МААМ-картинки

Сценарий образовательной ситуации по формированию целостной картины мира в старшей группе «Куда пропала вода?»

Оксана Лобанова
Сценарий образовательной ситуации по формированию целостной картины мира в старшей группе «Куда пропала вода?»
▼ Скачать + Заказать документы

Сценарий образовательной ситуации по формированию целостной картины мира в старшей группе «Куда пропала вода

Цель:Развитие детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности.

Приоритетная образовательная область : «Познавательное развитие»

Интеграция образовательных областей :

«Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».

Задачи:

Воспитательные:

Публикация «Сценарий образовательной ситуации по формированию целостной картины мира в старшей группе „Куда пропала вода?“» размещена в разделах

Совершенствовать навыки сотрудничества, умения детей согласовывать свои действия со сверстниками, работать в команде, самостоятельность, инициативность. Содействовать формированию у детей экологической грамотности и бережного отношения к воде.

Развивающие:

Развивать стремление к поисково-познавательной деятельности в моделируемых ситуациях. Развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы;

Образовательные :

Актуализировать и расширять знания детей о воде, её свойствах, формировать представления детей о трех состояниях воды: жидком, твердом, газообразном.

Продолжить формирование познавательной и речевой активности.

Материал:Презентация по теме, шкатулка, «дорожка из жёлтых кирпичей», игра «Разрезные картинки» (капля, пар, лёд, набор картинок к ней по темам,карточки-схемы трех состояний воды, надпись «Лаборатория воды», термос, зеркало, перчатки, лёд, стаканчики с землей и водой по количеству детей, пустые конверты,столы,

1. Введение в игровую ситуацию :

Воспитатель: Ребята, к нам в детский сад кто-то принес шкатулку (она обклеена героями из сказки).Интересно, откуда она, что в ней лежит?

(Заглядывают в шкатулку, включается звук урагана, дети вместе с воспитателем, кружась, перемещаются из группы, по лестнице в зал, останавливаются около экрана, где появляется изображение волшебной страны, превращённой в пустыню)

Воспитатель:Куда же мы попали? (В волшебную страну)

Что могло произойти с волшебной страной? (Пересохли реки, завяли цветы, исчезла вода).

Где в природе можно встретить воду?

(Река, озеро, море, дождь, океан, ручей, лужа, снег, сосулька и т. д.)

Зачем нужна вода? (Пить, мыть, варить, стирать, плавать, выращивать растения, охлаждать и т. д.)

Кому нужна вода? (Всем живым существам)

Воспитатель: А если вода исчезнет навсегда, что может случиться?

(Люди могут погибнуть, животные без воды тоже жить не могут, цветы завянут)

Воспитатель:Хотите узнать, что случилось в волшебной стране (Хотим)

Появляется изображение Бастинды. (1)

Воспитатель:Волшебница Бастинда, узнала, что ей угрожает гибель от воды и решила подчинить себе всю воду в Фиолетовой стране. И как-то решила она проверить, вся ли вода на месте. Недоверчивой она была, подозрительной. Боялась, что кто-нибудь украдёт воду. Заставила помощника своего всё проверить.

Надел главный помощник очки, взял для точности счеты и стал воду из полных бочек в другие пустые переливать. Как не считал, а воды не хватает, часть воды драгоценной от последнего дождя пропала. Ничего Бастиндапонять не может. Куда вода подевалась? Может сквозь землю провалилась? Нигде не проливалась, нигде, не появлялась. Но куда-то же она подевалась?

Воспитатель:Ребята, а вы как думаете, куда пропала вода? (Может кто-то украл, а может кто-то большой выпил, инопланетяне забрали)

Изображение Бастинды. (2)

Воспитатель:Разозлилась Бастинда и забрала всю воду у жителей волшебной страны и спрятала её, осталась вода только в Изумрудном городе, у Гудвина, не решилась Бастинда с ним воевать.

Появляется изображение Бастинды. (2)

Воспитатель:Спрятала воду всю Бастиндаи сама, потом была не рада, но решение своё менять не хотела.

Нужно во всем этом разобраться. Ведьделоне шуточное. Осталась вся Волшебная страна без воды!

Воспитатель:Ребята, вы хотите помочь жителям Волшебной страны найти воду?

(Да, хотим)

Воспитатель: Зачем вам это нужно?

(Чтобы спасти жителей Волшебной страны, чтобы узнать, куда пропала вода)

Воспитатель:А вы сможете это сделать?

(Да, сможем)

Воспитатель:Почему вы так решили?

