Ольга Захарова
Самообразование «Экспериментирование как средство развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
ПРОГРАММА
ПО САМООБРАЗОВАНИЮ
Захарова Ольга Сергеевна
(Ф. И. О. педагога)
Краткие сведения:
Должность воспитатель
Образование ЛГУ им. А. С. Пушкина «Социально-культурный сервис и туризм»
Дополнительное профессиональное образование СПб Академии постдипломного педагогического образования «Теория и методика обучения (дошкольного образования)»
Педагогический стаж на 1.09.2020г. 4 года
Квалификационная категория
Публикация «Самообразование „Экспериментирование как средство развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Самообразование, саморазвитие
- Старшая группа
- Экспериментальная деятельность. Самообразование
- Темочки
1 квалификационная категория
Тема по самообразованию «Экспериментирование, как средство развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста»
Санкт-Петербург
2020-2021
Дата начала работы над темой: сентябрь 2020 год
Предполагаемая дата завершения работы над темой: май 2021 год
Цель:
Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через экспериментальную деятельность.
Задачи:
1. Изучить методическую литературу по познавательно-исследовательской деятельности в работе с дошкольниками;
2. Создать условия для поддержания исследовательской активности детей;
3. Поощрять и направлять исследовательскую инициативу детей, развивая их независимость, изобретательность, творческую активность.
4. Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования;
5. Развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развивать познавательный интерес детей в процессе экспериментирования, установление причинно-следственной зависимости, умение делать выводы.
Актуальность
Ребёнок дошкольного возраста – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. «Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, тем больше он знает, и усвоил, тем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность», - писал Лев Семёнович Выготский.
Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию. Экспериментирование становится для ребёнка старшего дошкольного возраста одним из ведущих видов деятельности: «Фундаментальный факт заключается в том, что деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, все виды детской деятельности, в том числе и игровую». Игра в исследовании часто перерастает в реальное творчество. И потом, вовсе неважно, открыл ли ребёнок что-то принципиально новое или сделал то, что всем известно давно. У учёного, решающего проблемы на переднем крае науки, и у малыша, открывающего для себя еще малоизвестный ему мир, задействованы одни и те же механизмы творческого мышления. Познавательно-исследовательская деятельность в дошкольном учреждении позволяет не только поддерживать имеющийся интерес, но и возбуждать, по какой-то причине угасший, что является залогом успешного обучения в дальнейшем.
Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста особенно актуально в современном мире, так как благодаря развитию познавательно-исследовательской деятельности развиваются и детская любознательность, пытливость ума и на их основе формируются устойчивые познавательные интересы.
Сегодня в обществе идет становление новой системы дошкольного образования. Роль современного воспитателя не сводится к тому, чтобы донести до ребенка информацию в готовом виде. Педагог призван подвести ребенка к получению знаний, помочь развитию творческой активности ребенка, его воображения. Именно в познавательно-исследовательской деятельности дошкольник получает возможность напрямую удовлетворить присущую ему любознательность, упорядочить свои представления о мире. В детской деятельности современного ребенка можно увидеть стремление к интеграции, то есть объединению разных видов деятельности, таких как экспериментирование, создание микро- и макро- проектов, импровизация, современных детей привлекает сам процесс, возможность проявления самостоятельности и свободы, реализации замыслов, возможность выбирать и менять что – то самому.
Предполагаемый результат:
Повышение профессионального уровня педагога и создание условий для поддержания и развития познавательной активности для детей старшего дошкольного возраста; желание улучшить образовательный процесс.
Форма отчета о проделанной работе:
Презентация в Power point
Перечень изучаемой литературы
1. Дыбина О. В «Неизведанное рядом. Занимательные опыты и эксперименты в детском саду»
2. Зубкова Наталья: «Воз и маленькая тележка чудес. Опыты и эксперименты для детей от 3 до 7 лет.», «Научные ответы на детские "почему". Опыты и экспер. для детей на свежем воздухе. Набор развив. Карт» Издательство: Речь, 2010 г.
3. Иванова А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду : Пособие для работников дошкольных учреждений. - М. : ТЦ Сфера, 2004.
4. Куликовская И. Э., Совгир Н. Н. - Детское экспериментирование : Старший дошкольный возраст : Учебное пособие для вузов
5. Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет : тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий Авторы-составители: Мартынова Е. А. / Сучкова И. М.
Издательство: Учитель, 2011
6. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. /Под ред. Л. Н. Прохоровой. - м. : аркти, 2004.
7. Рыжова Н. А. Игры с водой и песком // Обруч, 1997г. -№ 2
8. Рыжова Н. А. Опыты с песком и глиной // Обруч, 1998г. - № 2
9. Стивен У. Мойе «Занимательные опыты с бумагой», Издательства: АСТ Астрель
10. Угушева Г. П., Чистякова А. В. Игра – экспериментирование для детей старшего дошкольного возраста // Дошкольная педагогика, 2001. – №1.
11."Секреты знакомых предметов. Опыты и эксперименты для детей. Набор развивающих карточек" Шапиро Анатолий Израилевич Издательство: Речь, 2010 г.
Повышение квалификации (курсы, вебинары, посещение РМО и др.)
Месяц Тип мероприятия Тема
сентябрь Городской семинар «Использование ресурсов и средств ЦОС в образовательном процессе: от теории к практике»
октябрь
ноябрь Всероссийская научно-практическая конференция
Всероссийский семинар «Технологии организации сюжетно-ролевых игр детей (из опыта работы воспитателя подготовительной группы)»
«Групповая работа дошкольников в ходе выполнения проекта: особенности организации деятельности детей подготовительной группы»
декабрь
январь
февраль
март
апрель
май
Участие в методической работе ДОУ
Месяц Тип мероприятия Форма и тема участия
сентябрь Участие в разработке проекта выставок на 2020-2021г.
«Организация творческих выставок в ГБДОУ №7 как условие художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста»
(Приложение 1)
октябрь Оформление выставки
«Братья наши меньшие в поэзии Есенина»
(Приложение 2)
ноябрь Оформление выставки «Мой друг-зелёный огонёк»
(Приложение 3)
декабрь
Оформление выставки
«Мастерская Деда Мороза»
(Приложение 4)
январь
Оформление выставки
Педагогический совет
Организация Проектно- Исследовательской деятельности дошкольников в процессе экологического воспитания.
Непокорённый Ленинград»
«Организация пространственной предметно- развивающей среды по экологическому воспитанию Эко- центра в подготовительной группе с учётом ФГОС ДО»
(Приложение 5)
февраль Оформление выставки
«Боевая мощь России»
(Приложение 6)
март Оформление выставки
«Цветочный вернисаж»
(Приложение 7)
апрель Оформление выставки
«Земля в иллюминаторе»
(Приложение 8)
май Оформление выставок
«Весна победы»
(Приложение 9)
Взаимодействие с воспитанниками
Месяц Тип мероприятия Тема
сентябрь Мониторинг
Познавательное развитие детей
6-7 лет
(Приложение 10)
октябрь
Подбор и изучение литературы по теме; подбор тематических картин, необходимых материалов для экспериментов и опытов, картотеки опытов и экспериментов, настольно- печатных, дидактических игр, пальчиковой и дыхательной гимнастики. В соответствии с тематическим планированием.
(Приложение 11)
ноябрь
Экспериментирование
НОД
«По следам осени»
(Приложение 12)
декабрь
Экспериментирование
НОД
«Такие разные песок и глина»
(Приложение 13)
январь
Экспериментирование
НОД
«Тайны снега и льда»
(Приложение 14)
февраль
Экспериментирование
НОД
«Воздух- невидимка»
(Приложение 15)
март
Экспериментирование
НОД
«В царстве камней»
(Приложение 16)
апрель
Экспериментирование
НОД
«Лук-зелёный друг»
(Приложение 17)
май Мониторинг
Подведение итогов познавательного развития старшего дошкольного возраста.
(Приложение 18)
Взаимодействие с семьями воспитанников
Месяц Форма мероприятия Тема
сентябрь
Анкетирование
«Детское экспериментирование в семье»
(Приложение 19)
октябрь
Консультация для родителей
«Мой ребенок - исследователь!»
(Приложение 20)
ноябрь
Памятка для родителей «Что нельзя, и нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию»
(Приложение 21)
декабрь
Консультация для родителей
«Организация детского экспериментирования в домашних условиях»
(Приложение 22)
январь
Информационный стенд
«Детское экспериментирование и его роль в развитии ребенка»
(Приложение 23)
февраль
Рекомендации для родителей
«Экспериментируйте с детьми дома и на прогулке!»
(Приложение 24)
март
Консультация для родителей
«Соблюдение правил безопасности в процессе организации экспериментально-исследовательской деятельности дошкольников!»
(Приложение 25)
апрель
Буклеты
«Семейная лаборатория»
(Приложение 26)
май
Мастер- класс для родителей
(дистационно)
«Детское экспериментирование основа поисково-исследовательской деятельности»
(Приложение 27)
Приложение 1
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад №7 Московского района Санкт-Петербурга
Проект на тему:
«Организация творческих выставок в ГБДОУ №7
как условие художественно-эстетического развития
детей дошкольного возраста»
Выполнили воспитатели:
Захарова О. С.
Шелонникова С. А.
Устинова А. А.
Черноситова Д. А.
Шкандала Н. К.
Подкатилова Е. С.
Резник А. В.
Соболевская О. В.
2021 г.
Тип проекта:
коллективный - по составу участников – групповой (дети, родители, педагоги) ;
- по целевой установке – информационно – практико - ориентированный, исследовательский, творческий (участники проекта собирают информацию, реализуют ее, результаты оформляют в виде творческих выставок, конкурсов).
Цель проекта: организация работы по созданию условий взаимодействия педагогов с родителями воспитанников посредством выставочной деятельности. Повысить интерес детей к предмету выставки, а через него освоению культурных ценностей, познавательной информации, исторических и социальных связей.
Повышать культурный уровень, знакомить детей с различными видами художественного и декоративно-прикладного направлений в искусстве, приобщать к творческому и познавательному досугу. Повысить интерес к истории страны, укрепить связи поколений, приобщить к народной культуре.
Задачи проекта:
- Развитие у детей интереса к выставке, как источнику получения познавательной информации и эмоционально-эстетического впечатления.
- Знакомство с историей, воспитание бережного отношения к праздничным народным традициям и обычаям;
- Развитие познавательной активности дошкольников;
- Налаживание конструктивного взаимодействия с семьями воспитанников;
- Повышение уровня вовлеченности родителей в деятельность ДОУ;
- Воспитание интереса к народному творчеству, любви к ручному труду, осознанно-правильного отношение к традициям своего народа.
- Повысить уровень профессиональной компетентности педагогов по организации работы с семьей.
- Привлечь родителей к активному участию в воспитательно-образовательном процессе.
Прогнозируемые результаты:
- повышение интереса дошкольников к истории родной страны;
- рост уровня информированности родителей о деятельности ДОУ;
- активное участие родителей в жизни детского сада и группы;
- развитие творческих способностей детей и родителей;
- проведение творческих выставок, конкурсов по теме проекта;
- создание тематических коллекций, фотоальбомов;
- повышение интереса к коллективной и командной работе с детьми, коллегами и родителями.
Актуальность: Нам пришла интересная идея в детском саду создать свои мини-выставки, чтобы дети в пространстве выставки приобрели опыт общения с искусством, его эстетической и познавательной, историческими и культурными ценностями.
Так же актуальна и проблема взаимодействия педагогов ДОУ и родителей воспитанников, вовлечение их в жизнь детского сада.
Только объединив усилия, мы обеспечим прекрасные условия для воспитания нравственности, чувств любви и привязанности к своей культуре, народу через разумное, рациональное использование общенародных праздников, основанных на фольклоре, творчестве, традициях и обычаях.
Основной целью наших мини-выставок является: «Обогащать знания детей, развивать познавательные способности, любознательность, кругозор, мыслительную активность».
Наши выставки регулярно обновляются, помогают детям поближе познакомиться и расширить знания об окружающем мире в доступной форме.
В своей работе мы выделили следующие направления:
1. Создание условий для взаимодействия с родителями.
2. Вовлечение семьи в единое образовательное пространство. А именно привлечение родителей к выполнению совместных продуктивных работ.
3. Разработка творческого проекта «Выставочная деятельность, как средство всестороннего развития ребенка при взаимодействии с семьей».
План реализации проекта
Дата Название
Сентябрь 2021г. «Осенний переполох»
Октябрь-ноябрь 2021г. «Герои мультфильмов за безопасность на дороге»
Декабрь 2021г. «Домик для Деда Мороза»
Январь 2022 г. «900 дней одного города»
Февраль 2022г. «Есть такая профессия Родину защищать»
Март 2022г. «Мартовские коты»
Апрель 2022 г. «Фестиваль пришельцев»
Май 2022г. «Мы помним, мы гордимся!»
Заключение
Каждая выставка — это не только возможность полюбоваться прекрасным, но и повод для общения между поколениями, а также — для совместной деятельности педагогов и родителей.
Приложение 2
Выставка «Братья наши меньшие в поэзии Есенина»
Приложение 3
Выставка «Мой друг зелёный огонёк»
Приложение 4
Выставка «Мастерская Деда Мороза»
Приложение 5
Выставка «Непокорённый Ленинград»
Педагогический совет
Организация Проектно- Исследовательской деятельности дошкольников в процессе экологического воспитания.
Приложение 6
Выставка «Боевая мощь России»
Приложение 7
Выставка «Цветочный вернисаж»
Приложение 8
Выставка «Земля в иллюминаторе»
Приложение 9
Выставка «Весна победы»
Приложение 10
Мониторинг
Познавательное развитие детей 6-7 лет
На начало года дети плохо знают о значении солнца, воздуха и воды для человека, животных, растений, камней, песка. Проявляет не совсем бережное отношение к природе. Не знают о взаимодействии человека с природой в разное время года. Не все дети называет времена года, отмечает их особенности. Не имеют представление о цепочки процессов по изготовлению некоторых предметов. Не имеют представления о природных зонах Земли, об особенностях растительного и животного мира. Не понимают, что Земля - наш общий дом.
Анализ мониторинга познавательного развития показал :
Высокий уровень познавательного развития на начало года имели 10% воспитанников. Средний уровень познавательного развития на начало года показали 40% воспитанников. Низкий уровень у 50% детей.