раисат мухутова
Самообразование на тему «Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой»
▼ Скачать + Заказать документы
«Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой»
«Всё хорошее в людях – из детства!
Как истоки добра пробудить?
Прикоснуться к природе всем
сердцем
Удивиться, узнать, полюбить!
Мы хотим, чтоб земля расцветала,
И росли, как цветы, малыши,
Чтоб для них экология стала,
Не наукой, а частью души!»
Н. Луконин.
Актуальность темы:
Публикация «Самообразование на тему „Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Самообразование, саморазвитие
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Богата и щедра природа в отношении человека, но ее богатство к сожалению воспринимается нами как данность, как что то естественное и непоколебимое. Зачастую люди даже не задумываются над тем. что нас ждет в будущем при условии экологической катастрофы. В связи с этим мы безжалостно насилуем природные ресурсы, которые обеспечивают нам комфортное существование на этой планете. Интенсивная хозяйственная деятельность человека постоянно вносит в него свои изменения, нарушая экологическое равновесие окружающей среды. К сожалению мы не задумываемся на сколько важно для нашего будущего опомнится и четко понять для себя, что без изменения отношения к природе, всех нас ждет глобальная экологическая катастрофа. Уже давно пришло время для конкретных действий, которые помогут нам возродить тот первоначальные потенциал природных ресурсов, который мы на протяжении сотен лет губили и растрачивали в пустую. Сейчас необходимо, чтобы каждый из нас осознал значимость этого жизненно -важного дела, нужно уже с детства прививать человеку любовь к природе.
Самым доступным примером бережного отношения к окружающему миру для детского мышления, безусловно является наблюдения за живой природой, и забота о братьях наших меньших.
Дошкольники с неподдельным интересом учатся воспринимать все, что их окружает, но в связи со своим неразвитым еще восприятием, видят к сожалению не все, зачастую не замечая главного. В связи с чем очень важно всегда быть рядом с ними, подсказать, пояснить, растолковать те главные человеческие законы бытия, которые в будущем помогут сформироваться эмоционально отзывчивой личности, для которой будет естественным сочувствовать, помогать, созидать. В период дошкольного детства у ребенка происходит интенсивное социальное развитие, которое осуществляется при его взаимодействии с окружающими, сверстниками и взрослыми. Природа многому нас учит! Экологическое воспитание очень тесно связано с нравственным воспитанием – это воспитание человечности, доброты, милосердия, ответственного отношения к природе, людям, которые живут рядом. Период становления основ будущей личности – дошкольный возраст. Воспитание бережного и заботливого отношения к природе, окружающему миру возможно тогда. Когда дети будут располагать хотя бы элементами знаниями о природе, овладеют несложными способами выращивания растений, ухода за ними, научиться наблюдать природу, видеть ее красоту. Достаточно просто вместе с детьми наблюдать, анализировать, стараться внести свой вклад в сохранение природы, и рано или поздно эти незамысловатые приемы принесу свои плоды. Увлекательные наблюдения на прогулках, первые самостоятельные опыты, развивающие занятия помогут детям младшего возраста в доступной форме понять и осмыслить элементарные связи живой и неживой природы. Создают условия для формирования нравственных и эстетических качеств будущего гражданина, защитника не только себя, своего отечества, но и всего самого прекрасного, что создала ПРИРОДА.
Цель:
- формирование начал экологической культуры детей;
- становление осознанно-правильного отношения к природе во всем ее многообразии;
- формировать у детей практические навыки и умения в разнообразной деятельности в природе, при этом деятельность должна носить природоохранительный характер;
- развитие ответственности и необходимых навыков правильного взаимодействия детей с природой;
- осознание ребенком себя как части природы;
- привлекать родителей в воспитание экологической культуры поведения у детей.
Задачи:
- пополнить педагогическую копилку новой информацией;
- изготовить картотеку прогулок, картотеку дидактических игр, составить конспекты занятий, развлечений;
- создание экологически-развивающей среды в ДОУ;
- экологическое просвещение.
Методические рекомендации к работе в средней группе
С детьми старшей группы наблюдения сезонных изменений в природе становятся более
систематическими, взаимосвязанными. Постепенные изменения, которые происходят в природе в
течение одного сезона, дают возможность обратить на это внимание детей и помочь им установить
элементарные причинные связи и зависимости между отдельными явлениями природы, сделать
некоторые выводы и обобщения. В процессе наблюдений у детей развивается более пристальное
внимание к окружающему миру.
На необходимость формирования этой способности с ранних лет указывали многие ученые, педагоги,
методисты. Известный ученый-натуралист Д. Кайгородов писал: «Присматривайтесь к ольхе и
орешнику, сережки которых, заготовленные еще с осени на кончиках веток и легко бросающиеся в
глаза, начинают распускаться раньше других. Обращайте внимание на все солнцеприпечные места:
тут часто вслед за исчезновением последней снежной или ледяной корочки появляются из земли
головки цветочных бутончиков, а также и первые бледно-желтые, на солнце быстро зеленеющие
травки и былинки. А многие ли видели и знают, например, цветы дуба, вяза, ясеня, сосны, ели?
Правда, эти цветы с виду не очень-то казисты, да не вдруг и заметишь их на дереве: но если
рассматривать их близко, в особенности через увеличительное стекло, будет не раз на что
полюбоваться и чему поучиться».
Дети шестого года жизни способны к довольно тонким наблюдениям. Например, гуляя в сосновом
лесу, они замечают, что у сосны почки бывают только на конце ветки. Можно предложить им
сосчитать, сколько почек у сосновой ветки, и они убедятся, что не больше 4—5. Весной почки
раскрываются и появляются молодые побеги, похожие издали на свечки, одна почка на верхушке
выбрасывает побег вверх, а остальные в стороны. Так сосенка растет.
Можно рассмотреть с детьми (лучше через увеличительное стекло) почку лиственного дерева или
кустарника (ивы, клена, сирени, показать им зимнюю «одежду» почки — чешуйки или волосики, а
если ее разрезать, ребята увидят свернутые зеленые листочки и поймут: в почке все готово для того,
чтобы вырос листок, цветок. Когда придет весна, станет тепло, почка раскроется.
Воспитатель старшей группы обращает внимание детей на то, что в течение одного сезона и в живой и
в неживой природе в определенные сроки происходят заметные изменения. Так, например, можно
легко выделить характерные особенности начала и середины зимы. Более наглядно это проявляется в
неживой природе.
На прогулке в начале зимы воспитатель предлагает измерить глубину снежного покрова, посмотреть,
насколько плотно он укрывает землю. Дети замечают, что снег еще неглубокий, из-под него видна
пожелтевшая трава, а кое-где и растения с зелеными листьями.
На прогулке в январе можно снова измерить глубину снега, вспомнить, какой она была в начале зимы,
спросить, почему тогда было видно на земле растения, а сейчас нет. «Их засыпал снег, — отвечают
дети, — тогда снега было мало, сейчас много, снег глубокий». В результате таких наблюдений и
ответов на наводящие вопросы воспитателя ребята сами делают вывод: «В январе больше снега, чем в
начале зимы, он глубокий. Сильнее мороз, толще лед».
Одновременные наблюдения за изменениями в неживой и живой природе помогают пониманию
существующих между ними связей, а попытки выразить это словами способствуют развитию речи
детей.
Во время экскурсии на территорию ДОУ, проведенной в конце осени (начале зимы, воспитатель задает вопрос :
«Почему не видно насекомых?» «Они спрятались», «Они убежали», — отвечают обычно дети. Такие
ответы показывают, что они не знают еще истинной причины исчезновения насекомых и
ограничиваются лишь констатацией самого факта. Конечно, раньше воспитатель уже рассказывал, что
насекомые прячутся с наступлением холодов, но куда, и как они живут в своем укрытии, ребята
представляли смутно. Поэтому, увидев зимнее жилье насекомых собственными глазами, они
удивляются — сыпятся вопросы, высказывания.
Чтобы дети поняли, в каком состоянии находятся насекомые зимой, педагог предлагает осторожно
потрогать гусеницу: движения ее вялы, замедленны. И здесь уже без дополнительных вопросов дети
пытаются объяснить причину такого ее состояния: «Если бы было лето, она быстро бы побежала»;
«Она спит, потому что холодно стало».
