Папки-передвижки

Самообразование «Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста посредством пластилинографии»

Фролова Марина Александровна
Самообразование «Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста посредством пластилинографии»

Самообразование «Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста посредством пластилинографии»

Пластилинография (рисование пластилином) – это один из сравнительно недавнего появления нового жанра (вида) в изобразительной деятельности; более редко применяемый на практике, в связи с тем, что является не обязательным в программе дошкольного образования.

Публикация «Самообразование „Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста посредством пластилинографии“» размещена в разделах

Изучение литературы по данной теме позволило мне выдвинуть следующее предположение: оказывается, использование комплекса художественно-творческой деятельности по пластилинографии способствует развитию мелкой моторики рук у детей.

Лепка – один из самых эмоциональных видов изобразительной деятельности. Пластилин используется как изобразительный материал, а инструментом для работы с этим материалом служат ладошки и пальчики ребенка, а именно руки подготавливают детей к овладению учебным и трудовым умениям и навыкам.

К тому же, пластилинография способствует снятию мышечного напряжения и расслаблению, развивает детское воображение, художественное и пространственное мышление, будит фантазию, побуждает дошкольников к самостоятельности. У детей формируется умение планировать работу, доводить начатое дело до конца.

Понятие «пластилинография» имеет два смысловых корня: «графия» - создавать, изображать, а первая половина слова «пластилин» подразумевает материал, при помощи которого осуществляется осуществление замысла.

Исходя из этого, были определены основные цель и задачи обучения детей пластилинографии :

Цель: развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста через пластилинографию.

Задачи:

1) Формировать у детей устойчивый интерес к использованию в своей деятельности нетрадиционной техники работы с пластилином;

2) Развивать мелкую моторику, координацию движений рук;

3) Развивать сенсорные способности восприятия, чувства цвета, формы, композиции;

4) Воспитывать самостоятельность, аккуратность в работе.

Работа проводилась в 3 этапа: подготовительный, практический, итоговый.

Подготовительный этап (сентябрь, октябрь) - изучение и чтение художественной литературы (А. С. Пушкин «Уж небо осенью дышало…», И. А. Бунин «Первый снег», Ф. И. Тютчев «Зима недаром злится…», Г. Снегирев «К морю», В. Катаев «Цветик-семицветик», а также загадки, пословицы и поговорки, составление НОД, создание в группе предметно-развивающей среды. На этом этапе мы с детьми осваивали различные приемы лепки:

- Скатывание - кусочек пластилина кругообразными движениями ладоней или пальцами скатывается в шарик;

- Оттягивание - слегка потянув щепоткой часть пластилина можно сформировать часть изображения;

- Заглаживание - требуется при изображении плоских и гладких поверхностей - выполняется кончиками пальцев;

- Сплющивание – наиболее применяемый прием - для этого шарик сдавливают до формы лепешки; небольшие углубления и изгибы поверхности передают вдавливанием – нажимом пальцев.

- Прищипывание – осуществляется сжатием пальцев, собранных в щепотку в той части формы, где создается новая деталь;

- Надавливание или размазывание – важно научить детей прилагать усилия пальчиками.

Практический этап – организация и проведения занятий; консультация для родителей на тему: «Занятия с пластилином в домашних условиях».

Ноябрь - «Осенний лес» ( цель: создание цветного изображения, закрепление умений и навыков – отщипывание, скатывание шариков и жгутиков; побуждение в самостоятельном выборе цвета);

Декабрь – «Новогодняя елка» ( цель: формирование у детей обобщенного представления о елочных игрушках; продолжение освоения навыка мозаичной пластилинографии – скатывание мелких шариков нужного цвета, заполнение поверхности объекта, прижимая);

Январь – индивидуальная работа с детьми, имеющими затруднения (Зайнаб, Олег) : раскатывание кусочков пластилина в «жгутики», «мелкие шарики», сплющивать шарики на плоскости изображения; практическая деятельность;

Февраль – «Кораблик для папы» ( цель: побуждение детей к изготовлению подарков для близких; создание на плоскости объекта «кораблик», сочетая разные приемы техники);

Март – «Цветы для мамы» ( цель: формирование композиционных навыков; создание выразительного образа посредством передачи объема и цвета; использование в работе стеки);

Апрель – «Дельфин» ( цель: создание выразительного и интересного образа в полуобъеме).

Итоговый этап (май) отчет по теме самообразования; обобщение полученных умений и навыков.

Итог: Подводя итог можно сказать, что главное значение занятий по пластилинографии состоит в том, что в конце обучения у ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцами или щепотью они также умеют самостоятельно осуществлять движения во всех качествах: направленности, силе, длительности и т. д. Мой опыт показал, что овладение техникой «пластилинография» доставляет детям истинную радость; у них есть огромный интерес и желание рисовать пластилином. И чем лучше у них получается это действие, с тем большим удовольствием они его повторяют, как бы демонстрируя свой успех, тем самым привлекая внимание воспитателя к своим достижениям.

Список литературы:

1) Давыдова Г. Н. Пластилинография. – М. : Издательство «Скрипторий 2003», 2013;

2) Давыдова Г. Н. Пластилинография. Анималистическая живопись. – М. : Издательство «Скрипторий», 2007;

3) Лыкова И. А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки». – М. : «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2006. – 144 с., 8 л. вкл. ;

4) Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду: Планирование, конспекты занятий, методические рекомендации/ И. А. Лыкова – М. : Карапуз, 2007;

5) Рейд Б. «Обыкновенный пластилин». – М., 1998г. ;

6) Ткаченко Т. А. Мелкая моторика. Гимнастика для пальчиков. М. : Эксмо, 2006г. ;

7) Гаврина С. Е., Кутявина Н. П. Развиваем руки – чтоб учиться и писать, и красиво рисовать – Ярославль: Академия развития, 1997г. ;

8) Морозова О. А. «Волшебный пластилин». – М. : Мозаика-Синтез, 2008г.

Публикации по теме:

Мастер-класс «Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения технике оригами» Мастер - класс с педагогами на тему "Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения технике оригами".

Развитие мелкой моторики посредством творчества у детей с ОНРРазвитие мелкой моторики посредством творчества у детей с ОНР О чудесных свойствах мелкой моторики сказано достаточно много. Наши мудрые предки из поколения в поколение передают забавные народные потешки:.

Развитие мелкой моторики посредством пластилинографииРазвитие мелкой моторики посредством пластилинографии «Ум ребенка на кончиках пальцев» Подготовить ребенка к школе – это значит сформировать в нем такие качества и свойства в процессе разных.

Развитие мелкой моторики рук с детьми дошкольного возраста посредством лепки в технике мозаикаРазвитие мелкой моторики рук с детьми дошкольного возраста посредством лепки в технике мозаика Автор: Карцева Екатерина Викторовна, воспитатель высшей квалификационной категории МДОУ «Колосок» Цель: дать теоретическое обоснование.

Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста посредством пластилинографииРазвитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста посредством пластилинографии Цель работы: развитие мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста посредством пластилинографии. Задачи работы: - развивать мелкую.

Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта на индивидуальных занятиях.Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта на индивидуальных занятиях. Немаловажную роль в успешности интеллектуального и психофизического развития ребенка играет сформированная мелкая моторика. Мелкая моторика.

Развитие сенсорики и мелкой моторики у детей дошкольного возраста посредством дидактической игрыРазвитие сенсорики и мелкой моторики у детей дошкольного возраста посредством дидактической игры На протяжении моей работы активно используются различные игры - тренажёры как заимственные у других педагогов, так и разработанные лично.

Самообразование «Развитие мелкой моторики пальцев рук у детей дошкольного возраста»Самообразование «Развитие мелкой моторики пальцев рук у детей дошкольного возраста» Тема: «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через различные виды деятельности». Пояснительная записка Истоки способностей.

Самообразование воспитателя «Сенсорное развитие детей раннего и младшего возраста посредством дидактических игр» Введение Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме,.

Самообразование «Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр» Актуальность: Главной составляющей полноценного развития детей в раннем возрасте является сенсорное развитие. Сенсорное развитие ребенка.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Самообразование «Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста посредством пластилинографии»
Опубликовано: 6 июня 2023 в 13:01
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД