Андрей Дяченко
Сценарий мероприятия по воспитанию гуманного отношения к людям с ограниченными возможностями «Мы все равны»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: воспитание гуманного отношения к людям с ограниченными воз-можностями.
Задачи:
• Сформировать представление об "особом ребенке".
• Познакомить с некоторыми проблемами детей-инвалидов.
• Развивать чувство эмпатии к людям с ограниченными возможностя-ми здоровья (ОВЗ).
• Сформировать представление о здоровье как ценности человеческой жизни.
Публикация «Сценарий мероприятия по воспитанию гуманного отношения к людям с ограниченными возможностями „Мы все равны“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
• Воспитывать чувство ответственности за свое здоровье, здоровье своих близких, окружающих и готовность воспринимать здоровье как ценность человеческой жизни.
Оборудование: компьютер, мультимедийное оборудование, презентация, доска
Ход мероприятия
Воспитатель : "Здравствуйте!" Любую нашу встречу мы начинаем имен-но этими словами. И все вы знаете, что означают они не только привет-ствие, но и пожелание здоровья тому, к кому обращены.
Здоровье очень важно для человека. Здоровье — это подарок судьбы. Необходимо научиться беречь и уважать этот дар. Именно поэтому уже с раннего детства мы учимся не просто приветствовать людей, а желать им здоровья. Желая другим - желаем и себе. Но всегда ли только от нашего желания зависит наше здоровье и здоровье окружающих?
Сегодня мы поговорим о детях с ограниченными возможностями.
Вопросы для обсуждения:
1. Бывают ли опасные для здоровья профессии, приводящие к инва-лидности? (Ответы детей)
2. Какие опасности подстерегают пас в жизни, в быту? (Ответы детей)
Некоторые виды профессий связаны с опасностью для здоровья: подвод-ные, химические, связанные с большим напряжением, вибрацией, радиаци-ей и другие. Представители почти всех профессий в большей или меньшей степени подвержены каким-либо опасностям. Все виды большого спорта, балет, цирк тоже очень травмоопасный.
И в жизни, в быту подстерегают нас опасности: электричество, кипяток, большая высота многоэтажек, автомобили. Но люди часто или не задумы-ваются или просто рискуют: перебегают дорогу в неположенном месте или на красный свет светофора, купаются в незнакомых местах или в слишком холодной воде, переходят речки по тонкому льду, дерутся и много чего другого делают, не берегу г самое ценное, что есть у нас - жизнь и здоро-вье.
Кроме этого, в мире происходят катастрофы и аварии: авто- и авиаката-строфы, пожары, аварии на заводах, землетрясения, ураганы, наводнения и т. п.
После военных действий тоже появляются инвалиды вследствие ранений и контузий. Случается, что человек заболевает. Но не все болезни пока еще подчинились врачам.
Практические упражнения
- Мы много говорим сегодня о здоровье. Здоровье — это движение. Да-вайте и мы немного подвигаемся. Сейчас я попрошу вас встать 2 человека, закрыть глаза и представить себя в темной незнакомой комнате. А теперь будьте предельно внимательны и осторожны, выполняя мои команды.
Команды: сделать шаг вправо, два шага вперед, шаг влево, шаг назад, присесть, повернуться влево, шаг назад, еще раз повернуться влево, шаг вправо и вперед, повернуться вокруг себя.
Не открывая глаз, ответьте, пожалуйста, где вы находитесь, куда пришли? А прийти вы должны были туда, откуда начали движение.
Рефлексия:
Откройте глаза. Получилось ли прийти в нужную точку? Что вы чувство-вали, двигаясь с закрытыми глазами? ( Варианты ответов могут быть неожиданными: от страха до интереса).
Приглашаются 2 человека. С закрытыми глазами нарисуйте на доске дом.
Рефлексия:
Что почувствовали? О чем подумали? Трудно ли было выполнять зада-ния?
Вы все хотя бы раз бывали в кинотеатре, сидели в зрительном зале.
Как вы думаете, в зрительный зал могут прийти люди, у которые не видят глазами? (ответы детей) Эти люди могут прийти в зрительный зал, но они смогут только слушать, а не смотреть.
Предлагаю выполнить ещё одно задание «Принеси предмет закрытыми глазами»
Подойдите кто-то один, завяжите глаза. А теперь подойдите к книжному шкафу и возьмите книгу с 3- ей полки. Принеси её мне.
Рефлексия:
Что испытывали, при выполнении, этого задания? Хотелось ли вам снять повязку и открыть глаза?
Воспитатель : — Вот так чувствую! себя в нашей жизни люди с пробле-мами зрения. (Слайд 4- 5) Существует’ специальная азбука - азбука Брай-ля, чтобы эти люди тоже могли читать, обучаться, общаться. В основе ее сюит выпуклое шеститочие: комбинациями точек обозначаются и буквы, и цифры, и нотные знаки. (Слайд 6)
А как вы думаете, могут ли слепые люди работать? (Слайд 7-8) (ответы детей). Есть «Общество слепых» (Слайд 9-10, где люди, не имея зрения изготавливают вещи общего потребления (крышки, выключатели, розет-ки).
Согласны ли вы, что с дружеской помощью таким людям было бы намно-го комфортнее, надежнее? (ответы детей).
Воспитатель : - А как живут люди с проблемами слуха? Ведь на улице они не слышат гудков автомобилей, их не окликнешь, не предупредишь об опасности издали. (Слайд 11) В лесу мы "аукаем”, чтобы не потерять друг друга, а как они? А они общаются жестами, это - жестовая речь. (Слайд 12) Поэтому таким людям необходимо видеть руки и лицо собеседника.
А если человек лишен и зрения, и слуха? Как общаться тогда? А тогда не-обходим контакт "ладонь в ладонь". Тогда пальцы "говорящего" пишут слово из букв в ладошке
"слушателя". Буквы эти особенные. Такой набор "букв" называется так-тильной азбукой. Попробуйте сами (показываются "буквы” дактильной азбуки). Сложно? А ведь нужно жить, учиться, работать.
Динамическая пауза
Люди, которые не слышат, понимают окружающий мир с помощью мими-ки и жестов. И чтобы почувствовать на себе как это не просто, предлагаю: встать на ноги, повернутся друг к другу, посмотреть в глаза партнеру, взять его за руку так, чтобы он почувствовал ваше доброе отношение к нему.
Рефлексия
-Поднимите руку, кто почувствовал доброе отношение к себе. Я рада, что вы сумели передать свои чувства другому.
Воспитатель. - Есть люди, у которых нет руки или нош, или обеих рук и ног, или руки и ноги совсем не слушаются своего хозяина. Люди, у кото-рых нет ног, чаще всего передвигаются на инвалидных колясках. (Слайд 14-16) Они вынуждены постоянно пользоваться посторонней помощью. Представьте свое утро со связанными руками: как умываться, завтракать, одеваться?
Практические упражнения
Почувствовать на себе как трудно таким людям сделать то, что для нас не составляет труда, поможет одно упражнение. Подойдите ко мне 2 челове-ка. Сейчас, я, одну вашу руку ленточкой привяжу к туловищу. А вы с по-мощью одной руки попробуйте надеть на себя куртку.
Приглашаются ещё 2 человека.
Без помощи рук развяжите шнурки на обуви.
Рефлексия:
Что испытывали? Что хотелось сделать?
Воспитатель : -А верите ли вы, что такие люди участвуют в соревновани-ях, танцуют, рисуют? И зря не верите.
Есть еще много заболеваний, которые мешают жить человеку полноценной жизнью. Поднимите руку те, кто продал бы за миллион долларов свою ногу, руку, глаза?
За какую сумму вы согласились бы потерять свой слух?
Воспитатель : - Ребята сегодня мы с вами говорили о людях с ограничен-ными возможностями, многие из вас ощутили на себе, выполняя различ-ные задания, с какими трудностями они сталкиваются.
Я, думаю, что вы станете добрее, внимательнее, отзывчивее. Чтобы хоть как-то помочь им. В течении занятия, по вашим глазам, мне стало понятно, что всё услышанное, увиденное тронуло ваши сердца. Хочется добавить, что каждый инвалид желает, чтоб к нему относились как к полноценному человеку. И как сказал один из таких людей: «Мы чувствуем себя нор-мально, как и все другие люди, инвалидами нас делает - отношение людей к нам.
- Думаю, многие из вас не станут больше смеяться над такими людьми, а наоборот по возможности предложат им свою помощь. Л вот как мы мо-жем помочь им, я хочу услышать от вас. ( ответы детей: сделать вход и вы-ход, из магазинов, транспорта, предназначенным, для инвалидных коля-сок: - помочь перейти дорогу, сходить в магазин, помочь убрать квартиру, уделить внимание).
Итог мероприятия.
Что такое здоровье? Что означают слова "’особый ребенок", "дети с огра-ниченными возможностями здоровья", инвалид? Надо ли беречь свое здо-ровье и здоровье окружающих? Что нужно делать, чтобы быть здоровым? Что такое здоровый образ жизни?
Вывод: беречь здоровье необходимо, так как у здорового человека боль-ше возможностей и сил для достижений своих целей, исполнения мечты, общения и т. д. Чтобы беречь здоровье необходимо заниматься спортом, не курить, не употреблять наркотики и алкоголь, соблюдать режим. Выпол-нять советы врачей, сохранять и улучшать экологию.
Рефлексия занятия.
Кто согласен с тем, что «Доброта спасет мир»? Доброта - вещь удивитель-ная, она, как ни что сближает. Доброта спасает от одиночества и душев-ных ран. Вас я друзья, не о чем не прошу, просто будьте добры. Если вы хотите сеять добро вокруг себя, тогда возьмите сердечки, которые лежат у вас на столах, и напишите на них, то, что ближе вашей душе, то что вы хо-тите сказать инвалидам. Вы можете воспользоваться надписями на доске или придумать свой вариант. (Слайд 17) ( на доске записано: я- хочу по-мочь вам, я переживаю за вас, я поддержу вас в трудную минуту). У кого сердечки будут готовы, прикрепите их на доску (Слайд 18).
- Я думаю, то, что вы все на сердечках написали добрые, хорошие слова поддержки и это может означать, что время, проведенное на занятие, не прошло для вас даром.
Список литературы.
1. Барышева, А. Н. Реабилитация детей с ОВЗ в трудной жизненной ситуации / А. Н. Барышева // Социальная педагогика. – 2014. — №5. – С. 61-66.
2. Борисенко, Т. Н. Первичная социализация дошкольников с тя-желыми нарушениями речи в условиях стационара / Т. Н. Бори-сенко // Логопед. — 2015. — №1. — С. 80-90.
3. Бруштейн, И. «Всегда спеши к своей звезде!» : будни и праздники Курского музыкального колледжа — интерната для слепых / И. Бруштейн // Социальное обслуживание. — 2015. — №2. — С. 10-19.
4. Быкова, О. Г. Опыт работы комплексного центра социального обслуживания по социальной адаптации слабовидящих граждан / О. Г. Быкова // Социальное обслуживание. – 2014. — №5. – С. 54-56.
5. Варлакова, Н. И Социальный туризм как эффективная техноло-гия социокультурной реабилитации граждан пожилого возраста и инвалидов / Н. И Варлакова // Социальное обслуживание. — 2015. — №2. — С. 45-49.
6. Дерюжева, И. Т. Куклотерапия в реабилитации граждан пожи-лого возраста и инвалидов / И. Т. Дерюжева // Вестник психосоци-альной и коррекционно-реабилитационной работы. — 2014. — №1. — С. 22-30.
7. Жукова, Т. Н. Организация межведомственного взаимодействия учреждений социальной сферы в комплексной реабилитации ин-валидов / Т. Н. Жукова // Социальное обслуживание. – 2014. — №5. – С. 57-60.
8. Журавлева, Г. В. Поддержка позитивного настроя семей, воспи-тывающих детей-инвалидов и детей с ограниченными возможно-стями здоровья / Г. В. Журавлева // Социальное обслуживание. – 2014. — №11. – С. 69-77.
9. Зайфиди, П. К. Внедрение современных технологий в деятель-ность учреждений социального обслуживания / П. К. Зайфиди // Социальное обслуживание. – 2014. — №7. – С. 16-21.
10. Кайгородова, В. И. Карта социальной реабилитации как форма отслеживания динамики коррекции и развития ребенка / В. И. Кайгородова // Социальная педагогика. – 2014. — №5. – С. 67-79.
11. Кроткова, А. В. Организация и основные положения, опре-деляющие содержание коррекционной работы по социальному развитию и воспитанию дошкольников с церебральным парали-чом / А. В. Кроткова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2015. — №2. — С. 33-42.
12. Лапшина, Е. В. Комплексный подход к социальной реаби-литации детей-инвалидов в условиях детского дома-интерната / Е. В. Лапшина // Социальное обслуживание. — 2015. — №2. — С. 78-81.
13. Лижник, А. Искусство фото доступно незрячим / А. Лижник // Наша жизнь. — 2014. — №6. — С. 68-71.
14. Логинова, Н. В. Предоставление реабилитационной помощи людям с ограниченными возможностями здоровья в центре реа-билитации инвалидов / Н. В. Логинова // Социальное обслужива-ние. – 2014. — №7. – С. 33-37.
15. Малофеев, Н. Н. Значение Церкви в формировании отноше-ния к инвалидам в обществе (по материалам XXIII Международ-ных Рождественских образовательных чтений) / Н. Н. Малофеев // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2015. — №3. — С. 20-24.
16. Махмудова, А. Реабилитация спортом / А. Махмудова // Жизнь с ДЦП. Проблемы и решения. – 2014. — №4. – С. 38-41.
17. Морозова, В. А. Опыт работы педиатрического бюро по со-циально-педагогической реабилитации детей с инвалидностью / В. А. Морозова // Медико-социальная экспертиза и реабилитация. – 2014. — №4. – С. 10-15.
18. Пантелеимон, епископ Орехово-Зуевский. Вступительное слово к книге «Инвалид в храме: помощь людям с проблемами слуха и зрения» / Пантелеимон, епископ Орехово-Зуевский // Воспи-тание и обучение детей с нарушениями развития. — 2015. — №3. — С. 25-26.
19. Поникарова, Л. А. Моя первая книга: детско-родительский проект социализации школьников с речевыми нарушениями / Л. А. Поникарова // Логопед. — 2015. — №2. — С. 44-50.
20. Порохина, Ж. В. Применение методов когнитивно-поведенческой психотерапии в психологической реабилитации клиентов с нарушениями опорно-двигательного аппарата / Ж. В. Порохина // Социальное обслуживание. – 2014. — №8. – С. 49-57.
21. Савин, А. Ю. Социальная реабилитация пожилых людей и инвалидов в геронтологическом центре / А. Ю. Савин, Н. В. Щер-бинина // Социальное обслуживание. – 2014. — №5. – С. 19-31.
22. Сальников, В. И. Социальная адаптация и реабилитация граждан пожилого возраста и инвалидов, проживающих в ста-ционарных учреждениях / В. И. Сальников // Социальное обслужи-вание. – 2014. — №6. – С. 19-26.
23. Саркисян, Л. И. Социализация и интеграция в общество де-тей с особенностями психофизического развития / Л. И. Саркисян // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2015. — №1. — С. 20-24.
24. Сетракова, Д. Творческая реабилитация / Д. Сетракова // Наша жизнь. — 2014. — №6. — С. 71-73.
25. Сушкова, Г. М. Туризм — действенное средство реабилита-ции инвалидов с психоневрологическими заболеваниями / Г. М. Сушкова // Социальное обслуживание. — 2015. — №1. — С. 34-40.
26. Тимошенко, Е. И. Технология социальной реабилитации пожилых людей и инвалидов в центре социального обслужива-ния / Е. И. Тимошенко // Социальное обслуживание. – 2014. — №11. – С. 47-52.
27. Тюрина, О. П. Реабилитация инвалидов посредством твор-чества, физической культуры и спорта в деятельности реабили-тационного центра для лиц с умственной отсталостью / О. П. Тю-рина // Социальное обслуживание. – 2014. — №10. – С. 51-61.
28. Фоминых, Т. А. Реализация социального проекта «Связь поколений» на примере социально-реабилитационного центра для детей с ОВЗ / Т. А. Фоминых // Социальное обслуживание. — 2015. — №3. — С. 76-84.
29. Фомичева, Л. В. К вопросу о социализации ребенка раннего возраста с нарушением зрения / Л. В. Фомичева // Специальное об-разование. — 2014. — №2. — С. 57-64.
30. Хомякова, И. А. Индивидуальное сопровождение ребенка-инвалида в процессе комплексной реабилитации / И. А. Хомякова // Социальное обслуживание. – 2014. — №5. – С. 72-80.
31. Чепурышкин, И. П. Социализация воспитанников интер-натных учреждений с ОВЗ / И. П. Чепурышкин // Социальная педа-гогика. – 2014. — №4. – С. 75-83.
32. Шаповаленко, Л. М. Содержание и организация деятельно-сти реабилитационного центра для детей-инвалидов и детей с ОВЗ / Л. М. Шаповаленко // Социальное обслуживание. — 2014. — №12. — С. 83-88.
33. Шашина, Н. В. Из опыта работы реабилитационного центра по комплексной реабилитации детей – инвалидов / Н. В. Шашина // Социальное обслуживание. – 2014. — №7. – С. 70-77.
34. Юбилейный год — интересные проекты // Наша жизнь. — 2015. — №2. — С. 16-25.