(Потому что мы много знаем, потому что мы одна команда, потому что мы дружные ребята)

Воспитатель:Укого в волшебной стране мы можем попросить совета?

Воспитатель:Отправимся в Изумрудный город с вами в гости к Гудвину там, на месте во всем разберемся.

Вы согласны?

(Да)

Воспитатель:Тогда вперед!

2. Актуализация

Воспитатель:Как найти дорогу в Изумрудный город?

(Надо идти по дороге из желтого кирпича.)

Воспитатель:Ребята, как нам нужно встать, чтобы быстрей пройти по дорожке? (друг за другом). Скорее в путь!

(Дети под музыку из мультфильма идут по «дороге», воспитатель идет последним.)

Изображение Изумрудного города

Воспитатель:Вот мы и в гостях у Гудвина.

Изображение Гудвина.

Посмотрите на Гудвина, что вы можете сказать про его состояние?

(Он добрый, весёлый, радостный, рад нас видеть)

А какие еще состояния вы знаете?

(Бывает состояние радостное, нервное состояние, состояние бодрствования,состояниями утомления, состояние успокоения)

3. Затруднение в ситуации :

Воспитатель:Для того чтобы помочь Бастинде найти пропавшую воду нам необходимо определить три состояния воды.

Вы можете сами их определить?

(Да, можем. Нет, не можем)

Воспитатель: Как вы думаете, что нужно сделать, чтобы быстрей выполнить это задание? (разделиться на группы)

Дети берут по одному разноцветному фрагменту из общей коробочки и составляют на столах картинку, Таким образом, дети разбиваются на команды. Каждая команда собирает свою картинку и рассказывает, что на ней изображено (капля, снег, пар).

Воспитатель: В обруче лежит набор карточек, вам нужно разложить карточки на три группы по разному состоянию воды и объяснить, почему вы так их разложили.

Необходимо это сделать пока журчит вода в ручейке, приступайте к работе.

Воспитатель:Ручеёк перестал журчать,посмотрите, удалось ли вам разложить карточки на три группы?

(Да, мы смогли разложить карточки на три группы. Нет, мы не справились.)

Воспитатель:Посмотрите, во всех ли группах дети справились с заданием?

(Нет, не вовсех)

Воспитатель:Почему так произошло?

(Потому что мы не знаем, как это сделать правильно)

Воспитатель:Ребята, что сначала нам нужно было определить?

(Определить состояния воды, чтобы разложить карточки на три группы)

Выявление причины затруднения:

Воспитатель:Как вы считаете, почему вы не смогли это сделать?

(Мы не смогли правильно разложить карточки, потому что не знаем, какие бывают состояния у воды)

Воспитатель:Значит, с чем вы столкнулись?

(С затруднением)

Воспитатель:Что нужно знать, чтобы выполнить задание?

(Нам надо узнать какие три состояния бывают у воды)

4. Открытие нового знания:

Воспитатель:Чтобы определить какие бывают три состояния воды, и помочь Бастинде найти пропавшую воду, пройдем в лабораторию воды, которую нам любезно предоставил наш друг Гудвин.

Воспитатель: Из чего состоит вода?

(Вода состоит из маленьких капелек)

Воспитатель:Все верно, и хотя капельки соединены друг с другом, но не очень крепко, поэтому вода растекается.

Давайте возьмемся за руки и изобразим это состояние, как на карточке – схеме (схема выведена на экран).

Дети выстраиваются согласно схеме.

Воспитатель:Давайте, вспомним, каким способом помощник Бастинды пытался найти пропавшую воду?

(Переливал ее из большой посуды в меньшую, из одной банки в другие)

Воспитатель:Как вы считаете, почему он смог это сделать?

(Потому что вода переливалась, она была жидкая)

Воспитатель:Вот мы и определили с вами первое состояние воды – жидкое!

Посмотрите, что это?

Воспитатель показывает термос.

(Это термос.)

Для чего нужен термос?

(Термос сохраняет тепло, любая жидкость остается горячей долгое время)

Воспитатель:Как вы думаете, почему из термоса выделяется пар?

(Потому что вскипятили воду и налили в термос, в термосе находится кипяток, горячая вода.)

Опыт№1

Воспитатель накрывает термос зеркалом, поднимает его.

Из термоса выделялся пар, а на зеркале мы видим капельки воды, как так получилось?

(Пар попал на зеркало и превратился в капельки)

Воспитатель:Пар превратился в воду, значит, пар – это тоже вода?

(Да, пар – это тоже вода)

Воспитатель:Потрогайте капельки рукой и убедитесь, действительно ли это вода.

Дети трогают капельки на зеркале

Воспитатель:Во что превращается сильно нагретая вода?

(Она превращается в пар)

Воспитатель:А во что превращается пар, остывая? (в воду)

В природе – пар поднимается вверх, остывает в воздухе и выпадает на землю в виде осадков.

Назовите, какие вы знаете осадки?

(Дождь, снег, град,.)

Воспитатель:В паре расстояние между частичками больше, чем в воде, и они быстрее двигаются, «разлетаются». Такое состояние вещества называют газообразным.

Давайте попробуем с вами встать так, чтобы изобразить газообразное состояние воды.

Дети перестраиваются в соответствии со схемой.

Вот мы с вами и нашли второе состояние воды – газообразное!

Воспитатель:А теперь продолжим наше исследование.

Опыт №2

Воспитатель:Ребята, посмотрите, что это?

(Лед)

Воспитатель:Что такое лед?

(Это твердая вода)

Воспитатель:Чтобы проверить наши предположения проведем опыт.

Мне нужна ваша помощь.

Предлагает разделиться ребятам на две подгруппы; одной подгруппе, надеть перчатки и взять в руки кубик льда, а второй подгруппе взять кубик льда в голые руки.

Как вы думаете, у кого из вас лед растает быстрее?

(Может у того кто в перчатках)

Воспитатель: Давайте проверим:

(Лед быстрее тает у того, кто без перчаток.)

Воспитатель:Как вы думаете почему?

(Может потому, что руки теплые)

Воспитатель:Все верно, потому что он соприкасается с теплом ваших рук.

Во что превратился лед?

(Лед превратился в воду)

Воспитатель:А почему у второй подгруппы лед тает медленно?

(Потому что у них на руках перчатки)

Воспитатель:Перчатки разъединяют тепло рук и холод льда.

Интересно, как же получается лед?

(Лед получается, когда замерзает вода)

Воспитатель:При низкой, холодной температуре вода замерзла и превратилась в лед.

Лед – какое вещество?

(Лед – это твердое вещество)

Воспитатель:В твердом веществе, капельки расположены очень плотно друг к другу и двигаются медленно. Твердое вещество тоже можно изобразить схемой :

Ребята, попробуйте встать так, как на схеме.

Дети выстраиваются в соответствии со схемой.

Воспитатель:Вот мы и нашли — третье состояние воды – твёрдое!

Таким образом, вода может находиться в трех состояниях

Назовите эти три состояния?

(Жидкое, газообразное и твердое)

5. Включение новых знаний в систему знаний и умений ребенка.

Воспитатель:Чтобы лучше запомнить эти три состояния воды, я предлагаю поиграть в игру «Круговорот воды в природе».

Я буду – мама Тучка, а вы – мои детки капельки, вам пора отправляться в путь. Полетели капельки на землю. … Попрыгаем, поиграем (прыжки на месте.)

Скучно капелькам стало по одиночке прыгать. Собрались они вместе и потекли маленькими веселыми ручейками. (Капельки составляют ручей, взявшись за руки, парами.) Встретились ручейки и стали большой рекой.

Плывут капельки в большой реке, путешествуют. Текла-текла речка и попала в океан (дети перестраиваются в хоровод и движутся по кругу).

Плавали – плавали капельки. А тут как раз солнышко пригрело. Стали капельки легкими, потянулись вверх, превратились в пар. Вернулись капельки к маме тучке. Потом опять полетели капельки на землю, начался дождь. А теперь вас замораживают, вам становится холодно. Надо встать поближе друг к другу и обняться, чтобы стало теплее.

(Дети обнимают друг друга.)

Посмотрите, теперь нашу группу уже нельзя растянуть, она приобрела свою форму, как частички льда. Мы с вами – частички воды, но каждый раз мы соединялись по-разному.

Вывод:

Как двигаются частички воды в парообразном состоянии?

(Каждая движется сама по себе)

Как связаны частички воды в жидком состоянии?

(Частички как — бы держатся за руки)

Что происходит с частичками воды в твердом состоянии?

(В твердом состоянии частички воды прочно связаны друг с другом)

Воспитатель:А может вода сквозь землю просочиться?

Опыт №3

Подходите к столу. У нас на столе стаканчики с землей и стаканчики с водой. Сейчас мы польем землю водой.

Дети с воспитателем одновременно поливают землю.

Смотрим, что же получается, ребята, что происходит?

(Вода просачивается через землю, земля становится влажной)

Воспитатель:Какой вывод можно сделать?

(Да, вода проходит через землю)

Воспитатель:Вода сквозь землю просочилась. А что с ней произойдет дальше?

Ребята, что же могло произойти с водой?

(Она могла испариться, сквозь землю просочиться, в лед превратиться)

Воспитатель:Вы сможете объяснить Бастинде, куда пропала вода?

Предлагаю разложить карточки с разным состоянием водыпо трем конвертам, чтобы Бастинда не забывала, в каких состояниях бывает вода и где её искать.

Дети раскладывают карточки по конвертам, на которых, нарисованы схемы – обозначения трех состояний воды.

Появляется изображение Бастинды. (2)

Воспитатель:Бастинда не любит воду, а как вы думаете, ей нужна вода? Зачем?

(ответы детей)

Воспитатель:Поняла Бастинда, что вся её вода на месте и ей самой вода тоже нужна и вернула воду в Волшебную страну.

Иллюстрация Волшебной страны.

6. Осмысление. Итог.

Трудно ли вам было сегодня выполнять задания? Какое задание было самым сложным? Как вы думаете, почему вам удалось выполнить все задания? Какие знания и умения вам помогли? Что вам может пригодиться из того, что вы узнали?

Воспитатель:Хорошо, что всё так хорошо закончилось. Нам пора возвращаться в детский сад (ураган относит детей обратно).

Публикации по теме:

Фотоотчёт о занятии в младшей группе по формированию целостной картины мира на тему «Дикие животные»Фотоотчёт о занятии в младшей группе по формированию целостной картины мира на тему «Дикие животные» Предлагаю вашему вниманию фотоотчёт о занятии по формированию целостной картины мира на тему "Дикие животные". Целью данной активности.

Конспект НОД по формированию целостной картины мира и развитию речи в старшей группе «Путешествие в деревню» Конспект непосредственной образовательной деятельности по формированию целостной картины мира и развитию речи в старшей логопедической.

Конспект НОД по формированию целостной картины мира в подготовительной группеКонспект НОД по формированию целостной картины мира в подготовительной группе Тема: Достопримечательности Салаватского района Республики Башкортостан. Цель: - познакомить с достопримечательностями Салаватского района,.

Конспект НОД по формированию целостной картины мира в подготовительной группе «Полетим, поедем, поплывем» Социально-коммуникативное развитие, познание: - формировать понятия наземный, воздушный и водный виды транспорта; - закрепить знания о правилах.

Конспект НОД по формированию целостной картины мира в старшей группе «История колоколов», с использованием ЭОРКонспект НОД по формированию целостной картины мира в старшей группе «История колоколов», с использованием ЭОР НОД по формированию целостной картины мира в старшей группе с использованием ЭОР. Тема: «История колоколов»Цель: Формирование у детей знаний.

Конспект ОД по формированию целостной картины мира.  Вторая младшая группа Конспект ОД по формированию целостной картины мира.  2 младшая группа.  Знакомство  детей второй младшей группы с дикими животными. цель: дать.

Конспект занятия по формированию целостной картины мира во второй младшей группе на тему,Что из чего сделано'' Цель: * Познакомить детей со свойствами некоторых материалов, показать как люди используют их для изготовления.

Конспект занятия по формированию целостной картины мира в подготовительной группе «Земля — наш общий дом»Конспект занятия по формированию целостной картины мира в подготовительной группе «Земля — наш общий дом» Образовательная область: «Познавательное развитие» Раздел: Ознакомление с социальным миром Тема: «Земля – наш общий дом» Цель: Формирование.

Самоанализ НОД по «Формированию целостной картины мира» в средней группе «Зимующие птицы» Самоанализ НОД по «Формированию целостной картины мира» в средней группе «Зимующие птицы»Образовательная область: «Познавательное развитие».

Занятие по формированию целостной картины мира «Наш друг — светофор» в младшей группеЗанятие по формированию целостной картины мира «Наш друг — светофор» в младшей группе Конспект интегрированного занятия по формированию целостной картины мира и лепке. Цели: Дать детям представление о работе светофора, о.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Сценарий образовательной ситуации по формированию целостной картины мира в старшей группе «Куда пропала вода?»
Опубликовано: 24 марта 2020 в 12:21
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Сценарий образовательной ситуации по формированию целостной картины мира в старшей группе «Куда пропала вода?»» (включая файлы) размещена пользователем Оксана Лобанова (УИ 294214) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД