Получи документы

Семинар-практикум для педагогов на тему «Развитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста»

Татьяна Гавриленко
Семинар-практикум для педагогов на тему «Развитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста»

Цель: повышение психолого-педагогической компетентности педагогов.

Задачи:

1. Закрепить знания о психических процессах.

2. Расширить знания о методах и приемах, позволяющих развивать познавательную сферу детей.

3. Познакомить с играми, направленными на развитие психических процессов ребенка.

Публикация «Семинар-практикум для педагогов на тему „Развитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста“» размещена в разделах

Оборудование: шляпа; раздаточный материал: буквы для составления слов (мышление, воображение, восприятие, память, внимание, речь); символы для разделения на группы: снежинка, снеговик; шляпа, мешочек, капсулы с разным содержимым, листы А4, карандаши, мяч, мультимедийная система, презентация (слайды).

Ход семинара-практикума

Психолог: Добрый день, уважаемые коллеги. Прежде, чем начать работать, предлагаю снять мышечное напряжение, расслабиться и поиграть в игру «Волшебная шляпа».

Игра «Волшебная шляпа»

Цель: Создать определенный психологический настрой, расположить участников не только к восприятию информации, но и к продуктивному общению между собой.

Инструкция: — Пока звучит музыка, передаём шляпу по кругу, когда музыка останавливается, тот, у кого она осталась, надевает её на себя (или шляпа может остаться в руках по желанию педагога) и говорит комплимент любому, стоящему в круге. Это может быть и поверхностный комплимент, касающийся одежды, украшений, внешности и др. Тот, кому адресован «комплимент», должен принять его, сказав: «Спасибо, мне очень приятно!»

Игра «Волшебный мешочек»

Цель: распределить педагогов на группы для дальнейшей работы.

Инструкция: Сейчас я предлагаю каждому из вас взять из волшебного мешочка одну картинку и сесть за тот стол, где находится данное изображение.

Знакомство с темой.

Для того чтобы узнать, о чем мы сегодня будем говорить, нужно собрать слова из букв, которые лежат у вас на столах.

Педагоги собирают слова: ПАМЯТЬ, ВНИМАНИЕ, МЫШЛЕНИЕ, ВООБРАЖЕНИЕ, ВОСПРИЯТИЕ, РЕЧЬ.

Психолог: Как можно назвать все эти слова? (Это психические процессы, которые необходимы нам для развития познавательных способностей детей). Развитие познавательных или интеллектуальных способностей ребенка должно быть постоянной заботой родителей и педагогов. Что же такое «познавательные способности» ребенка? Предлагаю вашему вниманию презентацию, в ходе которой мы познакомимся с психическими процессами и немного поиграем.

Презентация «Психические процессы».

Презентация сопровождается демонстрацией слайдов.

Внимание это сосредоточенность нашего сознания на определенном объекте или явлении. Уровень внимания определяется объемом, сосредоточенностью, устойчивостью, переключением и распределением.

Характерной особенностью внимания детей дошкольного возраста является преобладание непроизвольности, низкой сосредоточенности и устойчивости. Развитию и укреплению произвольного внимания способствуют:

• осознание значения задачи: чем важнее задача, чем сильнее желание выполнить её, тем в большей мере привлекается внимание;

• интерес к конечному результату деятельности заставляет напоминать самому себе, что надо быть внимательным;

• проговаривание того, что сделано и что еще нужно сделать.

Для развития внимания можно использовать следующие виды заданий: «Найди отличия», «Найди две одинаковые картинки». «Найди картинку, которая отличается от других», «Лабиринт», «Корректурная проба».

А сейчас я предлагаю вам вместе со мной проверить своё внимание и поиграть.

Игра «Четыре стихии»

Цель игры: Развивать внимание, связанное с координацией слухового и двигательного анализаторов.

Инструкция: Играющие стоят в кругу. Ведущий договаривается с ними, что, если он скажет слово «земля», все должны опустить руки вниз, если слово «вода» - вытянуть руки вперед, слово «воздух» - поднять руки вверх, слово «огонь» - произвести вращение руками в лучезапястных и локтевых суставах. Кто ошибается, считается проигравшим.

Восприятие - это познавательный процесс отражения действительности: ее предметов и явлений. Основу восприятия составляет работа наших органов чувств. Какие органы чувств вы знаете? В соответствии с нашими органами чувств различают пять видов восприятия: слуховое, зрительное, обонятельное, вкусовое, тактильное.

Восприятие ребенка носит непроизвольный характер. Дети не умеют управлять своим восприятием, не могут самостоятельно анализировать тот или иной предмет. Процесс развития детского восприятия был детально исследован Л. А. Венгером. Лучшие результаты развития восприятия у ребенка получаются тогда, когда ребенку для сравнения предлагаются эталоны, воздействующие на органы чувств (сенсорные эталоны).

Для развития восприятия можно использовать следующие виды заданий: «Что находится внутри?» (Развитие обоняния, «Узнай, что нарисовано?». (Развитие зрительного восприятия, «Узнай по вкусу» (Развитие вкусовых восприятий, «Чудесный мешочек», «Волшебные коробочки». (Развитие тактильного восприятия, осязания, «Голоса героев сказок. Кто говорит? (Развитие слухового восприятия)

Я приглашаю вас проверить свои сенсорные способности.

Игра «Хороший нюх»

Инструкция: Педагоги по очереди достают капсулу и называют её содержимое.

Память - это запоминание, сохранение и последующее воспроизведение того, что когда-то произвело на нас впечатление.

Произвольная память предполагает наличие специальной цели запомнить, человек прилагает волевые усилия. Непроизвольная память не предполагает специальной цели запомнить или припомнить тот или иной материал. Эта память - неиссякаемый источник познания. В развитии памяти непроизвольное запоминание предшествует произвольному. Человек непроизвольно запоминает не все подряд, а то, что связано с его личностью и деятельностью.

Кратковременная и долговременная память отличаются длительностью сохранения того, что человек запоминает. Кратковременная память имеет относительно небольшую длительность - несколько секунд или минут. Долговременная память обеспечивает продолжительное сохранение материала. Здесь важны установка запомнить надолго, необходимость этих сведений для будущего, их личностная значимость для человека.

Двигательная (или моторная) память позволяет запоминать умения, навыки, различные движения и действия. Если бы не было бы этого вида памяти, то человеку приходилось бы заново учиться ходить, писать, выполнять разнообразную деятельность.

Эмоциональная память помогает нам помнить наши чувства, эмоции, переживания, которые мы испытывали в тех или иных ситуациях. Эмоциональная память имеет большое значение в формировании личности человека, является важнейшим условием его духовного развития.

Смысловая (или словесно-логическая; память выражается в запоминании, сохранении и воспроизведении мыслей, понятий, размышлений, словесных формулировок. Она зависит от уровня речевого развития - чем менее развита речь, тем труднее выразить смысл своими словами.

Образная память связана с нашими органами чувств, благодаря которым человек воспринимает окружающий мир. В соответствии с нашими органами чувств различают пять видов образной памяти: слуховую, зрительную, обонятельную, вкусовую, тактильную.

В младшем школьном возрасте развивается смысловая память в процессе активного освоения речи; возникает произвольная память.

Для развития памяти виды заданий: «Какие картинки поменялись местами», «Кто появился во дворе?», «Запомни, как двигается животное», «Назови исчезнувшие предметы».

Чтобы проверить вашу память предлагаю следующую игру.

Игра «Запомни картинки».

Инструкция: педагогам предлагается внимательно рассмотреть, что изображено на картинке и записать те изображения, которые им запомнились.

Воображение — познавательный процесс создания образа или системы образов, в которых реальная действительность отражается человеком в новом, преобразованном, измененном виде и содержании. Это очень важный психический процесс, присущий только человеку. С его помощью мы можем изменять окружающий мир и самого себя, совершать научные открытия и создавать произведения искусства.

Основное условие развития воображения ребенка - включение его в самую разнообразную деятельность. Чем больше ребенок слышал и пережил, чем больше он знает, тем продуктивнее будет активность его воображения. Развивать воображение можно разными путями, но обязательна в такой деятельности - фантазия, без нее невозможно привести к желаемым результатам.

Для развития воображения виды заданий: «Найди спрятанные фигуры».

Ребенку можно предложить различные пятна, кляксы, тучи, плывущие по небу, и даже разлитую на стол жидкость. Эти манипуляции с пятнами добавляют связи между клетками головного мозга, а степень развития ребенка зависит не от количества нервных клеток, а от количества нейронных связей между ними, «Чей это дом?», «Дорисуй картинку» (ребенку предлагается дорисовывать, превратить фрагменты в какие-нибудь картинки, «Продолжи историю».

А сейчас предлагаю немного порисовать и посмотреть какое у вас воображение.

Игра «Хорошее воображение».

Инструкция: каждой команде предлагается нарисовать определенную фигуру, которую называет ведущий, затем дорисовать её до полноценного рисунка. По окончанию педагоги показывают друг-другу свои работы.

Мышление. Человек не только воспринимает окружающий мир, но хочет его понять. Понять - это значит проникнуть в суть предметов и явлений, познать самое главное, существенное в них. Понимание обеспечивается наиболее сложным познавательным психическим процессом, который называется мышлением. Мыслительная деятельность людей совершается при помощи мыслительных операций: сравнения, анализа и синтеза, абстракции, обобщения и конкретизации.

Выделяют три вида мышления:

Наглядно-действенное мышление - это познание с помощью манипулирования предметами. Особенно интенсивно оно развивается у ребенка раннего возраста. Он постигает свойства предметов, учится оперировать предметами, устанавливать отношения между ними и решать самые разные практические задачи.

На основании наглядно-действенного мышления формируется и более сложная форма мышления - наглядно-образное мышление - познание с помощью представлений предметов, явлений. Оно характеризуется тем, что ребенок уже может решать задачи на основе представлений, без применения практических действий. Это позволяет ребенку, например, использовать схематические изображения или считать в уме.

К шести-семи годам начинается формирование словесно-логического мышления, то есть познание с помощью понятий, слов, рассуждений. Однако оно не является ведущим у дошкольников.

Все виды мышления тесно связаны между собой. При решении задач словесные рассуждения опираются на яркие образы. В то же время решение даже самой простой, самой конкретной задачи требует словесных обобщений.

Развитию мыслительной деятельности детей способствует любая деятельность, в которой усилия и интерес ребенка направлены на решение какой-либо умственной задачи. Например, одним из самых эффективных способов развития наглядно-действенного мышления является конструирование. Развитию наглядно-образного мышления способствует работа с конструкторами по образцу. Неоценимую помощь в развитии логического мышления окажут задания и упражнения на поиск закономерностей, логические задачи, головоломки, придумывание недостающих частей рассказа, а также конструирование по словесной инструкции.

Для развития мышления виды заданий: «Назови недостающий предмет», «Кто, где живет?», «Что сначала? Что потом?», «Разложи серию картин и составь рассказ», «Четвертый лишний».

Для вас я приготовила игру на мышление, приглашаю всех в увлекательную игру.

Игра «Я пойду в поход»

Инструкция: ведущий говорит, что собирается в поход и набирает команду. Для этого каждый человек говорит фразу: «Меня зовут – … (например, Петя, и я с собой беру … (тут название предмета, что я беру)». По этой фразе ведущий или берет человека или не берет. Игра заканчивается, когда все поняли принцип и пошли в поход. Время от времени ведущий говорит туже самую фразу про себя, беря разные вещи в поход, чтобы игроки поняли принцип. Примеры: «Я Лариса, возьму с собой лампочку» (Имя и предмет на одну букву) или «Я Татьяна и беру с собой кошку» (Имя и домашнее животное, «Я Ольга и беру с собой ручку» (имя и тот предмет, который пишет).

Речь - это процесс использования языковых конструкций в целях общения. Процесс речи предполагает, с одной стороны, формирование и формулирование мыслей языковыми (речевыми) средствами, а с другой стороны - восприятие языковых конструкций и их понимание.

Развивая мышление, память, внимание, восприятие, воображение, мы совершенствуем и три функции речи, которые имеют важное значение в формировании интеллекта:

Функции речи:

Коммуникативная - язык и речь служат для речевого общения, в процессе которого люди передают мысли, чувства, устанавливают контакты.

Когнитивная - функция познания. Речь является средством и орудием мыслительной деятельности человека. Человек мыслит, используя речь.

Регулятивная - необходима для регуляции деятельности человека:

индивидуально-регулятивная (воздействие одного человека на другого);

коллективно-регулятивная (в средствах массовой информации);

саморегулятивная (человек организует свою деятельность с помощью речи).

Речь бывает внешняя и внутренняя.

Внешняя речь обращена к собеседнику.

Внутренняя - общение человека с самим собой. Внутренняя речь является опорой мыслительного процесса, формируется в дошкольном возрасте. Первоначально присутствует в виде громкого проговари- вания действий. Постепенно она сворачивается, и все проговаривание происходит во внутренней речи. Внешняя речь делится на устную (диалогическая и монологическая) и письменную.

Для развития речи можно организовать игры: «Добавь слово», «Скажи наоборот», «У кого кто?», «Один - много», «Назови ласково», «Небылицы», «Составь предложение по картинкам». «Составь загадку».

Чтобы речь развивать, необходимо больше играть, поэтому приглашаю вас ещё немного поиграть.

Игра «Лови да бросай – цвета называй».

Инструкция: ведущий бросает мяч педагогу, называет прилагательное, обозначающее цвет, а педагог, возвращая мяч, называет существительное, подходящее к данному прилагательному.

Красный - мак, огонь, флаг

Оранжевый - апельсин, морковь, заря

Жёлтый - цыплёнок, солнце, репа

Зелёный - огурец, трава, лес

Голубой - небо, лёд, незабудки

Синий - колокольчик, море, небо

Фиолетовый - слива, сирень, сумерки

Практическое задание.

А сейчас я предлагаю каждой команде проявить творчество и придумать игры по теме «Новый год», позволяющие развивать те психические процессы, названия которых находятся у вас на столе.

Рефлексия.

Что особенно запомнилось в занятии? Что пригодится в дальнейшей работе? Оказалась ли полезной данная информация?

Прикреплённые файлы:

prezentacija_4pupr.pptx | 8638,4 Кб
 
Публикации по теме:

Дидактическая игра по развитию речи и познавательных способностей «Мишка на Севере» для детей дошкольного возрастаДидактическая игра по развитию речи и познавательных способностей «Мишка на Севере» для детей дошкольного возраста Сорокина Анжела День медведя на МААМПредлагаю родителям и коллегам в условиях самоизоляции изготовить простую и увлекательную игру про.

Игры и упражнения на развитие познавательных процессов для детей старшего дошкольного возрастаИгры и упражнения на развитие познавательных процессов для детей старшего дошкольного возраста Игры и упражнения на развитие познавательных процессов для детей старшего дошкольного возраста1. Игра «В магазине зеркал» (цель: развитие.

Консультация для педагогов «Развитие художественно-творческих способностей у детей дошкольного возраста»Консультация для педагогов «Развитие художественно-творческих способностей у детей дошкольного возраста» Консультация для педагогов: «Развитие художественно-творческих способностей у детей дошкольного возраста» Сегодня всем хорошо известно,.

Семинар-практикум для родителей с детьми старшего дошкольного возраста «Здоровый образ жизни — это личный успех каждого» «Семинар – практикум для родителей с детьми старшего дошкольного возраста «Здоровый образ жизни — это личный успех каждого». Выполнил:.

Муниципальный семинар-практикум для воспитателей групп старшего дошкольного возраста и учителей начальных классовМуниципальный семинар-практикум для воспитателей групп старшего дошкольного возраста и учителей начальных классов ПЛАН проведения муниципального семинара-практикума для воспитателей групп старшего дошкольного возраста и учителей начальных классов «Использование.

Развитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством детского экспериментированияРазвитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством детского экспериментирования Современный образовательный процесс немыслим без поиска новых, более эффективных технологий, призванных содействовать развитию творческих.

Семинар-практикум для дошкольных работников «Художественно-эстетическое воспитание детей дошкольного возраста» Цель: организация работы по обобщению опыта воспитателей и повышения уровня их компетенции. Форма проведения: семинар-практикум. Участники:.

Семинар-практикум для воспитателей «Использование нетрадиционных техник рисования с детьми старшего дошкольного возраста»Семинар-практикум для воспитателей «Использование нетрадиционных техник рисования с детьми старшего дошкольного возраста» Цель: - познакомить воспитателей с нетрадиционными техниками рисования; - совершенствовать педагогическое мастерство; - способствовать.

Семинар-практикум «Основы православной культуры в воспитании детей дошкольного возраста» — фотоотчётСеминар-практикум «Основы православной культуры в воспитании детей дошкольного возраста» — фотоотчёт 23 марта на базе нашего детского сада был проведён семинар-практикум по теме "Основы православной культуры в воспитании детей дошкольного.

Семинар-практикум «Развитие творческих способностей дошкольников»Семинар-практикум «Развитие творческих способностей дошкольников» «Развитие творческих способностей дошкольников» Цель: совершенствование работы в ДОУ по художественно-эстетическому воспитанию, стимулировать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Семинар-практикум для педагогов на тему «Развитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста»
Опубликовано: 29 декабря 2020 в 03:21
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...

30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД