Папки-передвижки

Самообразование «Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста посредством музыкально-дидактических игр»

Анна
Самообразование «Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста посредством музыкально-дидактических игр»
▼ Скачать + Заказать документы

План работы по самообразованию

Тема: «Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста посредством музыкально-дидактических игр»

Аннотация

Одним из важнейших средств развития музыкальных способностей детей являются музыкально-дидактические игры. В игровой форме музыкальные способности у детей развиваются намного интереснее и эффективнее.

Публикация «Самообразование „Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста посредством музыкально-дидактических игр“» размещена в разделах

Музыкально-дидактические игры всегда интересны детям, всегда вызывают желания участвовать в них. Это универсальный метод в музыкальном воспитании, который позволяет в доступной форме привить детям интерес и любовь к музыке, дать им понятия основ музыкальной грамоты. Музыкально-дидактические игры развивают у детей чувство ритма, координацию движений, творческих способностей, а также является хорошим средством для раскрепощения стеснительных детей.

Используя музыкально-дидактические игры, педагог без напряжения сможет поддержать положительную детскую мотивацию, что положительно сыграет на развитие ребенка.

Введение

Музыкальное искусство оказывает несомненное воздействие на личность ребенка, тем более с ограниченными возможностями здоровья, уже в дошкольном возрасте. Через приобщение к музыкальному искусству в человеке активизируется творческий потенциал, идет развитие интеллектуального и чувственного начал, и чем раньше заложены эти компоненты, тем активнее будет их проявление в приобщении к художественным ценностям мировой культуры.

Дошкольники проявляют особую любовь к музыкальному искусству и могут быть вовлечены в посильную для их возраста деятельность, целями которой являются развитие интереса к музыке, правильное восприятие ее содержания, структуры, формы, а также пробуждение потребности постоянного общения с ней и желания активно проявить себя в этой сфере.

Музыкально-дидактические пособия и игры могут стать средством активизации музыкального развития ребенка, позволяющие приобщать детей дошкольного возраста к активному восприятию музыки. Музыкальное восприятие – сложный, чувственный, поэтический процесс, наполненный глубокими переживаниями, в нем переплетаются сенсорные ощущения музыкальных звуков и красота созвучий, предыдущий опыт и живые ассоциации с происходящим в данный момент, следование за развитием музыкальных образов и яркие ответные реакции на них.

Новизна моей разработки заключается в инновационной, оригинальной форме организации совместной деятельности музыкального руководителя и дошкольников, а именно – музыкально-игровой деятельности.

Важность музыкально-дидактических пособий и игр в том, что они помогают ознакомить детей в доступной форме с такими относительно сложными понятиями в музыке, как музыкальный жанр, форма музыкального произведения, а также с отдельными средствами музыкальной выразительности и основными свойствами музыкального звука.

Педагогическая ценность музыкально-дидактических игр в том, что они открывают перед ребенком путь применения полученных знаний в жизненной практике.

Цель: Развивать музыкальные способности, углублять представления детей о средствах музыкальной выразительности.

Для достижения цели выделила задачи:

• учить детей ориентироваться в игровой ситуации;

развивать эстетическое восприятие, интерес и любовь к музыке, эмоциональную отзывчивость и творческую активность;

• совершенствовать звуковысотный, тембровый, динамический слух, чувство ритма и темпа; слуховое внимание, музыкальную память;

• воспитывать коммуникативные навыки в игре, доброжелательное отношение друг к другу.

Для успешной реализации данных задач составлен перспективно-тематический план для детей средних и старших групп ДОУ, которое помогает мне развивать музыкальные способности у детей, а также помогает систематизировать знания и умения детей по всем видам музыкальной деятельности

• игры, развивающие музыкальный слух (звуковысотный, тембровый и динамический);

• игры, развивающие чувство ритма;

• игры, способствующие восприятию музыки;

• игры для развития музыкальной памяти.

На первом этапе работы по теме самообразования я стала изучать литературу.

В настоящее время формированию музыкально-сенсорных способностей детей уделяется мало внимания. А между тем исследования таких известных педагогов, как Выготский Л. С., Теплов Б. М., Радынова О. П., Каплунова И. М., Новоскольцева И. А. доказывают возможность и необходимость формирования памяти, воображения, мышления, способностей у всех детей без исключения.

Для своей работы основополагающими источниками литературы по развитию детей средствами музыкально-дидактических игр стали работы Н. А. Ветлугиной, Л. Н. Комисаровой, И. Л. Дзержинской, А. В. Запорожца, А. П. Усовой, Н. Г. Кононовой, Э. П. Костиной.

Поэтому на втором этапе своей работы по теме самообразования я ставлю задачу : изучить, собрать, а затем самостоятельно создать необходимый методический материал для дальнейшей работы, для применения полученных знаний на практике. На этом этапе планирую наработать следующий материал:

• картотека музыкально-дидактических игр;

• перспективный план работы с детьми по музыкальному развитию посредством музыкально-дидактических игр;

На третьем этапе работы по теме самообразования планирую провести практическую часть, анализ работы и оформить результат. Разместить презентацию работы в интернет ресурсах.

В практическую часть входит:

• консультации для родителей;

• открытое мероприятие для педагогов с использованием музыкально-дидактических игр

• открытое мероприятие для родителей с использованием музыкально-дидактических игр.

Примерный перспективный план по самообразованию по работе с детьми

Месяц Средняя Старшая Подготовительная

Сентябрь «Птица и птенчики»

«Лесенка» «Солнышко и дождик»

«Угадай колокольчик» «Весело и грустно»

«Музыкальные лесенки»

Октябрь «Угадай матрешку»

«Тихие и громкие звоночки» «Громко и тихо»

«Песня–танец–марш» «Бубенчики»

«Слушаем внимательно»

Ноябрь «День рождения»

«Учись танцевать» «Определи инструмент»

«Колобок» «Высокая лесенка»

«Наши песни»

Декабрь «Воздушные шары»

«К нам гости пришли» «Узнай и спой»

«Музыкальное лото» «Выложи ритм»

«Музыкальные загадки»

Январь «Угадай на чем играю»

«Укрась музыку» «Удивительный светофор»

«Что музыкальный инструмент расскажет о себе» «Музыкальный магазин»

«Наше путешествие»

Февраль «Домик –крошечка»

«Тише–громче в бубен бей» «Веселые гудки»

«Цвет–настроение» «Солнышко»

«Ученый кузнечик»

Март «Волшебная посылка»

«Кто в домике живет» «Звенящий треугольник»

«Повтори звуки» «Веселый поезд»

«Выполни задание»

Апрель «Найди игрушку»

«Нарисуй песню» «Подбери музыку»

«Узнай сказку» «Кого встретил колобок»

«Море»

Май «Веселые дудочки»

«Качели» «Буратино» «Кто самый внимательный»

Музыкально-дидактические игры осваиваются детьми постепенно. Ознакомление с новой игрой происходит в основном во время музыкальных занятий. Музыкальный руководитель знакомит детей с правилами игры, ставит перед ними определенную дидактическую задачу. Вначале музыкальный руководитель является инициатором проведения игры. Впоследствии дети могут самостоятельно играть и без помощи педагога, выбрав ведущего среди своих товарищей. Навыки, полученные детьми в процессе разучивания музыкально-дидактических игр, позволяют им более успешно выполнять задания, связанные с различными видами музыкальной деятельности.

Музыкально-дидактические игры должны быть просты и доступны, интересны и привлекательны. Только в этом случае они становятся своеобразным возбудителем желания у детей петь, слушать, играть, танцевать.

В процессе игр дети не только приобретают специальные музыкальные знания, у них формируются необходимые черты личности, в первую очередь чувство товарищества, ответственности.

Для того чтобы музыкально-сенсорные способности детей были успешно сформированы, необходимо наметить пути их формирования. Для этого очень важно знать какова музыкальность каждого ребенка.

Поэтому практическая часть должна происходить в два этапа:

1. Подготовительный

2. Основной.

На подготовительном этапе, детям необходимо дать общее представление обо всех видах музыкально-дидактических игр с использованием следующих музыкально-сенсорных задач.

Развитие звуковысотного слуха

Развитие динамического слуха

• Формирование тембрового восприятия

• Совершенствование чувства ритма

Подходящий образ для ведущего данных игр – образ сказочного персонажа. Детям он будет казаться знакомым и будет проще наладить общение. При обучении дети сами в дальнейшем будут участвовать в театрализованном действии. Благодаря этому все занятия проходят в игровой форме. Главная задача педагога – чтобы дети проявили интерес, эмоции, активность, откликались на музыкальные задания с большим желанием.

Примерный перспективный план по самообразованию по работе с родителями

№ п/п

Содержание работы

Сроки проведения

1. Провести открытые просмотры непосредственно образовательной деятельности «Музыка» Октябрь, май

2. Проводить индивидуальные консультации по запросам родителей В течение года

3. Анкетирование родителей с целью выявления особенностей музыкального воспитания в семье, ожидания родителей, запросов на консультации Сентябрь

4. Обновлять наглядную информацию по музыкальному воспитанию В течение года

5. Проводить мастер-классы по обучению родителей восприятию классической музыки В течение года

6. Проводить индивидуальные беседы с целью пропаганды музыкального воспитания В течение года

7. Проводить вечера вопросов и ответов для повышения уровня музыкального образования родителей В течение года

8. Выступать на родительских собраниях с целью пропаганды музыкального воспитания детей Сентябрь, май

9. Размещать информацию для родителей на сайте

В течение года

10. Приглашать родителей на праздники и развлечения. Проводить совместные праздники В течение года

11. Совместная деятельность: привлекать родителей к изготовлению пособий, атрибутов, костюмов и декораций для проведения праздников, развлечений и открытых мероприятий детского сада В течение года

12. Поощрять наиболее активных родителей В течение года

13. Привлекать родителей к участию в мероприятиях детского сада

В течение года

14. Проводить совместную работу над проектами В течение года

Список литературы

1. Ветлугина Н. А., Кенеман А. В. Теория и методика музыкального воспитания в детском саду: учеб. Пособие для студентов педагогических институтов. - М. : просвещение, 1983. - 255 с.

2. Ветлугина Н. А. Развитие музыкальных способностей дошкольников в процессе музыкальных игр. М., 1958.

3. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников. Пособие для воспитателя детского сада. М. : Просвещение, 1978. - 96 с.

4. Дошкольная педагогика : учеб. Пособие для студ. Пед. ин-тов / Под ред. В. И. Логиновой, П. Г. Саморуковой. - М. : Просвещение, 1983. - 304 с.

5. Каплунова И. М. Этот удивительный ритм: Кн. для воспитателя и муз. руководителя дет. сада. - С-П. : Изд. «Композитор», 2005.

6. Комисарова Л. Н., Костина Э. П. Наглядные средства в музыкальном воспитании дошкольников : Пособие для воспитателей и муз. руководителей дет. садов. - М. : просвещение, 1986. - 144 с.

7. Кононова Н. Г. Музыкально - дидактические игры для дошкольников : Из опыта работы муз. руководителя. - М. : Просвещение, 1982. - 96с., ил.

8. Радынова О. П. и др. Музыкальное воспитание дошкольников : Учеб. Для студ. высш. и сред. пед. учеб. завед. - 2-е из. - М. : Издательский центр «Академия», 1998. - 240 с.

9. Радынова О. П. Слушаем музыку : Кн. для воспитателя и муз. руководителя дет. сада. - М. : Просвещение, 1990. - 160с.

10. интернет-источник: www

Публикации по теме:

Консультация «Развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста через музыкально-дидактические игры»Консультация «Развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста через музыкально-дидактические игры» "Развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста через музыкально-дидактические игры"консультация для педагоговитоговая работа.

Мастер-класс для родителей «Развитие сенсорных способностей у детей раннего возраста посредством дидактических игр»Мастер-класс для родителей «Развитие сенсорных способностей у детей раннего возраста посредством дидактических игр» Цель: познакомить родителей с некоторыми дидактическими играми, направленными на развитие сенсорных способностей, для использования в домашних.

Развитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством детского экспериментированияРазвитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством детского экспериментирования Современный образовательный процесс немыслим без поиска новых, более эффективных технологий, призванных содействовать развитию творческих.

Развитие речевого дыхания у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игрРазвитие речевого дыхания у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр Формирование правильной речи ребёнка является одной из основных задач дошкольного образования. Однако динамический анализ практической ситуации.

Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игрРазвитие речи у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр: Бизиборд "Дом", "Если мамы нет дома", "Времена года",.

Развитие сенсорных способностей детей посредством дидактических игрРазвитие сенсорных способностей детей посредством дидактических игр Дорогие коллеги, хочу поделиться с вами дидактическими играми для сенсорного развития детей раннего дошкольного возраста. Роль дидактических.

Развитие сенсорных способностей у детей младшего возраста посредством дидактических игр.Развитие сенсорных способностей у детей младшего возраста посредством дидактических игр. Сенсорное развитие (от латинского –ощущение) - это развитие восприятий, представлений об объектах, явлениях и предметах окружающего мира.

Развитие экологической культуры у детей дошкольного возраста посредством дидактических игрРазвитие экологической культуры у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр Экологическая проблема – одна из острейших проблем современности. Будущее человечества зависит от уровня экологической культуры каждого.

Самообразование воспитателя «Сенсорное развитие детей раннего и младшего возраста посредством дидактических игр» Введение Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме,.

Самообразование «Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр» Актуальность: Главной составляющей полноценного развития детей в раннем возрасте является сенсорное развитие. Сенсорное развитие ребенка.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Самообразование «Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста посредством музыкально-дидактических игр»
Опубликовано: 23 сентября 2022 в 11:23
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Самообразование «Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста посредством музыкально-дидактических игр»» (включая файлы) размещена пользователем Анна (УИ 2167608) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД