Самообразование «Формирование сенсорной культуры у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактической игры»

Наталья Мошкина
Самообразование «Формирование сенсорной культуры у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактической игры»

Актуальность: Ранний и младший дошкольный возраст считают «золотой порой» сенсорного развития.

Известно, что развитие ощущений и восприятий создает необходимые предпосылки для возникновения всех других, более сложных познавательных процессов (памяти, воображения, мышления).

Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.

Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо и для успешного обучения ребенка в детском саду, в школе, и для многих видов трудовой деятельности.

Существует пять сенсорных систем, с помощью которых человек познает мир: зрение, слух, осязание, обоняние, вкус.

Я считаю, что своевременное сенсорное развитие младших дошкольников — это главное условие познавательного развития, правильной и быстрой ориентировки ребенка в бесконечно меняющемся окружении, эмоциональной отзывчивости. А важное значение дидактической игры состоит в том, что она развивает самостоятельность и активность мышления и речи у детей, восприятия, формированию представлений, усвоению знаний.

Задачи:

В своей работе я ставлю и решаю следующие задачи:

1. - Изучить литературу по данной теме;

2. - Создать условия для обогащения и накопления сенсорного опыта детей в ходе предметно-игровой деятельности через игры с дидактическим материалом.

3. - Формировать умения ориентироваться в различных свойствах предметов (цвете, величине, форме, количестве).

4. - Воспитывать первичные волевые черты характера в процессе овладения целенаправленными действиями с предметами (умение не отвлекаться от поставленной задачи, доводить ее до завершения, стремиться к получению положительного результата и т. д.).

5. повышать уровень знаний у родителей по сенсорному развитию и воспитанию дошкольников

Цель работы:

1. Изучение воздействия дидактических игр на формирование сенсорной культуры у детей младшего дошкольного возраста. Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности по данной теме.

Сентябрь

1. Изучение литературы по данной теме.

2. Диагностика сенсорного развития детей.

3. Подбор материалов и игр по сенсорному развитию.

Октябрь

1. Изучение статьи «Сенсорное воспитание в детском саду».

2. Использование сенсорных игр на занятиях и в игровой деятельности.

Ноябрь

1. Изучение статьи «Пять сенсорных системм». Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер «Воспитание сенсорной культуры ребенка»Москва 1988г.

2. Консультация для родителей «Совершенствование деятельности органов чувств».

Декабрь

1. Осязание. Изучение статьи «Развитие тактильных ощущений».

2. Проведение игр в утреннее и вечернее время: «Домик», «Поймай киску», «Угадай на ощупь», «Что внутри», «Золушка».

3. Выступление на педсовете с консультацией для воспитателей по теме «Советы педагогам по сенсорному воспитанию детей».

Январь

1. Слух. Изучение статьи «Слуховое восприятие».

2. Подбор дидактических игр.

3. Использование игр: «Музыкальная бутылочка», «Волшебное яйцо».

4. Написание анализа воздействия дидактических игр на слух ребёнка.

Февраль

1. Изучение статьи «Зрение». Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер «Воспитание сенсорной культуры ребенка»Москва 1988г.

2. Использование игр: «Найти предмет указанной формы», «Коврик», «Какая фигура лишняя?», «Палочки в ряд», «Какого цвета не стало?».

3. Консультация для воспитателей на тему «Сенсорное воспитание дошкольников».

Март

1. Изучение статьи «Обоняние». Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер «Воспитание сенсорной культуры ребенка»Москва 1988г.

2. Игра: «Что нам подскажет запах?»

3. Создание картотеки Д/игр по сенсорному воспитанию.

Апрель

1. Изучение статьи «Вкус». Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер «Воспитание сенсорной культуры ребенка»Москва

2. Игра: «Вкусное путешествие».

3. Индивидуальная работа с детьми по закреплению сенсорного воспитания.

Май

1. Повторная диагностика сенсорного развития детей.

2. Закрепление пяти сенсорных системм с помощью подобранных дидактических игр в процессе изучения данной темы.

3. Выступление с отчётом о проделанной работе на итоговом педсовете.

Литература:

1. «Педагогика раннего возраста» (по программе «Кроха») под редакцией Г. Г. Григорьевой, Н. П. Котовой, Д. В. Сергеевой Москва 2005г.

2. Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер «Воспитание сенсорной культуры ребенка»Москва 1988г.

3. Н. П. Сакулина, Н. П. Поддьякова «Сенсорное воспитание в д/саду»

4. Л. Н. Павлова, Е. Б. Волосова, Э. Г. Пилюгина «Раннее детство: познавательное развитие».Методическое пособие. Москва 2004г.

5. «Первые шаги» (Модель воспитания детей раннего возраста).

Публикации по теме:

Развитие сенсорной культуры детей раннего возраста посредством различных видов деятельности В педагогической среде никто не будет отрицать особую роль сенсорного развития в раннем детстве. Работая в группах с детьми от 1,5 до 3.

Формирование духовно-нравственной культуры детей дошкольного возраста посредством применения проектно-модульной технологии Аннотация: в данной статье рассматривается проблема формирования духовно-нравственных качеств дошкольников через применение проектно-модульной.

Формирование грамматически правильной речи у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактической игры Речевое развитие, один из ключевых показателей становления дошкольника, который несет в себе основы психологического, физического и умственного.

Формирование сенсорной культуры детей младшего дошкольного возраста по средствам дидактических игр Под сенсорным развитием подразумевается целенаправленное развитие и совершенствование таких сенсорных процессов, как ощущение, восприятие,.

Формирование сенсорной культуры детей раннего возраста посредством использования нетрадиционных развивающих тренажеров «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев» В. А. Сухомлинский «Рука – это инструмент всех инструментов» Аристотель «Рука – это своего.

Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе Как доказано психологами, для детей дошкольного возраста характерны наглядно – действенное и наглядно – образное мышление. Поэтому основные.

Формирование экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста посредством ознакомления с миром природыФормирование экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста посредством ознакомления с миром природы Актуальность. В дошкольном возрасте закладывается фундамент конкретных представлений и знаний о природе. Природное окружение представляет.

Конспект дидактической игры для детей младшего дошкольного возраста «Чьи детки?» МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение.

Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста посредством дидактической игры Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление. Она является игровым методом обучения детей, формой.

Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста посредством исследования окружающего мира Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение- детский сад комбинированного вида №3 «Радуга» города Асино Томской области.

Библиотека изображений:
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Экология
  • Тело, организм, эмоции
Автор публикации:
Самообразование «Формирование сенсорной культуры у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактической игры»
Опубликовано: 18 января 2018 в 11:38
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Проект во второй младшей группе «Дом пуговки»
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребёнка детский сад №122 Совместная деятельность воспитателя Весторопской Т....
Конспект занятия по рисованию «Роспись вазы» хохломской росписью для детей старшей...
Цель: продолжать знакомить детей с народным декоративно-прикладным искусством. Задачи: расширять и углублять знания детей о народном промысле – «золотая...
Детский мастер-класс по изготовлению открытки «Подснежники в подарок»
Задачи. Вызвать у детей интерес к созданию простого сюжета, аппликативными средствами. Продолжать учить с техникой работы из бумаги, сделанных в объеме –...
Проект «Быть здоровыми хотим»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД №237 Проект «Быть здоровыми хотим» Составила воспитатель: Иляскина Н. И. Вид проекта:...
Мастер-класс по аппликации из кругов «Бегемот»
"Что можно сделать из кругов? " -этот вопрос задавали мне воспитанники средней специальной группы в начале года, рассматривая подготовленные шаблоны....