Анастасия Левченкова
Самообразование «Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста«
▼ Скачать + Заказать документы
Содержание:
1. Введение
2. План по самообразованию на 2020– 2021 год.
3. Литература
4. Приложение
ВВЕДЕНИЕ
Чувство ритма - это одна из музыкальных способностей, без которой
практически невозможна никакая музыкальная деятельность. Ритм – один из центральных, основополагающих элементов музыки. Формирование чувства ритма - важнейшая задача педагога. Ритм в музыке – категория не только времяизмерительная, но и эмоционально-выразительная, образно-поэтическая, художественно-смысловая.
Публикация «Самообразование „Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста„» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа музыкального руководителя
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
Своеобразие ритма, однако, заключается в том, что он не только выразительное средство музыки. Ритм является выразительным средством и
других искусств. Мало того, ритм встречается и вне искусства, являясь, следовательно, не только художественной категорией. Поэтому наряду с понятием «музыкально ритмического чувства» выступает понятие «ритмического чувства вообще». Наряду с задачей воспитания «музыкально-
ритмического чувства» возникает задача воспитания «чувства ритма вообще» и не может не стать вопрос о том, в каком отношении друг к другу находятся эти задачи.
Конечно, огромными развивающими возможностями обладает ансамблевое музицирование. Все мы знаем, что игра на ДМИ в ансамбле как нельзя лучше дисциплинирует ритмику, а также доставляет реб нку огромное удовольствие и радость в большей мере, чем сольное исполнение. Учит слушать партн ра, учит музыкальному мышлению - это искусство вести диалог с партн ром, т. е. понимать друг друга, уметь вовремя подавать реплики и вовремя уступать, воспитывает чувство коллективизма. Позволяет успешно вести работу по развитию ритмического чувства. Формирование чувства ритма - важнейшая задача педагога.
Ансамблевая игра не только да т взрослому возможность диктовать
правильный темп, но и формирует у дошкольника верное темпоощущение.
Требует, прежде всего, синхронности исполнения, метроритмической
устойчивости, яркости ритмического воображения, умения представить не
только свою партию, но и другую, слышать друг друга.
Игра на шумовых и, особенно, ударных, инструментах способствует
развитию чувства ритма у детей.
Обучаясь игре на детских музыкальных инструментах, дети открывают
для себя мир музыкальных звуков, осознаннее чувствуют и различают красоту звучания различных инструментов. У них улучшается качество пения, они чище поют, улучшается качество музыкально - ритмических движений, дети более ч тко воспроизводят ритм и сочетают пение и игру на инструментах.
Главные принципы системы – деятельность и творчество помогают
превратить занятие в увлекательную музыкально – эстетическую игру.
Актуальность своей работы считаю в том, что занятия в оркестре шумовых и ударных инструментов и развитие музыкально-ритмических способностей способствует общему развитию; умственных способностей, психических процессов - мышления, памяти, внимания, слухового восприятия, ассоциативной фантазии, развития мелкой моторики, двигательной реакции, что очень важно для детей дошкольного возраста.
Цель:
Образовательные:
- развивать чувство ритма;
- тренировать внутренний слух;
- способствовать развитию познавательного интереса;
- учить выделять сильную долю такта;
Задачи:
- осуществить теоретический и музыкально-методический анализ психолого-педагогической литературы по изучаемой проблеме;
- выявить критерии и показатели уровня сфомированности чувства ритма у детей;
- разработать систему занятий музыки с применением детских музыкальных инструментов, направленную на развитие чувства ритма.
- использовать в работе теоретический и практический материал по обучению детей дошкольного возраста чувству ритма, учитывая физическое и психическое развитие дошкольников.
Объектом исследования является процесс развития чувства ритма у детей дошкольного возраста;
Предметом исследования - педагогические условия развития чувства ритма у детей дошкольного возраста в процессе обучения на музыкальных инструментах.
Гипотеза исследования – эффективность процесса развития чувства ритма у детей в процессе игры на детских музыкальных инструментах может быть обеспечена при условии:
- если будет разработана система работы с детьми, включающая в себя III блока:
I блок – ознакомительный (ритмические упражнения; тематические уроки музыки);
II блок – основной (обучающие уроки игре на ДМИ);
III блок – итоговый (игра в детском оркестре).
Ожидаемый результат:
Чувство ритма, чувство музыкального ритма является первоосновой музыкально-исполнительской грамотности. Развитие чувства ритма для современной музыкальной педагогики представляет исключительно трудную задачу. Развитие чувства ритма в процессе игры на ДМИ сближает возможности всех учащихся и превращает группу на определенном этапе в единый музыкальный коллектив. Создавая благоприятные возможности для анализа элементов музыкального языка, игра на музыкальных инструментах становится важным и необходимым условием для развития у детей полноценного восприятия музыки.
План по самообразованию на 2020– 2021 год по теме
«Развитие чувства ритма у детей
дошкольного возраста в процессе игры
на музыкальных инструментах»
Месяц, год Тема Содержание работы Практический выход
Сентябрь
2020 год Накопление и систематизация музыкального репертуара и литературы. Разработка системы обучения детей на ДМИ. Изучение теоретического материала по данной теме. Систематическое использование на индивидуальных занятиях.
Октябрь Консультации для родителей «Значение и задачи раннего приобщения детей к игре на ДМИ»
Приложение 1 Развиваем чувство ритма детей при восприятии музыки, игре на музыкальных инструментах. Раздача консультаций родителям, беседа.
Ноябрь Консультация для воспитателей: «Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста в процессе игры на детских музыкальных инструментах»
Приложение 2 Развиваем у детей чувство ритма : игра на ДМИ, как один из видов музыкальной деятельности детей. Семинары для воспитателей.
Декабрь-
Февраль «Ударные шумовые музыкальные инструменты» Проводится изучение всех видов ударных шумовых музыкальных инструментов. На основе полученных знаний детей проводятся беседы о тех музыкальных инструментах, которые имеются в детском саду. Таких как: барабан, маракас, трещетка, колокольчик, треугольник, бубен, ложки. Систематическое использование на музыкальных занятиях.
Январь
2021 год Консультация для родителей «Использование нетрадиционных музыкальных инструментов на утренниках и развлечениях» (по методике К. Орфа)
Приложение 3
Примеры и показ изготовления инструментов, применение ИКТ. Раздача консультаций, выступление на родительских собраниях.
Открытое занятие: Развитие музыкально-ритмических навыков
у младших дошкольников.
«Мы подарочки возьмём, с ними спляшем и споём!»
Приложение 4
Дети демонстрируют свои знания, повторение материала. Панорамный показ занятия на любой педагогической площадке.
Февраль Инновационные методы работы с детьми, родителями и воспитателями. Улучшение способности педагогической системы образовательного Систематическое использование на музыкальных занятиях, утренниках, собраниях, семинарах.
Май Совместная работа детей и родителей по развитию чувства ритма в процессе игры на ДМИ. Добиваться от детей эмоционального исполнения. Показ на утренниках, концертах.
Июнь-Август Изучение новой литературы по данной теме, приобретение новых музыкальных инструментов и репертуара. Знакомство с разными методиками преподавания игры на ДМИ. Продолжать обогащать ЗУН о развитии чувства ритма у детей. Использование на музыкальных занятиях и в различных мероприятиях.
В течении года Доклад на педагогическом совете на тему: «Развитие музыкальных способностей детей посредством нетрадиционных музыкальных инструментов»
Приложение 5 Использование накопленного опыта и материала по теме самообразования. Итоги и анализ. Выступление на педагогическом совете.
Март-Апрель
2021 год «Ударные мелодические музыкальные инструменты». Проводится изучение всех видов ударных мелодических инструментов. На основе полученных знаний детей проводятся беседы о тех музыкальных инструментах, которые имеются в детском саду.
Таких как: металлофон, ксилофон, свистульки. Систематическое использование на музыкальных занятиях.
Май Открытое музыкальное занятие в подготовительной группе «В стране детских музыкальных инструментов»
Приложение 6 Дети показывают свои знания по игре на ДМИ, повторение материала. Использование системы обучения детей игре на ДМИ. Выступление на метод. объединении
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:
1. М. Александровская «Каждый ребенок – музыкант». 13/2001 г. «Дошкольное
образование».
2. Т. Э. Тютюнникова «Педагогика сотрудничества». 5/2000г. «Дошкольное
воспитание».
3. Т. Э. Тютюнникова «Движение и музыка». 4/1999г. «Дошкольное воспитание».
4. Т. М. Орлова, С. И. Бекина «Учите детей петь». 1988г. «Просвещение».
5. В. Даль «Толковый словарь русского языка». 2002г. Москва.
6. Н. А. Ветлугина «Музыка в детском саду». Издательство «Музыка», Москва, 1980г.
7. Н. А. Ветлугина «Методика музыкального воспитания в детском саду».
8. Издательство «Просвещение», Москва, 1982г.
9. Журналы «Музыкальный руководитель» за 2004г., 2005г., 2006г., 2007г., 2008г., 2009г.
10. Новикова Г. П. Эстетическое воспитание и развитие творческой активности детей старшего дошкольного возраста. Метод. рекомендации. – М., АРКТИ, 2002.
ПРИЛОЖЕНИЕ:
1 Консультация для родителей
«Значение и задачи раннего приобщения детей к игре на ДМИ»
2 Консультация для воспитателей:
«Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста в процессе игры на детских музыкальных инструментах»
3 Консультация для воспитателей
«Использование нетрадиционных музыкальных инструментов на утренниках и развлечениях» (по методике К. Орфа)
4 Открытое занятие: Развитие музыкально-ритмических навыков
у младших дошкольников «Мы подарочки возьмём, с ними спляшем и споём!»
5 Доклад на педагогическом совете на тему: «Развитие музыкальных способностей детей посредством нетрадиционных музыкальных инструментов»
6 Открытое музыкальное занятие в подготовительной группе «В стране детских музыкальных инструментов»