Лучший педагог года

Мультипликационные фильмы как средство формирования представлений о ЗОЖ у детей младшего дошкольного возраста

Наталья Берестова
Мультипликационные фильмы как средство формирования представлений о ЗОЖ у детей младшего дошкольного возраста

Сборник статей Республиканской научно — практической конференции 23 марта 2016 г (Часть I. Дошкольное образование).

Мультипликационные фильмы как средство формирования представлений о здоровом образе жизни у детей младшего дошкольного возраста

Публикация «Мультипликационные фильмы как средство формирования представлений о ЗОЖ у детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Одной из задач дошкольного воспитания является создание условий для сохранения и укрепления физического здоровья детей. Поэтому воспитатель должен тщательно продумывать подбор и использование наиболее приемлемых для этого форм, методов обучения и воспитания. Формирование представлений о здоровом образе жизни у детей младшего дошкольного возраста только начинает закладываться у детей младшего дошкольного возраста, поэтому очень важно воспитателю уделять этому должное внимание. В младшей группе необходимо «дать представления о здоровой и вредной пище; сформировать представления важности утренней гимнастики и физических упражнений; сформировать представления о важности соблюдения навыков гигиены и опрятности в повседневной жизни» [5].

Живя в ХХI веке и игнорировать такие явления, как телевидение, журналы, кино, интернет невозможно. В настоящее время мультфильм является частью субкультуры ребенка, одним из элементов, влияющих на формирование личности ребенка. А так, как мультфильм обладает качеством особой достоверности, оперирующий фактами из жизни, то телевидение и мультипликационные фильмы дают нам информацию, которая становится источником дальнейшего, самостоятельного размышления. Еще в 60-годы исследователь детских мультфильмов Е. Е. Соловьева акцентировала внимание на взаимозависимости интеллектуального содержания фильма и его эмоциональной окраски. Она отмечала нужным создавать такие фильмы, которые заставляли бы детей не только понимать суть научного вопроса, но испытывать чувства удивления, изумления, которые являются стимулом познавательной активности. [2].

Как отмечает психолог Е. О. Смирнова, «…первое, что должен нести в себе мультфильм - некая функция мультфильма. Что за тема. Каждый фильм расширяет границы мира ребенка, погружает в новую реальность, знакомит с новыми областями. И главное здесь – насколько подходит эта реальность к возрастным интересам ребенка. Насколько он может понять вообще, о чем этот сюжет, о чем ему пытались сказать» [3].

Таким образом, все исследователи и психологи сходятся на мысли, что телевидение и мультипликацию нужно рассматривать как средство, применяемое в целях формирования представлений о ЗОЖ. Опираясь на данные исследования, мы используем мультипликационные фильмы для формирования представлений о здоровом образе жизни у младших дошкольников. Мы провели систематизацию мультфильмов и ввели их в режимные моменты и процесс обучения. У детей, как показывает опыт, существенно изменяет процесс восприятия информации. Под влиянием переданной информации с экрана у детей увеличивается количество ассоциативных связей с прошлым опытом, ранее приобретенными знаниями, явлениями реальной деятельности.

Одним из важных условий, в большой степени определяющим успех нашего проекта с детьми в формировании представлений и ЗОЖ, является знание воспитателем примерной общеразвивающей программы дошкольного образования «От рождения до школы» и Федерального Государственного Образовательного Стандарта. При отборе мультипликационных фильмов для определении конкретных знаний и умений необходимость использовать материал, вызывающий эмоциональный отклик у детей, который понятен и несет элемент новизны, неожиданности. Таким элементом новизны и неожиданности в данном направлении, мы видим в использовании мультипликации для получения новых и закрепления уже имеющихся у детей знаний. Нами был разработан проект «Мультипликационные фильмы как средство формирования представлений о ЗОЖ у детей младшего дошкольного возраста». Целью проекта стало формирование представлений о ЗОЖ у младших дошкольников. Задачи проекта:

• Изучение психолого – педагогической литературы по данному вопросу;

• Составление плана мероприятий и сроков проведения в рамках данного проекта;

• Создание условий, способствующих формированию представлений о ЗОЖ у младших дошкольников;

Формирование представлений о ЗОЖ у младших дошкольников.

Мы изучили психолого – педагогическую литературу. После изучения литературы мы разработали проект. Мультфильмы в рамках проекта предполагается использовать фрагментарно, исходя из темы беседы и запланированных для формирования представлений о ЗОЖ. Мы предположили, что дети в ходе просмотра мультфильма будут вовлечены и заинтересованы, их будет увлекать сюжетная линия. Материал, переданный с экрана телевизора знакомыми персонажами, будет лучше запоминаться, и вызывать эмоциональную отзывчивость у детей. Ключевым вопросом при организации мероприятий, направленных на формирование представлений о ЗОЖ у детей, являлось поддержание интереса к мультипликации и природная любознательность. Для того, чтобы поддержать у детей активность и заинтересованность, воспитателями будут использоваться различные приёмы. В процессе формирования представлений о ЗОЖ, воспитатель будет стремится создавать у детей положительный эмоциональный настрой.

В проекте мы опираемся на следующие принципы:

• принцип разностороннего развития личности;

• активизация мыслительной деятельности детей, создание условий, в которых ребенок сам ищет рациональный способ решения;

• принцип гуманизации;

• физкультурно-оздоровительная деятельность строится на основе комфортности, с учетом желаний и настроений детей;

• принцип индивидуальности;

• обеспечение здорового образа жизни каждому ребенку с учетом его здоровья, интереса, подбор оптимальной физической нагрузки;

• принцип цикличности и систематичности;

• постепенное повышение нагрузки, по мере физической подготовленности;

• принцип оздоровительный;

• обеспечение рационального общего двигательного режима, чередование двигательной и познавательной активности детей в продуктивных видах деятельности;

• принцип взаимосвязи с семьей;

• соблюдение единых требований ДОУ и семьи в воспитании здорового ребенка и вовлечение родителей в здоровьесберегающие и оздоровительные мероприятия и их оценка;

• принцип доступности медико-социальной помощи;

• принцип ответственности сотрудников ДОУ;

• принцип соблюдения прав человека и гражданина;

• принцип обеспечения равных возможностей при реализации проекта оздоровления детей;

• принцип активности детей;

Помимо традиционных форм работы в этом направлении таких как гимнастики утренние и после сна; занятия физкультурой; закаливание; босикохождение и др., нами был проведен отбор мультипликационных фильмов и составлен список. Сюда попали следующие мультфильмы : «Лунтик» серия «Микроскоп» (2 сезон, «Лунтик» (4 сезон, «Смешарики. Азбука здоровья», «Маша и медведь» серия «Сладкая жизнь» и др. После просмотра мы проводили беседы с детьми, закрепляли полученные знания в режимных моментах. Так например, «Маша и медведь» серия «Сладкая жизнь» использовалась нами для беседы о вреде сладкого и важности чистить зубы, обсуждались правила чистки зубов. «Лунтик» серия «Микроскоп» показала детям необходимость мытья рук, закрепление проходило в режимных моментах и присказкой «От воды и мыла у микробов тают силы» и др. «Смешарики. Азбука здоровья» помимо знаний о личной гигиене, способствовали формированию представлений о важности занятий физкультурой, о том как можно согреться зимой, если замерзли.

При отборе содержания бесед и мероприятий для формирования представлений о ЗОЖ мы стремились дать возможность каждому ребёнку увидеть, разглядеть неизвестное в привычном, давно знакомом и подчас даже не замечаемом. Это позволило повернуть хорошо знакомые ребёнку явления и предметы с неожиданной стороны, поднести его к собственным «открытиям», дать ему испытать радость познания, что в свою очередь побуждало детей к дальнейшим поискам решений новых и новых задач.

Известно, что формирование представлений о ЗОЖ у младших дошкольников органически переплетется с эмоциональной, что способствует созданию целостного представления об изучаемых предметах и явлениях. Запас полученных знаний и умений значительно будет обогащаться еще в связи с тем, что изображение всегда подкреплено словом. Это приведет к большей устойчивости образа в сознании ребенка-дошкольника. Наши наблюдения и практика работы с детьми показали, что материал, поданный с экрана, запоминается ребенком быстрее, сохранится и будет воспроизводиться точнее, чем в обычных условиях обучения.

Поэтому мы предполагаем в результате получить:

• соответствующее физическое развитие детей группы возрастной норме;

• активность детей, владение навыками здорового образа жизни, накапливаемость резерва здоровья;

формирование элементарных представлений о пользе занятий физической культурой, освоение культурно-гигиенических навыков;

• повышение уровня физического и психического здоровья детей;

• положительный результат темпов прироста физических качеств;

• повышение активности родителей в совместной работе по укреплению здоровья детей.

Таким образом, мы считаем, что мультфильм стоит и необходимо использовать в образовательном процессе с детьми старшего дошкольного возраста, потому что именно мультфильмы, помимо других средств, используемых воспитателем, направлены на развитие природного познавательного интереса ребенка.

Библиографический список:

1. Aрхипцева, В. С. Телевидение и дети / В. С. Архипцева // Пачатковая школа. – 2007. – № 8 – С. 54–56

2. Гельмонт А. В. О педагогических требованиях к учебным кинофильмам для школ//Изв. АПН РСФСР. 1963. Вып. 128. С. 50—61.

3. Смирнова Е. О. Все начинается с мультиков//Химия и жизнь – ХХIв. – 2013. -№1. С. 32-33

4. Казакова Р. Г., Мацкевич Ж. В. Смотрим и рисуем мультфильмы. Методическое пособие. – М. : ТЦ Сфера,2013. – 128с (библиотека воспитателя).

5. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Веракса, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М. : Мозаика – Синтез,2014. – 368с.

6. Филиппова Н. Н. Использование мультипликационных фильмов в развитии познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста//Сборник материалов IIIМеждународной научно – практической конференции конференции. - Абакан, Изд –во ХГУ. – 2015. – с. 52-53.

Публикации по теме:

Дидактическая игра — как средство формирования экологической грамотности детей младшего дошкольного возраста Предлагаю вашему вниманию опыт работы по теме «Дидактическая игра – как средство формирования экологической грамотности детей младшего дошкольного.

Игра как средство формирования творческой активности детей дошкольного возраста Консультация Тема: «Игра как средство формирования творческой активности детей дошкольного возраста». Пашкова Светлана Алексеевна, воспитатель.

Интеграция образовательных областей как средство формирования безопасности детей младшего дошкольного возраста «Интеграция образовательных областей как средство формирования безопасности детей младшего дошкольного возраста» Главная цель работы.

Развитие мелкой моторики как средство формирования речи детей младшего дошкольного возраста Памятка для родителей. Выпуск 1 «Развитие мелкой моторики, как средство формирования речи детей младшего дошкольного возраста» «Истоки.

Дидактические игры как средство формирования математических представлений у детей дошкольного возрастаДидактические игры как средство формирования математических представлений у детей дошкольного возраста Моей темой по самообразованию является тема "Дидактические игры как средство формирования математических представлений у детей дошкольного.

Дидактические игры для формирования элементарных математических представлений для детей младшего дошкольного возрастаДидактические игры для формирования элементарных математических представлений для детей младшего дошкольного возраста Игры на развитие количества. Игра «Медведь и пчелы» Цель игры: формировать у детей представления о количестве предметов «один - много», активизировать.

Моделирование как средство формирования экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста «Моделирование как метод формирования экологических представлений у дошкольников. Презентация» «Модель - это предметное, графическое или.

Рефлексия как средство формирования самооценки у детей дошкольного возраста Добрый день, уважаемые коллеги! Вначале своего выступления мне хотелось бы рассказать Вам одну легенду: Жил мудрец на свете, который знал.

Театрализованная деятельность как средство формирования коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста Уважаемые коллеги! Вашему вниманию представляются результаты работы на тему «Театрализованная деятельность как средство формирования коммуникативных.

Уголок уединения как средство формирования психологического здоровья детей дошкольного возрастаУголок уединения как средство формирования психологического здоровья детей дошкольного возраста Нам педагогам ДОУ хорошо известно, что дети дошкольного возраста особо эмоциональны и впечатлительны. От нас взрослых многое зависит в воспитании.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мультипликационные фильмы как средство формирования представлений о ЗОЖ у детей младшего дошкольного возраста
Опубликовано: 8 февраля 2017 в 09:41
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД