МААМ-картинки

Семьи с нарушениями внутрисемейных отношений

Хачатурян Анна Георгиевна
Семьи с нарушениями внутрисемейных отношений

В семьях, члены которых испытывают по отношению друг к другу эмоциональное отвержение, непосредственное межличностное общение во многих случаях просто отсутствует. В основе таких отношений лежит неудовлетворенность в эмоциональных отношениях по отношению к данному члену семьи, которая вуализируется внешней холодностью и сопровождается обидой, а с другой стороны чувство вины по отношению к обиженным членам семьи, которое, очень часто, членами семьи либо совсем не осознается, либо не до конца. Последние, пытаясь отделаться от чувства вины, но не решаясь признать в себе это чувство, используют в семейных отношениях манипулятивные приемы давления на членов семьи, по отношению к которым испытывают данное чувство, стараясь таким образом вызвать ответное чувство по отношению к себе и, таким образом, переложить ответственность за отношения на другого человека. Наиболее уязвимым оказывается тот член семьи, который возьмет на себя роль посредника в таких отношениях, поскольку ни одна из противоборствующих сторон не соглашается взять на себя инициативу примирения и ответственность за отношения в надежде, что третья сторона сделает все за них. Таким образом, посредник оказывается в роли “козла отпущения” и вынужден выслушивать упреки с обеих сторон.

Публикация «Семьи с нарушениями внутрисемейных отношений» размещена в разделах

Истоки таких взаимоотношений лежат, во многих случаях, в отрицательном жизненном опыте членов семьи (эмоциональная или физическая травма в детстве или в далеком прошлом, семейные мифы, кризисные состояния членов семьи, симбиотические связи в семье и т. д.). Страх перед переменами в семье, новых взаимоотношений, страх быть отвергнутым снова или потерять то, что осталось (даже если отношения не устраивают, ноявляются привычными и стабильными) мешает членам семьи откровенно признаться в своих чувствах друг другу или сделать решительный шаг, чтобы переломить ситуацию.

Стиль эмоциональных отношений между двумя членами семьи развивается самостоятельно. Разнообразие существующих эмоциональных отношений определяет семейную атмосферу и структуру эмоциональных связей в семье, а последние, в свою очередь, определяют стиль воспитания и характер ребенка, которые затем являются факторами принятия или отвержения ребенком семейной системы, а также определяют характер отклонений в развитии семейной системы.

Чаще всего история эмоционально-отверженных взаимоотношений уходит далеко в прошлое семьи и ее членов, что максимально затрудняет работу с подобными семьями, поскольку в основе их в большинстве случаев лежит семейная психическая травма.

Семейная психическая травма – устойчивое эмоционально-насыщенное негативное переживание по поводу межличностных отношений в семье, затрагивающее нескольких ее членов.

Основными особенностями семейной психической травмы являются следующие:

• Семейная психическая травма личностно-значима для всех членов семьи,

• меняет у членов семьи восприятие тех событий, которые связаны с травмой,

• касается очень близких людей, что определяет максимальную эмоциональность восприятия (неуравновешенность, вспыльчивость, подавленность и т. д.,

• влияет на всю жизнедеятельность человека (соразмерима с потерей смысла жизни,

• вызывает у членов семьи чувство вины из-за испытываемых негативных реакций по отношению к близким людям даже в случае уверенности в своей правоте (близкий, родной человек не может быть плохим – такое убеждение ставит человека в двойственную ситуацию: с одной стороны обида на близкого человека, что тот совершил предательство, с другой стороны – чувство вины за то, что он испытывает такие чувства по отношению к родному человеку,

• может влиять на несколько поколений в семье, передаваясь по наследству как негативный семейный опыт (в виде семейных мифов, ритуалов, легенд, семейных историй,

• влечет за собой нарушение привычного образа жизни и наиболее важных для членов семьи межличностных отношений,

• влечет за собой изменения у членов семьи на личностном уровне,

• влияет на жизнедеятельность и самочувствие всех членов семьи,

• разрушает сложившуюся легенду семьи.

Семейная психическая травма может быть следствием как травмирующего события, так и семейного стресса затяжного характера, который затронул всех членов семьи.

По мнению К. Витакера происхождение семейной патологии можно найти в распаде инфраструктуры предшествующих семей – в их мифологии, в чувствах идентификации и фактах идентификации, в семейных паттернах поведения – хороших или плохих – или во внутрипсихических мифологиях.

Любая семейная структура очень подвижна и особо зависима от внешних и внутренних изменений, касающихся членов семьи. Основными внешними факторами здесь являются: расовые, национальные, религиозные, экономические и ценностные убеждения членов семьи. Н. Аккерман выявил зависимость внутренней сплоченности семьи от внешних факторов. Увеличение возможностей, индивидуальных ресурсов и самостоятельности членов семьи в социальной сфере ведет к ослаблению семейных уз и большей гибкости семейной системы, а уменьшение возможностей и надвигающаяся опасность со стороны внешней среды вызывает сплоченность и эмоциональную близость членов семьи и в то же время формирует жесткую и доминантную семейную систему.

Можно выделить несколько типов семей с искаженными эмоциональными связями:

1. “Традиционные” семьи – в таких семьях все должно быть “как у людей”. Члены семьи отдают все силы на создание внешнего имиджа благополучной и обеспеченной семьи. Такая семья держится на рациональных основах.

2. “Эмоционально-отверженные” семьи – здесь прямое межличностное общение и всякие контакты отсутствуют, их заменяют заочные яростные нападки и обвинения.

3. Семьи “рабочих” – члены семьи все время отдают работе и своей собственной самореализации вне семьи, не контактируя друг с другом днями, неделями, а то и месяцами. Дети в таких семьях предоставлены на попечение интернатов, приходящих нянь, бабушек и дедушек и т. д.

4. Семьи с симбиотическими связями, в которые вошел новый член семьи, претендующий на первенство во взаимоотношениях.

5. Семьи с неполным родительским кланом, где родитель пытается добиться самореализации в лице собственного ребенка любой ценой.

Richter H.E. делит семьи, где у детей возникают невротические симптомы, на следующие типы: “семья-крепость”, “семья-театр”, “семья-санаторий”, “семья с кумиром”, “семья-третий лишний”. Варга А. Я. выделяет скученные семьи”, где отмечается неразрывность, слитность ее поколений. Есть много таких отношений, где созависимость двух людей дает им чувство безопасности и мир. Это происходит, по мнению К. Витакера, за счет появления козла отпущения, которому другие наклеивают этот ярлык, не подозревая о существовании созависимости. Такое явление лучше всего изучено у алкоголика и его помощника, созависимой супруги. Иногда патологическую связь поддерживает третья сторона – человек или команда, кто, не понимая, что имеет дело с командой, пытается помочь отдельному человеку.

Э. Г. Эйдемиллер, В. В. Юстицкис выделяют дисфункциональные семьи – семьи, неспособные удовлетворять потребности друг друга в личностном, духовном росте. Основными проблемами таких семей являются: ошибочный выбор партнера, незавершенные отношения с родительской семьей, утрата иллюзий, переживание растерянности, супружеская измена и угроза развода, гражданский брак как попытка избежать ответственности и т. д.

М. Перец рассмотрел такое понятие как “семейный стресс”, который определил как последовательность ежедневных стрессогенных событий, но не как критическое жизненное событие.

Стресс, как его определяет Г. Селье, “есть неспецифический ответ организма на любое предъявление ему требования”. В данном случае семья выступает как единый организм.

О “семейном стрессе” можно говорить тогда, когда один и тот же тип стресса испытывается не только одним членом, а несколькими членами семьи одновременно (в экстремальных случаях - всеми). Он может варьировать от индивидуального стресса до стресса 2-3 членов семьи или переживаемый всеми.

Степень воздействия семейного стресса определяется следующими показателями: общий стресс каждого члена семьи (количество и интенсивность всех категорий стрессоров за период наблюдения); общий стресс для всей семьи (количество, сложность и интенсивность всех “совпадающих” событий); частота и интенсивность отдельных категорий стрессоров у отдельных членов семьи; частота, сложность и интенсивность специальных категорий стрессоров для семьи в целом.

Внутрисемейные противоречия “определяют частоту, сложность (степень “перекрывания”) и интенсивность семейного стресса. Эти противоречия зависят от следующих факторов: 1) критических жизненных событий, ежедневных ссор, хронических стрессоров, задач в связи с развитием отдельных или всех членов семьи, которые и определяют значимость копинг-задач для отдельных членов или семьи в целом (эта объективная интенсивность стрессоров, в смысле “трудности задачи” влияет на семейный стресс); 2) свойств личности членов семьи, таких как “твердость” или “чувствительность” в сравнении с “защитой”; 3) копинг-компетентности - индивидуальной и семейной (удовлетворенность семейной жизнью и личное благополучие в меньшей степени зависят от количества семейных стрессов и в большей степени от копинг-компетентности). Копинг-компетентность рассматривается как изменяющийся модератор между стрессорами и благополучием (психическим, семейным).

Э. Г. Эйдемиллер выделяет также “семейно-обусловленное непосильное нервно-психическое и физическое напряжение”. Семья активно участвует в формировании такого состояния у ее членов несколькими способами: создавая для индивида ситуации постоянного психологического давления, трудного или даже безвыходного положения; создавая препятствия для проявления членами семьи определенных, чрезвычайно важных для них, чувств, удовлетворения важных потребностей; создавая или поддерживая внутренний конфликт у индивида.

Публикации по теме:

Формирование доброжелательных отношений дошкольников (1 часть)Формирование доброжелательных отношений дошкольников (1 часть) 2 часть Как показали последние социологические исследования, проведённые среди родителей и воспитателей, самыми ценными качествами детей.

Формирование доброжелательных отношений дошкольников (2 часть)Формирование доброжелательных отношений дошкольников (2 часть) 1 часть Коррекционная программа включает в себя 7 этапов: 1 – этап. Общение без слов. Главной целью первого этапа является переход.

Игры для формирования дружеских отношений в старшем дошкольном возрасте Игры на формирование дружеских отношений в старшем дошкольном возрасте У дошкольников дружеские отношения складываются благодаря социальной.

Картотека «Проблемные ситуации межличностных отношений сверстников» Картотека "Проблемные ситуации межличностных отношений сверстников".У многих детей уже в дошкольном возрасте формируется и закрепляется.

Консультация для родителей «Упражнения, направленные на гармонизацию отношений с ребенком»Консультация для родителей «Упражнения, направленные на гармонизацию отношений с ребенком» Элементы методики Макото Шичида в дошкольное образование могут ввести абсолютно все. Но при этом важно помнить, что без любви ничего не.

Стихотворения для детей 5–12 лет на тему «Зарождение дружеских отношений в детях -2» Мне кажется, что дети воспитываются через маленькие эпизоды, которые им западают в уголочки памяти. В этом цикле стихотворений приведены.

Стихотворения для детей 5–12 лет на тему «Зарождение дружеских отношений в детях -3» Мне кажется, что дети воспитываются через маленькие эпизоды, которые им западают в уголочки памяти. В этом цикле стихотворений приведены.

Стихотворения для детей 5–12 лет на тему «Зарождение дружеских отношений в детях -4» Мне кажется, что дети воспитываются через маленькие эпизоды, которые им западают в уголочки памяти. В этом цикле стихотворений приведены.

Стихотворения для детей 5–12 лет на тему «Зарождение дружеских отношений в детях -5» Мне кажется, что дети воспитываются через маленькие эпизоды, которые им западают в уголочки памяти. В этом цикле стихотворений приведены.

Стихотворения для детей 5–12 лет на тему «Зарождение дружеских отношений в детях -6» Мне кажется, что дети воспитываются через маленькие эпизоды, которые им западают в уголочки памяти. В этом цикле стихотворений приведены.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Семьи с нарушениями внутрисемейных отношений
Опубликовано: 10 ноября 2022 в 10:43
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
10 мая. Проверка готовности к школе. Передвижка «Готов ли ребенок к школе»

Ребенок очень быстро растет, приближается время, когда он больше не будет дошкольником, а пойдет в школу. Как определить готов ли ваш малыш к этой новой ступени своей жизни?

9 мая. День Победы. Передвижка «День Победы!»

День Победы — священный для нашей страны и поистине народный праздник.  В этом году 9 мая мы отмечает 79-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД