Приложение МААМ

Конспект НОД «Русская тряпичная куколка простая, славила Россию игрушка удалая!»

Шишкина Валентина Вячеславовна
Конспект НОД «Русская тряпичная куколка простая, славила Россию игрушка удалая!»
▼ Скачать + Заказать документы

МБДОУ МО г. Краснодар

«Детский сад комбинированного вида № 85»

Тема: «Русская тряпичная куколка простая,

Славила Россию игрушка удалая!»

Группа: общеразвивающей направленности

полного дня пребывания в детском саду

(возраст 5-6 лет)

Группа №8

Воспитатель: Шишкина В. В.

2017 г.

Цель: формирование умения передавать личный опыт по изготовлению обереговых тряпичных кукол в формате «мастер-класс».

Задачи:

- образовательные:

-учить детей самостоятельно изготавливать кукол из ткани в традициях народного искусства;

Публикация «Конспект НОД „Русская тряпичная куколка простая, славила Россию игрушка удалая!“» размещена в разделах

-познакомить с использованием инструкционно-технологических карт при работе по изготовлению кукол;

-знакомить с народными традициями, в которых были задействованы тряпичные обереговые куклы;

-обогащать и активизировать словарь;

-развивающие:

-способствовать развитию мелкой моторики рук (заматывание, завязывание узлов, согласованности действий, ловкости;

-стимулировать развитие коммуникативных навыков;

-развивать творческое мышление, фантазию;

-развивать речь;

-воспитательные:

-воспитывать интерес к русской тряпичной кукле как виду народного художественного творчества;

-воспитывать уважение к истории;

-бережное отношение к игрушкам;

-желание трудиться, поддержать потребность в совместной познавательной и творческой деятельности;

Предварительная работа: знакомство с разновидностями тряпичных обереговых кукол; создание альбома «Вот она какая кукла удалая»;мини-музея; чтение русских народных сказок «Крупеничка», «Василиса Прекрасная»; совершенствование практических навыков работы с текстильными материалами; знакомство с инструкционно-технологическими картами; лепка кукол из глины; из соломы; беседы по теме; заучивание стихов, пословиц;

Материал: разные лоскутки ткани, нитки, тесьма;

Словарная работа: кукла обереговая тряпичная безликая; названия: Отдарок-на-подарок, Ангел, Колокольчик, Пеленашка, Куватка, День и Ночь

Ход НОД:

Iч. Организационно-мотивационная:

Добрый день и добрый час,

Мы очень рады видеть Вас!

Здравствуйте, ребята.

Здравствуйте, взрослые!

(дети встают в круг)

Соберёмся дети в круг.

Я твой друг, и ты- мой друг!

Вместе за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся!

Как приятно видеть гостей в нашей группе! (обращение к детям, приглашенным из соседней группы)

Ребята, а чем вы любите больше всего заниматься? (играть). Тогда отгадайте загадки:

Расскажу ей сказку -

Она закроет глазки,

Поиграем - будем спать,

Уложу ее в кровать.

(Кукла)

Что все это значит?

Дочка, а не плачет;

Спать уложишь - будет спать,

День, и два, и даже пять.

(Кукла)

У вас у всех есть куколки? А как вы думаете, у ваших прапрабабушек были такие же куклы?

(Давным- давно, в стародавние времена кукол люди делали сами. Из того, что было под рукой (из подручного материала). И куколку делали без лица (безликой). В старину считали, что куколка с лицом словно человек, который может навредить ребенку. А безликая кукла будет оберегать его. Такие куклы были в каждой семье, и относились к ним очень бережно).

А в каких сказках упоминается о таких куклах? («Крупеничка», «Василиса Прекрасная»). Из чего были сделаны куклы? (из зерна, тряпочек). Хорошо, а если кукла сделана из глины, то как про нее можно сказать?- глиняная;

из соломы? – соломенная;

из резины? – резиновая;

из пластмассы – пластмассовая;

из ваты – ватная;

из тряпочек – тряпичная;

на фабрике – фабричная;

своими руками – рукотворная;

куклы, которые оберегают- обереговые;

Русская тряпичная куколка простая,

Славила Россию игрушка удалая.

Бодрая, веселая, немного озорная,

А по нраву русская, значит нам родная!

- Дети, а хотите смастерить свою куколку, какая была у ваших прабабушек в старину?

Всегда лоскутные работы на Руси

Так были радостны, и красочны, и ярки!

Мы изготовим с вами куклы от души-

Чтоб получились настоящие подарки!

Тогда в путь!

(музыкальное сопровождение)

«Глаза закрыли, повернулись

И в старину все окунулись!»

(появляется волшебный клубок)

Вот он то и покажет нам дорогу!

(видят камень)

Камень у нас на пути! Мимо него не пройти!

Что же под камнем лежит?

(карты-схемы)

Возьмем их собою, наверняка они нам пригодятся.

Вот уж дом виднеется вдали, и ворота на пути.

(мальчики имитируют ворота из рук)

Детей встречает кукла- бибабо Василиса.

«Здравствуйте, люди добрые! Заждалась я вас! Помощники мне, ой как нужны! С чем пожаловали?» - Хотим друзей своих научить тряпичных кукол мастерить! «А вы сможете?» - конечно!

Игра «Это мы сможем!»

«Кто скажите сможет, дети, повторить движенья эти!

Руки вверх я подниму»- это тоже я могу!

«Вправо, влево разведу!»- это тоже я могу!

«И как птица полечу»- это тоже я могу!

«Головою поверчу»- это тоже я могу!

«А потом присяду, встану»- это тоже я могу!

«И нисколько не устану» - это тоже я могу!

«Я попрыгаю немного»- это тоже я могу!

«И пешком пойду в дорогу»- это тоже я могу!

«Куклу сам я смастерю!»- это тоже я могу!

Все на свете я смогу!

Василиса:- Вижу, что сможете!

II ч. : содержательно-деятельностная:

Коль хотите научиться этих кукол мастерить,

Вам придется не лениться и старанье приложить!

Вот только забыла я, где какая кукла. Поможете мне разобраться?

(дети рассказывают про куклы: Отдарок-на-подарок, Ангел, Колокольчик, Пеленашка, Куватка, День и ночь)

(Эта кукла называется Отдарок – на –подарок. Дети делали её с двух лет. Так они благодарили маму и папу за подарок: за первую подаренную рубаху или сарафан. При этом говорили: «Спасибо маменьке и папеньке за то, что меня на ноги поставили!»)

(А вот Ангел. Эту куколку было принято дарить на Рождество. Наши прабабушки и прадедушки верили, что каждый человек имеет своего ангела- хранителя, который защищает его от темных сил)

Звенит колокольчик

(Эта куколка называется колокольчик или танцующая куколка. Колокольчик- куколка добрых вестей! Она весёлая, задорная, приносит в дом радость и веселье- оберег хорошего настроения. Даря Колокольчик, человек желает своему другу получать только хорошие известия)

(Тише, тише, расшумелись! У меня в ладошках спит младенец (качает). Эта куколка называется Пеленашкой. Её делали до рождения ребёнка и она оберегала его, когда он рос (продолжает качать). Её подкладывали в колыбель малышу.)

(Когда малыш подрастал, его крестили в церкви и дарили вот такую куколку (показывает) Куватку. Яркая, красивая куколка Куватка дарила ребёнку радостное настроение. Это была первая кукла в жизни ребёнка.)

(А, чтобы отгадать как называется эта кукла, отгадайте загадку про год: «Я стар, от меня родилось 12 сыновей, у каждого из них по 30 сыновей красных, по 30 дочерей чёрных. Кто же эти сыновья и дочери?»- дни и ночи. День и Ночь-куклы, которые оберегают жилища. Днём выставляют светлую, а ночью- тёмную. И порядок в доме и семье будет целый год)

Василиса: - А не встретилось ли Вам на пути чего необычного? А что это такое? (рассматривают карты-схемы как сделать кукол). Дети, а знаете ли вы как называется профессия людей, которые мастерят куклы? (куклодел)

Кукол смастерить хотите? Что ж, внимательно смотрите!

Все, что нужно для дела Вам, уже разложено по столам.

За работу поскорей, начинайте подружней!

(муз. сопровождение)

(процесс изготовления, совместная деятельность детей;

«мастера» помогают гостям, показывают свои умения в овладении приёмами создания кукол)

Василиса:

- А знаете ли, вы, пословицы?

(- «Нетрудное дело, да не всякому дается»;

- «Одной рукой узла не завяжешь» (пояснение: значит для того, чтобы сделать куклу, надо друг другу помогать);

- «Терпение и труд- все перетрут» и т. д.)

Василиса:

-Куклы просто загляденье, детям всем на удивленье

Вот куклы, куклы - оберег – твои помощники навек.

Люби ты их и уважай и никогда не обижай!

Они несут тебе удачу, жизнь станет ярче и богаче.

- Спасибо за работу вашу, за старание! Все ребята молодцы, потрудились от души!

(дарит сумочку гостям с заготовками для изготовления куклы Колокольчик, карты – схемы по изготовлению Пеленашки, Ангела,Куватки, Отдарок –на- подарок)

Ну, отправляйтесь в путь скорей

Про старину всем расскажите,

Не забывайте про меня

Почаще в гости заходите!

(ширма закрывается)

Покружились, покружились

И на место возвратились.

III ч. : рефлексия:

Ребята, каких кукол вы сегодня смастерили? Чем отличаются старинные тряпичные куклы от современных? Для чего,кроме того, чтобы играть делали тряпичных кукол? Чем пользовались при изготовлении кукол? (карты- схемы). Сегодня вы прекрасно потрудились, замечательно справились с работой! Понравилось ли вам делать кукол?

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Пластилинография «Русская народная игрушка матрешка»Пластилинография «Русская народная игрушка матрешка» Добрый вечер, уважаемые коллеги! Почему же, всеми любимую русскую куклу-игрушку назвали «матрёшкой»? Изначально, у этой куклы не было.

«Тряпичная кукла — народная игрушка: изготовим вместе с ребёнком». Методические рекомендации В семье и детском саду – изобилие игрушек, которые покупаются постоянно и не несут художественного смысла и выражения. Отношение к ним у.

Конспект интегрированного занятия в старшей группе по теме «Пасхальная неделя. Русская народная игрушка — кукла-оберег» Конспект интегрированного занятия в старшей группе по теме «Пасхальная неделя. Русская народная игрушка – кукла-оберег» Цели: • Расширять.

Конспект НОД по музейной педагогике в младшей группе «Матрёшка — русская народная игрушка» «Матрёшка — русская народная игрушка» Цель: Знакомство с национальной культуры России. Задачи: Познакомить с народной игрушкой – матрёшкой;.

Конспект занятия «Матрешка — русская игрушка» КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ «МАТРЕШКА – РУССКАЯ ИГРУШКА Цель: Знакомство с народной игрушкой – матрешкой через интеграцию образовательных областей:.

Конспект занятия «Русская народная игрушка — матрешка» АКТУАЛЬНОСТЬ: Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память и мы по новому начинаем относиться к старинным обычаям и традициям,.

Конспект занятия «Русская народная игрушка — матрёшка» Цель: знакомство с русской матрёшкой, как видом декоративно-прикладного творчества. Задачи: познакомить с русской народной игрушкой (матрешкой).

Проект «Русская народная игрушка-Матрешка» Педагогический проект по художественно – эстетическому развитию во 2 младшей группе «Русская народная игрушка - Матрешка» Актуальность.

Русская тряпичная кукла как способ духовно-нравственного воспитания детей «Человек, утративший свои корни, становится потерянным для общества. И ничто так не способствует формированию и развитию личности, ее творческой.

Конспект занятия «Русская народная игрушка» Тема: Русская народная игрушка. Цель: Знакомство с национальной культуры России. Задачи: Познакомить с народной игрушкой; расширять словарный.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД «Русская тряпичная куколка простая, славила Россию игрушка удалая!»
Опубликовано: 16 февраля 2018 в 10:52
+37Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект НОД «Русская тряпичная куколка простая, славила Россию игрушка удалая!»» (включая файлы) размещена пользователем Шишкина Валентина Вячеславовна (УИ 1468438) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД