Татьяна Костырина
Сценарий занятия с использованием ИКТ «Образование существительных с уменьшительно — ласкательным и увеличительным значением»
▼ Скачать + Заказать документы
ТЕМА: Образование существительных с уменьшительно – ласкательным и увеличительным значением при помощи суффиксов:-к-, -ик -,–чик,—ок-, -ечк-, -очк-, -ц-, -еньк-,-ушк-,- ачк, -иц-, -ец-,-очек-, -ечек-; -ищ-, -ин.
Цель. Восполнение пробелов в формировании лексического запаса, формирование навыков образования слов суффиксальным способом.
Задачи.
1. Научить детей образовывать существительные с уменьшительно- ласкательным и увеличительным значением при помощи суффиксов.
2. Развивать навык практического использования в речи существительных с уменьшительно- ласкательным и увеличительным значением.
Публикация «Сценарий занятия с использованием ИКТ „Образование существительных с уменьшительно — ласкательным и увеличительным значением“» размещена в разделах
- ИКТ. Информационно-коммуникационные технологии в ДОУ
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2020
3. Активизировать лексический запас.
4. Совершенствовать навык чтения, формировать осмысленность чтения.
5. Развивать произвольность внимания, слуховую и зрительную память, зрительно-моторные координации.
Оборудование: плакаты с изображениями маленького домика, большого дома; карточки с изображениепм окон и написанными суффиксами; блокноты; тексты писем; списки подарков: красивая картина, блестящий чайник, светлая скатерть, красный диван, большой ковер, светлая штора, высокий цветок, синяя ваза; таблички с номерами квартир и фамилиями: Таракашкин, Сапожкин, Черепушкин, Мурашкин, Мулькищин, Промокашищин, Кондрашищин, Тютелькищин; компьютер.
Ход занятия.
1. Организационный этап.
Логопед: -Здравствуйте. Вспомните, чем мы занимались на прошлом занятии?
Сегодня мы будем учиться правильно образовывать слова, обозначающие большие и маленькие предметы с помощью суффиксов и будем использовать новые слова в своей речи, чтобы она была красивой и разнообразной.
- Назовите, пожалуйста, каждый свою фамилию.
-А в книге Н. Носова «Незнайка в Солнечном городе» встречаются герои с такими фамилиями: Козявкин, Букашкин, Штанишкин, Гулькин, а также профессорша Мордочка. Как вы думаете, эти герои большие или маленькие?
Ученик: - Я думаю, что герои маленькие, потому что их фамилии звучат ласково, как будто называют маленького человечка.
Логопед: - Вам все ясно. Это малыши. Если бы они были великанами, то у Штанишкина была бы фамилия Штанищин, а у Козявкина? (Козявищин, у Букашкина? (Букашищин). А профессорша, наверное, была бы Мордище.
- Сегодня мы побываем в гостях у малышей и великанов.
2. Образование существительных с уменьшительно- ласкательным и увеличительным значением.
2.1. Логопед: -Прочитайте стихотворение, вставляя вместо картинок слова.
Жил да был веселый гном,
Он себе построил дом.
Рядом жил поменьше гномик,
Он себе построил домик.
Слайд 1.
Логопед:- Запишите в тетрадях слова, которые в стихотворении были обозначены картинками. Чем отличаются значения слов гном- гномик, дом- домик?
Ученик: - Слова гном, дом обозначают большие предметы, а слова гномик, домик обозначают маленькие предметы.
Логопед: - Чем отличаются по написанию слова гном- гномик, дом- домик? За счет чего у слов гномик, домик появилось значение маленького предмета?
Ученик: - В словах гномик, домик после корня стоит суффикс – ик-.
Логопед:- Малыши- гномики построили себе домик, вот он (на доске изображение маленького домика, логопед помещает в него карточку с суффиксом –ик). Увидели великаны домик малышей, взмахнули своими ручищами и прокричали голосищами: «А нам тоже негде жить. Может нам построить такой же дом? Но мы же большие, и в маленьком домике не поместимся». Давайте поможем великанам, как мы назовем очень большой дом?
Ученик:Домище.
Логопед: Чем отличаются значения слов дом- домище?
Ученик: - Слово дом обозначает большой предмет, а слово домище обозначает очень большой предмет.
Логопед: - Чем отличаются по написанию слова дом- домище?
Ученик: - В слове домище после корня стоит суффикс – ищ-. (Логопед вынимает суффикс – ищ- из карточки с написанным словом «домище»).
Логопед:- А как можно назвать большой дом, если использовать суффикс –ин (Логопед вставляет суффикс – ин- в карточку с написанным словом «дом»
Ученик:- Домина.
На доске изображение большого дома, логопед помещает в него карточки с суффиксами –ищ, -ин.
2.2. «Помоги гномам и великанам».
Логопед:- Обрадовались малыши и великаны и решили как можно быстрее въехать в свои дома. Но, пока они собирались, перепутали все свои вещи. Великаны быстро разобрали свои вещи и ушли, а малыши долго не могли разобраться, потому что их вещи были мелкие. Давайте им поможем. Список этих вещей у вас на карточках, прочитайте слова, скажите, какие слова обозначают маленькие предметы.
- А теперь назовите суффикс, с помощью которого были образованы слова.
- Какое значение придает слову суффикс.
Ученики читают слова, написанные на карточках, выбирают слово с уменьшительно- ласкательным значением, произносят выделенный суффикс, объясняют, какое значение он придает слову:
- Слово бантик обозначает маленький предмет, в слове бантик после корня стоит суффикс – ик-. Суффикс – ик – придает слову значение маленького предмета.
Суффиксы вынимают и помещают в таблицу.
Слова: карамель-карамелька, дом- домик, колокол- колокольчик, дуб- дубок, вилка- вилочка, тело- тельце, человек- человечека, изба- избушка, изба- избушка, письмо- письмецо, объявление- объявленьице, Витя- Витенька.
Слайд 2.
Логопед:- Назовите еще раз суффиксы, с помощью которых были образованы слова. Суффиксы -к-, -ик -,–чик,-чек-, -очек-, -ечек-,- ачк-, -ечк-, -ичк-, -очк-,-ц-, -иц-, -ец-, -еньк-, -ушк-. придают словам уменьшительно- ласкательное значение.
Слайд 3.
2. 3. «Игровая комната».
Логопед: - Переселились малыши и великаны в свои дома и стали делать ремонт, сначала они оборудовали детские комнаты. Чем играют дети?
Ученик:- Дети играют игрушками.
Логопед:-Прочитайте названия игрушек. Образуйте новые слова при помощи данных суффиксов. Выберите игрушки, которые возьмут малыш, великан. Какое значение придает слову суффикс? Ученик:- Слон, слоник, слонина, слонишка, слонище. В словах слонище, слонина суффиксы –ищ-, -ин-, они придают словам значение большого предмета. В словах слоник, слонишка суффиксы –ик-, -ишк-, они придают слову значение маленького предмета.
Слова: кот, котик, котишка, котище, котина.
Рыба, рыбка, рыбочка, рыбища, рыбина.
Тигр, тигришка, тигрина, тигрище, тигрёнок.
Логопед:- Молодцы, ребята! Помогите Гному и Гномику разобрать вещи, читайте слово и говорите, чья это вещь, проверим, правильно ли вы выполнили задание.
Слайд 4.
2.4. «Маленький- очень маленький».
Логопед:- У нас в кабинете хорошо и тепло. С давних пор люди стремились к уюту., обогревали свои жилища. Наш кабинет обогревается при помощи системы центрального отопления, или батарей. А что использовали люди в старину для обогрева домов?
Ученик: - В старину дома обогревали печи. На экране появляется изображение печи.
Слайд 5.
Логопед:- А малыши сделали в своем доме печку. Но чтобы в детской комнате было потеплей, они установили в ней очень маленькую печку. Как мы её назовем?
Ученик: - Печечку (на экране появляется слово печечка).
Логопед:- Как у нас хорошо получилось: печь- печка- печечка. А теперь попробуйте назвать эти предметы так же.
Ученики называют картинки, образуют новые слова со значением «маленький», «очень маленький». Выделяют суффиксы, при помощи которых образованы слова (- Печь- печка- печечка. В слове печка суффикс –к-, он придает слову значение маленького предмета, в слове печечка суффикс –ечк-, он придает слову значение очень маленького предмета).
Иллюстрации: печь, дом, окно, гриб, утюг, лист.
Логопед: - Назовите суффиксы в словах грибочек, утюжочек, листочек.
3. Динамическая пауза.
Логопед: -Встаньте около своих парт.
Сейчас я буду говорить предложения, если действие выполняет большой герой, то и вы его повторите в полную силу, а если действие выполняет маленький герой, то повторяйте действие в неполную силу, потихоньку, а если очень большой герой- повторяйте движение преувеличенно сильно.
Предложения: Лиса в ладоши хлопает.
Слон ногами топает.
Комар над землей летает.
А осёл его догоняет.
Лисичка в ладоши хлопает. Лисища в ладоши хлопает.
Слоник ногами топает. Слонище ногами топает.
Комарик над землей летает. Комарище над землей летает
А ослик его догоняет. А ослище его догоняет.
Детки сели на стульчики.
4. Закрепление навыка образования слов с уменьшительно- ласкательным значением.
4.1. «Какое слово лишнее. Почему?»
Логопед:- Вот и готовы дома малышей и великанов, стоят они красивые. Жители перед тем, как въехать, решили вспомнить людей, которые помогали им в строительстве и отделке домов. Давайте и мы всомним профессии людей. Прочитайте слова. Какое слово лишнее?Объясни 2 причины, почему оно лишнее.
Слайд 6.
Ученики называют лишние слова и объясняют, почему они так решили: ключик- это не название профессии, это предмет для открывания замков, так же в слове ключик суффикс –ик-, а в словах- нназваниях профессий суффикс –чик-.
4.2. «Письмо от великанов и малышей».
Логопед:- Великаны и малыши поселились в своих домах. Они перевезли вещи, расставили мебель, украсили свои домики и написали друг другу письма, в которых описывают свои дома. У вас на столах заготовки писем. Кристина и Костя, допишите письмо так, если бы это писали малыши. Оксана и Даша, допишите письмо так, если бы это писали великаны.
На карточках тексты писем.
В дом_е есть светлая комнат_а. В комнат_е стоят стол_ и шкаф_. В комнат_е светло, ярко светит ламп_а. На каждом окне красивая штор_а. На стол_е лежат словар_и, тетрад_и и карандаш_и. На окне стоит роз_а.
Логопед:- А теперь посмотрите на экран и прочитайте письмо, которое написали малыши нам про желтеньких цыплят, живущих в их дворе. Читайте предложения и вставляйте пропущенные суффиксы.
Слайд 7.
4.3. «Подарки малышам и великанам».
Логопед:- Обрадовались малыши и великаны, пошли в магазин за подарками. Чтобы не было одинаковых подарков, друзья распределили между собой, кто что будет покупать и составили список желательных вещей. Эти списки у вас на столах. Костя, ты писал письмо от имени малышей. Тогда и подарок твой должен быть для малышей. Я продавец в магазине, как ты ко мне обратишься?
Ученик:- Извините пожалуйста, нельзя ли у вас купить синенькую вазочку?
Логопед:- А у нас синенькой нет, есть красненькая и желтенькая. Какую возьмете?
Списки подарков: красивая картина, блестящий чайник, светлая скатерть, красный диван, большой ковер, светлая штора, высокий цветок.
4.4. «Помоги найти нужную квартиру».
Логопед:- Гости направились друг к другу, но забыли номера квартир. Растерялись малыши и великаны, что же делать? Чтобы помочь гостям, нужно выполнить следующее задание. Начинаем игру «Найди нужный конверт». Внимательно слушайте инструкцию.
Задание: - Костя, принеси конверт, который лежит справа от двери (на учительском столе, в учительском столе, под учительским столом) .
После выполнения задания Логопед спрашивает ребенка: Откуда ты взял конверт?
Фамилии героев в конвертах:
Таракашкин, Сапожкин, Черепушкин, Мурашкин, Мулькищин, Промокашищин, Кондрашищин, Тютелькищин.
Логопед : - Прочитайте фамилии героев. Как вы думаете, чья это квартира- малыша или великана? Как вы догадались?
Логопед. : -А теперь посмотрите на экран и назовите малышей по именам, не забывайте, что они маленькие и называем мы их ласково.
Слайд 8.
5. Итог занятия.
Логопед:- Сегодня на занятии мы придумывали и называли много слов. Какая часть помогала образовывать новые слова? Давайте вспомним эти суффиксы.
Слайд 4. Таблица «Суффиксы с уменьшительно- ласкательным значением»
- Вспомните или придумайте по 1 слову с каждым суффиксом.
Логопед:- Великаны и малыши прощаются с нами. Они приготовили вам подарки (детям раздаются блокноты). В них написаны предложения, которые писал вам очень маленький гномик, он еще не очень грамотный и, возможно, сделал ошибки. Исправьте ошибки дома к следующему занятию.
Предложения: Пришла белоснежная зимища.
Возле ёлки следы крупного волчонка.
Моё местечко в театре оказалось занятым.
Старшая сестра взяла зонт, а младшая — зонтище.
На нашей улице вырос новый многоэтажный домик.