«Ударение». Сценарий занятия с дошкольниками в технологии «Ситуация»

Татьяна Скрягина
«Ударение». Сценарий занятия с дошкольниками в технологии «Ситуация»

Образовательная область: речевое развитие Возрастная группа: подготовительная к школе группе

Тема: Ударение

Основная цель: Формирование представления об ударении.

Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие». Задачи: «Речевое развитие»: формировать представления об ударении, упражнять в умении произносить слова, выделяя ударный слог; упражнять в умении делить слова на слоги; упражнять в составлении предложений и делении их на слова; закрепить умение подбирать слова по заданной звуковой схеме. «Познавательное развитие»: повторить виды транспорта; уточнить представление детей о том, что такое выставка; упражнять в умении объединять предметы по определенному признаку. «Социально-коммуникативное развитие»: закрепить правила поведения в общественных местах. «Художественно-эстетическое развитие»: упражнять в отгадывании загадок; закрепить умение различать виды картин, уточнить понятие «пейзаж», повторить известных художников.

Дидактические материалы и оборудование: карточки-билеты, слайды - картины с изображением пейзажа, замкА и зАмка, игры с мячом, близнецов; карточки с изображением предметов мебели, звуковые схемы слов с обозначенным ударением, мяч, цифры, мультимедийное оборудование.

Формы организации совместной деятельности

Детская деятельность Формы и методы организации совместной деятельности

Игровая Дидактические игры «Найди место», «Сравни картины», «Где прячется ударение»

Познавательно-исследовательская Решение проблемной ситуации: почему слова произносятся по-разному

Коммуникативная Беседа «Приглашение на выставку» Ситуативные разговоры «Какие виды картин существуют», «Что такое «пейзаж», «Правила поведения на выставке» Составление предложений по картине Отгадывание загадок Слушание сказки Словесная игра «Доскажи словечко»

Краткая аннотация к работе: данная образовательная ситуация направлена на открытие нового знания в образовательной области «Речевое развитие» для детей подготовительной к школе группы. В основе разработки лежит системно - деятельностный подход. Обучение грамоте является наиболее сложным для усвоения детей, используя технологию ситуацию на занятиях, дети с удовольствием решают поставленные задачи и знакомятся с новыми понятиями.

Ход образовательной ситуации:

1. Введение в ситуацию

Дидактическая задача: мотивировать детей на включение в игровую деятельность.

Воспитатель собирает детей вокруг себя и сообщает, что утром в почтовом ящике лежало приглашение на выставку картин. Задает вопросы: «Что такое выставка? Что можно увидеть на выставке? Какие правила поведения на выставке? Согласны ли отправиться на выставку? На чем можно добраться?» (Дети отвечают на вопросы воспитателя. Принимают приглашение отправиться на выставку картин. Предлагают разный вид транспорта)

2. Актуализация Дидактическая игра «Найди место» Дидактическая задача: упражнять в делении слов на слоги. Воспитатель предлагает поехать на автобусе и задает вопрос: «Что нужно приобрести, чтобы поехать на автобусе?» Предлагает взять билет-карточку каждому ребенку и найти свое место в автобусе (по количеству слогов в слове). (Каждый ребенок берет билет-карточку с изображением предмета и находит соответствующее место (по количеству слогов в слове). Дидактическое упражнение «Составь предложение» Дидактическая задача: упражнять в умении составлять предложение по картине и делить составленное предложение на слова, последовательно называя каждое слово в предложении.

Воспитатель сообщает, что на выставке много разных картин и предлагает обратить внимание на первую картину. Задает вопросы: «Что изображено на картине? Как вы догадались?» (Дети отвечают, что изображен пейзаж, объясняют, как они догадались)

Воспитатель предлагает составить предложение по картине и разделить составленное предложение на слова. (Дети составляют предложения и делят их на слова, последовательно называя каждое слово в предложении.)

3. Затруднение в ситуации

Дидактическая игра «Сравни картины» Дидактическая задача: создать мотивационную ситуацию: что помогает произносить слова по-разному.

Воспитатель обращает внимание на следующие две картины (на каждой картине написано слово замок).

Задает вопросы: «Сравните две картины. Что вы видите интересного? Почему слова написаны одинаково, а имеют разные значения?» (Дети высказывают предположения, почему слова написаны одинаково, но имеют разное значение (произносятся по-разному)

Воспитатель задает вопрос: «Что помогает произносить слова по-разному?» (Дети испытывают затруднение)

-Смогли ответить на вопрос? Почему?

4. «Открытие» нового знания (способа действия)

Сказка про ударение Дидактическая задача: сформировать представление об ударении и его значении в словах

-Как же узнать? (спросить у того, кто знает) Воспитатель предлагает послушать сказку, которая поможет понять, почему слова произносятся по-разному.

В некотором царстве, в некотором государстве под названием «Гласное» жили царь и царица и была у них дочка-буковка А. Вот однажды в честь дня рождения Буковки А царь решил устроить пир и пригласить гостей дорогих. В назначенный день стали собираться гости. На пир пришли и подружки принцессы Буковки И, Е, Ю, Я, Э, У, О, Ы и уважаемые Слоги и Звуки с подарками для дочери царя. А вот ударение позвать забыли. В разгар бала в дверь громко постучали. Это было Ударение. Оно было очень сердитое и крикнуло: «Я вам сейчас покажу, как веселиться без меня!» И стало Ударение по словам ударять где не надо, со слога на слог перепрыгивать. А потом и вовсе ушло жить в другое государство. И началась в стране Гласных неразбериха. Огромный ЗАмок превратился в маленький замОк, только люди воды в крУжки наберут, а они кружкАми становятся, по морю плавали пирОги, и вдруг поплыли пирогИ, географический Атлас превратился в атлАс, утюг вместо того, чтобы пАрить брюки, стал парИть в облаках, белОк стал бЕлкой и поскакал в лес, мукА превратилась в мУку. Тут к счастью мимо проезжал принц Буква Ё. Он то и навёл порядок в государстве, так как всегда в словах был ударный. Всё в государстве стало по-прежнему. Только ударение всё - таки затаило обиду и иногда подшучивает над словами.

Воспитатель задает вопрос: «Что делает слова разными по звучанию?» (вводится понятие «ударение», его обозначение)

5. Включение нового знания (способа действия) в систему знаний и умений ребенка

Физминутка «Произнеси правильно» (с мячом) Дидактическая задача: упражнять в умении произносить слова, выделяя ударный слог.

Воспитатель предлагает обратить внимание на следующую картину. Задает вопросы: «Что изображено на картине? Как вы думаете, какое задание нас ожидает здесь?» Предлагает отдохнуть и поиграть с мячом. Бросает мяч ребенку, называя слово, ребенок возвращает мяч, произносит слово, выделяя ударный звук. (Проводится взаимопроверка детей)

Дидактическая игра «Доскажи словечко» Дидактическая задача: упражнять в умении выделять ударный слог.

Воспитатель обращает внимание на картину с изображением близнецов и сообщает, что у слов тоже есть близнецы, и предлагает определить ударение в словах-близнецах.

Рысь идет на мягких лапах,

Рысь добычи чует запах.

Швея стачала юбку в швах,

А сзади сделала запах.

На ветку дуба сели белки,

Устроив в роще посиделки.

Шеф-повар просит нас: "Сынки!

Для торта сбили бы белки!"

Лечили кошке оба уха,

Боялись, что лишится слуха.

У кока легкая рука:

Из щук отличная уха!

Из теста сделали кружки,

Из них слепили пирожки,

Компот налили в кружки:

- Отведайте, подружки!

Дидактическая игра «Где прячется ударение» Дидактическая задача: формировать умение подбирать к слову соответствующую звуковую схему.

Воспитатель обращает внимание на ряд картин с изображением различных предметов и схемы слов с ударением. Задает вопрос: «Как можно назвать одним словом все предметы, изображенные на картинах?» Предлагает каждому ребенку взять карточку с изображением предмета и найти нужную звуковую схему слова с обозначенным ударением.

6. Осмысление

Дидактическая задача: рефлексия деятельности

Воспитатель собирает детей вокруг себя и задает вопросы: «Где побывали? Что нового узнали? Понравилась ли выставка картин? Что больше всего понравилось?»

Воспитатель говорит детям, что они научились произносить слова правильно, потому что познакомились с ударением.

Комментарии к сценарию: с данной темой дети знакомятся в начале подготовительной к школе группе и закрепляют в течение всего года.

Литература: Журова Л. Е. Подготовка к обучению грамоте детей 4-7лет. М.: Сфера,2014, интернет-ресурсы:

https://infourok.ru/grammaticheskie-skazki-volshebnik-udarenie-2221193.html

https://nsportal.ru/detskiy-sad/obuchenie-gramote/2014/08/17/skazka-kak-dozhdik-stal-udareniem

https://yandex.ru/images/

Публикации по теме:

Инновационный опыт педагога-психолога ДОУ «Коррекционные занятия со старшими дошкольниками по подготовке к обучению в школе» Тема: «Коррекционно – развивающие занятия с детьми старшего дошкольного возраста по подготовке к обучению в школе» Актуальность и перспективность:.

Конспект НОД в технологии «ситуация» по художественно-эстетическому развитию для средней группы «Платьице для куклы»Конспект НОД в технологии «ситуация» по художественно-эстетическому развитию для средней группы «Платьице для куклы» Конспект НОД в технологии «ситуация» по художественно-эстетическому развитию (рисование) для средней группы «Платьице для куклы» Цель.

Конспект урока по русскому языку «Ударение» во 2 классе Аннотация 1. Предмет: Русский язык 2. Класс: 2 класс 3. Тема урока: «Ударение» 4. Цель урока: создать условия для осмысления словообразующей.

Конспект занятия в технологии «ситуация открытия нового знания» в средней группе «Свойства льда» Конспект занятия в технологии «ситуация» открытия нового знания в средней группе Тема: «Свойства льда» Образовательная область: «Познавательное.

Библиотека изображений:
  • Обучение грамоте
  • Обучение грамоте
  • Обучение грамоте
Автор публикации:
«Ударение». Сценарий занятия с дошкольниками в технологии «Ситуация»
Опубликовано: 24 января 2020 в 11:23
+14Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 февраля. День графического диктанта на МААМ

Подготовка ребёнка к школьному обучению – процесс длительный и трудоёмкий. На этом важном пути и детям, и родителям, и педагогам нужно набраться терпения и сил. В качестве развивающей игры по формированию...

28 февраля. Праздник кляксографии на МААМ

Кляксография — это не только нетрадиционная техника рисования, но и отличный способ интересно провести время. Раздувая кляксы невозможно предугадать, как они разойдутся и каким будет окончательный...

Сценарий праздника «Проводы зимы или масленица в детском саду»
Основная цель праздника масленицы в детском саду – это сформировать любовь к культуре и традициям своего народа. Знать и чтить традиции и фольклор...
Пять правил для тех, кто хочет говорить красивее и грамотнее
– Прошу прощения, а вы говорите по-русски? – Конечно! Это же мой родной язык. Наверное, подобный ответ даст большинство из нас. Однако далеко не...
Оформление театрального уголка
Театрализация – особое направление образовательной программы для ДОУ, потому что дает детям возможность не только исследовать окружающий мир, но и учиться...