Получи документы

Самообразование на тему «Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой»

раисат мухутова
Самообразование на тему «Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой»

«Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой»

«Всё хорошее в людях – из детства!

Как истоки добра пробудить?

Прикоснуться к природе всем

сердцем

Удивиться, узнать, полюбить!

Мы хотим, чтоб земля расцветала,

И росли, как цветы, малыши,

Чтоб для них экология стала,

Не наукой, а частью души!»

Н. Луконин.

Актуальность темы:

Публикация «Самообразование на тему „Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой“» размещена в разделах

Богата и щедра природа в отношении человека, но ее богатство к сожалению воспринимается нами как данность, как что то естественное и непоколебимое. Зачастую люди даже не задумываются над тем. что нас ждет в будущем при условии экологической катастрофы. В связи с этим мы безжалостно насилуем природные ресурсы, которые обеспечивают нам комфортное существование на этой планете. Интенсивная хозяйственная деятельность человека постоянно вносит в него свои изменения, нарушая экологическое равновесие окружающей среды. К сожалению мы не задумываемся на сколько важно для нашего будущего опомнится и четко понять для себя, что без изменения отношения к природе, всех нас ждет глобальная экологическая катастрофа. Уже давно пришло время для конкретных действий, которые помогут нам возродить тот первоначальные потенциал природных ресурсов, который мы на протяжении сотен лет губили и растрачивали в пустую. Сейчас необходимо, чтобы каждый из нас осознал значимость этого жизненно -важного дела, нужно уже с детства прививать человеку любовь к природе.

Самым доступным примером бережного отношения к окружающему миру для детского мышления, безусловно является наблюдения за живой природой, и забота о братьях наших меньших.

Дошкольники с неподдельным интересом учатся воспринимать все, что их окружает, но в связи со своим неразвитым еще восприятием, видят к сожалению не все, зачастую не замечая главного. В связи с чем очень важно всегда быть рядом с ними, подсказать, пояснить, растолковать те главные человеческие законы бытия, которые в будущем помогут сформироваться эмоционально отзывчивой личности, для которой будет естественным сочувствовать, помогать, созидать. В период дошкольного детства у ребенка происходит интенсивное социальное развитие, которое осуществляется при его взаимодействии с окружающими, сверстниками и взрослыми. Природа многому нас учит! Экологическое воспитание очень тесно связано с нравственным воспитанием – это воспитание человечности, доброты, милосердия, ответственного отношения к природе, людям, которые живут рядом. Период становления основ будущей личности – дошкольный возраст. Воспитание бережного и заботливого отношения к природе, окружающему миру возможно тогда. Когда дети будут располагать хотя бы элементами знаниями о природе, овладеют несложными способами выращивания растений, ухода за ними, научиться наблюдать природу, видеть ее красоту. Достаточно просто вместе с детьми наблюдать, анализировать, стараться внести свой вклад в сохранение природы, и рано или поздно эти незамысловатые приемы принесу свои плоды. Увлекательные наблюдения на прогулках, первые самостоятельные опыты, развивающие занятия помогут детям младшего возраста в доступной форме понять и осмыслить элементарные связи живой и неживой природы. Создают условия для формирования нравственных и эстетических качеств будущего гражданина, защитника не только себя, своего отечества, но и всего самого прекрасного, что создала ПРИРОДА.

Цель:

- формирование начал экологической культуры детей;

- становление осознанно-правильного отношения к природе во всем ее многообразии;

- формировать у детей практические навыки и умения в разнообразной деятельности в природе, при этом деятельность должна носить природоохранительный характер;

- развитие ответственности и необходимых навыков правильного взаимодействия детей с природой;

- осознание ребенком себя как части природы;

- привлекать родителей в воспитание экологической культуры поведения у детей.

Задачи:

- пополнить педагогическую копилку новой информацией;

- изготовить картотеку прогулок, картотеку дидактических игр, составить конспекты занятий, развлечений;

- создание экологически-развивающей среды в ДОУ;

- экологическое просвещение.

Методические рекомендации к работе в средней группе

С детьми старшей группы наблюдения сезонных изменений в природе становятся более

систематическими, взаимосвязанными. Постепенные изменения, которые происходят в природе в

течение одного сезона, дают возможность обратить на это внимание детей и помочь им установить

элементарные причинные связи и зависимости между отдельными явлениями природы, сделать

некоторые выводы и обобщения. В процессе наблюдений у детей развивается более пристальное

внимание к окружающему миру.

На необходимость формирования этой способности с ранних лет указывали многие ученые, педагоги,

методисты. Известный ученый-натуралист Д. Кайгородов писал: «Присматривайтесь к ольхе и

орешнику, сережки которых, заготовленные еще с осени на кончиках веток и легко бросающиеся в

глаза, начинают распускаться раньше других. Обращайте внимание на все солнцеприпечные места:

тут часто вслед за исчезновением последней снежной или ледяной корочки появляются из земли

головки цветочных бутончиков, а также и первые бледно-желтые, на солнце быстро зеленеющие

травки и былинки. А многие ли видели и знают, например, цветы дуба, вяза, ясеня, сосны, ели?

Правда, эти цветы с виду не очень-то казисты, да не вдруг и заметишь их на дереве: но если

рассматривать их близко, в особенности через увеличительное стекло, будет не раз на что

полюбоваться и чему поучиться».

Дети шестого года жизни способны к довольно тонким наблюдениям. Например, гуляя в сосновом

лесу, они замечают, что у сосны почки бывают только на конце ветки. Можно предложить им

сосчитать, сколько почек у сосновой ветки, и они убедятся, что не больше 4—5. Весной почки

раскрываются и появляются молодые побеги, похожие издали на свечки, одна почка на верхушке

выбрасывает побег вверх, а остальные в стороны. Так сосенка растет.

Можно рассмотреть с детьми (лучше через увеличительное стекло) почку лиственного дерева или

кустарника (ивы, клена, сирени, показать им зимнюю «одежду» почки — чешуйки или волосики, а

если ее разрезать, ребята увидят свернутые зеленые листочки и поймут: в почке все готово для того,

чтобы вырос листок, цветок. Когда придет весна, станет тепло, почка раскроется.

Воспитатель старшей группы обращает внимание детей на то, что в течение одного сезона и в живой и

в неживой природе в определенные сроки происходят заметные изменения. Так, например, можно

легко выделить характерные особенности начала и середины зимы. Более наглядно это проявляется в

неживой природе.

На прогулке в начале зимы воспитатель предлагает измерить глубину снежного покрова, посмотреть,

насколько плотно он укрывает землю. Дети замечают, что снег еще неглубокий, из-под него видна

пожелтевшая трава, а кое-где и растения с зелеными листьями.

На прогулке в январе можно снова измерить глубину снега, вспомнить, какой она была в начале зимы,

спросить, почему тогда было видно на земле растения, а сейчас нет. «Их засыпал снег, — отвечают

дети, — тогда снега было мало, сейчас много, снег глубокий». В результате таких наблюдений и

ответов на наводящие вопросы воспитателя ребята сами делают вывод: «В январе больше снега, чем в

начале зимы, он глубокий. Сильнее мороз, толще лед».

Одновременные наблюдения за изменениями в неживой и живой природе помогают пониманию

существующих между ними связей, а попытки выразить это словами способствуют развитию речи

детей.

Во время экскурсии на территорию ДОУ, проведенной в конце осени (начале зимы, воспитатель задает вопрос :

«Почему не видно насекомых?» «Они спрятались», «Они убежали», — отвечают обычно дети. Такие

ответы показывают, что они не знают еще истинной причины исчезновения насекомых и

ограничиваются лишь констатацией самого факта. Конечно, раньше воспитатель уже рассказывал, что

насекомые прячутся с наступлением холодов, но куда, и как они живут в своем укрытии, ребята

представляли смутно. Поэтому, увидев зимнее жилье насекомых собственными глазами, они

удивляются — сыпятся вопросы, высказывания.

Чтобы дети поняли, в каком состоянии находятся насекомые зимой, педагог предлагает осторожно

потрогать гусеницу: движения ее вялы, замедленны. И здесь уже без дополнительных вопросов дети

пытаются объяснить причину такого ее состояния: «Если бы было лето, она быстро бы побежала»;

«Она спит, потому что холодно стало».

Высказывания детей свидетельствуют о понимании ими связи между изменениями в неживой природе

и животном мире: «Холодно зимой, вот гусеница и спряталась в пенек»; «Она, как медведь, спит всю

зиму, потому что холодно» и т. д. Наблюдения и беседа конкретно о гусенице дают возможность

подвести детей к обобщению : «Когда становится холодно, насекомые прячутся в старые пни, коряги,

под кору деревьев и спят всю зиму».

Так же путем непосредственных наблюдений дети знакомятся с сезонными изменениями и в

растительном мире. Например, во время экскурсии на тему «Деревья зимой» они узнают о зимнем

состоянии лиственных и хвойных деревьев, а кроме того, учатся распознавать и сравнивать их по коре,

веткам, семенам. Зимой легко можно показать детям ветки, ствол, а у некоторых деревьев и почки.

Сравнивая деревья, дети устанавливают: «У березки ствол тонкий, белый, с темными пятнами, а у

липы толстый, коричневый»; «Почки у тополя длинные и липкие, а у липы маленькие, как

горошинки»; «Семена у березы похожи на червячков, а у липы, как черненькие ягодки». В процессе

беседы на экскурсии необходимо уточнить словарь детей, так как они часто не знают названий частей

дерева: называют ствол столбом, ножкой, корни — корягами.

После такой экскурсии интересно проходит занятие, на котором сравнивают ветки разных деревьев,

описывают их, а затем пытаются описать и сами деревья, употребляя при этом слова ствол, ветка,

почка, семена. В качестве наглядных пособий можно использовать сделанные детьми заранее рисунки

разных веток.

Приемы, применяемые воспитателем на таком занятии, различны: это и образец описания, и вопросы,

помогающие сравнивать ветки, и дидактическая игра «От какого дерева ветка?» Игру можно провести

по-разному. Например, воспитатель показывает изображение дерева (березы, липы, сосны, а дети

называют его и находят к ним ветки. Можно включить в игру элементы движения: несколько детей

держат картинки с изображением разных деревьев, а остальные — рисунки веток этих деревьев; по

команде воспитателя дети должны собраться вокруг своих «деревьев».

Вопросы педагога помогают ребенку не только сравнить ветки, но и находить для их характеристики

образные слова и выражения: «С чем можно сравнить семена липы?» — спрашивает воспитатель.

Дети отвечают: «Семена липы похожи на засохшие маленькие вишенки»; «У липы почки —

пупырышки». «Посмотрите, — предлагает воспитатель, — как расположены у тополя почки.» — «У

тополя почки длинненькие и идут друг за другом, как лесенка».

Своими вопросами педагог направляет умственную деятельность ребенка на вычленение типичных

признаков, характеризующих в данном случае ветку определенного дерева, на выявление причин ее

изменения. Например, при помощи соответствующих вопросов дети начинают понимать условия

распускания почек, появления листьев и цветов. Все ребята указывают на необходимость тепла; на

вопрос, распустятся ли ветки без воды, отвечают отрицательно; вспоминают, что для роста необходим

и свет. Так, продолжая работу, начатую в средней группе, воспитатель подводит детей к выводу,

который они формулируют самостоятельно : «Чтобы растение росло, цвело, нужен свет, тепло, вода».

Чтобы дети наглядно представляли состояние деревьев в разные сезоны и могли дать возможно более

полную их характеристику, целесообразно рассматривать деревья во все времена года.

Усвоению знаний о природе помогают занятия по рисованию, на которых ребята получают задание

нарисовать ветку дерева, какой она бывает в разное время года, и при этом соблюдать

последовательность изменений.

Экскурсии, целевые прогулки, специальные занятия и беседы, в ходе которых дети обобщают

результаты наблюдений, высказывают суждения, способствуют тому, что они могут уже сами сделать

выводы о некоторых особенностях растительного мира в разные сезоны: «Осенью листья опадают.

Деревья зимой стоят голые»; «Весной почки набухают. Они такие толстенькие. В них сидят листочки

и ждут, когда солнышко пригреет»; «Ель и сосна — хвойные деревья. У них вместо листьев — хвоя.

Иголки — это такие листья. Они никогда не опадают осенью».

В старшей группе необходимо показать детям влияние сезонных изменений и на жизнь живых

существ. Например, больше, чем в средней группе, ребята узнают о сезонной жизни птиц.

Воспитатель помогает им понять причины перелета птиц (они улетают из-за холода и оттого, что

зимой им нечем кормиться) и классификации их по принципу перелетные — зимующие. Нужно

уточнить и знания детей о названиях и внешнем виде птиц.

После ряда наблюдений целесообразно провести беседу о птицах с использованием игровых приемов.

Можно дать ребятам задание назвать и описать по картинкам птиц, сгруппировать зимующих и

перелетных, рассказать об охране птиц. Опираясь на знания, полученные путем наблюдений, дети

хорошо справляются с поставленной задачей.

Различные наблюдения, проведенные в течение зимы, подготавливают детей к восприятию

особенностей, своеобразия весеннего и летнего времени года, дают возможность понять прежде всего

динамику и последовательность происходящих изменений. Тесная связь двух групп явлений: резкие

изменения в неживой природе в начале весны и бурный рост растительности в разгар весны и летом —

вот что должно стать основным при ознакомлении детей старшей группы с природой в эти времена

года.

Постепенно все большее внимание педагог уделяет развитию самостоятельности детей при

наблюдении за природой : умению самим заметить происходящие изменения, понять их причину,

выразить понятое в речи. Этой цели подчинены и вопросы воспитателя, например: «Какое время года

наступает после зимы?»; «Что изменилось в природе; «Чем отличается весна от зимы?» и т. п.

Выяснив, чем отличается наступающее время года от предыдущего, какова причина наступающих

изменений, какова последовательность развития явлений неживой природы и растительного мира,

дети уже могут устанавливать определенные связи: одновременность протекания нескольких явлений,

последовательность изменений, подчинение их общей причине — зависимости от изменений неживой

природы.

Как уже говорилось, для сравнения двух смежных сезонов и выделения их характерных особенностей

целесообразно проводить экскурсии, прогулки на одно и то же место в разную погоду, в разные

времена года, в начале, в середине и в конце сезона. Наблюдения, которые делают дети на экскурсиях

и прогулках, стимулируют развитие их умения сравнивать, выделять причины, следствия и

последовательность изменений. Многократные наблюдения помогают установить определенные

закономерности в сезонных изменениях. Приучая ребят чувствовать и постепенно осознавать

перспективу изменений природы, педагог одновременно ведет работу по развитию у них связной речи,

учит их выражать воспринятое словами. Если необходимо, он подсказывает нужное слово - название

самого явления или его состояния (оттепель, моросит, оседает, зеленеет, цветет).

Вот примеры речи детей.

Таня (раскрывает перспективу весеннего развития растительности) : На деревьях почки набухают.

Некоторые так набухли, что немножечко времени пройдет, и они лопнут. И появятся зелененькие,

молоденькие листочки. Все зазеленеет».

Наташа (о причине таяния снега) : «Наступила весна. Весну делает солнышко. Оно пригревает, и все

тает. Весной становится снег грязный. Он тает и бегут ручьи».

Ознакомление детей с сезонными изменениями в неживой природе и в растительном мире

происходит, главным образом, непосредственным путем, но при знакомстве с жизнью животных это

почти невозможно, и потому широко используются художественная литература, рассказы педагога,

иллюстрации, картины.

Знания детей о жизни зверей в разные времена года ограниченны, случайны, а часто и неправильны.

Так, некоторые ребята не представляют себе, как заяц меняет шерсть, понимают это буквально («одну

снимет, другую наденет»). Многие убеждены, что медведь потому сосет лапу, что там у него мед.

Чтение художественной литературы, беседы вызывают интерес у ребят к различным сторонам жизни

животных. Для расширения знаний детей о жизни зверей зимой, например, педагог может провести в

старшей группе три последовательных занятия: просмотр диафильма «Зима в лесу», рассматривание

картины с изображением зайцев, беседу «Зима в лесу». Рассматривание картины соединяется с

чтением рассказов Л. Н. Толстого «Зайцы», «Русак». Это помогает ребятам составить рассказ по

картине. Беседа «Зима в лесу» обобщает и дополняет их знания о жизни животных зимой.

Для бесед с детьми могут быть использованы отрывки из книг Д. Зуева «Времена года», Д.

Кайгородова «Родная природа», И. Соколова-Микитова «От весны до весны».

Более систематическими в старшей группе становятся наблюдения за сезонным трудом людей, при

этом особо подчеркивается роль человека и его труда в охране и преобразовании природы.

Наблюдения дополняются трудом самих детей, которые уже понимают, зная зависимость жизни

растений от сезонных условий, что трудовые процессы будут различны в разное время года: «В начале

весны снег к деревьям пригребают, чтобы им больше воды досталось»; «Осенью листья собирают и

сжигают, чтобы вредителей уничтожить».

В средней группе усложняется труд детей в огороде, цветнике, саду, он становится и более

разнообразным. Это может быть повторная перекопка гряд (первая делается взрослыми, удобрение

цветника, ягодника, посев семян и высадка рассады однолетних и многолетних растений, прополка

гряд, рыхление земли и т. д.

Труд в природе помогает детям самостоятельно определить, в чем нуждается растение. Высказывания

ребят свидетельствуют о том, что им доступно понимание зависимости состояния растений от условий

окружающей природы, например от погоды: «Если летом долго дождя не бывает, то цветы засыхают»;

«Как полил дождик огурчики, они сразу обрадовались и начали расти».

Для приобретения более глубоких знаний о свойствах живой и живой природы целесообразно

проводить различные опыты, элементарное экспериментирование.

В старшей группе воспитатель может делать с ребятами опыты на замораживание воды, оттаивание

льда.

Во время этих опытов дети как бы заглядывают внутрь происходящих изменений. Вначале они

неправильно отвечают на вопрос о причине изменений состояния воды, путают причину и следствие,

дают случайный ответ, констатируют явление, не выделяя причину и последовательность изменений

(«Почему вода замерзла?»«Потому что теперь лед стал»; «Потому что она вода»). Своими

вопросами: «Что изменилось? Что было сначала, что стало потом? Почему так случилось?» — педагог

стимулирует детей к объяснению. Соединение повседневных наблюдений со специальными опытами

помогает детям практически усвоить причины изменений и самостоятельно сформулировать вывод:

«От тепла снег тает»; «От холода вода замерзает, лед — это замерзшая вода». Таким образом ребята

подводятся к пониманию зависимости состояния воды от температуры.

Постепенно дети начинают замечать и правильно оценивать различные явления природы : «Когда

мороз, то снег сухой и скрипит, а нет мороза — он мокрый»; «Мы утром шли с папой, а снег скрипел

под ногами. Утром всегда бывает холодней, чем днем». Эти высказывания свидетельствуют о

сознательном усвоении и понимании ими определенных закономерностей в природе.

В летнее время интересно проходят опыты, помогающие установить зависимость состояния растения

от количества влаги в почве, от особенности почвы. Воспитатель объясняет, что в жаркую сухую

погоду поливать растения нужно больше, и обращает внимание на то, как быстро вянет, опускает

листья растение, которое забыли полить. А чтобы показать, почему разные почвы поливают по-

разному, можно проделать такой опыт. В три мензурки помещают песчаную, глинистую почву и

чернозем. Дети наглядно убеждаются, какая из этих почв быстрее пропускает влагу, каковы свойства

земли, насыщенной влагой, и сухой, и др.

Живая природа это интересный, сложный и удивительный мир.

Природа является

источником первых знаний и радостных переживаний, которые часто

запоминаются на всю жизнь.

Зеленые луга и леса, яркие цветы, бабочки, жуки, птицы, звери, движущие облака,

яркое солнце, падающий снег

все это привлекает детей, радует их, дает богатую пищу для их развития.

Наша задача воспитывать у детей чувства прекрасного к окружающему миру природы.

Актуальность моей темы заключается в том, чтобы не только познакомить детей с

животным и растительным миром родного края, но и подвести к тому, что природа и ее обитатели

это живая часть мира, которую нужно беречь, любить.

Работа с детьми:

Сентябрь:

Беседы на темы «Приметы осени»,

Чтение стихотворений об осени,

Рассматривание осенних деревьев,

Рассматривание иллюстраций осеннего леса.

Октябрь:

Беседы на темы «Что нас окружает?», «Удивительный лес».

Наблюдения за объектами живой и неживой природы.

Д/и «Чей след?», «Чей хвост?».

Художественное творчество: рисование «Золотая осень», «Ветка рябины»; лепка

«Животные леса»

Чтение худ. лит: С. Есенин «Береза», А. Блок «Зайчик»,

И. Бунин «Листопад», рассказы и загадки о животных.

Ноябрь:

Беседы на темы «Птицы родного края», «Клест», «Лесной доктор»

Составления описательных рассказов о птицах; рассматривание иллюстраций о

птицах. Наблюдение за птицами на прогулке.

Д/и «Птичье лото», «Чей клюв?», «Составь птицу», «Зимующие и перелетные».

Кормления птиц на прогулке.

Прослушивание аудиозаписи «Голоса птиц».

Художественно

е творчество: рисование «Птицы нашего посёлка», «Птица,

придуманная мною»;

П/и «Совушка», «Летает

не летает».

Чтение: С. Алексеев «Родная природа» (клест, И. Соколов

Микитов «Весна в

лесу», В. Бианки «Чей нос лучше?», М. Зверев «Лесные доктора».

Декабрь:

Беседы на темы «Как звери зимуют в лесу?», «Жизнь птиц зимой»,

«Что такое заповедник?», «Красная книга».

Экспериментирование с водой.

Д/и «Кто, где живет?», «Птицы, звери, рыбы», «Кто кормушки прилетел?»,

Художественное творчество: рисование «Лесные жители зимой»;

аппликация «Синички».

Изготовления и украшение кормушек для птиц.

Рассматривание животных и птиц, занесенных в Красную книгу

Январь:

Беседы на темы «Водоемы родного края».

Составления рассказов о рыбах.

Рассматривание иллюстраций о реке.

Экспериментирование с

водой.

Д/и. «Угадай, кто в озере», «Опиши, какая рыба?».

Художественное творчество: рисование «Золотые рыбки».

Чтение: загадывание загадок о рыбах.

Февраль:

Беседы на темы «Кто такие рыбы?», «Как нужно вести на природе.

Экспериментирование с ветром.

Художественное творчество: аппликация «Морское царство».

Чтение о природе родного края.

Март:

Беседы на темы «Хвойные деревья», «Где растения любят жить?»,

«Путешествие растений».

Рассматривание картин и иллюстраций о деревьях, растениях занесенных в

красную книгу.

Экскурсия в парк.

Д/и «Чья шишка?», «Чьи листья?», «Найди дерева по семенам»

Художественное творчество: аппликация

«Во поле береза стояла».

Составления и отгадывание кроссвордов о растениях.

Чтение: В. Бианки «Рассказы о природе», Н. Н. Павлов «Загадки цветов.

Апрель:

Беседы на темы : «Зачем нужно беречь природу, «Зеленая аптека»

Наблюдения за объектами живой и неживой природы.

Д/и «Я садовником родился», «Расскажи какой цветок?».

Художественное творчество: рисование «Семья ежей», аппликация «Сирень».

Чтения художественной литературы о растениях, цветах, деревьях.

Май:

Беседы по темам: «Изменения в жизни растений весной», «Первые

весенние цветы»

Рисование подснежника.

Рассматривание иллюстраций на весеннюю тематику

Чтение художественной

литературы о весне.

Работа с родителями:

Сентябрь:

Беседы на темы «Что нас окружает?

Октябрь:

Консультации на экологическую тему «Не причиняя вреда природе»,

«Сокровища леса».

Выставка рисунков «Природа глазами детей» (совместная деятельность детей и

родителей) .

Ноябрь:

Домашние задания (

составить кроссворд о природе и нарисовать

ответы) .

Март:

Фотовыставка «природа

наш дом родной».

Май: Выставка фотографий «Наши добрые дела»

Публикации по теме:

Патриотическое воспитание дошкольников в процессе ознакомления с родным краем Патриотическое воспитание дошкольников является одной из основных задач дошкольного учреждения. Чувство патриотизма многогранно по содержанию.

Фотоотчет «Наблюдение как основной метод ознакомления детей с природой»Фотоотчет «Наблюдение как основной метод ознакомления детей с природой» Фотоотчет «Наблюдение как основной метод ознакомления детей с природой» Природа — важнейшее средство воспитания и развития детей дошкольного.

Фотоотчёт о проделанной работе по формированию безопасного поведения у детей в процессе ознакомления с ПДДФотоотчёт о проделанной работе по формированию безопасного поведения у детей в процессе ознакомления с ПДД Уважаемые коллеги! В предыдущей публикации я ознакомила вас с проектом на тему «Формирование безопасного поведения у детей старшего дошкольного.

Консультация для педагогов «Патриотическое воспитание дошкольников в процессе ознакомления с родным краем» Любовь к Родине – не отвлеченное понятие, но реальная душевная сила, требующая организации, развития и культуры. Толстой А. Н За последнее.

Консультация «Нравственное воспитание дошкольников в процессе ознакомления с природой» Природа - не беспредельный склад, запасы его истощимы, поэтому деятельность человека в природе должна быть разумной, охранной и созидающей.

Развитие связной речи детей младшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с малыми формами фольклораРазвитие связной речи детей младшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с малыми формами фольклора Актуальность Один из принципов дошкольного образования гласит: - приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества.

Самообразование на тему «Формирование нравственно-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста» Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду.

Самообразование «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в условиях ФГОС» Актуальность выбранной темы В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем общества является состояние духовного, нравственного.

Создание гербария как средство ознакомления детей дошкольного возраста с природой родного краяСоздание гербария как средство ознакомления детей дошкольного возраста с природой родного края Создание гербария, как средство ознакомления детей дошкольного возраста с природой родного края. В нашей группе дети, совместно с воспитателем,.

Воспитание трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с окружающим миромВоспитание трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с окружающим миром Воспитание трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с окружающим миром Острота современных экологических.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Самообразование на тему «Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой»
Опубликовано: 28 ноября 2021 в 21:21
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД