что будет, если, почувствовать себя ученым, исследователем, первооткрывателем.

Поэтому, организуя экспериментальную деятельность детей, педагоги должны:

• Вызвать интерес к поисковой деятельности.

• Учить детей видеть и выделять проблему эксперимента.

• Принимать и ставить перед собой цель эксперимента.

• Отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности.

• Способности опытным путем находить ответ.

В работе по экспериментированию с дошкольниками необходимо учитывать следующие моменты:

• Все предлагаемые мероприятия должны быть эмоционально окрашены, вызвать у детей положительные эмоции и желание действовать.

• Для детей дошкольного возраста актуален принцип повтора, поэтому ко многим мероприятиям можно и нужно возвращаться в процессе работы, даже вводить их в ранг традиционных.

За один раз можно рассмотреть одно из свойств в разных его сочетаниях или один предмет с разными свойствами. Поэтому педагог сам отбирает содержание для выполнения следующих задач:

Для детей 2-3 лет:

Развивать чувственный аппарат (обоняние, осязание, слух, зрение, вкус). Развивать память, внимание, мышление, речь. Способствовать развитию интеллектуальных способностей: наблюдательность, сравнение, отличия, познания причины и т. д.

Для детей 3-5 лет:

Продолжать развивать интеллектуальные способности, прогнозирование, планирование, построение гипотезы. Развивать познавательную активность.

Для детей 5-7 лет:

Развивать самостоятельность детей в постановке целей, прогнозирование событий, принимаемых действий. Поощрять оригинальность и выразительность решений.

Структура детского экспериментирования предполагает следующее:

• Проблемная ситуация

• Целеполагание (что нужно сделать)

• Выдвижение гипотез (как, с помощью чего, что получается)

• Проверка предположения (отбор нужных средств, реализация в действии)

• Подтвердилось / не подтвердилось

• Формулирование выводов

• Возникновение новой гипотезы (как получилось, предположений

• Реализация в действии

• Формулирование выводов (как получилось)

В группах создаются лаборатории – место, где дети самостоятельно занимаются исследовательской деятельностью. Все оборудование для проведения опытов должно быть безопасно. Предметы, которыми пользуются дети: предметы разной фактуры, дерево, металл, бумага, ткань, сыпучие вещества, воронка, вода, песок, железные шарики разных размеров, стаканчики, магниты, нитки и т. д.

Роль экспериментирования в работе с детьми в ДОУ

Непосредственный контакт ребенка с предметами или материалами, элементарные опыты с ними позволяют познать их свойства, качества, возможности, пробуждают любознательность, желание узнать больше, обогащают яркими образами окружающего мира. В ходе опытной деятельности дошкольник учится наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно – следственную связь, соблюдать правила безопасности.

Воспитатель имеет предметы, которыми пользуется сам при проведении сложных опытов: пробирки, спиртовка, стекло. Он собирает интересные сведения, загадки, ситуации, которые может предложить детям в тот или иной момент. Содержание опытов должно быть интересным детям, доступным возрасту.

Роль экспериментирования в работе с детьми в ДОУ С момента своего рождения ребенок стремится исследовать окружаюший мир Особенно ярко познавательные наклонности проявляются у дошкольников Китайская пословица гласит Расскажи и я забуду покажи и я запомню дай попробовать и я пойму Именно поэтому дети запоминают лучше и надолго когда сами увидят потрогают и сделают

Результативностью детского экспериментирования является следующее :

Ребенок, почувствовавший себя исследователем, овладевший искусством эксперимента, побеждает нерешительность и неуверенность в себе. У него просыпаются инициатива, способность преодолевать трудности, переживать неудачи и достигать успеха, умение оценивать и восхищаться достижением товарища и готовность прийти ему на помощь. Опыт собственных открытий — одна из лучших школ характера.

В ходе работы в специально подготовленной среде, дети:

• Проявляют активный интерес к предметам и явлениям, лежащим за пределами конкретной ситуации;

Задают вопросы: почему? Зачем? Как?;

• Стремятся объяснить факты, связи, используя в речи обороты «потому что…»;

• Проявляют интерес к познавательной литературе;

• Умеют выражать свои мысли, формулировать представления об окружающем мире, событиях;

• Пробуют самостоятельно составлять схемы и зарисовывать опыты;

• Применяют свои знания в жизни.

Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьей и полного взаимопонимания между родителями и педагогом.

Опыт показал, что экспериментальная деятельность вовлекает, «притягивает» к себе не только дошкольников, но и их родителей. С этой целью можно проводить родительские собрания, консультации, на которых пытаться объяснить, родителям, что главное – дать ребёнку импульс к самостоятельному поиску новых знаний, что не надо делать за ребёнка его работу. Объяснять, что пусть его первые итоги в экспериментировании будут примитивными и невыразительными, важны не они, а сам опыт самостоятельного поиска истины.

Анализируя всё вышесказанное можно сделать вывод, о том, что специально организованная исследовательская деятельность позволяет воспитанникам самим добывать информацию об изучаемых объектах или явлениях, а педагогу сделать процесс обучения максимально эффективным и более полно удовлетворяющим естественную любознательность дошкольников, развивая их познавательную активность.

Таким образом, опираясь на свой опыт, делаю вывод о том, что исследовательская деятельность учит самостоятельному поиску, открытию и усвоению нового, способствует творческому развитию личности.

Публикации по теме:

«Секреты тётушки Коробки». Конспект НОД с элементами экспериментирования с детьми младшей разновозрастной группы«Секреты тётушки Коробки». Конспект НОД с элементами экспериментирования с детьми младшей разновозрастной группы Интеграция образовательных областей. «Художественно-эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие»,.

Зрительная гимнастика в работе с детьми 5–7 лет Зрительная гимнастика для глаз 2 слайд Зрение - основной источник знаний о внешнем мире, поэтому глаза ребёнка заслуживают исключительного.

Фотоотчет о летней работе с детьмиФотоотчет о летней работе с детьми Спортивно – познавательная викторина «Путешествие по сказкам». Для детей закончился учебный год, впереди яркое всеми любимое лето. Но для.

Фотоотчёт НОД с детьми младшего дошкольного возраста по изодеятельности с элементами экспериментирования «Дождик»Фотоотчёт НОД с детьми младшего дошкольного возраста по изодеятельности с элементами экспериментирования «Дождик» Добрый день, уважаемые коллеги. Ко дню российской науки 8 февраля предлагаю вам фотоотчёт НОД с детьми младшего дошкольного возраста.

Использование средств театрализованной деятельности в работе с детьми. Отчет о проделанной работеИспользование средств театрализованной деятельности в работе с детьми. Отчет о проделанной работе «Театр - это волшебный край, в котором ребенок радуется, играя, а в игре он познает мир». С. И. Мерзлякова (из программы «Волшебный мир.

Консультация для педагогов «Роль иллюстрации в понимании детьми литературных произведений» Слайд 1. Роль иллюстрации в понимании детьми литературных произведений Слайд 2. Актуальность: С детской книгой малыш встречается уже в первые.

Консультация «Роль голоса в работе воспитателя» В совершенствовании профессиональной подготовки воспитателя детского сада важная роль отводится умению владеть своим голосом. Гибкий, послушный,.

Метод «Мандала» в работе с детьми ДОУМетод «Мандала» в работе с детьми ДОУ Мандала (Mandala) –в переводе с санскрита означает «круг, круглый, круговой, диск, колесо, кольцо, сфера, шар, орбита, страна, территория,.

Роль экспериментирования как познавательно-исследовательской деятельности в младшем возрастеРоль экспериментирования как познавательно-исследовательской деятельности в младшем возрасте Дошкольное детство – очень короткий отрезок в жизни человека, в этот период интенсивно идет развитие познавательной деятельности. Познавательная.

Эссе «Мой подход к работе с детьми» В настоящее время остро стоит проблема воспитания и обучения детей с ОВЗ, которые нуждаются в особом подходе. В основе моей работы лежит.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Роль экспериментирования в работе с детьми в ДОУ
Опубликовано: 22 января 2021 в 14:50
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Роль экспериментирования в работе с детьми в ДОУ» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Дятчина (УИ 160198) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД