Папки-передвижки

Сценарий занятия «Число 9 и цифра 9» с дошкольниками в технологии «Ситуация»

Татьяна Скрягина
Сценарий занятия «Число 9 и цифра 9» с дошкольниками в технологии «Ситуация»
▼ Скачать + Заказать документы

Образовательная область: Познание

Возрастная группа: Подготовительная к школе группа (логопедическая)

Тема: «Число 9. Цифра 9»

Основные цели: - познакомить с цифрой 9, порядковым счетом до 9, сформировать умение соотносить цифру 9 с количеством;

- сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя на основе рефлексивного метода, опыт самоконтроля, закрепить способ действий «если что-то не знаю, придумаю сам, а потом проверю себя по учебнику»;

Публикация «Сценарий занятия „Число 9 и цифра 9“ с дошкольниками в технологии „Ситуация“» размещена в разделах

- тренировать умение сравнивать численность двух групп предметов путем пересчета и составления пар, различать изученные геометрические фигуры, умение ориентироваться в пространстве относительно себя;

- тренировать мыслительные операции - анализ, сравнение, обобщение, абстрагирование, развивать внимание, память, речь, воображение, логическое мышление, творческие способности, инициативность.

Дидактические материалы:

Демонстрационный:

1) Лист № 1 к заданию 5.4

2) Лист № 2 к заданию 5.4

3) Карточки с числами 6, 7, 8, 10 по 2 штуки каждой (размер небольшой, такой же, как у карточек с числом 9 в раздаточном материале).

4) Карточки с числами от 6 до 9 (по 1 штуке) большого размера.

Раздаточный:

1) Два набора геометрических фигур: 2 квадрата, 2 круга, 2 треугольника. 2 овала одного размера желтого цвета и 2 квадрата, 2 круга, 2 треугольника, 2 овала такого же размера красного цвета на каждого.

2) 1 прямоугольник красного цвета и 1 прямоугольник желтого цвета на каждого.

3) Карточки с записью чисел 1 - 9.

4) 6 кругов и 6 квадратов желтого цвета.

5) «Клумба» — квадрат зеленого цвета.

6) Счетные палочки.

Оборудование: коробочки для фигур, мольберт, указка.

Краткая аннотация к работе: _ сценарий занятия построен в технологии деятельностного метода «Ситуация». Тип занятия – затруднение в ситуации. Основные формы работы – индивидуальные и задания. В ходе образовательной деятельности идёт формирование интереса к математике (Математика - не скука, это точная наука); закрепление знаний различных названий садовых цветов, и ориентации в пространстве относительно себя.

Ход образовательной ситуации:

1. Введение в игровую ситуацию.

Дидактические задачи: мотивировать детей на включение в игровую деятельность, актуализировать их знания об окружающем мире, развивать речь.

Воспитатель собирает детей около себя.

- Ребята, вы любите сказки?

- Хотите сегодня познакомиться с героями новой сказки?

- Это математическая сказка – путешествие в город Цифроград.

Жил – был мальчик, звали его Сережа. Он ничем не отличался от других детей: у него были мама и папа, он, как и вы, тоже ходил в детский сад. Только вот беда, Сережа очень не любил математику. «Уж очень скучное занятие», — вздыхал мальчик каждый раз, когда взрослые безуспешно пытались занять его математическими задачками.

Однажды приснился ему сон. Как будто попал Сережа в сказочный город, да не какой-нибудь, а математический, кругом одни цифры да геометрические фигуры: дома построены из квадратов и треугольников, на газонах вместо цветов цифры, и даже на деревьях цифры висят.

- Опять эта математика! - рассердился Сережа. - Пойду-ка я лучше дорогу домой поищу, а то мама с папой, наверное, уже заждались меня.

Ходил-ходил Сережа, да только не смог выйти из города. Устал он, уселся на какой-то овал и горько заплакал. Мимо пробегали сестрички-единички, услыхали, что Мальчик не может домой попасть, и жалко им стало Сережу. Решили они сходить к королю Нолю, попросить его Круглое Величество отпустить беднягу домой.

Король Ноль внимательно выслушал просителей и сказал:

- Я знаю, Сережа, ты славный мальчик, Я смогу отпустить тебя домой, если ты выполнишь несколько моих заданий. А не выполнишь, придется тебе здесь задержаться и Математикой позаниматься.

Итак, вот тебе мое первое задание: смотри - здесь ящики с цветами. Вопрос мой простой: Каких цветов больше?

Крепко задумался Сережа.

- Непростая ситуация. Как же узнать? Вроде что-то как-то объясняла воспитательница на занятиях.

(Детям предлагается помочь Сереже)

- Хотите оказать помощь Сереже?

- Сможете это сделать?

2. Актуализация знаний.

2.1. Игра «Садовники».

Дидактические задачи:

1) актуализировать порядковый счет до 9, умение сравнивать численность двух групп предметов путем пересчета и составления пар, различать изученные геометрические фигуры, умение ориентироваться в пространстве относительно себя;

2) тренировать мыслительные операции - анализ и сравнение, развивать внимание, логическое мышление, воображение, речь.

Дети садятся за столы. У каждого ребенка по два набора фигур, лежащих вперемешку, один набор красного цвета, а другой - желтого. Каждый набор состоит из 2 квадратов, 2 кругов, 2 треугольников, 2 овалов.

Воспитатель предлагает детям представить, что лежащие на столе фигуры - цветы, которые необходимо посадить на клумбы. На каждой клумбе должны расти цветы, которые чем- либо похожи.

- Есть ли среди цветов чем-то похожие? (Есть цветы, похожие по цвету - красные, желтые; некоторые похожи по форме - квадраты, круги и т. д.)

- Какие цветы вы предложите Сереже посадить на одну и на другую клумбу? (На одну клумбу надо посадить красные, а на другую - желтые цветы.)

- Положите красные цветы справа от себя, а желтые - слева.

- Как узнать, каких цветов больше?

- Да, правда, можно сосчитать!

Но считать Сережа научился только до трех, а цветов оказалось гораздо больше.

Он беспокоится, что не сможет справиться с заданием и Король 0 будет недоволен его работой.

- Что нужно сделать, чтобы сравнить количество красных и желтых цветов.

Дети предлагают разложить цветы парами (один ребенок раскладывает цветы и сравнивает их количество)

Дети выкладывают красные и желтые фигуры парами.

- «Желтых цветов больше, чем красных», - произнес мальчик.

Как можно сказать по-другому? (Красных меньше, чем желтых)

Педагог предлагает детям выполнить упражнение «Цветок» для развития пальцев рук. (Дети попеременно ударяют кулак о кулак и ладонь о ладонь.)

- «Ну что ж, твоя взяла», - сказал Король Ноль. Но на этом твои испытания не закончились, вот тебе второе задание.

- Надо помочь садовнику посадить цветы на две клумбы так, чтобы их было поровну и поставить табличку с количеством цветов.

Садовник обращает внимание детей на то, что в ящике остался еще один красный цветок. После того как мы обнаружили еще один красный цветок, что можно сказать о количестве цветов?

- Каких цветов теперь больше?

- Их стало поровну.

- Почему вы считаете, что красных и желтых цветов поровну? (Потому что у каждого красного цветка есть пара - желтый цветок.)

Да, можно приложить цветы друг к другу, как же я сразу не догадался! - воскликнул мальчик.

Педагог: А вы, ребята, до скольких умеете считать? (Несколько детей считают до 10, затем все считают хором.)

- Как узнать, сколько красных цветов? (Пересчитать.)

Дети начинают считать, пользуясь правилами счета: не называть один и тот же предмет два раза, не пропускать при счете ни один предмет: 1,2,. 9.

Как правило, дети называют после числа 8 число 9, так как уже умеют считать до 9. Если же возникнет затруднение, то воспитатель, как и на предыдущем этапе обучения, организует его фиксацию детьми и отрабатывает с ними способ действия «если что-то не знаю, спрошу у того, кто знает».

Воспитатель делает вывод: при счете предметов после числа 8 идет число 9.

- Как получили число 9? (Было 8 цветов, добавили еще один, и их стало 9.)

- Что нужно сделать, чтобы красных и желтых цветов было поровну? (Добавить один желтый или убрать один красный цветок.)

Решаем посадить еще один желтый цветок. Воспитатель кладет на стол желтые прямоугольники по количеству детей. Каждый ребенок берет по одному.

- Поровну ли теперь желтых и красных цветов? (Поровну.)

- Сколько красных цветов? Сколько желтых? (9.)

Что можно сказать о количестве красных и желтых цветов? (Их поровну, по 9.)

Воспитатель делает вывод: 9 и 9 — поровну.

3. Затруднение в игровой ситуации.

3.1. Игра «Табличка».

Дидактические задачи:

1) актуализировать знания детей о возможности записать результат счета предметов -цифру, создать мотивационную ситуацию для введения цифры 9;

2) сформировать опыт под руководством воспитателя фиксации затруднения, понимания его причины и опыт целеполагания;

3) тренировать мыслительные операции - анализ, сравнение, обобщение, развивать речь, воображение, логическое мышление обозначением количества цветов.

Король 0 просит Сережу поставить на каждую клумбу вставить табличку, на которой обозначено количество цветов.

- Как называют знаки, которыми обозначают количество предметов? (Цифры.)

Воспитатель предлагает выбрать карточку с записью числа 9, затем кладет на стол карточки с цифрами 6, 7, 8, 9 и записью числа 10, причем карточек с цифрой 9 столько же, сколько детей.

Как правило, кто-то из детей не знает цифры 9 и берет карточку, на которой записано другое число. Если этого не происходит, то «неправильную» карточку берет воспитатель и предлагает детям рассмотреть карточки, которые они выбрали.

- Какую же карточку надо поставить на клумбы)

- Сумели вы помочь Сереже? (Нет.)

- Почему не сумели? (Потому что не знаем, как записать число 9.)

- Что же нам надо сделать? (Узнать, как записать число 9.)

4. Открытие нового знания (способа действия)

4.1. Игра «Табличка» (продолжение).

Дидактические задачи:

1) сформировать умение различать цифру 9, соотносить цифру 9 с количеством предметов;

2) закрепить способ действий «если что-то не знаю, придумаю сам, а потом проверю себя по учебнику», сформировать положительный опыт использования этого способа;

3) тренировать мыслительные операции - анализ, сравнение, обобщение, развивать воображение, логическое мышление, инициативность, творческие способности, речь.

- Как можно узнать то, что не знаешь? (Можно спросить у того, кто знает, можно посмотреть в учебнике.)

- Откройте свой учебник там, где закладка. Найдите цифру 9.

Цифра 9.

Вот девятка перед вами,

Цифра шесть, но вверх ногами!

Дети показывают в учебнике цифру 9 и рядом с ней 9 предметов (пересчитывают). Затем отбирают карточку с цифрой 9.

Воспитатель хвалит детей и делает вывод: число девять записывается с помощью цифры 9.

5. Включение нового знания (способа действия) в систему знаний ребенка.

5.1. Пальчиковая гимнастика «Посадила я цветочки»

Посадила я цветочки

Маки - раз, два - ноготочки,

А гвоздики - это три,

Полюбуйся, посмотри!

Флокс - четыре, астры - пять.

Я их буду поливать!

Шесть - ромашки,

Семь - люпины,

Ну, а восемь - георгины,

Девять - маргаритки в ряд -

Получился целый сад!

(Поочерёдно загибают пальцы, начиная с большого, сначала на правой,

а затем на левой руке.)

5.2. Работа с карточками.

Дидактические задачи:

1) тренировать умение соотносить цифру с количеством, актуализировать представление о способах обозначения количества предметов с помощью точек и цифр. ;

2) тренировать мыслительные операции - анализ и сравнение, развивать внимание, память, воображение, мелкую моторику руки.

Дети садятся за столы.

Садовник просит навести порядок с семенами и положить в коробочки столько семян цветов, сколько показывает число, написанное на коробке.

Дети должны нарисовать в пустой клетке нужное количество точек. После выполнения задания всеми детьми воспитатель задает вопрос:

- Есть ли у садовника чем-то похожие коробки с семенами? (Да. Это коробки, в которых по 9 семян.)

Детям предлагается:

1. Выложить цифру 9 из палочек.

2. Обвести красным карандашом цифры 9. (На карточке написано много цифр от 1 до 9)

5.3. Игра «В группы соберись!».

Дидактические задачи: организовать активный отдых детей, тренировать умение соотносить число с количеством, развивать коммуникативные умения.

Воспитатель собирает детей около себя.

- Как вы понимаете выражение: «Сделал дело - гуляй смело»?

Воспитатель предлагает детям после нелегкой работы по посадке цветов и разбору семян поиграть.

Дети двигаются по группе (можно под музыку). Воспитатель показывает карточку с числом (от 6 до 9 не по порядку, дети должны назвать число и собраться в группы с данным числом членов.

Если игра проходит под музыку, будет интересно, если каждый раз музыка будет разная - быстрая, медленная, веселая, грустная. В этом случае дети должны будут двигаться согласно музыке.

5.4. Игра «Поиск клада».

Дидактические задачи:

- тренировать счет до 9, ориентироваться на листе бумаги, различать изученные геометрические фигуры, выполнять самоконтроль;

- тренировать мыслительные операции - анализ и сравнение, развивать внимание, речь, логическое мышление.

Сережа вновь оказался перед королем, Король Ноль отметил успехи мальчика:

- Ты Молодец, Сережа! Два: ноль в твою пользу, - пошутил он.

Осталось выполнить последнее, пожалуй, самое трудное задание.

С этими словами Король Ноль снова исчез, а Сережа оказался в лесу. Видит, на пеньке сидит пират и горько плачет.

- Что случилось? - спросил его Сережа.

В ответ мальчик услышал следующий рассказ:

- Узнал я, что где - то в этом лесу зарыт клад, и карту уже нашел,

Да беда: от радости забыл, где право, где лево, и ничего теперь не могу по этой карте понять. Который день уже сижу здесь на пне.

Мальчик предложил: «Не плачь, лучше давай вместе карту посмотрим. Так, три шага прямо - это сюда, а теперь два шага влево. Так, что там дальше - вверх! Как так? А, здесь холмик, надо его обогнуть с правой стороны, теперь снова три шага прямо, это мы уже умеем, и девять шагов вправо. Ура! Пришли! Давай быстрее копать!»

Копали они, копали, вдруг видит Сережа дверь какая - то в земле дверь старинная. Потянул мальчик за ручку и. … проснулся. Открыл глаза, а он в своей кроватке лежит, а рядом папа с мамой стоят, улыбаются.

- Вставай, засоня! Ты бы лучше задачку по математике решил. Анна Ивановна опять на тебя жаловалась.

Сережа тотчас вскочил с кровати.

- А знаете, не такая уж скучная вещь – эта математика!

Дорогие мои! Я хочу прочесть вам стихотворение.

Математика

Математика — не скука!

Это умная наука.

Она много может -

Сосчитать поможет:

Сколько в сундучке игрушек,

Мягких ласковых зверушек,

Сколько пальцев на руке,

Сколько денег в кошельке.

Сколько в вазочке конфет,

Сколько стоит в театр билет.

И на многие вопросы

Она точный даст ответ!

Математика - не скука,

Это точная наука!

6. Осмысление.

Дидактические задачи: провести рефлексию деятельности на занятии.

Дети собираются около воспитателя.

- У кого в гостях вы сегодня побывали?

- Чем вы помогли Сереже и садовнику?

- На какую цифру похожа цифра 9.

- Какая цифра стоит перед цифрой 9?

- Как вы думаете, где можно увидеть цифру 9? (На номере дома или квартиры. А я видела цифру 9 на открытке, которую получил дедушка на праздник. (Воспитатель может сам показать открытку)

- Что вам было трудно?

