Елена Сергеевна Васильева
Роль экспериментирования в экологическом воспитании ребёнка
▼ Скачать + Заказать документы
Роль экспериментирования в экологическом воспитании ребёнка
«Расскажи – и я забуду,
покажи – и я запомню,
дай попробовать – и я пойму».
(Китайская народная мудрость.)
Проблема экологического воспитания дошкольников стала особенно актуальной в наше время. Нужно ли именно в дошкольном возрасте начинать эту деятельность? Многие воспитатели считают, что это не основная задача дошкольной педагогике. Я же считаю, что это одно из важнейших направлений. В настоящее время очень остро встал вопрос о загрязнении окружающей среды. А следовательно все человечество должно позаботиться хотя бы о сохранении, не говоря уже о улучшении окружающей среды. И эта проблема всех людей, не зависимо от их возраста и профессии.
Публикация «Роль экспериментирования в экологическом воспитании ребёнка» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Именно дошкольный возраст является точкой отсчета экологического воспитания. А как же правильно ввести ребенка в этот мир природы, научить его наблюдать, заботится о природе.
Этому в большой мере способствует создание на территории дошкольного учреждения тематических площадок. Одним из таких объектов у нас в детском саду является "Экспериментальная лаборатория".
Экспериментируя - ребёнок познаёт мир. "Самое лучшее открытие — то, которое ребенок делает сам" Ральф У. Эмерсон. Экспериментирование помогает выработать у дошкольников самостоятельные исследовательские умения, учит собирать и обрабатывать различную информацию, развивает у ребенка творческие способности, логическое мышление. Дети получают реальные представления о различных сторонах живой и неживой природы, о взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.
Детское экспериментирование важно и для формирования самостоятельности, целеполагание, способности преобразовывать какие либо предметы и явления для достижения определенного результата.
Развивается и обогащается речь ребенка, так как ему необходимо давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы.
В процессе экспериментальной деятельности развивается эмоциональная сфера ребенка, творческие способности, формируются трудовые навыки.
При формировании основ естественнонаучных и экологических понятий экспериментирование можно рассматривать как метод, близкий к идеальному.
Знания, почерпнутые не из книг, а добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными. Дети с интересом наблюдали прорастание семян в различных грунтах (чернозём, глина, песок, камни, их рост и развитие. Наблюдали связь между освещённостью, поливом и ростом растений. Делали выводы о наиболее комфортных условия для развития растений.
Проводили опыты с водой, знакомясь с её свойствами, и множество других экспериментов.
В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя ученым, исследователем, первооткрывателем. Проводимые эксперименты с различными материалами и предметами (вода, снег, песок, стекло, воздух и т. п.) представляют ребенку возможность самому найти ответы на вопросы "как?" и "почему?". Знакомясь с доступными явлениями неживой природы, дошкольники учатся самостоятельно рассматривать различные явления и производить с ними простые преобразования.
Процесс познания –творческий процесс и задача воспитателя –поддержать и развивать в ребенке интерес к исследованиям, открытиям, создать для этого необходимые условия, оказать ему помощь в попытках установить простейшие закономерности, обратить внимание на объективные причины, связи и отношения явлений окружающего мира.
"Люди, научившиеся. наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошел. " К. Е. Тимиряз