МААМ-картинки

Самообразование «Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста«

Анастасия Левченкова
Самообразование «Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста«
▼ Скачать + Заказать документы

Содержание:

1. Введение

2. План по самообразованию на 2020– 2021 год.

3. Литература

4. Приложение

ВВЕДЕНИЕ

Чувство ритма - это одна из музыкальных способностей, без которой

практически невозможна никакая музыкальная деятельность. Ритм – один из центральных, основополагающих элементов музыки. Формирование чувства ритма - важнейшая задача педагога. Ритм в музыке – категория не только времяизмерительная, но и эмоционально-выразительная, образно-поэтическая, художественно-смысловая.

Публикация «Самообразование „Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста„» размещена в разделах

Своеобразие ритма, однако, заключается в том, что он не только выразительное средство музыки. Ритм является выразительным средством и

других искусств. Мало того, ритм встречается и вне искусства, являясь, следовательно, не только художественной категорией. Поэтому наряду с понятием «музыкально ритмического чувства» выступает понятие «ритмического чувства вообще». Наряду с задачей воспитания «музыкально-

ритмического чувства» возникает задача воспитания «чувства ритма вообще» и не может не стать вопрос о том, в каком отношении друг к другу находятся эти задачи.

Конечно, огромными развивающими возможностями обладает ансамблевое музицирование. Все мы знаем, что игра на ДМИ в ансамбле как нельзя лучше дисциплинирует ритмику, а также доставляет реб нку огромное удовольствие и радость в большей мере, чем сольное исполнение. Учит слушать партн ра, учит музыкальному мышлению - это искусство вести диалог с партн ром, т. е. понимать друг друга, уметь вовремя подавать реплики и вовремя уступать, воспитывает чувство коллективизма. Позволяет успешно вести работу по развитию ритмического чувства. Формирование чувства ритма - важнейшая задача педагога.

Ансамблевая игра не только да т взрослому возможность диктовать

правильный темп, но и формирует у дошкольника верное темпоощущение.

Требует, прежде всего, синхронности исполнения, метроритмической

устойчивости, яркости ритмического воображения, умения представить не

только свою партию, но и другую, слышать друг друга.

Игра на шумовых и, особенно, ударных, инструментах способствует

развитию чувства ритма у детей.

Обучаясь игре на детских музыкальных инструментах, дети открывают

для себя мир музыкальных звуков, осознаннее чувствуют и различают красоту звучания различных инструментов. У них улучшается качество пения, они чище поют, улучшается качество музыкально - ритмических движений, дети более ч тко воспроизводят ритм и сочетают пение и игру на инструментах.

Главные принципы системы – деятельность и творчество помогают

превратить занятие в увлекательную музыкально – эстетическую игру.

Актуальность своей работы считаю в том, что занятия в оркестре шумовых и ударных инструментов и развитие музыкально-ритмических способностей способствует общему развитию; умственных способностей, психических процессов - мышления, памяти, внимания, слухового восприятия, ассоциативной фантазии, развития мелкой моторики, двигательной реакции, что очень важно для детей дошкольного возраста.

Цель:

Образовательные:

- развивать чувство ритма;

- тренировать внутренний слух;

- способствовать развитию познавательного интереса;

- учить выделять сильную долю такта;

Задачи:

- осуществить теоретический и музыкально-методический анализ психолого-педагогической литературы по изучаемой проблеме;

- выявить критерии и показатели уровня сфомированности чувства ритма у детей;

- разработать систему занятий музыки с применением детских музыкальных инструментов, направленную на развитие чувства ритма.

- использовать в работе теоретический и практический материал по обучению детей дошкольного возраста чувству ритма, учитывая физическое и психическое развитие дошкольников.

Объектом исследования является процесс развития чувства ритма у детей дошкольного возраста;

Предметом исследования - педагогические условия развития чувства ритма у детей дошкольного возраста в процессе обучения на музыкальных инструментах.

Гипотеза исследования – эффективность процесса развития чувства ритма у детей в процессе игры на детских музыкальных инструментах может быть обеспечена при условии:

- если будет разработана система работы с детьми, включающая в себя III блока:

I блок – ознакомительный (ритмические упражнения; тематические уроки музыки);

II блок – основной (обучающие уроки игре на ДМИ);

III блок – итоговый (игра в детском оркестре).

Ожидаемый результат:

Чувство ритма, чувство музыкального ритма является первоосновой музыкально-исполнительской грамотности. Развитие чувства ритма для современной музыкальной педагогики представляет исключительно трудную задачу. Развитие чувства ритма в процессе игры на ДМИ сближает возможности всех учащихся и превращает группу на определенном этапе в единый музыкальный коллектив. Создавая благоприятные возможности для анализа элементов музыкального языка, игра на музыкальных инструментах становится важным и необходимым условием для развития у детей полноценного восприятия музыки.

План по самообразованию на 2020– 2021 год по теме

«Развитие чувства ритма у детей

дошкольного возраста в процессе игры

на музыкальных инструментах»

Месяц, год Тема Содержание работы Практический выход

Сентябрь

2020 год Накопление и систематизация музыкального репертуара и литературы. Разработка системы обучения детей на ДМИ. Изучение теоретического материала по данной теме. Систематическое использование на индивидуальных занятиях.

Октябрь Консультации для родителей «Значение и задачи раннего приобщения детей к игре на ДМИ»

Приложение 1 Развиваем чувство ритма детей при восприятии музыки, игре на музыкальных инструментах. Раздача консультаций родителям, беседа.

Ноябрь Консультация для воспитателей: «Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста в процессе игры на детских музыкальных инструментах»

Приложение 2 Развиваем у детей чувство ритма : игра на ДМИ, как один из видов музыкальной деятельности детей. Семинары для воспитателей.

Декабрь-

Февраль «Ударные шумовые музыкальные инструменты» Проводится изучение всех видов ударных шумовых музыкальных инструментов. На основе полученных знаний детей проводятся беседы о тех музыкальных инструментах, которые имеются в детском саду. Таких как: барабан, маракас, трещетка, колокольчик, треугольник, бубен, ложки. Систематическое использование на музыкальных занятиях.

Январь

2021 год Консультация для родителей «Использование нетрадиционных музыкальных инструментов на утренниках и развлечениях» (по методике К. Орфа)

Приложение 3

Примеры и показ изготовления инструментов, применение ИКТ. Раздача консультаций, выступление на родительских собраниях.

Открытое занятие: Развитие музыкально-ритмических навыков

у младших дошкольников.

«Мы подарочки возьмём, с ними спляшем и споём!»

Приложение 4

Дети демонстрируют свои знания, повторение материала. Панорамный показ занятия на любой педагогической площадке.

Февраль Инновационные методы работы с детьми, родителями и воспитателями. Улучшение способности педагогической системы образовательного Систематическое использование на музыкальных занятиях, утренниках, собраниях, семинарах.

Май Совместная работа детей и родителей по развитию чувства ритма в процессе игры на ДМИ. Добиваться от детей эмоционального исполнения. Показ на утренниках, концертах.

Июнь-Август Изучение новой литературы по данной теме, приобретение новых музыкальных инструментов и репертуара. Знакомство с разными методиками преподавания игры на ДМИ. Продолжать обогащать ЗУН о развитии чувства ритма у детей. Использование на музыкальных занятиях и в различных мероприятиях.

В течении года Доклад на педагогическом совете на тему: «Развитие музыкальных способностей детей посредством нетрадиционных музыкальных инструментов»

Приложение 5 Использование накопленного опыта и материала по теме самообразования. Итоги и анализ. Выступление на педагогическом совете.

Март-Апрель

2021 год «Ударные мелодические музыкальные инструменты». Проводится изучение всех видов ударных мелодических инструментов. На основе полученных знаний детей проводятся беседы о тех музыкальных инструментах, которые имеются в детском саду.

Таких как: металлофон, ксилофон, свистульки. Систематическое использование на музыкальных занятиях.

Май Открытое музыкальное занятие в подготовительной группе «В стране детских музыкальных инструментов»

Приложение 6 Дети показывают свои знания по игре на ДМИ, повторение материала. Использование системы обучения детей игре на ДМИ. Выступление на метод. объединении

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:

1. М. Александровская «Каждый ребенок – музыкант». 13/2001 г. «Дошкольное

образование».

2. Т. Э. Тютюнникова «Педагогика сотрудничества». 5/2000г. «Дошкольное

воспитание».

3. Т. Э. Тютюнникова «Движение и музыка». 4/1999г. «Дошкольное воспитание».

4. Т. М. Орлова, С. И. Бекина «Учите детей петь». 1988г. «Просвещение».

5. В. Даль «Толковый словарь русского языка». 2002г. Москва.

6. Н. А. Ветлугина «Музыка в детском саду». Издательство «Музыка», Москва, 1980г.

7. Н. А. Ветлугина «Методика музыкального воспитания в детском саду».

8. Издательство «Просвещение», Москва, 1982г.

9. Журналы «Музыкальный руководитель» за 2004г., 2005г., 2006г., 2007г., 2008г., 2009г.

10. Новикова Г. П. Эстетическое воспитание и развитие творческой активности детей старшего дошкольного возраста. Метод. рекомендации. – М., АРКТИ, 2002.

ПРИЛОЖЕНИЕ:

1 Консультация для родителей

«Значение и задачи раннего приобщения детей к игре на ДМИ»

2 Консультация для воспитателей:

«Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста в процессе игры на детских музыкальных инструментах»

3 Консультация для воспитателей

«Использование нетрадиционных музыкальных инструментов на утренниках и развлечениях» (по методике К. Орфа)

4 Открытое занятие: Развитие музыкально-ритмических навыков

у младших дошкольников «Мы подарочки возьмём, с ними спляшем и споём!»

5 Доклад на педагогическом совете на тему: «Развитие музыкальных способностей детей посредством нетрадиционных музыкальных инструментов»

6 Открытое музыкальное занятие в подготовительной группе «В стране детских музыкальных инструментов»

Публикации по теме:

«Весёлые башмачки». Пособие для развития чувства ритма«Весёлые башмачки». Пособие для развития чувства ритма Упражнения и игры по развитию чувства ритма должны обязательно включаться в каждое музыкальное занятие как его неотъемлемая часть. Для.

Консультация «Использование барабана для развития чувства ритма у дошкольника»Консультация «Использование барабана для развития чувства ритма у дошкольника» Из опыта работы «Использование барабана для развития чувства ритма у дошкольника» Ростом мал и пузат, а заговорит – Сто крикливых ребят.

Консультация для родителей и педагогов «Роль шумового оркестра в развитии чувства ритма у детей дошкольного возраста» Консультация для родителей и педагогов "Роль шумового оркестра в развитии чувства ритма у детей дошкольного возраста ". Здравствуйте, уважаемые.

Музыкально-дидактическая игра на развитие чувства ритма «Подружись с ритмом»Музыкально-дидактическая игра на развитие чувства ритма «Подружись с ритмом» «…не забывайте никогда, что Библия музыканта начинается словами: «В начале был ритм» Г. Нейгауз Ритм – чередование долгих и коротких длительностей.

Музыкально-дидактические игры на развитие чувства ритма «Волшебные капельки», «Весёлые матрёшки», «Танцующие цветы»Музыкально-дидактические игры на развитие чувства ритма «Волшебные капельки», «Весёлые матрёшки», «Танцующие цветы» Музыкально-дидактические игры на развитие чувства ритма: «Волшебные капельки», «Весёлые матрёшки», «Танцующие цветы». Чувство ритма.

Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста через инновационные музыкально-игровые технологии Презентация "Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста через инновационные музыкально-игровые технологии" (для конкурса по обмену.

Развитие чувства ритма на невербальном материале в процессе работы над преодолением нарушений слоговой структуры словаРазвитие чувства ритма на невербальном материале в процессе работы над преодолением нарушений слоговой структуры слова Слоговая структура слова - это взаиморасположение и связь слогов в слове. В норме у ребёнка к 3-м годам слоговая структура слова нарушается.

Самообразование «Развитие мелкой моторики пальцев рук у детей дошкольного возраста»Самообразование «Развитие мелкой моторики пальцев рук у детей дошкольного возраста» Тема: «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через различные виды деятельности». Пояснительная записка Истоки способностей.

Самообразование воспитателя «Сенсорное развитие детей раннего и младшего возраста посредством дидактических игр» Введение Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме,.

Самообразование «Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр» Актуальность: Главной составляющей полноценного развития детей в раннем возрасте является сенсорное развитие. Сенсорное развитие ребенка.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Самообразование «Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста«
Опубликовано: 22 сентября 2022 в 14:52
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Самообразование «Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста«» (включая файлы) размещена пользователем Анастасия Левченкова (УИ 806446) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД