Юлия Зайцева
Сценарий тематического вечера «Санкт-Петербург (Ленинград): война, блокада, современность»
▼ Скачать + Заказать документы
Санкт – Петербург (Ленинград): война, блокада, современность.
Тематический вечер, посвящённый годовщине окончательного снятия блокады Ленинграда
для детей 6 – 7 лет
Тематический вечер был проведён 27 января 2022 года в 78 годовщину окончательного снятия блокады Ленинграда.
(разработала и провела музыкальный руководитель Зайцева Ю. А.)
Цель: расширение представлений детей о героическом подвиге жителей
Публикация «Сценарий тематического вечера „Санкт-Петербург (Ленинград): война, блокада, современность“» размещена в разделах
- Блокада Ленинграда
- Блокада Ленинграда. Сценарии
- День Победы. 9 мая, детям о войне
- День Победы. Сценарии праздничных мероприятий на 9 мая
- Ленинградская область, Санкт-Петербург. Петербурговедение
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший сценарий праздника» январь 2023
блокадного Ленинграда, воспитание уважительного отношения к
истории своей Родины.
Задачи:
1. расскзать детям о жизни взрослых и детей в тяжелые военные годы;
2. развивать способность чувствовать, сопереживать, умение слушать
окружающих;
3. развивать интонационную выразительность при чтении стихов и
исполнении песен;
4. развивать чувство ритма при игре на деревянных палочках;
5. развивать умение слушать фрагменты симфонической музыки;
6. воспитывать чувство патриотизма.
Предварительная работа:
1. рассматривание иллюстраций блокадного Ленинграда;
2. заучивание стихов в соответствии со сценарием;
3. беседы с детьми по теме;
4. слушание военных песен;
5. знакомство с историей создания «Седьмой симфонии» Д. Шостаковича
6. слушание песни «Ленинградские мальчишки» сл. В. Коростылёва, муз. И. Шварца в исполнении Хора мальчиков училища им. А. В. Свешникова
Оборудование: презентация «Ленинград. Блокада. Война. Современность», проектор, музыкальный центр, CD диск, фортепиано, деревянные палочки.
Ход мероприятия:
Фонограмма «Вечерняя песня» сл. А. Чуркина, муз. В. Соловьева – Седого
Дети входят в музыкальный зал, садятся на места
Слайд 1 "Санкт-Петербург (Ленинград)"
М. Р. : Ребята, сегодня мы поговорим с вами о замечательном городе – Санкт-Петербурге. Но много лет назад он назывался Ленинград. И вот именно о том времени у нас и пойдёт речь.
27 января 1944 года - знаменательный день в истории г. Санкт – Петербурга (Ленинграда) и России в целом.
78 лет назад в далёком 1944 году была окончательно снята блокада Ленинграда от немецко-фашистских захватчиков, которая длилась с 8 сентября 1941года по 27 января 1944года (900 долгих дней). А как же всё началось?
Слайд 2 "Война у стен Ленинграда"
М. Р. :22 июня 1941 года Германия без объявления войны вторглась на территорию нашей Родины, которая тогда называлась Советский Союз. Началась Великая Отечественная Война. Война ворвалась и в мирную жизнь ленинградцев. На долю города выпало очень страшное испытание. Фашисты стремительно прорывались к городу. Они говорили, что Москва – сердце России, а Ленинград – её душа.
Слайд 3 "Гитлеровские солдаты. 75км до Ленинграда "
«Против нас полки сосредоточив,
Враг напал на мирную страну.
Белой ночью, самой белой ночью
Начал эту страшную войну!»
Фонограмма «Священная война» сл. В. Лебедева – Кумача,
муз. А. Александрова
Дети встают и негромко подыгрывают на деревянных палочках, по окончании садятся на места
Слайд 4 "Защитники Ленинграда"
М. Р. :На защиту города встали все жители Ленинграда. Вся военная техника была задействована на защиту города.
Слайд 5 "Рабочие заводов уходят на войну"
М. Р. : Опустели цеха ленинградских заводов. Многие рабочие ушли на фронт.
Враги подошли так близко к Ленинграду, что могли видеть улицы города. Днем и ночью они обстреливали Ленинград из дальнобойных орудий.
Фонограмма «Звуки воздушной тревоги»
М. Р. : Стреляли прицельно, потому что на солнце хорошо виден шпиль Адмиралтейства, золотом сиял купол Исаакиевского собора. Надо было спасать город. Ленинградцы решили замаскировать самые красивые здания и памятники города. Гитлер не сумел захватить город силой. Тогда он решил задушить его блокадой. 8 сентября 1941 года враг окружил город. Ленинград оказался в блокадном кольце. Но дети, женщины, пожилые люди проявляли стойкость и мужество, защищая город.
Слайд 6 "Юные ленинградцы у заводских станков"
М. Р. : Не было таких событий в блокадном городе, в которых бы не участвовали юные ленинградцы. Они вставали к заводским станкам, заменяя погибших или ушедших на фронт взрослых. В 12-15 лет дети изготавливали детали для пулеметов, автоматов, танков, а также артиллерийские снаряды. Чтобы ребята могли работать за станками, для них делали деревянные подставки. Сколько будет длиться рабочий день – никто не считал. Люди работали до тех пор, пока могли стоять на ногах. А когда не было сил дойти до дома, они оставались до утра здесь же на заводе, чтобы утром продолжить работу.
Ребята, давайте споём песню, посвящённую мальчикам блокадного Ленинграда.
Дети становятся около стульчиков и исполняют песню
Песня «Ленинградские мальчишки» сл. В. Коростылёва, муз. И. Шварца
Дети садятся на места
Слайд 7 "Жители города ищут убежище"
М. Р. : У фашистов к городу было особое отношение. Они хотели не просто захватить, а уничтожить, стереть с лица земли этот удивительный город. Очень быстро враги оказались рядом с городом. Днём и ночью они бомбили и обстреливали Ленинград. Полыхали пожары, разрушались дома, заводы, памятники. Люди пытались найти хоть какое – то убежище в городе, покидая свои разрушенные дома. Но о том, чтобы сдаться врагу, не было и речи. Ленинградцы не сдавались.
Слайд 8 "Женщины, старики, подростки роют окопы"
М. Р. : Жители блокадного города строили оборонительные сооружения.
Женщины, старики и дети рыли окопы. Это было очень трудно, так как фашисты бомбили Ленинград постоянно.
Слайд 9 "Рисуют дети блокады"
М. Р. : Несмотря ни на что, подростки находили время учиться, ухаживать за ранеными. Скажите, пожалуйста, вы любите рисовать?
Ответы детей
М. Р. : Дети блокадного Ленинграда тоже любили рисовать. На слайде Вы видите рисунки детей – ленинградцев, на которых отображена жизнь детей в блокадном Ленинграде.
Слайд 10 "Жители города запасаются водой"
М. Р. : Жить было крайне тяжело. Водопровод не работал. От сильных морозов вода в нём замёрзла. Воду набирали на улице, в водоёмах. Благо в Ленинграде очень много каналов и рек. канал Грибоедова, реки Фонтанка, Мойка, Нева. Еле живые люди спускались на невский лёд за водой. На санки ставили вёдра, бидоны и набирали воду из проруби. А потом долго везли домой. По пути часто останавливались и отдыхали.
Ребята, как вы думаете, почему?
Ответы детей
М. Р. : Верно, от голода жители Ленинграда очень ослабли.
Слайд11 "Кусочек хлеба 125 гр"
М. Р. : Непомерные тяготы легли на плечи жителей осаждённого Ленинграда. А из еды был небольшой кусочек хлеба – для рабочих – 250 гр, 125гр для детей, служащих, стариков, тех, кто не мог работать.
Слайд 12 "Детские сады блокады. Дети гуляют на улице"
М. Р. :Когда замкнулось блокадное кольцо, в Ленинграде оставалось 400 тысяч детей, помимо взрослого населения. Их хотели сберечь в первую очередь, стремились укрыть от обстрелов, от бомбежек. Всесторонняя забота о детях была характерной чертой ленинградцев. Для маленьких детей открывались детские сады при заводах. Там они находились на шестидневке, пока мамы были на работе. Работали школы. И те дети, которые могли ходить, учились в школе. И это тоже был подвиг маленьких ленинградцев. Учителя и ученики сами добывали топливо, возили на санках воду, следили за чистотой в школе. Записей не вели, так как в холодных классах мерзли детские ручонки и чернила. Именно забота о детях давала особую силу взрослым, поднимала на бой, потому что спасти детей можно было, только отстояв город.
Слайд 13 "Рисунок Шурика Игнатьева"
М. Р. : В книге "Рисуют дети блокады" есть рисунок. Шурик Игнатьев, трех с половиной лет, 23 мая 1942 года в детском саду покрыл свой листок беспорядочными каракульками с небольшим овалом в центре.
«Что ты нарисовал?» – спросила воспитательница. Он ответил: "Это война, вот и все, а посередине булка. Больше не знаю ничего". Они были такими же блокадниками, как взрослые. И погибали так же.
Слайд 14 "Воду набирали в реках города"
М. Р. : «Мне было десять лет, - вспоминает один из жителей блокадного города А. Молчанов. - Я ходил за водой с чайником. Была такая слабость, что пока донесу воду, несколько раз отдыхаю. Раньше, поднимаясь по лестнице, бежал, перепрыгивая через ступеньки. А теперь, поднимаясь по лестнице, часто садился и отдыхал. Больше всего боялся – вдруг не смогу донести чайник с водой, упаду, расплескаю. Мы были настолько истощены, что не знали, уходя, за хлебом или водой – хватит ли сил вернуться домой. Мой школьный приятель пошел за хлебом, упал и замерз. Его занесло снегом».
Слайд 15 "Буржуйка"
М. Р. : На город обрушился не только страшный голод. Атаковали и другие бедствия: морозы до -40С, в домах не было света, тепла, воды… Люди погибали от холода.
Чтобы хоть как – то согреться, люди ставили в комнатах «буржуйки», маленькие железные печурки. В них жгли мебель, книги, письма. Но даже в самые лютые морозы люди не тронули ни одного дерева. Они сохранили сады и парки для нас с вами.
Слайд 16 "Дети блокады"
М. Р. : «Мы здесь живем очень плохо, - пишет в письме семилетний мальчик печатными буквами. – Голодные как волки зимой. А у меня аппетит такой, что кажется дали бы три буханки хлеба, все бы съел». Дети того времени не мечтали о чем-то вкусном. Недостижимым желанием была та еда, от которой они отказывались в мирное время. Детям в блокаду было намного хуже, чем взрослым. Как объяснить малышам, почему так страшно изменилась их жизнь? Почему нет еды? Почему взрослые ничего не могут исправить? У каждого ребенка своя страшная история жизни в блокадном городе.
Слайд 17 "Таня Савичева. 1930-1944"
М. Р. : Часто, вспоминая блокаду, говорят про дневник Тани Савичевой.
Про эту ленинградскую девочку, которая жила в блокадном городе, знает весь мир. Звали её Таня Савичева.
Таня Савичева — ленинградская школьница, которая с начала блокады Ленинграда начала вести дневник в записной книжке, оставшейся от её старшей сестры Нины. В этом дневнике всего 9 страниц и на шести из них даты смерти близких людей. Дневник Тани Савичевой стал одним из символов Великой Отечественной войны.
Слайд 18 "Дневник Тани Савичевой"
М. Р. : Первая запись в этом маленьком дневнике появилась уже в конце 1941года. На странице с буквой «Ж» Таня написала: «Жени больше нет. 28 декабря в 12.30 часов утра 1941 г.» Вскоре на буквах «С», «У» и «О» появляется последняя запись, сделанная детской рукой «Савичевы умерли. Умерли все, осталась одна Таня».
Слайд 19 "Монумент на третьем километре Дороги жизни"
М. Р. : Страницы из дневника Тани Савичевой увековечены в камне. Монумент размещён на 3-ем километре «Дороги жизни».
Слайд 20 "Алиса Бруновна Фрейндлих"
М. Р. : Замечательная российская актриса Алиса Фрейндлих выжила. На этом фото ей 7 лет. Вот её воспоминания: «Главное впечатление моего детства — война, блокада. Хорошо помню, как напряжённо смотрела на часы: когда же стрелка наконец дойдёт до нужного деления и можно будет съесть крохотную дольку от пайки хлеба? Такой жёсткий режим устроила нам бабушка Шарлотта — и потому мы выжили».
Слайд 21 "Дорога жизни"
М. Р. : Зимой 1942 года по льду Ладожского озера была проложена военно-автомобильная дорога. Её назвали «Дорогой жизни». По ней в город везли продук-ты, а из города вывозили детей, раненых, стариков. «Дорога жизни» помогла выжить и спасла от голода многих ленинградцев.
Слайд 22 "Огороды на улицах города"
М. Р. : Не все могли уехать из блокадного Ленинграда. И те люди, которые оставались в городе, постепенно, чтобы выжить, начали прямо на улицах разводить огороды, сажать овощи.
Слайд 23 "Д. Д. Шостакович пишет Седьмую симфонию"
М. Р. : А ещё что помогало людям в тяжелейшие годы? Конечно, музыка. Великий русский, советский композитор Д. Д. Шостакович в блокадном Ленинграде написал свою Седьмую симфонию, в которой изобразил мирное довоенное время, фашистское нашествие, уверенность советского народа в своей победе над врагом.
Фонограмма «Седьмая симфония» Д. Шостакович (звучат три музыкальных фрагмента: «Утро», «Тема нашествия», «Финал»)
М. Р. : Ребята, на слайде вы видите афишу концерта, в программе которого значилась Седьмая симфония. Вы видите, военный покупает билет на этот концерт.
Слайд 24 "Исполнение Седьмой симфонии 9 августа 1942года"
М. Р. : 9 августа 1942 года в блокадном Ленинграде Большой симфонический оркестр во главе с Карлом Элиасбергом исполнил Седьмую симфонию Дмитрия Шостаковича. Именно в этот день немцы намеревались захватить город и уже даже заготовили пригласительные билеты на банкет, который должен был состояться в ресторане гостиницы «Астория». Мы с вами уже говорили о том, какой ценой далось это выступление оркестра.
В день исполнения симфонии все артиллерийские силы Ленинграда были брошены на подавление огневых точек противника. Симфония транслировалась по радио, а также по громкоговорителям городской сети. Ее слышали не только жители города, но и осаждавшие Ленинград немецкие войска, считавшие, что город практически мертв. После войны двое бывших немецких солдат, воевавших под Ленинградом, разыскали Элиасберга и признались ему: «Тогда, 9 августа 1942 года мы поняли, что проиграем войну».
Слайд 25 "Дети войны, награждённые медалями"
М. Р. : Как я уже говорила, дети помогали взрослым. Они учились, сражались, трудились:15 тысяч школьников были награждены медалью «За оборону Ленинграда» и за «Доблестный труд в Великой Отечественной Войне» 1941-1945г.
Слайд 26 "Прорыв блокады. Салют 1944 года"
М. Р. : С 12 по 30 января 1943 года была проведена операция «Искра», которая стала переломным моментов в Великой Отечественной войне. В результате 18 января 1943 года, после семидневных боёв войска Волховского и Ленинградского фронтов соединились и тем самым прорвали блокаду Ленинграда. А через год наши войска прогнали фашистов от стен великого города и 27 января 1944 года произошло радостное событие: полное снятие блокады Ленинграда.
Фонограмма «Звучит голос Ю. Левитана (о снятии блокады)»
М. Р. : Через год, 27 января 1944 года, в честь разгрома фашистских войск под Ленинградом, над Невой прозвучал торжественный салют: 24 залпа из 324 орудий. Этот салют звучит в Санкт – Петербурге 27 января ежегодно и по сей день.
Фонограмма «Салют 27.01.1944» (архивная запись)
М. Р. : За заслуги перед Родиной, за мужество и героизм, проявленный жителями города в борьбе с фашистскими захватчиками, Ленинград получил звание города – героя, многие защитники города были награждены медалью «За оборону Ленинграда»
Слайд 27 "Пискарёвское кладбище"
М. Р. : Каждый день отдаляет нас от тех суровых военных лет.
Но каждый должен знать и помнить подвиг защитников города на Неве. Мемориал на Пискарёвском кладбище. Здесь похоронены тысячи ленинградцев, погибших в блокаду от голода; воины, защищавшие город на Ленинградском фронте. В память о героизме людей здесь горит вечный огонь. Сюда благодарные потомки приносят живые цветы. В городе много памятников, которые напоминают нам о блокаде.
Слайд 28 "Монумент "Цветок жизни""
М. Р. : «Цветок жизни» - это памятник погибшим детям блокадного Ленинграда. Давайте посмотрим на него и послушаем стихотворение об этом памятном месте.
Стихотворение «Цветок жизни» (фрагмент)
Ребёнок: По Дороге Жизни — сглаженной, спрямлённой,
Залитой асфальтом — мчит машин поток.
Слева, на кургане, к солнцу устремлённый
Их встречает белый каменный Цветок.
Ребёнок: Памятью нетленной о блокадных детях
На земле священной он навек взращен,
И к сердцам горячим всех детей на свете
Он призывом к Дружбе, к Миру обращён.
Ребёнок: Тормозни, водитель! Задержитесь, люди!
Подойдите ближе, головы склоня.
Вспомните о тех, кто взрослыми не будет,
Тех, кто детским сердцем город заслонял.
Ребёнок: Сколько их погибло — юных ленинградцев?
Сколько не услышит грома мирных гроз?
Мы сжимаем зубы, чтоб не разрыдаться.
Чтобы всех оплакать, нам не хватит слёз.
Ребёнок: Он пророс сквозь камни, что сильней столетий,
Поднял выше леса белый лепесток.
Всей земле Российской, всей земной планете
Виден этот белый каменный Цветок.
Слайд 29 "Памятная табличка на Невском проспекте, д. 14"
М. Р. : Ребята, обратите внимание, на слайде - сохранившаяся на доме №14 Невского проспекта со времён войны мемориальная доска, надпись на ней предостерегала в годы блокады: «Граждане! При артобстреле эта сторона улицы наиболее опасна!»
Ребёнок: «На Невском проспекте
Есть надпись одна,
И трудно сейчас нам поверить,
Что именно эта была сторона
Опасной при артобстреле.
Зачем эту надпись
Наш город хранит?
Чтоб взрослые знали и дети:
«Ничто не забыто.
Никто не забыт!»
Чтоб помнили все строчки эти.» (автор неизвестен)
М. Р. : А сейчас, ребята, мы с вами посмотрим, как же изменился город со времён войны.
Слайд 30 "Петергоф: разрушенный и восстановленный"
М. Р. : Вы видите Петродворец в Петергофе, разрушенный во время войны и восстановленный в мирное время. Все долгие, а прошло уже 78 лет после окончания войны, годы люди восстанавливали разрушенные здания. По старым фотографиям воссоздавали облик родного города.
Слайд 31 "Исаакиевский собор: во время войны и в наши дни"
М. Р. : Зенитная батарея у Исаакиевского собора во время войны и Исаакиевский собор сегодня.
Слайд 32 "Екатерининский дворец: во время войны и в наши дни"
М. Р. : Екатерининский дворец в Царском селе также восстановлен из руин.
Слайд 33 "Казанский, Исаакиевский соборы, река Нева"
М. Р. : Внимание на слайд! Казанский собор. Площадь перед Исаакиевским собором, гостиница Астория, памятник Николаю Первому. Набережная реки Невы.
Слайд 34 "Памятник Медному всаднику. Салют 27.01.2018 год"
М. Р. : Памятник Петру Первому «Медный всадник». Салют над Невой, посвящённый годовщине снятия блокады в наше время.
Благодаря самоотверженному труду ленинградцев во время блокады и жителей нашей страны после войны, Санкт – Петербург (Ленинград) снова стал одним из самых красивых городов мира.
Фонограмма «Вечерняя песня» сл. А. Чуркина, муз. В. Соловьева – Седого
Дети уходят в группу