Наталия Дубинец
Самообразование «Использование блоков Дьенеша для развития логического мышления у детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребенка детский сад № 182» г. Владивостока
Самообразование
Дубинец Наталия Алексеевна воспитатель
тема:
«Использование блоков Дьенеша для развития логического мышления у детей дошкольного возраста»
сентябрь 2021 г - май 2022 г.
г. Владивосток 2021 г.
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ ПО ТЕМЕ САМООБРАЗОВАНИЯ
Публикация «Самообразование „Использование блоков Дьенеша для развития логического мышления у детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Блоки Дьенеша
- Логическое мышление
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
«Только та игра целесообразна, в которой ребенок активно действует, самостоятельно мыслит, строит, комбинирует, преодолевает трудности»
Макаренко А. С.
Актуальность:
Умение верно улавливать причинно-следственные связи, находить параметры, связывающие различные на первый взгляд события и предметы, навык мыслить системно – это важнейшие условия успеха в профессиональной и личностной сфере, а значит, развитие логического математического мышления – залог будущей жизненной успешности наших детей. Для решения этой задачи как нельзя лучше подходят блоки Дьенеша.
Использование в совместной деятельности педагога и дошкольников логических блоков Дьенеша имеет большое значение для всестороннего развития детей :
1. Блоки Дьенеша знакомят детей с основными геометрическими фигурами, учат различать их по цвету, форме, величине.
2. Блоки Дьенеша способствуют развитию у малышей логического мышления, комбинаторики, аналитических способностей, формируют начальные навыки, необходимые детям в дальнейшем для умения решать логические задачи.
3. Блоки Дьенеша помогают развить у дошкольников умение выявлять в объектах разнообразные свойства, называть их, адекватно обозначать словами их отсутствие, абстрагировать и удерживать в памяти одновременно два или три свойства объекта, обобщать рассматриваемые объекты по одному или нескольким свойствам.
4. Блоки Дьенеша дают детям первое представление о таких сложнейших понятиях информатики как алгоритмы, кодирование информации, логические операции.
5. Блоки Дьенеша способствуют развитию речи : малыши строят фразы с союзами «и», «или», частицей «не» и т. д.
6. Блоки Дьенеша помогают развивать психические процессы дошкольников : восприятие, внимание, память, воображение и интеллект.
7. Блоки Дьенеша развивают творческое воображение и учат детей креативно мыслить.
Цель:
1. Развитие у детей дошкольного возраста познавательной активности, логического мышления, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, развитие умственных способностей через логико-математические игры с блоками Дьенеша.
2. Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности по данной теме.
3. Систематизировать практический материал по данной проблеме в соответствии с ФГОС.
Задачи:
1. Развивать логическое мышление детей дошкольного возраста посредством использования игр с логическими блоками Дьенеша.
2. Разработать систему, направленную на развитие интереса к играм с блоками Дьенеша у детей и их родителей.
3. Развивать умение придумывать и составлять самостоятельно с детьми и их родителями новых упражнений, игр с логическими блоками.
4. Разработать методические рекомендации, дидактические материалы.
5. Провести анализ эффективности проделанной работы.
Информационно-аналитический этап работы над темой самообразования :
1. Изучение методической литературы по теме самообразования.
2. Изучение педагогического опыта через статьи в СМИ, интернет.
Внедрение в практику:
1. Составить перспективный план работы с блоками Дьенеша на сентябрь – май.
2. Картотека игр с блоками Дьенеша по ФЭМП в средней группе.
Представление опыта работы:
1. Игротека «Интерактивная игра по блокам Дьенеша».
2. Консультация для родителей «Блоки Дьенеша – логическая игра для развития ума».
3. Семинар-практикум для родителей «Игры с Блоками Дьенеша».
4. Картотека игр с блоками Дьенеша.
5. Отчёт по теме самообразования на итоговом педсовете.
Литература по теме:
Захапрова Н. И. Играем с логическими блоками Дьенеша – СПБ детство – Пресс 2017 г.
Практический выход ( указать формы работы: выступления, рефераты, сообщения, отчеты, обобщения опыта и другие)
Открытый показ Игротека «Интерактивная игра по Блокам Дьенеша в средней группе»
Когда и где планируете выступать с сообщением о собственном педагогическом опыте:
__Май 2022 г. на педсовете № 4 в МБДОУ «Центр развития ребенка
дет. сад № 182» г. Владивосток___
С 2021 года мной будут пройдены следующие этапы самообразования :
Сентябрь
2021 г. Сбор методической литературы.
Перспективное планирование
По использованию Блоков Дьенеша в игровой деятельности и на ОД Сбор необходимого материала, повышение знаний Повышение знаний
Октябрь
2021 г. Картотека игр с блоками Дьенеша. Создание картотеки логических игр с использованием блоков Дьенеша Применение методического пособия для дидактических игр в режимных моментах и на ОД по ФЭМП
Декабрь 2021 г. «Блоки Дьенеша – логическая игра для развития ума». Консультация для родителей
Предоставить родителям информацию о логических блоках Дьенеша, о математических играх с детьми в домашних условиях.
Февраль
2022 г. Игротека «Интерактивная игра по блокам Дьенеша».
Проведение открытого занятия в группе Предоставление опыта по использованию блоков Дьенеша на занятиях по ФЭМП в средней группе
Март-
2022 г. Семинар-практикум для родителей «Игры с Блоками Дьенеша». Проведение родительского собрания в нетрадиционной форме «Мастер – класс по ФЭМП с блоками Дьенеша» Развитие у детей логического мышления,
Сплочение родительско-детских отношений
Апрель – май
2022 г. Опыт работы по теме «Использование блоков Дьенеша для развития логического мышления у детей дошкольного возраста» Отчёт по теме самообразования на итоговом педсовете. Распространение педагогического опыта
ЛИЧНЫЙ ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН
ПО САМООБРАЗОВАНИЮ НА 2021 – 2022 УЧЕБНЫЙ ГОД
Изучение Методической литературы
Сентябрь- май
Повышение знаний, сбор материала
Работа с детьми
Октябрь-ноябрь
Дидактические игры:
«За грибами»
«Найди фигуру»
Развивать
умение сравнивать и обобщать предметы по двум свойствам
(цвету и величине).
умение сравнивать и обобщать предметы по двум свойствам (цвету и величине). Понимать и использовать в речи слова «разные», «одинаковые».
Декабрь Развивающие настольные игры :
«Раздели фигуры»
«Кулинары»
«Второй ряд»
Игра-путешествие «Новый год в городе Волшебных фигур» Познакомить детей со свойством предмета – форма (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник). Развивать умение группировать предметы по форме.
Развивать умение сравнивать и обобщать предметы по форме. Развивать пространственные представления.
Январь «Бусы в подарок кукле»
«Раздели фигуры»
«Чудесный мешочек»
«Кто быстрее соберёт» Продолжать развивать умение сравнивать предметы по двум свойствам (форме и цвету).
Подводить детей к пониманию отрицания свойств.
Развивать умение выявлять свойства предметов (форма, величина) на ощупь.
Февраль «Рыбалка»
«Домино»
«Поручения»
«Найди фигуру»
Познакомить детей со свойством предметов – толщиной. Учить понимать слова толстый — тонкий. Развивать умение группировать предметы по толщине,
умение сравнивать предметы по толщине Сравнивать и обобщать предметы по двум свойствам (цвету и толщине). Понимать и использовать в речи слова «разные», «одинаковые».
Март
Развивающие игры
«Парные картинки»
«Все в ряд»
«Магазин»
.Игра
«В гостях у сказки» Познакомить детей с символами свойств,
развивать зрительную память. Обучать выбирать фигуры в соответствии с символами свойств. Развивать внимание. Развивать умение сравнивать предметы по двум свойствам (величина, цвет, опираясь на карточки – схемы Продолжать развивать умение сравнивать и обобщать предметы по двум свойствам. Понимать и использовать в речи слова «разные», «одинаковые». Развивать внимание. Воспитывать отзывчивость, желание прийти на помощь.
Апрель
«Строители»
«Кондитерская фабрика»
«Садовники»
«Кто быстрее соберёт» Продолжать развивать умение сравнивать и обобщать фигуры по двум свойствам (форма, величина, опираясь на карточки – схемы.
Продолжать развивать умение сравнивать и обобщать предметы по двум свойствам (форма, толщина, опираясь на карточки – схемы свойств.
Обобщать предметы по трём свойствам (цвет, форма, величина, опираясь на карточки — схемы свойств.
май
Развивающая игра
«В гости к мишке»
Выявить уровень умения: сравнивать и обобщать предметы по трём свойствам; читать схемы, обозначающие свойства предметов (величина, цвет, форма, толщина).
Работа с родителями
Декабрь 2021 г
Консультация для родителей
«Блоки Дьенеша – логическая игра для развития ума». Предоставить родителям информацию о логических блоках Дьенеша, о математических играх с детьми в домашних условиях.
Февраль
2022 г. Анкетирование
«Использование занимательного развивающего материала для развития математических представлений детей» Выявление компетентностей родителей в вопросах использования занимательных материалов для развития математических представлений у дошкольников.
Март- 2022 г.
Семинар-практикум для родителей «Игры с Блоками Дьенеша»
Повысить компетентность родителей в вопросах развития математических способностей детей. Познакомить родителей с логическими блоками «Дьенеша» и научить использовать их в работе с детьми для развития произвольного внимания, памяти, формирования умения анализировать, сравнивать, объединять признаки и свойства
Консультация для родителей
«Блоки Дьенеша – логическая игра для развития и ума»
Логические блоки Дьенеша.
Золтан Дьенеш — выдающая фигура в детском образовании. Это венгерский психолог, теоретик и практик можно сказать — "новой математики". Суть этого подхода заключается в том, что математические знания дети получают, не решая многочисленные задания в прописях, а играя. Самое известное его пособие — Блоки Дьенеша, которые специально разработаны для подготовки мышления детей к усвоению математики.
Набор логических блоков состоит из 48 объемных пластмассовых геометрических фигур, различающихся по:
цвету – синий, желтый, красный,
форме – круги, квадраты, треугольники, прямоугольники,
размеру – большие, маленькие,
толщине – тонкие, толстые.
Таким образом, каждая фигура характеризуется четырьмя свойствами. В наборе нет фигур одинаковых по всем свойствам, каждая фигура в одном экземпляре.
Основная цель – научить ребенка решать логические задачи на разбиение по свойствам.
Число игр с блоками Дьенеша очень велико и разнообразно. Малыши могут с помощью блоков познакомиться с простейшими геометрическими формами, понятиями «большой — маленький», «толстый – тонкий», «такой же», «не такой». Для более старших детей предлагаются игры на сравнение, обобщение, классификацию предметов по нескольким признакам.
Опыт российских педагогов показал эффективность использования логических блоков как игрового материала в работе с детьми дошкольного возраста для :
• Ознакомления детей с геометрическими фигурами и формой предметов, размером
• Развития сенсомоторных способностей и отношения: обследования, сопоставление, группировка, упорядочение, разделение
• Развития мыслительных умений : сравнивать, анализировать, классифицировать, обобщать, кодировать и декодировать информацию
• Усвоения элементарных навыков алгоритмической культуры мышления
• Развития творческих способностей
• Развития у детей умения общаться в процессе решения познавательных задач
• Развития познавательных процессов восприятия памяти, внимания, воображения.
Примерные игры с блоками Дьенеша.
Сначала предлагаются самые простые задания с блоками, начать можно с 3 лет.
«Найди все такие фигуры, как эта» по цвету (по размеру, форме).
-красные
-большие
-круглые
«Найди не такую фигуру, как эта» по цвету (по размеру, форме).
-красные
-большие
-круглые
«Найди все такие фигуры, как эта» по цвету и форме (по форме и размеру, по размеру и цвету).
«Найди не такие фигуры, как эта» по цвету и форме (по форме и цвету, по размеру и форме, по цвету, размере и форме).
«Найди такие же, как эта» по цвету, но другой формы или такие же по форме, но другого размера или такие же по размеру, но другого цвета.
Более сложный вариант: «найди такие же, как на образце фигуру», по цвету и форме, но другую по размеру… и так далее.
Игры и упражнения с блоками.
1. Продолжи цепочку, чередуя блоки по цвету : синий, желтый, синий, желтый, синий, желтый. Можно чередовать по форме: круг, квадрат, круг, квадрат, круг, квадрат. Можно чередовать также по размеру и толщине.
2. Выкладываем в ряд 5-6 любых фигур. Нужно построить нижний ряд фигур так, чтобы под каждой фигурой верхнего ряда оказалась фигура такой же формы (цвета, размера, толщины).
3. Что изменилось? На столе выкладываются несколько фигур, которые нужно запомнить. Фигуры можно поменять местами или одна из фигур исчезает. Ребенок должен заметить изменения или назвать фигуру, которая исчезла.
4. Все фигуры складываются в коробку, ребенок в отверстие засовывает руку и на ощупь описывает блок, которую он достает. По форме, размеру, толщине.
5. Все фигуры складываются в коробку, ребенок достает на ощупь все треугольники или все толстые блоки.
6. На столе выкладываются обычно 4 фигуры, одна из них лишняя ребенок должен назвать какая, и по какой причине (цвет, форма, размер, толщина).
7. Каждому блоку нужно найти пару или группу, например большой и маленький или команда желтых, синих, красных.
8. С помощью блоков с детьми можно закрепить понятие больше, меньше, одинаково, поровну. Например: 5 и 4 блока, где больше где меньше, что сделать чтобы стало одинаково.
9. Из блоков можно составлять плоскостные изображения предметов: паровоз, дом. Путем наложения на контурный рисунок или самостоятельно глядя на образец.
10. Игра найди клад. Выкладывается несколько блоков в цепочку, под одним из них прячется картинка с изображением монетки или монетка. Ребенок задает наводящие вопросы: по цвету, форме, размеру, толщине. Отвечать можно только «ДА» или «НЕТ». Затем можно поменяться взрослый задает вопросы, а ребенок прячет клад. Блок можно спрятать в коробочку. И провести аналогичную игру.
11. Уборку блоков можно провести в форме игры. Убрать, к примеру, все синие блоки, затем толстые, затем большие и т. д.
12. Ориентировка на листе бумаги. Ребенку можно предложить положить красный, маленький, толстый, круг в центре листа. А треугольник, большой, узкий, синий в правом верхнем углу и так далее. А потом проверить результат.
13. Подвижная игра с кругом. Нарисуйте круги или возьмите обручи. Ребенок должен расположить все фигуры красные внутри круга, а все синие – внутри синего круга.
Для помощи взрослым в работе с блоками разработаны методические указания по их использованию, которые входят в набор, а так же разработаны специальные альбомы для разных возрастных категорий детей :
• Блоки Дьенеша для самых маленьких (от 2 до 3 лет)
• Давайте вместе поиграем (от 3 до 7 лет)
• Страна блоков и палочек (4-7 лет)
• Лепим нелепицы (от 4 лет)
• Поиск затонувшего клада (5-8 лет)
• Праздник в стране блоков (5-8 лет)
• Спасатели приходят на помощь (5-8 лет).
Игра должна быть интересна и увлекательна для ребенка. Заканчивать игру надо до того, как ребенок начнет уставать и отвлекаться. Никогда не сравнивайте детей, сравнивать можно только успехи ребенка.
Будьте отзывчивы и терпеливы к ребенку.
Радуйте себя и ребенка!
Семинар-практикум для родителей «Игры с Блоками Дьенеша»
Цель: повысить компетентность родителей в вопросах развития математических способностей детей. Познакомить родителей с логическими блоками «Дьенеша» и научить использовать их в работе с детьми для развития произвольного внимания, памяти, формирования умения анализировать, сравнивать, объединять признаки и свойства.
Материал: 6 наборов блоков, карточки с символами свойств, фишки, карточки-задания к игре «Составь картинку», «Найди ошибки», кукла, мишка к игре «Угощение», 3 обруча.
План проведения:
I. Теоретическая часть:
1. Приветсвие.
2. Знакомство с блоками Дьенеша.
II. Практическая часть:
• игра «Составь картинку»;
• игра «Угощение»;
• игра «Построй ряд»
• игра «Кондитерская фабрика».
III. Заключительная часть.
Ход:
I. Теоретическая часть.
1. Приветствие.
Уважаемые родители, здравствуйте! Я рада видеть вас на нашей встрече.
Вначале своего выступления мне хотелось бы рассказать вам одну легенду:
Жил мудрец на свете, который знал всё. Но один его ученик захотел доказать обратное. Что он сделал? Зажав в ладонях бабочку, он спросил: “Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мёртвая или живая?” А сам думает: “Скажет живая – я ее омертвлю, скажет мёртвая – выпущу”. Мудрец, подумав, ответил:….
- Как вы считаете, что ответил мудрец?
- “Всё в твоих руках”.
А я хочу сказать: «Важно, чтобы в наших руках ребенок чувствовал себя: любимым, нужным, а главное – успешным». Действительно, все в наших руках.
Успех, как известно, рождает успех. Наша с вами главная задача настроить ребенка на образовательную деятельность и научить его адекватно оценивать свои знания, умения и навыки уже в дошкольном возрасте.
2. Знакомство с логическими блоками Дьенеша.
Уже сейчас, когда вашим детям 4-5 лет, вы задумываетесь о будущем школьном обучении детей. Сейчас предъявляются серьезные требования к интеллектуальному развитию дошкольников.
Ведь дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверены в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к школе. Поэтому, мы в своей работе используем разнообразные, современные методики и технологии, которые обеспечивают интеллектуальное развитие детей. Сегодня я хочу познакомить вас с учебно-игровым пособием «Логические блоки Дьенеша», их разработал венгерский психолог и математик Дьенеш, отсюда и их название.
Что это такое? Логический материал представляет собой набор их 48 логических блоков, различающихся четырьмя свойствами:
1. формой – круглые, квадратные, треугольные, прямоугольные;
2. цветом – красные, синие, желтые;
3. размером – большие и маленькие;
4. толщиной – толстые и тонкие.
Основные особенности этих дидактических материалов - абстрактность, универсальность, высокая эффективность.
Зачем это нужно?
Использование логических блоков в играх с дошкольниками позволяет моделировать важные понятия не только математики, но и информатики: алгоритмы, кодирование информации, логические операции; строить высказывании с союзами «и», «или», частицей «не» и др. Подобные игры способствуют ускорению процесса развития у дошкольников простейших логических структур мышления и математических представлений. С помощью этих игр дети успешно овладевают в дальнейшем основами математики и информатики.
Основная цель использования дидактического материала: научить дошкольников решать логические задачи на разбиение по свойствам.
Основное умение, необходимое для решения логических задач – это умение выявлять в объектах разнообразные свойства, называть их, адекватно обозначать словом их отсутствие, абстрагировать и удерживать в памяти одновременно два или три свойства, обобщать объекты по нескольким свойствам.
Данный дидактический материал является средством для развития произвольного внимания, памяти, формирования умения анализировать, сравнивать, объединять признаки и свойства. В играх с этим материалом развивается творческое воображение и пространственное мышление.
Дети нашей группы занимаются по парциальной программе «Развивайка», где мы играем с «блоками Дьенеша», а так же мы используем их как на занятиях, так и в самостоятельной деятельности.
Надеемся, что все эти знания очень пригодятся вашим детям в школе.
II. Практическая часть.
А сейчас я предлагаю вам закрепить на практике все то, о чем я рассказала, т. е. давайте вместе поиграем.
1. Игра «Составь картинку» : Предлагаю вам составить из фигур какое-нибудь изображение: елочку, мишку, машину, ракету (изображение на интерактивной доске, или на индивидуальных карточках). Цель: развитие произвольного внимания, пространственного мышления, формирование умения анализировать, сравнивать.
2. Игра «Угощение». Предлагаю вам угостить свои игрушки «печеньями» (фигурами). Кукла любит круглое, красное печенье, а мишка - квадратное, маленькое, синее. Мышка хочет маленькое, желтое треугольное печенье, а жираф – большое, толстое, квадратное. Цель: Развитие умения выявлять в объектах разнообразные свойства, называть их.
3. Игра «Построй ряд». Выложите произвольно ряд из 5–6 фигур,а сейчас постройте нижний ряд таким образом, чтобы под каждой фигурой верхнего ряда, оказалась фигура другого размера. Варианты – другой формы, другого цвета.
Цель игры: развитие умения анализировать и сравнивать предметы по их свойствам.
4. Игра «Кондитерская фабрика». Положите два больших круга – «коробки для конфет». Вы «сотрудники фабрики» и должны разложить «конфеты» блоки в соответствии с карточками-свойствами. Комбинация карточек может быть различной.
Цель: Развитие способности к логическим действиям и операциям, умение декодировать (расшифровывать) информацию, изображенную на карточке. Умению действовать
III. Заключение.
Уважаемые родители, сегодня вы познакомились с игровым материалом «Логические блоки Дьенеша». Существует большое разнообразие альбомов, пособий по занятиям с логическими блоками Дьенеша, в которых предлагаются готовые сценарии игр. Показать все альбомы, плоскостные блоки. Их можно приобрести, изготовить самостоятельно или скачать. Но есть обязательное условие – взрослый должен играть с детьми, играть азартно, увлеченно. Тогда и только тогда игра станет радостью для детей и позволит решить поставленные дидактические задачи.
Большое спасибо, что вы нашли время прийти к нам поиграть. Я надеюсь, что полученные сегодня знания, пригодится вам в дальнейшем общении с вашими детьми.
АНАЛИЗ ТЕМЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ
ЗА 2021 / 2022 УЧЕБНЫЙ ГОД
На занятиях и в режимных моментах решались такие задачи:
• Развитие логического мышления детей дошкольного возраста посредством использования игр с логическими блоками Дьенеша.
• Формирование знаний о свойствах блоков Дьенеша
• Умение работать со схемами-свойств блока, находить фигуры по двум и трем свойствам.
• умение придумывать и составлять самостоятельно с детьми и их родителями новых упражнений, игр с логическими блоками.
Провела:
• Консультация для родителей «Блоки Дьенеша – логическая игра для развития ума».
• Анкетирование родителей «Использование занимательного развивающего материала для развития математических представлений детей»
• Семинар-практикум для родителей «Игры с Блоками Дьенеша».
• Открытый показ игротеки «Интерактивная игра по блокам Дьенеша».
Создала картотеку дидактических игр с блоками Дьенеша.
Согласно перспективному плану по самообразованию на 2021 – 2022 учебный год еженедельно в режимных моментах проводила дидактические и развивающие игры с логическими блоками Дьенеша :
Дидактические игры:
«Найди фигуру», «Раздели фигуры», «Второй ряд», «Чудесный мешочек», «Домино», «Все в ряд», «Парные картинки», «Собери бусы», «Рассели жильцов», «Алгоритм», «Украсим елку бусами», «Клад», «Угощение для гостей», «На свою веточку», «Этажи», «Сложи картинку»
Развивающие игры :
«Кто быстрее соберет», «Рыбалка», «Поручения», «Магазин», «Строители», «Кондитерская фабрика», «Цветочная клумба».
Дети с удовольствием играют с блоками Дьенеша. В ходе игры следуют правилам, анализируют по карточкам-схемам, могут определить, какую фигуру нужно применить в той или иной игре с блоками Дьенеша.
Сделала карточки-схемы свойств блока и наглядно-дидактического материала для игровых занятий с блоками.
Заключение
Детям интересн о играть с учебно-игровым пособием блоками Дьенеша. Игры с блоками формируют логическое мышление, память, умение определять свойства предмета. Формируют дружелюбное общение со сверстниками, сплоченную работу в команде.