Лариса Сергеевна Новикова
Сценарий педсовета «Формирование профессиональной компетентности педагога ДОУ через самообразование»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Формирование профессиональной компетентности педагога ДОУ через самообразование»
Цель: анализ и результаты работы по самообразованию педагогов ДОУ, выявление наиболее интересного и успешного опыта работы по теме самообразования.
Публикация «Сценарий педсовета „Формирование профессиональной компетентности педагога ДОУ через самообразование“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Самообразование, саморазвитие
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
Форма организации : деловая игра «Эстафета передового опыта»
План проведения:
1. Вступительное слово заведующего по теме педсовета.
2. Сообщение старшего воспитателя «Как оформить материал по самообразованию».
3. Дискуссия по вопросам:
- Каково значение самообразования для педагогов детского сада?
- Как можно организовать отчет по самообразованию?
4. Деловая игра «Эстафета передового опыта».
5. Проект решения педсовета.
1. В настоящее время происходят значительные изменения в образовании и в мире в целом. Одним из показателей профессиональной компетентности воспитателя является его способность к самообразованию, которая проявляется в неудовлетворенности, осознании несовершенства настоящего положения в образовании, стремлении к самосовершенствованию.
Особенно актуальной проблема самообразования стала в условиях информационного общества. В таком обществе необходимо научиться трансформировать информацию в знание. Поэтому педагогу современности необходимо постоянно совершенствоваться, повышать уровень своей компетентности в образовании.
Основными критериями самообразования педагогов являются :
Повышение качества образовательного процесса, воспитания дошкольников
Творческий рост педагогов
Внедрение современных педагогических технологий в педагогическую практику
Самообразование – одна из форм повышения профессионального уровня и мастерства педагогов. При подготовке к аттестации педагогу необходимо работать по теме самообразования не менее 1 года, разработать план работы, сценарии мероприятий, использовать в педагогической деятельности диагностику и мониторинг, изучить множество методической и научной литературы, принимать участие в конкурсах профессионального мастерства.
2. Сообщение старшего воспитателя «Как оформить материал по самообразованию». Важным условием является правильно организованная и проводимая в системе работа по самообразованию. Но, к сожалению, не всегда и не все педагоги владеют навыками самостоятельной работы, испытывают затруднения в оформлении материала, формулировании темы, цели, задач. Поэтому существует структура оформления и работы над темой самообразования.
Алгоритм составления плана по самообразованию :
На основании выбранной темы педагог разрабатывает личный план работы над поставленной перед собой проблемой. В плане указываются:
Название темы
Цели
Задачи
Предполагаемый результат
Этапы работы
Сроки выполнения каждого этапа
Действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой
Способ демонстрации результата проделанной работы (форма отчета)
По окончании работы над темой каждый педагог должен написать отчет с анализом, выводами и рекомендациями для других педагогов.
Далее педагогам предоставляется раздаточный материал для самостоятельного изучения – Памятка к исследовательской работе педагога
I. Как правильно сформулировать тему :
1. Формулировка от указания на исследуемый процесс и на условия, в которых он изучается
2.
Изучаемый процесс
3. Формулировка темы по схемам :
ЧТО-ТО как условие развития ЧЕГО-ЛИБО
ЧТО-ТО как средство формирования ЧЕГО-ЛИБО
Использование ЧЕГО-ЛИБО как средство (условие) развития (формирования, воспитания, становления и т. п.) ЧЕГО-ТО
II. Определение актуальности и новизны исследования.
Ответьте на вопрос: почему данную проблему нужно изучать сегодня, насколько она важна и значима для практики обучения и воспитания дошкольников?
Актуальность заключается в объяснении теоретической направленности, который будет достигнут в результате выполнения работы.
Новизна может заключаться в новом решении вопросов, затрагивать региональные особенности.
III. Формулирование цели исследования
Цель – это то, что необходимо получить или показать в результате работы, это представление об общем результате работы.
Например, тема: «Развивающие игры как средство формирования познавательных способностей детей дошкольного возраста»
Цель: показать роль и значение развивающих игр в формировании познавательных способностей детей дошкольного возраста.
IV. Формулирование задач исследования
Ответьте на вопрос: что нужно сделать, чтобы подтвердить предположение?
Далее педагогам был представлен план самообразования педагога
Педагогам были даны памятки по самообразованию (раздаточный материал).
- После того, как вы проработали материал, определились с темой, целью и задачами, можно приступать к работе по самообразованию. Тема может быть узкой и не требующей для изучения много времени, это может быть 1-2 года. Другая тема может изучаться вами в течение 3-5 лет. Эту тему желательно раздробить на подтемы (допустим на каждый учебный год, и в соответствии с ними разработать этапы работы.
4. Дискуссия по вопросам. Первый вопрос к педагогам :
- Какого значение самообразования для педагогов ДОУ?
- Как можно организовать отчет по самообразованию?
Вывод: Самообразование – целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью; приобретение систематических знаний в какой-либо области науки, техники, культуры, политической жизни и т. д.
В самообразовании незаменимым помощником является книга. Важно, чтобы организация самообразования не свелась к формальному ведению дополнительной отчетной документации (планы, выписки, конспекты). В. А. Сухомлинский в книге «Рождение гражданина» писал, что понятие самообразование состоит из комплектования личной библиотеки и умственного труда дома, наедине.
Формы отчета по теме самообразования могут быть разнообразными:
Выступление на педсовете
Консультация
Семинар-практикум
Показ непосредственно - образовательной деятельности с детьми
Выставки детского творчества
Праздники и развлечения
Оформление альбома
Презентация и т. д.
5. Деловая игра «Эстафета передового опыта». Заранее, за неделю до педсовета, всем педагогам ДОУ дано задание – описать свой опыт работы по самообразованию.
(игровая карточка выдается перед игрой каждому педагогу)
Эстафета передового опыта
ФИО ___
Должность ___
Образование, педстаж ___
Тема (опыт собственный или заимствованный) ___
Экспертная оценка
№ 1 № 2 № 3 № 4 № 5
Критерии оценки:
1. Опыт является новаторским, буду использовать его в работе 5 баллов
2. Опыт интересен, но использовать его не буду 4 балла
3. Опыт не имеет новизны 3 балла
4. Опыт содержит методические ошибки 2 балла
5. Опыт раскрыт не полностью (или не конкретно) 1 балл
1 шаг игры – педагоги делятся на микрогруппы по 2 человека
2 шаг – каждой группе дается номер (№ : 1, 2, 3, 4, 5) – это их групповой номер
3 шаг – (малый круг эстафеты, каждый внутри своей группы делится опытом работы по самообразованию. По завершению нужно выставить баллы (критерии есть на игровых карточках).
Баллы нужно поставить друг другу в игровые карточки под своим номером. Например, если члены группы имеют № 1, то и баллы друг другу нужно ставить под № 1.
4 шаг – (большой круг эстафеты) заключается в том, что сейчас каждый, по кругу, ознакомится с опытом работы членов других микрогрупп, выводим средний балл (т. е. сумму баллов 2-х игроков делим на 2) и ставим его под номером своей же группы. То есть, средний балл по каждой игровой карточке вы будете ставить под № своей группы.
5 шаг – когда карточка каждого участника оказалась у хозяина, вы высчитываете СВОЙ средний балл, т. е. складываете все баллы и делите на 5.
6 шаг – У кого высокий балл? (ведущий задает вопрос игрокам)
Данный участник-игрок готовится поделиться опытом своей работы по самообразованию перед всеми участниками игры, он – НОВАТОР.
Остальные не будут простыми слушателями. Педагогам предлагаются на выбор карточки с терминами: СПОДВИЖНИК, КОНСЕРВАТОР, КРИТИК, КОНФОРМИСТ, АНАЛИТИК – с определениями.
Перед участниками на доске схема выступления данных, избранных героев, в этом же порядке участники – герои высказывают свое мнение:
НОВАТОР – КОНФОРМИСТ – КОНСЕРВАТОР – КОНФОРМИСТ – СПОДВИЖНИК – КОНФОРМИСТ – КРИТИК – КОНФОРМИСТ – НОВАТОР – АНАЛИТИК
(определения печатаются на отдельных листочках)
НОВАТОР – докладывает о своем опыте
СПОДВИЖНИК – в коротком выступлении подкрепляет мысли НОВАТОРА, несколько подробнее раскрывая отдельные положения.
КОНСЕРВАТОР – выделяет в опыте НОВАТОРА всё отрицательное с точки зрения традиционных методов
КРИТИК – подвергает сомнению все новое, ищет возможные трудности и недостатки
КОНФОРМИСТ – легко переходит с одной точки зрения к другой, поддерживает каждого, находя аргументы для своих выводов.
АНАЛИТИК – оценивает ролевое поведение игроков.
Вывод: Мы сейчас в форме игры познакомились с опытом работы каждого из нас. Игра называлась «Эстафета передового опыта». В педагогической литературе насчитывается до сорока различных определений «передовой педагогический опыт» :
- это новаторство, открытие нового, творческие находки;
- это опытно-экспериментальная работа;
- хорошая работа лучших педагогов, способная быть образцом для коллег…
Самообразование, как конечный этап работы, включает в себя: выявление – изучение – обобщение – внедрение – распространение опыта.
6. Проект решения педсовета.