Воспитатель хвалит детей и говорит, что они смогли помочь садовнику разложить семена в коробочки, помогли Сереже, потому что умеют считать до девяти и знают, как записывается число 9 (цифру 9).

После занятия воспитатель подводит детей к «улице», на которой расположено 8 домиков с числами, стоящих по порядку.

- Куда надо поместить домик, в котором «живет» число 9?

После ответов детей домик с числом 9 прикрепляется справа от домика с числом 8.

В свободное время на «улице», состоящей из 9 домиков с числами, можно поиграть в прятки. Дети встают перед «улицей» и закрывают глаза. В это время воспитатель закрывает дверь одного из домиков (например, числа 7).

Литература:

- Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «Мир открытий» // Научный руководитель Л. Г. Петерсон / Под ред. Л. Г. Петерсон, И. А. Лыковой. – М. : Цветной мир, 2012 г.

- Игралочка. Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации. – Изд. 4-е, доп. перераб. / Л. Г. Петерсон, Е. Е. Кочемасова. – М. : Издательство «Ювента», 2014 г.

- Интернет ресурсы

Публикации по теме:

Цифра и число (счет до 5)Цифра и число (счет до 5) Здравствуйте, дорогие гости моего блога! Сегодня хочу поделиться рамками, которые изготовила для запоминания малышами числа и соответствующей.

Конспект НОД по ФЭМП в средней группе «Число и цифра «2»Конспект НОД по ФЭМП в средней группе «Число и цифра «2» Цель: закрепление знаний о числе и цифре «2»; Задачи: Обучающие: закрепление навыков счета; обучение написанию цифры«2»,знаков «+»,«=»;закрепление.

Конспект НОД по ФЭМП в средней группе «Число и цифра 4»Конспект НОД по ФЭМП в средней группе «Число и цифра 4» Цель: закрепление знаний о числе и цифре «4»; Задачи: обучающие: обучать написанию цифры«4»;закрепление знаний детей о четырехугольниках;.

Конспект открытого занятия по ФЭМП у детей среднего дошкольного возраста «Число и цифра 7»Конспект открытого занятия по ФЭМП у детей среднего дошкольного возраста «Число и цифра 7» Конспект открытого занятия по формированию элементарных математических представлений у детей среднего дошкольного возраста. Тема: «Число.

Конспект по математике в подготовительной группе «Число 6 и цифра 6» Конспект по математике в подготовительной группе Тема: Число 6 и цифра 6. Цель: Создать условие для Закрепления порядкового и количественного.

Конспект занятия по математике «Число 2, цифра 2. Пара» для старшей группыКонспект занятия по математике «Число 2, цифра 2. Пара» для старшей группы Задачи: познакомить с образованием и составом числа 2, цифрой 2. Закрепить понимание смысла действий сложения и вычитания, взаимосвязи целого.

Конспект занятия по математике в средней группе «Повторение. Число 7. Цифра 7»Конспект занятия по математике в средней группе «Повторение. Число 7. Цифра 7» Цели занятия : закреплять умение детей считать до 7 в прямом и обратном порядке, соотносить цифры 1-7 с количеством, закрепить представления.

Конспект занятия по математике в средней группе «В гости к гномам. Число 7, цифра 7»Конспект занятия по математике в средней группе «В гости к гномам. Число 7, цифра 7» Цели занятия: формировать представление о числе и цифре 7, умение считать до семи ; тренировать мыслительные операции - анализ, сравнение.

Конспект занятия в старшей группе «Число и цифра 3» Тема занятия: «Число и цифра 3» (Использование ППРС в непосредственно - образовательной деятельности.) Задачи: Формирование знаний о числе.

Урок математики в 1 классе «Число и цифра 8» Тип урока: урок объяснения нового материала. Цель урока: -формирование знаний о числе и цифре8 через создание проблемной ситуации. Задачи:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Сценарий занятия «Число 9 и цифра 9» с дошкольниками в технологии «Ситуация»
Опубликовано: 30 марта 2020 в 19:44
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Сценарий занятия «Число 9 и цифра 9» с дошкольниками в технологии «Ситуация»» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Скрягина (УИ 196937) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД