Наталья Мошкина
Самообразование «Формирование сенсорной культуры у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактической игры»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность: Ранний и младший дошкольный возраст считают «золотой порой» сенсорного развития.
Известно, что развитие ощущений и восприятий создает необходимые предпосылки для возникновения всех других, более сложных познавательных процессов (памяти, воображения, мышления).
Публикация «Самообразование „Формирование сенсорной культуры у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактической игры“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Самообразование, саморазвитие
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Сенсорное развитие. Самообразование
- Средняя группа
- Темочки
Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.
Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо и для успешного обучения ребенка в детском саду, в школе, и для многих видов трудовой деятельности.
Существует пять сенсорных систем, с помощью которых человек познает мир: зрение, слух, осязание, обоняние, вкус.
Я считаю, что своевременное сенсорное развитие младших дошкольников — это главное условие познавательного развития, правильной и быстрой ориентировки ребенка в бесконечно меняющемся окружении, эмоциональной отзывчивости. А важное значение дидактической игры состоит в том, что она развивает самостоятельность и активность мышления и речи у детей, восприятия, формированию представлений, усвоению знаний.
Задачи:
В своей работе я ставлю и решаю следующие задачи:
1. - Изучить литературу по данной теме;
2. - Создать условия для обогащения и накопления сенсорного опыта детей в ходе предметно-игровой деятельности через игры с дидактическим материалом.
3. - Формировать умения ориентироваться в различных свойствах предметов (цвете, величине, форме, количестве).
4. - Воспитывать первичные волевые черты характера в процессе овладения целенаправленными действиями с предметами (умение не отвлекаться от поставленной задачи, доводить ее до завершения, стремиться к получению положительного результата и т. д.).
5. повышать уровень знаний у родителей по сенсорному развитию и воспитанию дошкольников
Цель работы:
1. Изучение воздействия дидактических игр на формирование сенсорной культуры у детей младшего дошкольного возраста. Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности по данной теме.
Сентябрь
1. Изучение литературы по данной теме.
2. Диагностика сенсорного развития детей.
3. Подбор материалов и игр по сенсорному развитию.
Октябрь
1. Изучение статьи «Сенсорное воспитание в детском саду».
2. Использование сенсорных игр на занятиях и в игровой деятельности.
Ноябрь
1. Изучение статьи «Пять сенсорных системм». Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер «Воспитание сенсорной культуры ребенка»Москва 1988г.
2. Консультация для родителей «Совершенствование деятельности органов чувств».
Декабрь
1. Осязание. Изучение статьи «Развитие тактильных ощущений».
2. Проведение игр в утреннее и вечернее время: «Домик», «Поймай киску», «Угадай на ощупь», «Что внутри», «Золушка».
3. Выступление на педсовете с консультацией для воспитателей по теме «Советы педагогам по сенсорному воспитанию детей».
Январь
1. Слух. Изучение статьи «Слуховое восприятие».
2. Подбор дидактических игр.
3. Использование игр: «Музыкальная бутылочка», «Волшебное яйцо».
4. Написание анализа воздействия дидактических игр на слух ребёнка.
Февраль
1. Изучение статьи «Зрение». Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер «Воспитание сенсорной культуры ребенка»Москва 1988г.
2. Использование игр: «Найти предмет указанной формы», «Коврик», «Какая фигура лишняя?», «Палочки в ряд», «Какого цвета не стало?».
3. Консультация для воспитателей на тему «Сенсорное воспитание дошкольников».
Март
1. Изучение статьи «Обоняние». Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер «Воспитание сенсорной культуры ребенка»Москва 1988г.
2. Игра: «Что нам подскажет запах?»
3. Создание картотеки Д/игр по сенсорному воспитанию.
Апрель
1. Изучение статьи «Вкус». Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер «Воспитание сенсорной культуры ребенка»Москва
2. Игра: «Вкусное путешествие».
3. Индивидуальная работа с детьми по закреплению сенсорного воспитания.
Май
1. Повторная диагностика сенсорного развития детей.
2. Закрепление пяти сенсорных системм с помощью подобранных дидактических игр в процессе изучения данной темы.
3. Выступление с отчётом о проделанной работе на итоговом педсовете.
Литература:
1. «Педагогика раннего возраста» (по программе «Кроха») под редакцией Г. Г. Григорьевой, Н. П. Котовой, Д. В. Сергеевой Москва 2005г.
2. Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер «Воспитание сенсорной культуры ребенка»Москва 1988г.
3. Н. П. Сакулина, Н. П. Поддьякова «Сенсорное воспитание в д/саду»
4. Л. Н. Павлова, Е. Б. Волосова, Э. Г. Пилюгина «Раннее детство: познавательное развитие».Методическое пособие. Москва 2004г.
5. «Первые шаги» (Модель воспитания детей раннего возраста).