Приложение МААМ

Самообразование «Математическое развитие детей с ОНР»

Мария Алёхина
Самообразование «Математическое развитие детей с ОНР»
▼ Скачать + Заказать документы

Пояснительная записка

Специфика патологии развития детей с речевыми нарушениями отражается на качестве усвоения ими математических знаний, приобретения умений и навыков.

Неполноценная речевая деятельность накладывает отпечаток на формирование у детей сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой сферы. Отмечается недостаточная устойчивость внимания, ограниченные возможности его распределения. При относительно сохранной смысловой, логической памяти, у детей снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания. Они забывают сложные инструкции, элементы и последовательность заданий. У наиболее слабых детей низкая активность припоминания может сочетаться с ограниченными возможностями развития познавательной деятельности. У детей с ОНР отмечаются определнные трудности по некоторым параметрам, которыми характеризуется психологический аспект готовности к обучению:

Публикация «Самообразование „Математическое развитие детей с ОНР“» размещена в разделах

- знания и представления об окружающем мире;

- умственные операции, действия и навыки;

- познавательная активность, проявляющаяся в соответствующих интересах и мотивации;

- регуляция поведения.

Таким образом, приняв за основу Программу Н. В. Нищевой, я разработала перспективный план с учётом коррекционно-речевых задач по формированию математических представлений у детей с недоразвитием речи

Цель: создать оптимальные условия для математического развития дошкольников с ОНР; объединить усилия педагогов и родителей для развития математических способностей детей с ОНР

Задачи:

1. Повысить собственный уровень знаний путем изучения необходимой литературы, самообразования.

2. Разработать перспективный план работы с детьми.

3. Подготовить диагностику на начало и конец учебного года.

4. Подготовить д

5. Оформить в группе уголок «Центр занимательной математики»

6. Подготовить консультации для педагогов и родителей на тему

«Развитие математических представлений у детей с ОНР».

7. Разработать авторские игры по теме

8. Обобщить педагогический опыт

Литература:

1. Арапова – Пискарёва Н. А. «Формирование элементарных математических представлений в детском саду», Мозаика-Синтез Москва, 2008.

2. Белошистая А. Дошкольный возраст: формирование первичных представлений о натуральных числах // Дошкольное воспитание, 2002, № 11. с. 20-24.

3. Нищева Н. В. Развитие математических представлений у дошкольников с ОНР (с 3 до 4 лет). — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2016.

4. Нищева Н. В. Современная система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2016.

5. Нищева Н. В. Комплексно-тематическое планирование коррекционной и образовательной деятельности в группе компенсирующей направленности ДОО для детей с тяжелыми нарушениями речи (с 3 до 4 и с 4 до 5 лет). – СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2016.

6. Нищева Н. В. Комплексно-тематическое планирование коррекционной и образовательной деятельности в группе компенсирующей направленности ДОО для детей с тяжелыми нарушениями речи (с 5 до 6 и с 6 до 7лет). – СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2016.

План работы

Сентябрь • Диагностика формирования элементарных математических представлений

Октябрь • консультация для родителей «КАК ПОМОЧЬ ДОШКОЛЬНИКАМ С ОБЩИМ НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ СФОРМИРОВАТЬ МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ»;

• консультация для воспитателей «Математика и речь»;

• Разработать и оформить игру «Готовим пиццу»

• Конкурс «Лего-проект»

Ноябрь • Оформление математического уголка в группе

• Создание картотеки математических схем и лабиринтов

Декабрь • Разработка игры «Разложи конфеты на стол» из бросового материала (счет, цвет)

Январь • Создание ММ игры по математике для детей старшего возраста с ОНР

• Подготовить презентацию «Развитие математических представлений у детей с ОНР»

Февраль • Создание картотеки дидактических игр по математическому развитию в средней группе онр;

• Оформить папку-передвижку «Играем вместе с детьми»

Март • Памятка для родителей «Математика- это интересно»;

• Интегрированное занятие «Путешествие в страну математики»

Апрель • Консультация для воспитателей «Формирования математических представлений у детей с ОВЗ»

• Оформление папки по самообразованию

• Конкурс по математике «Лисенок»

Май • Диагностика формирования элементарных математических представлений

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ:

«Математические игры по дороге домой»

1. Диагностика

Предлагаемая диагностика разработана с целью оптимизации образовательного процесса в любом учреждении, работающим с группой детей 4—6лет, вне зависимости от приоритетов разработанной программы обучения и воспитания и контингента детей. Это достигается путем использования общепринятых критериев развития детей данного возраста и уровневым подходом к оценке достижений ребенка по принципу: чем ниже балл, тем боль-ше проблем в развитии ребенка или организации педагогического процесса в группе детей.

Оценка педагогического процесса связана с уровнем овладения каждым ребенком необходимыми навыками и умениями по образовательным областям:

1 балл - ребенок не может выполнить все параметры оценки, помощь взрослого не принимает;

2 балла ребенок с помощью взрослого выполняет некоторые параметры оценки;

3 балла — ребенок выполняет все параметры оценки с частичной помощью взрослого;

4 балла — ребенок выполняет самостоятельно и с частичной помощью взрослого все параметры оценки;

5 баллов — ребенок выполняет все параметры оценки самостоятельно.

Таблицы педагогической диагностики заполняются дважды в год, если

другое не предусмотрено в образовательной организации, — в начале и конце учебного года (лучше использовать ручки разных цветов, для проведения сравнительного анализа. Технология работы с таблицами проста и включает 2 этапа.

Этап 1. Напротив фамилии и имени каждого ребенка проставляются баллы в каждой ячейке указанного параметра, по которым затем считается итоговый показатель по каждому ребенку (среднее значение = все баллы сложить (но строке) и разделить на количество параметров, округлять до десятых долей). Этот показатель необходим для написания характеристики на конкретного ребенка и проведения индивидуального учета промежуточных результатов освоения общеобразовательной программы.

Этап 2. Когда все дети прошли диагностику, тогда подсчитывается итоговый показатель по группе (среднее значение = все баллы сложить (по столбцу) и разделить на количество параметров, округлять до десятых долей). Этот показатель необходим для описания обще групповых тенденций (в группах компенсирующей направленности — для подготовки к групповому медико- психолого-педагогическому совещанию, а также для ведения учета обще групповых промежуточных результатов освоения общеобразовательной программы.

Двухступенчатая система мониторинга позволяет оперативно находить неточности в построении педагогического процесса в группе и выделять детей с проблемами в развитии. Это позволяет своевременно разрабатывать для детей индивидуальные образовательные маршруты и оперативно осуществлять психолого-методическую поддержку педагогов. Нормативными вариантами развития можно считать средние значения по каждому ребенку или обще групповому параметру развития больше 3,8. Эти же параметры в интервале средних значений от 2,3 до 3,7 можно считать показателями проблем в развитии ребенка социального и/или органического генеза, а также незначительные трудности организации педагогического процесса в группе. Средние значения менее 2,2 будут свидетельствовать о выраженном несоответствии развития ребенка возрасту, а также необходимости корректировки педагогического процесса в группе по данному параметру \ данной образо-вательной области. (Указанные интервалы средних значений носят рекомендательный характер, так как получены с помощью применяемых в психолого-педагогических исследованиях психометрических процедур, и будут уточняться по мере поступления результатов мониторинга детей данного возраста.)

Наличие математической обработки результатов педагогической диагностики образовательного процесса оптимизирует хранение и сравнение результатов каждого ребенка и позволяет своевременно оптимизировать педагогический процесс в группе детей образовательной организации

Инструментарий педагогической диагностики представляет собой описание тех проблемных ситуаций, вопросов, поручений, ситуаций наблюдения, которые используются для определения уровня сформированности у ребенка математических представлений. Следует отметить, что часто в период проведения педагогической диагностики данные ситуации, вопросы и поручения могут повторяться, с тем чтобы уточнить качество оцениваемого параметра. Это возможно, когда ребенок длительно отсутствовал в группе или когда имеются расхождения в оценке определенного параметра между педагогами, работающими с этой группой детей.

Важно отметить, что каждый параметр педагогической оценки может быть диагностирован несколькими методами, с тем чтобы достичь определенной точности. Также одна проблемная ситуация может быть направлена на оценку нескольких параметров, в том числе из разных образовательных областей.

Основные диагностические методы педагога образовательной организации:

• наблюдение;

• проблемная (диагностическая) ситуация;

• беседа.

Формы проведения педагогической диагностики:

• подгрупповая;

• групповая.

Средний возраст

Умеет группировать предметы по цвету, размеру, форме, назначению.

Методы: проблемная ситуация.

Материал : круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал одного цвета и разного размера, муляжи и картинки овощей, фруктов, кукольная посуда/ одежда/мебель.

Форма проведения: индивидуальная, подгрупповая.

Задание: «Найди, что к чему подходит по цвету, размеру, форме, назначению».

Старший возраст

Различает круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал. Соотносит объемные и плоскостные фигуры.

Методы: проблемная ситуация.

Материал : круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал одного цвета и разного размера, шар, цилиндр, куб разного размера.

Форма проведения: индивидуальная, подгрупповая.

Задание: «Найди, что к чему подходит по форме».

В диагностике приняли участие 14 детей – это списочный состав группы

Таким образом, проведенная диагностика в сентябре 2018 года показала низкий уровень развития у двух детей и средний уровень у 6 человек в среднем возрасте. В старшем возрасте дети показали стабильный средний уровень развития математических представлений.

Диагностика проведенная по окончании учебного года, показала следующие результаты:

Средняя группа 9 человек

Низкий уровень -2 ребенка

Средний уровень – 5 человек

Высокий уровень- 2 ребенка

Старшая группа- 5 человек

Низкий уровень -0 человек

Средний уровень – 3 человек

Высокий уровень- 2 ребенка

Публикации по теме:

Аналитическая справка о проведении городского семинара-практикума «Математическое развитие в ДОУ в соответствии с ФГОС»Аналитическая справка о проведении городского семинара-практикума «Математическое развитие в ДОУ в соответствии с ФГОС» Аналитическая справка о проведении городского семинара-практикума "Математическое развитие в ДОУ в соответствии с ФГОС" 26 февраля 2020.

Дидактическая настольно-печатная игра «Математическое домино  «Грибочки» для детей старшего дошкольного возрастаДидактическая настольно-печатная игра «Математическое домино  «Грибочки» для детей старшего дошкольного возраста Дидактическая, настольно-печатная игра "Математическое домино - Грибочки" Цель: развитие умения понимать значение действий сложения.

Опыт работы «Самообразование педагога в условиях ФГОС» Уважаемые коллеги! На сегодняшний день самообразование педагога является немаловажной темой для обсуждения. Сегодня мне хотелось поделиться.

Самообразование педагога Самообразование – это целенаправленная работа каждого из нас по расширению и углублению своих теоретических знаний, совершенствованию имеющихся.

Самообразование педагога. Отчет о посещении семинара-практикумаСамообразование педагога. Отчет о посещении семинара-практикума Самообразование педагога. Отчет о посещение семинара-практикума. 11 октября 2016 года я посетила городской семинар-практикум «Информационная.

Самообразование педагога. Посещение семинара-практикума (фотоотчет)Самообразование педагога. Посещение семинара-практикума (фотоотчет) Самообразование педагога «Посещение семинара – практикума»(фотоотчет) «Если не умеешь говорить – учись читать» итальянский гумманист Л. Помпоний.

Самообразование «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в условиях ФГОС» Актуальность выбранной темы В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем общества является состояние духовного, нравственного.

Самообразование «Игра как средство общения дошкольников» Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение «Средняя общеобразовательная школа «Кудровский ЦО №1» Всеволожского района Ленинградской.

Самообразование «Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр» Актуальность: Главной составляющей полноценного развития детей в раннем возрасте является сенсорное развитие. Сенсорное развитие ребенка.

Занятие для детей (2–3 года): Речевое развитие и Художественно-эстетическое развитие «Петушок и его семья» Цель: приобщать детей к устному народному творчеству с раннего возраста Задачи: Закреплять умение детей слушать знакомые фольклорные произведения.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Самообразование «Математическое развитие детей с ОНР»
Опубликовано: 17 мая 2020 в 14:12
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Самообразование «Математическое развитие детей с ОНР»» (включая файлы) размещена пользователем Мария Алёхина (УИ 215956) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД