Бочерикова Анастасия Павловна
Сборник игр по возрастным периодам
▼ Скачать + Заказать документы
Раздел 1. Игры для детей раннего возраста.
1) Игра «Липучки»
Цель: отработка коммуникативных навыков детей.
Описание: Все дети под музыку бегают по комнате. Двое детей, держась за руки, пытаются поймать сверстников. При этом они припевают (приговаривают) : «Я – липучка-приставучка, я хочу тебя поймать». Каждого пойманного ребенка «липучки» берут за руку, присоединяя его к своей «липучей» компании. Затем они все вместе ловят других детей.
Публикация «Сборник игр по возрастным периодам» размещена в разделах
Когда в группе все дети станут «липучками», они начинают все вместе танцевать и напевать: «Мы липучки-приставучки. Будем вместе мы плясать».
2) Игра «Паровозик»
Цель: научить детей взаимодействовать друг с другом.
Описание: Один из пары детей встает на четвереньки, второй – за ним, крепко обхватив его руками. Дети поползут вперед. Уловив сходство парного движения с движением паровоза, они хором произносят: «Чух-чух-чух».
3) Игра «Самолеты»
Цель: развитие воображения, слухового внимания.
Описание: Дети находятся на одной стороне площадки (комнаты) или в кругу. Воспитатель стоит перед детьми и показывает, как заводит двигатель самолет: делает вращательные движения руками перед грудью и произносит: «Р – Р – Р…» Дети повторяют движения и звук, указанные воспитателем.
Воспитатель дает сигнал «Полетели!», и дети сразу разводят руки в стороны и «летают», то есть бегают по комнате в разных направлениях.
Как только воспитатель дает сигнал «На посадку», все дети должны остановиться и присесть (или сесть на стульчики).
4) Игра «Это Я. Узнай меня»
Цель: снятие эмоционального напряжения, развитие тактильного восприятия, создание положительного эмоционального климата в группе.
Описание: Дети сидят на ковре. Один из детей поворачивается спиной к сидящим. Дети по очереди ласково поглаживают его по спине ладошкой и говорят: «Это я. Узнай меня». Водящий ребенок (которого поглаживают) должен отгадать, кто до него дотронулся. Воспитатель помогает ребенку отгадать, называя по очереди по имени всех участвующих в игре детей.
5) Игра «Паучки и комары»
Цель: развитие координации движений, навыки взаимодействия, сплочение группы.
Описание: Все дети – «комарики» - ходят, бегают по ковру. Двое детей берутся за руки это «паучки». Они пытаются свободными руками поймать и заманить в «паутину» как можно больше «комаров».
Когда все «комары» будут пойманы, дети берутся за руки и танцуют все вместе.
Раздел 2. Дошкольный период
2.1. Игры для детей младшего дошкольного возраста
1) Игра «Воробушки и автомобиль»
Цель: Приучать детей бегать в разных направлениях, не наталкиваясь друг на друга, находить свое место.
Описание. Дети садятся на стульчики или скамеечки на одной стороне площадки или комнаты. Это воробушки в гнездышках. На противоположной стороне становится воспитатель. Он изображает автомобиль. После слов воспитателя «Полетели, воробушки, на дорожку» дети поднимаются со стульев, бегают по площадке, размахивая руками-крылышками.
По сигналу воспитателя «Автомобиль едет, летите, воробушки, в свои гнездышки!» автомобиль выезжает из гаража, воробушки улетают в гнезда (садятся на стулья). Автомобиль возвращается в гараж.
2) Игра «Пузырь»
Цель: Научить детей становиться в круг, делать его то шире, приучать их согласовывать свои движения с произносимыми словами.
Описание. Дети вместе с воспитателем берутся за руки и образуют небольшой кружок, стоя близко друг к другу. Воспитатель произносит:
Раздувайся, пузырь,
Раздувайся, большой,
Оставайся такой
Да не лопайся.
Играющие отходят назад и держатся за руки до тех пор, пока воспитатель не скажет: «Лопнул пузырь!» Тогда они опускают руки и приседают на корточки, говоря при этом: «Хлоп!» Можно также предложить детям после слов «лопнул пузырь» двигаться к центру круга, по-прежнему держась за руки и произнося при этом звук «ш-ш-ш» — воздух выходит. Затем дети снова надувают пузырь — отходят назад, образуя большой круг.
Перед проведением игры можно показать малышам настоящие мыльные пузыри.
3) Игра «Солнышко и дождик»
Цель: Учить детей бегать врассыпную, приучать их действовать по сигналу воспитателя.
Описание: Дети сидят на стульчиках или скамейках. Воспитатель говорит: «Солнышко! Идите гулять!» Дети ходят и бегают по всей площадке. После слов «Дождик! Скорей домой!» они бегут на свои места. Когда воспитатель снова произносит: «Солнышко! Можно идти гулять», игра повторяется.
При повторении игру можно усложнить, разместив домики (по 3-4 стула) в разных местах комнаты. Дети должны запомнить свой домик и по сигналу бежать в него.
4) Игра «Мой веселый звонкий мяч»
Цель: Учить детей внимательности.
Описание. Дети сидят на стульях в одной стороне комнаты или площадки. Воспитатель становится перед ними на некотором расстоянии и выполняет упражнения с мячом; он показывает детям, как легко и высоко прыгает мяч, если отбивать его рукой, и при этом приговаривает:
Мой
Веселый
Звонкий
Мяч,
Ты куда
Помчался
Вскачь?
Красный,
Желтый,
Голубой,
Не угнаться
За тобой!
С. Маршак
Затем воспитатель вызывает 2-3 детей, предлагает им попрыгать одновременно с мячом и повторяет упражнение, сопровождая его словами. Закончив, он произносит: «Сейчас догоню!» Малыши перестают прыгать и убегают от воспитателя, который делает вид, что ловит их.
Если дети не могут воспроизвести движения мяча, им еще раз надо показать, как прыгает мяч.
2.2. Игры для детей среднего дошкольного возраста
1) Игра «Птица и клетка»
Цель: Формирование внимания.
Описание: Из детей выбирается «птицелов» и «воробей», остальные играющие – «птицы» : голуби, орлы, синицы, снегири, ласточки, утки и т. д. Обозначается круг – это клетка. В центре садится «воробей». «Птицелов» ходит около нее, охраняя пленника от других «птиц», которые стараются коснуться «воробья» руками, чтобы освободить его. Кого «птицелов» коснется рукой, тот считается пойманным и садится в клетку. Если «птицелову» долго не удается ни кого поймать, то выбирают нового водящего.
2) Игра «Дракон»
Цель: Формирование внимания.
Описание: Дети выстраиваются друг за другом в колонне по одному и берут руками за пояс впереди стоящего. Вся колонна – «дракон», первый в колонне – «голова», а последний – «хвост». По сигналу «Лови!» «голова» должна поймать свой собственный «хвост», который от нее ускользает. «Голова», поймавшая хвост, переходит в конец колонны. Игра продолжается до тех пор, пока каждый не побывает в роли «головы».
3) Игра «Совушка»
Цель: Формирование у детей быстро ориентироваться в пространстве.
Описание: Среди детей выбирается один ребенок на роль совушки. Воспитатель рассказывает детям о совах и обращает их внимание на то, что эти птицы днем малоподвижны, а на охоту вылетают в ночное время.
Остальные участники будут мышками. Для них перед началом игры делают норки. В качестве норок можно использовать обручи, разложив их по кругу, на некотором расстоянии друг от друга. Совушка располагается в центре этого круга.
Воспитатель дает команду «День!». При этом совушка приседает (засыпает, а мышки без опаски играют и бегают вокруг нее. После того, как прозвучит команда «Ночь!», сова просыпается и пытается догнать кого-то из мышек. Мышки должны успеть разбежаться по норкам, чтобы спрятаться там от совы. Пойманные игроки выходят из круга и временно не участвуют в дальнейшей игре.
4) Игра «Часики»
Цель: Расширение знаний детей о предназначении и устройстве часов.
Оборудование: Скакалка.
Описание: Сначала воспитатель показывает детям макет часов, обсуждают их форму, расположение цифр, движение стрелок. После им предлагается стать по кругу, как и цифры на часах. Воспитатель становится в центр и держит в руках скакалку, которая будет выполнять роль стрелок.
В ходе игры воспитатель раскручивает скакалку, а дети должны перепрыгнуть через нее. Тот, у кого не получится перепрыгнуть, выходит из круга и игра продолжается.
Воспитатель попутно разучивает с детьми такие понятия: меняя длину скакалки, показывает часовую или минутную стрелку; раскручивает по часовой стрелке и против ее движения.
2.3. Игры для детей старшего дошкольного возраста
1) Игра «Пять шагов»
Цель: Воспитывать сообразительность и быстроту мышления.
Описание: Участвуют поочерёдно несколько игроков. Детям нужно сделать 5 шагов в быстром темпе и на каждый шаг без пауз и остановок произносить любое имя (женское или мужское в за-висимости от задания). Отмечаются игроки, которые справились с заданием.
! Игру можно усложнить, предлагая детям называть не имена, а, например, зверей, рыб, птиц и т. д.
2) Игра «Мяч соседу»
Цель: Закреплять ловкость в передаче мяча по кругу.
Оборудование: 2 мяча
Описание: Игроки строятся в круг на расстоянии вытянутых рук друг от друга. У двух игроков, стоящих на противопо-ложных сторонах круга, по мячу. По сигналу дети передают мяч по кругу в одном направлении, как можно быстрей, стараясь, чтобы один мяч догнал другой. Проигрывает игрок, у которого окажется 2 мяча. Игра по-вторяется.
! Мяч передавать соседнему игроку, никого не пропускать.
3) Игра «Воротца»
Цель: Закреплять ходьбу парами, воспитывать коллективизм.
Описание: Игроки шагают по площадке в колонне по два. По команде «Стоп!» останавливаются, поднимают сцепленные руки вверх, образуя воротца. Первая пара поворачивается кругом, пробегает под воротцами, становится последней, говоря «Готово!». По этому сигналу дети опускают руки и продолжают ходьбу.
! Игру можно усложнить, изменив направление движения колонны.
4) Игра «Запрещённое движение»
Цель: Развивать моторную память.
Описание: Игроки строятся в круг, в центре педагог. Он выполняет различные движения, указав, какое из них запрещённое. Дети повторяют все движения, кроме запрещённого. Те, кто повторили запрещённое движение, получают штрафные очки. Отмеча-ются игроки, которые не получили штрафных очков.
! Запрещённое движение надо ме-нять через 4 – 5 повторений.