Высказывания детей свидетельствуют о понимании ими связи между изменениями в неживой природе
и животном мире: «Холодно зимой, вот гусеница и спряталась в пенек»; «Она, как медведь, спит всю
зиму, потому что холодно» и т. д. Наблюдения и беседа конкретно о гусенице дают возможность
подвести детей к обобщению : «Когда становится холодно, насекомые прячутся в старые пни, коряги,
под кору деревьев и спят всю зиму».
Так же путем непосредственных наблюдений дети знакомятся с сезонными изменениями и в
растительном мире. Например, во время экскурсии на тему «Деревья зимой» они узнают о зимнем
состоянии лиственных и хвойных деревьев, а кроме того, учатся распознавать и сравнивать их по коре,
веткам, семенам. Зимой легко можно показать детям ветки, ствол, а у некоторых деревьев и почки.
Сравнивая деревья, дети устанавливают: «У березки ствол тонкий, белый, с темными пятнами, а у
липы толстый, коричневый»; «Почки у тополя длинные и липкие, а у липы маленькие, как
горошинки»; «Семена у березы похожи на червячков, а у липы, как черненькие ягодки». В процессе
беседы на экскурсии необходимо уточнить словарь детей, так как они часто не знают названий частей
дерева: называют ствол столбом, ножкой, корни — корягами.
После такой экскурсии интересно проходит занятие, на котором сравнивают ветки разных деревьев,
описывают их, а затем пытаются описать и сами деревья, употребляя при этом слова ствол, ветка,
почка, семена. В качестве наглядных пособий можно использовать сделанные детьми заранее рисунки
разных веток.
Приемы, применяемые воспитателем на таком занятии, различны: это и образец описания, и вопросы,
помогающие сравнивать ветки, и дидактическая игра «От какого дерева ветка?» Игру можно провести
по-разному. Например, воспитатель показывает изображение дерева (березы, липы, сосны, а дети
называют его и находят к ним ветки. Можно включить в игру элементы движения: несколько детей
держат картинки с изображением разных деревьев, а остальные — рисунки веток этих деревьев; по
команде воспитателя дети должны собраться вокруг своих «деревьев».
Вопросы педагога помогают ребенку не только сравнить ветки, но и находить для их характеристики
образные слова и выражения: «С чем можно сравнить семена липы?» — спрашивает воспитатель.
Дети отвечают: «Семена липы похожи на засохшие маленькие вишенки»; «У липы почки —
пупырышки». «Посмотрите, — предлагает воспитатель, — как расположены у тополя почки.» — «У
тополя почки длинненькие и идут друг за другом, как лесенка».
Своими вопросами педагог направляет умственную деятельность ребенка на вычленение типичных
признаков, характеризующих в данном случае ветку определенного дерева, на выявление причин ее
изменения. Например, при помощи соответствующих вопросов дети начинают понимать условия
распускания почек, появления листьев и цветов. Все ребята указывают на необходимость тепла; на
вопрос, распустятся ли ветки без воды, отвечают отрицательно; вспоминают, что для роста необходим
и свет. Так, продолжая работу, начатую в средней группе, воспитатель подводит детей к выводу,
который они формулируют самостоятельно : «Чтобы растение росло, цвело, нужен свет, тепло, вода».
Чтобы дети наглядно представляли состояние деревьев в разные сезоны и могли дать возможно более
полную их характеристику, целесообразно рассматривать деревья во все времена года.
Усвоению знаний о природе помогают занятия по рисованию, на которых ребята получают задание
нарисовать ветку дерева, какой она бывает в разное время года, и при этом соблюдать
последовательность изменений.
Экскурсии, целевые прогулки, специальные занятия и беседы, в ходе которых дети обобщают
результаты наблюдений, высказывают суждения, способствуют тому, что они могут уже сами сделать
выводы о некоторых особенностях растительного мира в разные сезоны: «Осенью листья опадают.
Деревья зимой стоят голые»; «Весной почки набухают. Они такие толстенькие. В них сидят листочки
и ждут, когда солнышко пригреет»; «Ель и сосна — хвойные деревья. У них вместо листьев — хвоя.
Иголки — это такие листья. Они никогда не опадают осенью».
В старшей группе необходимо показать детям влияние сезонных изменений и на жизнь живых
существ. Например, больше, чем в средней группе, ребята узнают о сезонной жизни птиц.
Воспитатель помогает им понять причины перелета птиц (они улетают из-за холода и оттого, что
зимой им нечем кормиться) и классификации их по принципу перелетные — зимующие. Нужно
уточнить и знания детей о названиях и внешнем виде птиц.
После ряда наблюдений целесообразно провести беседу о птицах с использованием игровых приемов.
Можно дать ребятам задание назвать и описать по картинкам птиц, сгруппировать зимующих и
перелетных, рассказать об охране птиц. Опираясь на знания, полученные путем наблюдений, дети
хорошо справляются с поставленной задачей.
Различные наблюдения, проведенные в течение зимы, подготавливают детей к восприятию
особенностей, своеобразия весеннего и летнего времени года, дают возможность понять прежде всего
динамику и последовательность происходящих изменений. Тесная связь двух групп явлений: резкие
изменения в неживой природе в начале весны и бурный рост растительности в разгар весны и летом —
вот что должно стать основным при ознакомлении детей старшей группы с природой в эти времена
года.
Постепенно все большее внимание педагог уделяет развитию самостоятельности детей при
наблюдении за природой : умению самим заметить происходящие изменения, понять их причину,
выразить понятое в речи. Этой цели подчинены и вопросы воспитателя, например: «Какое время года
наступает после зимы?»; «Что изменилось в природе?»; «Чем отличается весна от зимы?» и т. п.
Выяснив, чем отличается наступающее время года от предыдущего, какова причина наступающих
изменений, какова последовательность развития явлений неживой природы и растительного мира,
дети уже могут устанавливать определенные связи: одновременность протекания нескольких явлений,
последовательность изменений, подчинение их общей причине — зависимости от изменений неживой
природы.
Как уже говорилось, для сравнения двух смежных сезонов и выделения их характерных особенностей
целесообразно проводить экскурсии, прогулки на одно и то же место в разную погоду, в разные
времена года, в начале, в середине и в конце сезона. Наблюдения, которые делают дети на экскурсиях
и прогулках, стимулируют развитие их умения сравнивать, выделять причины, следствия и
последовательность изменений. Многократные наблюдения помогают установить определенные
закономерности в сезонных изменениях. Приучая ребят чувствовать и постепенно осознавать
перспективу изменений природы, педагог одновременно ведет работу по развитию у них связной речи,
учит их выражать воспринятое словами. Если необходимо, он подсказывает нужное слово - название
самого явления или его состояния (оттепель, моросит, оседает, зеленеет, цветет).
Вот примеры речи детей.
Таня (раскрывает перспективу весеннего развития растительности) : На деревьях почки набухают.
Некоторые так набухли, что немножечко времени пройдет, и они лопнут. И появятся зелененькие,
молоденькие листочки. Все зазеленеет».
Наташа (о причине таяния снега) : «Наступила весна. Весну делает солнышко. Оно пригревает, и все
тает. Весной становится снег грязный. Он тает и бегут ручьи».
Ознакомление детей с сезонными изменениями в неживой природе и в растительном мире
происходит, главным образом, непосредственным путем, но при знакомстве с жизнью животных это
почти невозможно, и потому широко используются художественная литература, рассказы педагога,
иллюстрации, картины.
Знания детей о жизни зверей в разные времена года ограниченны, случайны, а часто и неправильны.
Так, некоторые ребята не представляют себе, как заяц меняет шерсть, понимают это буквально («одну
снимет, другую наденет»). Многие убеждены, что медведь потому сосет лапу, что там у него мед.
Чтение художественной литературы, беседы вызывают интерес у ребят к различным сторонам жизни
животных. Для расширения знаний детей о жизни зверей зимой, например, педагог может провести в
старшей группе три последовательных занятия: просмотр диафильма «Зима в лесу», рассматривание
картины с изображением зайцев, беседу «Зима в лесу». Рассматривание картины соединяется с
чтением рассказов Л. Н. Толстого «Зайцы», «Русак». Это помогает ребятам составить рассказ по
картине. Беседа «Зима в лесу» обобщает и дополняет их знания о жизни животных зимой.
Для бесед с детьми могут быть использованы отрывки из книг Д. Зуева «Времена года», Д.
Кайгородова «Родная природа», И. Соколова-Микитова «От весны до весны».
Более систематическими в старшей группе становятся наблюдения за сезонным трудом людей, при
этом особо подчеркивается роль человека и его труда в охране и преобразовании природы.
Наблюдения дополняются трудом самих детей, которые уже понимают, зная зависимость жизни
растений от сезонных условий, что трудовые процессы будут различны в разное время года: «В начале
весны снег к деревьям пригребают, чтобы им больше воды досталось»; «Осенью листья собирают и
сжигают, чтобы вредителей уничтожить».
В средней группе усложняется труд детей в огороде, цветнике, саду, он становится и более
разнообразным. Это может быть повторная перекопка гряд (первая делается взрослыми, удобрение
цветника, ягодника, посев семян и высадка рассады однолетних и многолетних растений, прополка
гряд, рыхление земли и т. д.
Труд в природе помогает детям самостоятельно определить, в чем нуждается растение. Высказывания
ребят свидетельствуют о том, что им доступно понимание зависимости состояния растений от условий
окружающей природы, например от погоды: «Если летом долго дождя не бывает, то цветы засыхают»;
«Как полил дождик огурчики, они сразу обрадовались и начали расти».
Для приобретения более глубоких знаний о свойствах живой и живой природы целесообразно
проводить различные опыты, элементарное экспериментирование.
В старшей группе воспитатель может делать с ребятами опыты на замораживание воды, оттаивание
льда.
Во время этих опытов дети как бы заглядывают внутрь происходящих изменений. Вначале они
неправильно отвечают на вопрос о причине изменений состояния воды, путают причину и следствие,
дают случайный ответ, констатируют явление, не выделяя причину и последовательность изменений
(«Почему вода замерзла?» — «Потому что теперь лед стал»; «Потому что она вода»). Своими
вопросами: «Что изменилось? Что было сначала, что стало потом? Почему так случилось?» — педагог
стимулирует детей к объяснению. Соединение повседневных наблюдений со специальными опытами
помогает детям практически усвоить причины изменений и самостоятельно сформулировать вывод:
«От тепла снег тает»; «От холода вода замерзает, лед — это замерзшая вода». Таким образом ребята
подводятся к пониманию зависимости состояния воды от температуры.
Постепенно дети начинают замечать и правильно оценивать различные явления природы : «Когда
мороз, то снег сухой и скрипит, а нет мороза — он мокрый»; «Мы утром шли с папой, а снег скрипел
под ногами. Утром всегда бывает холодней, чем днем». Эти высказывания свидетельствуют о
сознательном усвоении и понимании ими определенных закономерностей в природе.
В летнее время интересно проходят опыты, помогающие установить зависимость состояния растения
от количества влаги в почве, от особенности почвы. Воспитатель объясняет, что в жаркую сухую
погоду поливать растения нужно больше, и обращает внимание на то, как быстро вянет, опускает
листья растение, которое забыли полить. А чтобы показать, почему разные почвы поливают по-
разному, можно проделать такой опыт. В три мензурки помещают песчаную, глинистую почву и
чернозем. Дети наглядно убеждаются, какая из этих почв быстрее пропускает влагу, каковы свойства
земли, насыщенной влагой, и сухой, и др.
Живая природа это интересный, сложный и удивительный мир.
Природа является
источником первых знаний и радостных переживаний, которые часто
запоминаются на всю жизнь.
Зеленые луга и леса, яркие цветы, бабочки, жуки, птицы, звери, движущие облака,
яркое солнце, падающий снег
все это привлекает детей, радует их, дает богатую пищу для их развития.
Наша задача воспитывать у детей чувства прекрасного к окружающему миру природы.
Актуальность моей темы заключается в том, чтобы не только познакомить детей с
животным и растительным миром родного края, но и подвести к тому, что природа и ее обитатели
это живая часть мира, которую нужно беречь, любить.
Работа с детьми:
Сентябрь:
Беседы на темы «Приметы осени»,
Чтение стихотворений об осени,
Рассматривание осенних деревьев,
Рассматривание иллюстраций осеннего леса.
Октябрь:
Беседы на темы «Что нас окружает?», «Удивительный лес».
Наблюдения за объектами живой и неживой природы.
Д/и «Чей след?», «Чей хвост?».
Художественное творчество: рисование «Золотая осень», «Ветка рябины»; лепка
«Животные леса»
Чтение худ. лит: С. Есенин «Береза», А. Блок «Зайчик»,
И. Бунин «Листопад», рассказы и загадки о животных.
Ноябрь:
Беседы на темы «Птицы родного края», «Клест», «Лесной доктор»
Составления описательных рассказов о птицах; рассматривание иллюстраций о
птицах. Наблюдение за птицами на прогулке.
Д/и «Птичье лото», «Чей клюв?», «Составь птицу», «Зимующие и перелетные».
Кормления птиц на прогулке.
Прослушивание аудиозаписи «Голоса птиц».
Художественно
е творчество: рисование «Птицы нашего посёлка», «Птица,
придуманная мною»;
П/и «Совушка», «Летает
не летает».
Чтение: С. Алексеев «Родная природа» (клест, И. Соколов
Микитов «Весна в
лесу», В. Бианки «Чей нос лучше?», М. Зверев «Лесные доктора».
Декабрь:
Беседы на темы «Как звери зимуют в лесу?», «Жизнь птиц зимой»,
«Что такое заповедник?», «Красная книга».
Экспериментирование с водой.
Д/и «Кто, где живет?», «Птицы, звери, рыбы», «Кто кормушки прилетел?»,
Художественное творчество: рисование «Лесные жители зимой»;
аппликация «Синички».
Изготовления и украшение кормушек для птиц.
Рассматривание животных и птиц, занесенных в Красную книгу
Январь:
Беседы на темы «Водоемы родного края».
Составления рассказов о рыбах.
Рассматривание иллюстраций о реке.
Экспериментирование с
водой.
Д/и. «Угадай, кто в озере», «Опиши, какая рыба?».
Художественное творчество: рисование «Золотые рыбки».
Чтение: загадывание загадок о рыбах.
Февраль:
Беседы на темы «Кто такие рыбы?», «Как нужно вести на природе?».
Экспериментирование с ветром.
Художественное творчество: аппликация «Морское царство».
Чтение о природе родного края.
Март:
Беседы на темы «Хвойные деревья», «Где растения любят жить?»,
«Путешествие растений».
Рассматривание картин и иллюстраций о деревьях, растениях занесенных в
красную книгу.
Экскурсия в парк.
Д/и «Чья шишка?», «Чьи листья?», «Найди дерева по семенам»
Художественное творчество: аппликация
«Во поле береза стояла».
Составления и отгадывание кроссвордов о растениях.
Чтение: В. Бианки «Рассказы о природе», Н. Н. Павлов «Загадки цветов.
Апрель:
Беседы на темы : «Зачем нужно беречь природу?», «Зеленая аптека»
Наблюдения за объектами живой и неживой природы.
Д/и «Я садовником родился», «Расскажи какой цветок?».
Художественное творчество: рисование «Семья ежей», аппликация «Сирень».
Чтения художественной литературы о растениях, цветах, деревьях.
Май:
Беседы по темам: «Изменения в жизни растений весной», «Первые
весенние цветы»
Рисование подснежника.
Рассматривание иллюстраций на весеннюю тематику
Чтение художественной
литературы о весне.
Работа с родителями:
Сентябрь:
Беседы на темы «Что нас окружает?
Октябрь:
Консультации на экологическую тему «Не причиняя вреда природе»,
«Сокровища леса».
Выставка рисунков «Природа глазами детей» (совместная деятельность детей и
родителей) .
Ноябрь:
Домашние задания (
составить кроссворд о природе и нарисовать
ответы) .
Март:
Фотовыставка «природа
наш дом родной».
Май: Выставка фотографий «Наши добрые дела»