Сборник пальчиковых игр на развитие речи детей раннего возраста

Вахонина Евгения Владимировна
Сборник пальчиковых игр на развитие речи детей раннего возраста

Данный сборник систематизированных может использоваться в работе с детьми раннего возраста педагогами дошкольных учреждений, методистами ДОУ при планировании, родителями воспитанников детских садов в совместной деятельности с детьми дома для развития речи.

МАДОУ «Детский сад №39» 2016

Пояснительная записка

«Пальчиковые игры» - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз» и т. д. Они способствуют развитию речи, творческой деятельности. В ходе игр дети, повторяя движения взрослого, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрация внимания на одном виде деятельности.

В предложенном сборнике собраны разнообразные игры на развитие речи у детей раннего возраста, которые сгруппированы по разделам: игры без предметов, игры с предметами, игры с использованием атрибутики, тактильные игры, гимнастические игры и творческие игры. К каждой игре даны методические рекомендации по проведению.

При проведении игр необходимо соблюдать следующие условия:

1. Не допускать переутомления детей;

2. Уровень сложности игры должен соответствовать возрастным и индивидуальным особенностям ребенка;

3. Обыгрывать сюжеты игр, чтобы заинтересовать малышей;

4. Игры проводить в свободное время индивидуально или с небольшой подгруппой детей.

Работа с детьми строится по принципу постепенного повышения уровня сложности. Для закрепления движений полезно неоднократно предлагать малышам одни и те же задания, по-разному обыгрывая их и используя различные материалы.

Данный сборник рекомендован педагогам дошкольных учреждений, методистам ДОУ, родителям.

Игры без предметов

Игра «Мальчик-осьминожег».

Цель: развивать содружество пальцев рук, учить подражать движениям взрослого.

Пальцы в полусогнутом (растопыренном) виде устанавливаются на твердой поверхности и двигаются в двух направлениях: сначала от себя, потом на себя. Движения пальцев имитируют игру на пианино (последовательное прикосновение к поверхности) с одновременным продвижением вперед-назад.

Упражнение сопровождается чтением стихотворения:

Это мальчик-осьминог,

У него так много ног.

Успевает он везде,

И в учебе, и в труде.

Потому что осьминожка -

Это просто многоножка.

Игра «Человечек».

Цель: развивать движения кистей рук и умение понимать речь, учить подражать движениям взрослого.

Предложите малышам поиграть.

- Посмотрите, какой у меня человечек.

Поставьте средний и указательный пальцы на стол или на пол

- Человечек пошел погулять.

Покажите, как шагает человечек.

Топ-топ-топ – топают ножки.

Человечек идет по дорожке.

Предложите детям повторить движения.

Игра «Птички».

Цель: развивать движения кистей рук и умение понимать речь, учить подражать движениям взрослого.

Предложите малышам повторить ваши движения.

- Вот птички летают, машут крылышками.

(Скрестите руки на уровне запястий, несколько раз поднимите и опустите кисти (помашите крыльями).)

- Приземлились птички, крылышки сложили.

(Соедините ладони вместе.)

- Давайте покормим птичек – насыплем им зернышек!

(Сложите пальцы одной руки в щепоть и пошевелите ими.)

- Вот как птички зернышки клюют!

(Легонько побарабаньте по столу согнутым указательным пальцем или несколькими пальцами, сложенными щепотью.)

- Наелись птички и улетели.

(Скрестите руки на уровне запястий, несколько раз поднимите и опустите кисти.)

Игра «Моторчик».

Цель: развивать согласованные движения пальцев обеих рук, учить подражать движениям взрослого.

Дайте детям машины и предложите поиграть: «Давайте поиграем в машинки. Би-би! Поехали машины! Стоп! Остановились машины. Надо завести моторчики».

Покажите малышам, как завести моторы. Для этого пальцы рук, кроме больших пальцев, нужно сплести вместе, а большими пальцами вращать друг вокруг друга. «Моторчики» могут работать быстро и медленно.

Игра «Мы топали».

Цель: развивать движения кистей рук и умение понимать речь, учить подражать движениям взрослого.

Во время этой игры дети сидят на полу или на стульчиках за столом.

Предложите детям положить ладошки на стол (на колени) и прочитайте стихотворение:

Мы топали, мы топали,

До тополя дотопали,

До тополя дотопали,

И ножки все оттопали!

Слушая стихотворение, дети поочередно хлопают правой и левой ладонями по столу (или по коленкам).

Предложите малышам продолжить «прогулку». Но теперь нужно двигаться быстрее (соответственно и стихотворение с каждым разом следует читать быстрее).

Игра «Вышли пальчики гулять»

Цель: развивать движения кистей рук, учить подражать движениям взрослого.

Предложите детям сжать пальцы в кулак и начните читать стихотворение. (По ходу чтения дети повторяют ваши движения.)

Раз, два, три, четыре, пять – (Поочередно разогните пальцы, начиная с большого.)

Вышли пальчики гулять. (Пошевелите пальцами.)

Раз, два, три, четыре, пять – (Поочередно сожмите пальцы в кулак, начиная с мизинца.)

В домик спрятались опять.

Повторите игру с пальцами другой руки.

Игры с предметами

Игра «Прячем ручки».

Цель: учить детей подражать движениям взрослого.

Материалы: платки или коробки.

Предложите детям повторить следующие движения:

- Давайте спрячем наши ручки – вот так! (Дети прячут руки за спину.)

- Где же наши ручки? А вот они, ручки! (Дети показывают руки.)

- Снова ручки спрятались… (Дети прячут руки под стол (если дети сидят за столом) или за спину (если дети стоят).)

- Где же наши ручки? А вот они! (Малыши показывают руки.)

Игру можно повторить несколько раз. Таким же образом можно прятать руки под платок, в коробку.

Ира «Ветерок».

Цель: укреплять мышцы пальцев и кистей рук.

Материалы: резиновые груши небольшого размера (по количеству детей).

Покажите детям резиновую грушу, продемонстрируйте, как можно сжать ее в ладони, выпуская из отверстия воздух: «Вот так дует ветерок! Давайте сделаем ветер вместе».

Чтобы дети смогли лучше ощутить струю воздуха, поднесите грушу к рукам или щечкам малышей. Затем раздайте им резиновые груши и предложите «сделать ветерок».

Можно предложить детям сдуть со стола ватку, перышко, небольшой бумажный комочек, направив на эти предметы струю воздуха.

Игра «Ямки».

Цель: развивать силу рук, хватательные, соотносящиеся движения рук.

Материалы: тесто (пластилин, изюм (фасоль, горох, камушки, поднос, карандаш.

Предложите ребенку размять в руках кусок мягкого теста, затем положить его на поднос и сделать в нем «ямки», надавливая прямым указательным пальцем. Таким же образом можно действовать несколькими пальцами (2-3) или всеми пальцами одновременно, одной или обеими руками. В получившиеся ямки предложите малышу положить изюминки.

При работе с пластилином ямки можно сделать незаточенной стороной карандаша, а в получившиеся углубления положить фасолины, горошины, камушки.

Игра «Горошина».

Цель: развивать ловкость, содружество движений и переключаемость.

Материалы: горошины.

Предложите ребенку выбрать в чашке горошину. И затем выполнить следующие манипуляции:

1. Положить горошину на ладонь и раскатать ее другой.

2. Взять горошину в щепоть и катать ее между пальцами.

3. Катать горошину двумя пальцами (указательным и большим) под слова:

Мы горошину помнем,

О горошине споем.

4. Положить горошину на стол и катать ее по столу одним указательным пальцем под слова:

Катись, горошина, за окошко,

Катись, горошинка, к нам в лукошко.

Ты катись, горошинка, по столу,

Развлекай, горошинка, детвору».

Игра «Непослушные колечки».

Цель: развивать соотносящие и хватательные движения рук.

Материалы: разнообразные деревянные и пластмассовые пирамидки и сборно-разборные игрушки, в основе которых лежит принцип сбора предмета путем нанизывания фигур на стержни.

Покажите детям большую пирамидку и предложите снять с нее колечки. Затем покажите малышам, как можно катить колечки: «Смотрите, какие непослушные колечки! Давайте скорее соберем их и наденем на палочку!»

Игру можно повторить несколько раз, предлагая детям по очереди собирать и разбирать пирамидку. Помните, что игрушку легче разобрать, чем собрать, поэтому в начале работы предлагайте детям разбирать собранные пирамидки, снимая по одной детали. Так как в ходе данной игры дети только учатся надевать детали на стержень, не требуйте, чтобы они собирали игрушку в определенном порядке.

Игра «Шаловливый котенок».

Цель: развивать соотносящие движения рук, движения кистей и пальцев рук.

Материалы: небольшие клубки толстых ниток, плюшевый котенок.

Покажите детям клубки ниток и игрушечного котенка: «Маленькие котята любят играть с клубками. Посмотрите, и наш котенок начал разматывать нитку. Смотрите, какая длинная нитка».

Продемонстрируйте малышам, как нужно разматывать нитку, держа клубок в одной руке. Затем предложите им намотать нитки сначала на большую катушку или палку (можно использовать карандаш, а потом смотать нитки в клубок.

Можно обыграть ситуацию, предложив детям сначала намотать нитку на котенка, а затем размотать ее: «Котенок играл с клубком и запутался в нитках. Ой! Бедный котик не может пошевелиться! Давайте скорее распутаем его!».

Игры с использованием атрибутики

Игра «Физкультурник».

Цель: развивать ловкость и дифференцированность движений рук.

На основания среднего и безымянного пальцев надевают головку человечка на резинке. Средний и безымянный пальцы - это ножки, указательный палец и мизинец - руки. Большой палец прижат к ладони. Дети выполняют движения в соответствии с текстом стихотворения:

Физкультурник на дорожке

Тренирует свои ножки.

Высоко их поднимает

Бодро, весело шагает.

Руки в стороны развел

И тихонечко пошел.

Руки вниз, затем вперед,

Прыгнул, сделал поворот.

Физкультурой заниматься

Любит маленький народ.

Игра «Пальчики знакомятся».

Цель: развивать ловкость пальцев рук.

В этой игре дети знакомятся с названиями пальцев. В процессе игры дети надевают на пальчики разноцветные колпачки, сделанные из цветной бумаги (сшитые из ткани, связанные из разноцветных ниток). Каждый цвет соответствует определенному названию пальца. Например: красный колпачок надевается на большой палец, синий — на указательный, желтый — на средний, зеленый — на безымянный, белый — на мизинец.

Начиная игру, педагог показывает детям палец, называет его и после этого надевает на него колпачок.

«Давайте познакомимся с удивительным народцем — пальчиками. Пальчики есть у всех: у вас, у меня. У всех пальчиков есть свои имена. Давайте с ними знакомиться. Это — Большой палец (педагог показывает свой палец).

Найдите у себя свои большие пальцы: на одной и на другой руке. Это — Указательный палец и т. д.»

Так педагог знакомит детей со всеми пальцами и их названиями.

«Все пальчики любят наряжаться. У каждого есть свой колпачок: у Большого пальчика — красный колпачок (педагог и дети надевают красные колпачки на свои большие пальцы; причем сначала можно предложить детям нарядить пальчики только на одной (ведущей) руке); у Указательного пальчика — синий колпачок» и т. д.

Нарядив пальчики в колпачки, педагог может предложить детям разные игровые упражнения, с помощью которых закрепляются названия пальчиков и, конечно, развивается мелкая моторика:

а) Пальчики ложились спать и снимали свои колпачки:

Большой палец снял свой красный колпачок, Указательный палец снял свой синий колпачок и т. д. (Пальчики другой руки не помогают.)

Дети снимают по словесному указанию педагога колпачки и выставляют их перед собой на столе. Когда последний колпачок снят, педагог предлагает детям уложить пальчики в кроватку — в кулачок (большой палец сверху).

Утром пальчики проснулись, потянулись (кулачок раскрывается, пальчики растопыриваются) и стали делать зарядку: раз-два, раз-два. (на раз — пальчики собираются в кулачок; на два — кулачок раскрывается). Сделав зарядку, стали пальчики наряжаться в свои колпачки. Большой пальчик надел. (педагог делает паузу, предоставляя возможность ответить детям) красный колпачок. Указательный пальчик надел. синий колпачок и т. д.

б) «Пальчики были очень вежливым народцем. Как завидят кого, обязательно поздороваются и раскланяются. Вот так здоровался Большой палец, так здоровался Указательный палец и т. д.» (Педагог сгибает каждый палец в отдельности.) дети повторяют за педагогом.

Примечание. Во всех вариантах упражнения сначала работает правая рука, затем левая, а потом обе руки.

Тактильные игры

Игра «Платочки».

Цель: развивать кожные ощущения и мышечную активность ребенка.

Под чтение стихотворения дети проводят ручками по платочкам:

Вот платочек гладкий-гладкий,

Ну а этот, словно в складках!

Он шершавый, жесткий даже.

Ну, кому мы их покажем?

Игра «Прятки».

Цель: развивать кожные ощущения и мышечную активность ребенка, учить определять и узнавать, сравнивать и различать предметы.

Ребенок ручками достает из тазика мелкие игрушки, засыпанные фасолью:

Кто там прячется от нас?

Кто залез в глубокий таз?

Разгребем, разроем ямку,

А потом еще одну.

Никому мы не позволим

Просто так пойти ко дну!

Гимнастические игры

Игра «Человечки».

Цель: приучить ребенка к исполнению пальчиками совершенно определенных движений.

Под чтение стихотворения дети делают движения пальчиками, на которые одеты куколки из шариков для пинг-понга.

Здравствуй, здравствуй, бабушка!

Здравствуй, здравствуй, дедушка!

Приходи, чаек попьем!

Чай попьем, потом споем!

Игра «Клювики».

Цель: приучить ребенка к исполнению пальчиками совершенно определенных движений.

Под чтение стихотворения ребенок пальчиками, сложенными «клювиками» «клюет» бумажные шарики.

Мы на ярмарке бывали

И колечки увидали:

Это - Гале, это - Нине,

Это – Тане, это – Лине,

Ну а это – для Настюши.

Все подарки вез Петруша!

Творческие игры

Игра «Полянка».

Цель: укреплять технические навыки владения бумагой, тренировать в удерживании и ведении ножниц.

Ребенок режет ножницами бумажную ленту под чтение стихотворения, это будут «травинки».

Чик! Чик! Чик!

Травинок больше!

Чик! Чик! Чик!

Травинки гуще!

Чик! Чик! Чик!

Травинке лучше!

Нарезанные «травинки» наклеиваются на альбомный лист. Это будет «полянка». Ее украшают шариками, которые ребенок получил, разрывая бумагу на кусочки и смяв ее.

Игра «Бабочки».

Цель: тренировать в удерживании и ведении карандаша, формировать обобщенные представления о движении.

Ребенку предлагается обвести бабочек, нарисованных на альбомном листе - «полянке». Затем «полянка» украшается цветочками, которых ребенок рисует плюсиками и крестиками из пересекающихся вертикальных, горизонтальных и наклонных черточек.

Вот цветочек, вот еще!

Расцвела полянка!

Сколько бабочек слетелось

Утром спозаранку!

Публикации по теме:

Педагогический проект «Развитие речи детей раннего возраста посредством дидактической игры» Содержание 1. Аналитико-прогностическое обоснование проекта…. 3 2. Концепция проекта. …. 4.

План работы с детьми группы раннего возраста «Влияние пальчиковых игр на развитие мелкой моторики рук» Перспективный план работы с детьми группы раннего возраста(2-3 года) «Влияние пальчиковых игр на развитие мелкой моторики рук»Пермский край,.

Проект «Развитие речи детей раннего возраста посредством дидактической игры с предметами» Содержание проекта: Наш детский сад работает по программе воспитания и обучения в детском саду под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой,.

Развитие речи посредством пальчиковых игр Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 15» Шатурского муниципального района Московской области.

Сборник дидактических игр по формированию диалогической речи детей старшего дошкольного возраста Игры с предметами (телефоном) Заказ такси по телефону Дидактическая задача: учить строить диалог во время разговора по телефону (звонок.

Сборник игр для детей раннего возраста Игра «КОЛЮЧИЙ ЁЖ» :(поют) За грибами в лес идем, прыгаем по кочкам. («Ёж» сидит в центре. Дети сидят на стульчиках. Затем встают и вокруг.

Проект «Развитие речи детей раннего возраста посредством дидактической игры с предметами» Содержание проекта: Наш детский сад работает по программе воспитания и обучения в детском саду под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой,.

Влияние малых форм фольклора на развитие речи детей раннего возраста Ранний возраст – период активного становления художественного восприятия. Дети широко знакомятся с малыми формами фольклора, начиная с колыбельных.

Влияние пальчиковых игр на развитие речи детей Извеcтный педагог В. А. Cухомлинский сказал: «Ум ребёнка находитcя на кончиках его пальцев». «Рука – это инструмент всех инcтрументов»,.

Влияние устного народного творчества на развитие речи детей раннего возраста Актуальность выбранной темы Возраст от 3 до 4 лет имеет особое значение для речевого развития ребенка. Главная задача педагога в области.

Библиотека изображений:
  • Овощи
  • Домашние животные
  • Тело, организм, эмоции
Автор публикации:
Сборник пальчиковых игр на развитие речи детей раннего возраста
Опубликовано: 18 июня 2016 в 09:43
+17Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Экскурсия в медицинский кабинет в детском саду
Цель: раскрыть смысл деятельности медицинского персонала в детском саду. Задачи: 1. Вызвать у детей интерес к профессии врача. 2. Развивать внимание,...
Познавательная опытно-экспериментальная деятельность во второй младшей группе
Познавательная, опытно-экспериментальная деятельность во 2 младшей группе Пояснительная записка. Познавательная активность у детей младшего дошкольного...
Занятие по рисованию «Танки на параде» с детьми младшего возраста с использованием...
Цель: рисование картинки "Танк на параде" в подарок папе. Задачи: * учить детей рисовать танк, используя нетрадиционные инструменты для рисования; *...
Конспект организованной образовательной деятельности по ФЭМП для детей 3–4 лет...
Задачи: Учить сравнивать две неравные группы предметов способом наложения. Обозначать результат сравнения словами: больше-меньше, столько-сколько....
Использование интерактивной доски в коррекционной работе учителя-логопеда
бразовательный процесс без применения ИКТ технологий в дошкольном образовании представить уже невозможно. Современные дети проявляют к ним огромный...