Светлана Николаевна Суменкова
Сборник дидактических игр для старшего дошкольного возраста «Мы — участники дорожного движения»
▼ Скачать + Заказать документы
Автономное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребенка - детский сад № 3
муниципального образования Динской район»
СБОРНИК
дидактических игр
для старшего дошкольного возраста
«Мы участники дорожного движения»
Составил: воспитатель
МАДОУ ЦРР -детский сад №3
Динского района
Суменкова Светлана Николаевна
2022-2023 учебный год
Содержание
Пояснительная записка…. 3
Публикация «Сборник дидактических игр для старшего дошкольного возраста „Мы — участники дорожного движения“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- ПДД. Игры, дидактические пособия
- ПДД. Правила дорожного движения для детей
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2022
«Улицы города»…. 4
«Правила дорожного движения»…. 4
«Транспорт»…. 5
«Веселый жезл»…. 5
«Подумай-отгадай»…. 5
«Законы улиц и дорог». …. 6
«Собери дорожные ситуации»…. 6
«Дорожное лото»…. 6
«Учись быть пешеходом»…. 7
«Водители»…. 7
Методические рекомендации…. 8
Планируемые результаты…. 8
Список литературы…. 9
Пояснительная записка
Сборник дидактических игр разработан для детей старшего дошкольного возраста. Дети этого возраста уже знают правила дорожного движения, нужно лишь обобщить знания.
В процессе игр дети развивают речевые навыки, наблюдательность, у них улучшается пространственная ориентация. Важно развивать у старших дошкольников дисциплинированность, стремление выполнять правила дорожного движения в повседневной жизни.
Содержание разработанных дидактических игр формирует у детей правильное отношение к явлениям общественной жизни, систематизирует и углубляют знания о правилах дорожного движения, способствуют формированию культуры поведения детей на улицах.
Дидактические игры направлены на усвоение, закрепление знаний. Через игру происходит обучение дошкольников дорожной лексике, позволяющей в процессе выполнения заданий изучать и осознавать опасность и безопасность конкретных действий на улицах и дорогах.
Цель:
развивать сообразительности, умения самостоятельно решать поставленные задачи; закрепление умения подчиняться правилам игры.
Задачи:
Воспитывающие: воспитание культуры поведения на улице и в общественном транспорте. Воспитывать дружеские взаимоотношений между детьми, умение считаться с мнением и интересами товарищей по игре, сверстников, справедливо решать споры.
Развивающие: развивать логическое мышление, развитие самостоятельности в организации всех видов игр, выполнении правил и норм поведения. Развитие инициативы, организаторских способностей. Развитие умения действовать в команде. Развитие сообразительности, умения самостоятельно решать поставленную задачу. Развитие и закрепление сенсорных способностей. Развитие свободной ориентировки в пределах ближайшей к детскому саду местности, развитие навыков обобщения и рассуждений.
Обучающие: систематизация знаний детей об устройстве улицы, о дорожном движении. Продолжение знакомства с дорожными знаками – предупреждающими, запрещающими и информационно - указательными. Подведение детей к осознанию необходимости соблюдать правила дорожного движения.
«Улицы города»
Цель игры: закрепить знания детей правил дорожного движения и умений применять их в повседневной жизни.
Материал: макет улицы, деревья, автомобили, куклы-пешеходы, светофор, дорожные знаки.
Правила игры: воспитатель расставляет материал и назначает детей по ролям: пешеход, водитель, регулировщик, светофор. Затем дети выполняют задания воспитателя по переходу или проезду по улице с пересечением перекрестов. Побеждает ребенок, справившийся с заданием и не нарушивший правила дорожного движения.
«Правила дорожного движения»
Цель игры: закрепить у детей знания правил дорожного движения, используя карточки с дорожными ситуациями.
Материал: карточки с сюжетом, к ним по две маленькие с правильным и неправильным поведением в данной ситуации. При правильном сборе карточек получается одна из пяти геометрических фигур.
Правила игры:
1 Вариант игр: ведущий предлагает дорожную ситуацию и просит выбрать карточку с правильным поведением.
2 Вариант игры: дети наугад выбирают сюжетную карточку с дорожной ситуацией и пытаются подобрать правильную карточку-поведение.
Победителем становится ребенок, первым собравший геометрическую фигуру из правильно решенных дорожных ситуаций.
«Транспорт»
Цель игры: закрепить знания детей о транспортных средствах и их характеристиках.
Правила игры: воспитатель зачитывает описание транспортного средства из Правил дорожного движения, не называя его. Дети пытаются точно определить, о каком транспортном средстве идет речь и выбирают правильную карточку с его изображением. Побеждает ребенок который собрал 3 правильных изображения транспортных средств.
«Весёлый жезл»
Цель игры: мотивировать детей, используя игровую деятельность, соблюдать правила поведения пешеходов.
Правила игры: воспитатель организует две соревнующиеся команды. Каждая команда поочерёдно получает от воспитателя жезл, который даёт возможность объявить одно правило поведения пешеходов. Повторяющиеся правила не засчитываются в результате команд. Набравшая наибольшее количество уникальных правил команда побеждает.
«Подумай — отгадай»
Цель игры: уточнить знания дошкольников о правилах дорожного движения в форме соревнования.
Правила игры: воспитатель задаёт вопросы по правилам дорожного движения. После каждого вопроса участники поднимают руку, чтобы дать правильный ответ. За правильный ответ участнику воспитателем выдается жетончик в виде разрешающего сигнала светофора. Выигрывает участник с наибольшим количеством жетонов.
Как называется пешеходный переход нарисованный на проезжей части? («Зебра»)
Где осуществляется посадка в общественный транспорт? (Остановка)
На какой сигнал светофора можно переходить дорогу? (Зеленый) и т. д.
«Законы улиц и дорог»
Цель игры: уметь применять на практике правила дорожного движения в различных жизненных ситуациях, адаптируясь к различным внешним условиям.
Правила игры: используя фигурки пешеходов и транспорта, дорожные знаки, карточки с названиями общественных мест, магазинов, предприятий, специальных служб, мест общественного питания на игровом поле, с обозначенными элементами дорожной сети, включая регулируемые и нерегулируемые перекрестки дать участникам решить несколько сценариев, при этом соблюдая и объясняя правила дорожного движения. Например, школьнику с окраины города добраться до школы в центре. Врачу доехать по вызову до больного. Библиотекарю посетить книжный магазин и отвезти книги в библиотеку. Во время реализации сценариев воспитатель для повышения уровня сложности может дополнительно вводить внезапные условия (непогода, аварии, перекрытие некоторых улиц).
«Собери дорожные ситуации»
Цель игры: восстановить по фрагментам дорожную ситуацию, выделить ее главные части и объяснить способы ее разрешения.
Правила игры: дети собирают из нескольких кубиков фрагменты дорожных ситуаций в целую картинку. Затем рассказывают о ситуации и согласно правил дорожного движения разрешают ее верными действиями участников.
«Дорожное лото»
Цель игры: научить детей переводу слуховой информации в графическую, закрепить в памяти образы дорожных знаков.
Материал: таблицы с изображением дорожных знаков, карточки соответствующих клеткам размеров.
Правила игры: в игре участвуют 4 - 6 детей, перед которыми разложены таблицы с изображением дорожных знаков и пустые карточки. Воспитатель читает загадки (стихи) о дорожных знаках, дети закрывают карточками их изображения на
таблице. Выигрывает тот, кто первым правильно закроет все изображения,
прозвучавшие в загадках или стихах.
«Учись быть пешеходом»
Цели игры: продолжать знакомить детей с правилами безопасного поведения на улице. Закреплять знание дорожных знаков необходимых для пешеходов.
Материал: карточки большие, с различными ситуациями на дорогах (по правилам поведения детей на дороге, на улице и в транспорте). По шесть ситуаций на каждой карточке.
Маленькие карточки с дорожными знаками и правилами дорожного движения на оборотной стороне и карточки белые, перечеркнутые по диагоналям.
Правила игры: в игре принимают участие не более шести детей.
Воспитатель раздает детям большие карточки (одну карточку одному ребенку). Показывает карточку с дорожным знаком и читает правило поведения на дороге или в транспорте. Ребенок рассматривает свою карточку, находит соответствующую ситуацию и кладет на нее маленькую карточку с дорожным знаком или белую карточку (если ситуация показывает на неправильное поведение ребенка на дороге или в транспорте).
Выигрывает тот, кто первым закроет все шесть ситуаций на своей карточке.
«Водители»
Цель игры: учить детей правилам дорожного движения; развивать мышление и пространственную ориентацию.
Материал: несколько игровых полей, машина, игрушки.
Правила игры: заранее готовится несколько вариантов несложных игровых полей. Каждое поле – это рисунок разветвленной системы дорог с дорожными знаками. Это даст возможность менять дорожную ситуацию. Например, «Ты шофер автомобиля, тебе нужно отвезти зайчика в больницу, заправить машину бензином и починить машину. Рисунок машины обозначает гараж, откуда ты выехал и куда должен вернуться. Подумай и скажи, в каком порядке нужно посетить все эти пункты, чтобы не нарушить правила дорожного движения. А потом мы вдвоем посмотрим, правильно ли ты выбрал путь».
Методические рекомендации
Данный сборник содержит дидактические игры по правилам дорожного движения для обучения детей дошкольного возраста. В него вошли 10 дидактических игр по правилам дорожного движения.
Данные игры можно использовать на занятии и в досуговой деятельности, в индивидуальной и подгрупповой работе с дошкольниками. Освоив правила, дети смогут под руководством взрослого проводить игры и вне занятий, а в старшем возрасте играть самостоятельно.
Сборник может быть рекомендован к использованию педагогами дошкольных образовательных учреждений и родителями в индивидуальной работе с детьми.
Планируемые результаты:
- у детей формируются навыки правильного поведения на улице и в транспорте;
- дети учатся применять полученные знания на практике;
- у детей формируются способности к саморазвитию.
Список используемой литературы:
1. Авдеева Н. Н., Князева О. Л., Стеркина Р. Б. Безопасность. Учебное
пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего
дошкольного возраста. -М. :АСТ, 1998.
2. Шорыгина Т. А. Осторожные сказки М. Книголюб, 2004.
3. Черепанова С. Н. Правила дорожного движения, 2008.