МААМ-картинки

Семинар-практикум для педагогов «Пересказ как одна из форм развития связной речи дошкольников»

Татьяна Полежаева
Семинар-практикум для педагогов «Пересказ как одна из форм развития связной речи дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы

Слайд № 2

Начать хочется словами А. П. Чехова. «Кто из нас не хочет научиться говорить красноречиво и убедительно! Ведь слово сопровождает нас повсюду, а наш язык — признак ума или глупости. Всякая интеллектуальная профессия — речевая, поэтому «цветами красноречия усыпан путь в любой карьере»

Хорошая речь - важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношение со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.

Публикация «Семинар-практикум для педагогов „Пересказ как одна из форм развития связной речи дошкольников“» размещена в разделах

Но, к сожалению, ситуация, сложившаяся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста, показывает, что количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии, неуклонно растет. Среди них значительную часть составляют дети дошкольного возраста. Имея полноценный слух и интеллект, они, как правило, не готовы к усвоению школьной программы именно из-за несформированности как некоторых, так и всех сторон речи - лексической, грамматической и фонетической. На сегодняшний день - образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. Всему виной служит плохо развитая и недостаточно сформированная связная речь.

Слайд № 3

Что же такое «связная речь»? Связная речь – это смысловое развернутое высказывание, посредством которого происходит общение и взаимопонимание. В речи детей существуют множество проблем:

Слайд № 4

• Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь. Неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение.

• Бедность речи. Недостаточный словарный запас. Употребление нелитературных слов и выражений.

• Несформированность грамматического строя речи

• Нарушение звукопроизношения.

• Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ.

• Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д.

• Плохая дикция.

• Неспособность построить монолог; например, составить сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказать текст своими словами.

Существуют различные методы и приемы развития связной речи у дошкольников. Одним из них является пересказ.

Слайд № 5

Пересказ - это осмысленное, творческое воспроизведение литературного текста в устной речи. Это - сложная деятельность, в которой активно участвуют мышление ребенка, его память и воображение. Для овладения пересказом необходим ряд умений, которым детей обучают специально: прослушивать произведения, понять его основное содержание, запомнить последовательность изложения, речевые обороты авторского текста, осмысленно и связно передавать текст.

Обучение пересказу — нелегкая задача, которая ставит перед педагогом много вопросов:

- Какие требования существуют к тексту для пересказа?

- Какие литературные жанры целесообразно использовать на занятиях по пересказу?

-Каким по объему должно быть литературное произведение?

-Какое влияние оказывают содержание, композиция, язык выбранного произведения на качество детского пересказа?

- Как должна строиться работа по обучению пересказу?

- Какие приемы обучения пересказу необходимо использовать и в какой возрастной группе?

- Какое влияние занятия по пересказу оказывают на речевое и умственное развитие ребенка?

Попробуем разобраться во всех этих вопросах и ответить на них с точки зрения современной методики.

Пересказу необходимо обучать детей только после 5 лет, так как в это время у детей закладываются основы монологической речи. До этого возраста необходимо проводить подготовительные упражнения.

Уже во второй младшей группе педагог учит детей следить за развитием действия в сказке, рассказе; называть и сочувствовать героям произведения. Речевая деятельность детей, связанная с пересказом, выступает первоначально в форме ответов на вопросы, можно также привлекать детей к совместному пересказу с педагогом, побуждая произносить отдельные слова или предложения (при повторном рассказывании воспитателем сказки). Эта работа ведется на занятиях по ознакомлению с художественной литературой.

Начиная со средней группы, проводятся специально организованные занятия по пересказыванию. Пересказ является новым видом речевой деятельности. Поэтому важно вызвать у детей живой интерес к пересказыванию, поддерживать проявления активности и самостоятельности. Необходимо учитывать особенности детского восприятия литературно-художественных произведений, а также особенности процессов мышления, речи, уровень развития внимания. На первых занятиях детям предлагают пересказывать сказки, хорошо знакомые им ранее, а на последующих — новые, только что прослушанные тексты.

Дети 5-6 лет при пересказе литературных произведений способны проявить большую, чем младшие дошкольники, самостоятельность и активность. В этом возрасте совершенствуется процесс восприятия и эмоционального освоения художественных произведений.

Старшие дошкольники свободнее ориентируются в литературном материале, у них расширяется словарь, усиливается языковое чутье, внимание и интерес к образному слову. Сказки и рассказы, рекомендуемые для пересказа в старшей группе, несколько сложнее по своей структуре, языковому материалу и количеству действующих лиц, чем тексты для средней группы.

В подготовительной к школе группе на занятиях по пересказу закрепляют и совершенствуют речевые умения и навыки, полученные детьми в старшей группе. Дошкольники продолжают учиться излагать мысли связно, последовательно, полно, без искажения, пропусков, повторений.

Слайд № 6

Пересказ не самоцель, а средство речевого развития дошкольников. Поэтому существуют определенные требования к литературному тексту для пересказа:

• доступное, понятное детям содержание;

• разнообразие жанров;

• четкая композиция;

• простой и грамотный язык с использованием разнообразным языковых средств;

• небольшой объем.

Кроме этого, каждое произведение должно учить чему-то полезному, развивать в ребенке положительные черты личности (доброту, отзывчивость, толерантность).

Дошкольники хорошо пересказывают литературное произведение, если рассказ их захватывает, вызывает сильные переживания, становится им близким, даже если содержание и не относится к их непосредственному опыту. Следовательно, для пересказа лучше подбирать тексты, связанные с привычными для детей ситуациями, или такие, которые могут активизировать их воображение и повлиять на чувства.

Детям легче осмыслить рассказ, если он построен таким образом, что между его частями прослеживается логическая связь, одна часть подводит к другой и разъясняет ее, а излишние подробности не мешают понять основное в произведении.

Если в тексте, предлагаемом для пересказа, встречаются новые слова, то сначала дети стараются заменить их привычными, знакомыми. Впоследствии, как показали наблюдения, они стремятся употреблять новое слово при пересказе и даже гордятся этим.

Требования к размеру текстов для пересказа противоречивы. Некоторые исследователи детской речи считают, что важен не размер, а содержание и структура рассказа. Другие предлагают давать детям для пересказа только короткие произведения. При подборе литературных текстов для пересказа следует, прежде всего, учитывать их содержание, доступность, динамичность и эмоциональность. При этом также важно помнить, что размер произведения влияет на восприятие, усвояемость и качество пересказа.

Таким образом, работа по обучению пересказу должна вестись систематично (примерно 1–2 раза в месяц как часть занятия). Начинать следует с коротких сказок и рассказов, так как их ребенок пересказывает увереннее.

Не следует требовать от детей пересказать произведение сразу после его прочтения. Дошкольников необходимо подготовить к этому виду деятельности.

Целесообразно для пересказа использовать несколько жанров:

• рассказ и описание;

• народную и авторскую сказку.

Сказки можно выбирать разные: короткие ("Лиса и кувшин") и длинные ("Гуси-лебеди") — у каждой свои особенности и свои возможности воспитательного воздействия.

Стихотворение не годится для пересказа — не следует нарушать единство формы и содержания, воспитывать невнимание к поэтической форме. Об этом свидетельствуют многочисленные исследования. Опыт показывает, что дети стремятся рассказать стихотворный текст наизусть.

Язык произведений, которые мы читаем и предлагаем для пересказа детям, должен быть для них образцом. Очень хороши в этом смысле произведения Л. Н. Толстого, К. Д. Ушинского. Рассказы Л. Н. Толстого особенно подходят для пересказа еще и потому, что их язык усложняется постепенно: текст рассказов для маленьких значительно проще, предложения короче, чем в таких произведениях, как "Косточка", "Лев и собачка" и др. Можно также использовать произведения Л. Воронковой, В. Осеевой, В. Бианки, М. Пришвина.

Слайд № 7

Занятие по пересказу имеет следующую типовую структуру:

1. Вводная часть. Подготовка детей к восприятию нового произведения, главным образом его идеи (оживление аналогичного личного опыта детей, показ картинки и др.).

Задачи:

• выяснить знания детей по теме произведения;

• обеспечить понимание слов и выражений, которые будут в тексте;

• расширить представления детей о предмете, о котором идет речь в произведении;

• обеспечить эмоциональный настрой детей пред слушанием произведения.

2. Первичное чтение без предупреждения о последующем пересказе, чтобы обеспечить свободное художественное восприятие. Эти два этапа опускаются, если произведение уже хорошо знакомо детям.

Здесь хочется обратить внимание на следующий приём.

Педагогу желательно рассказывать сказки и рассказы, которые затем дети будут пересказывать близко к тексту, пользуясь авторскими словами и выражениями. Поэтому к таким занятиям необходимо готовиться заранее. При этом важно обозначить речевую деятельность: «Сейчас я вам расскажу сказку», «Послушайте пересказ рассказа». Так дети, подражая педагогу, его словам и мимике, приучаются к осознанному воспроизведению текста, ориентируясь на свободное владение им воспитателем.

3. Подготовительная беседа (анализ произведения).

Цели ее:

• уточнение содержания (главным образом идеи и характеристик образов, последовательности событий,

• привлечение внимания к языку (ненавязчиво подчеркнуть точные определения, сравнения, фразеологизмы,

• активная подготовка к выразительному пересказу (работа над прямой речью действующих лиц, осмысление интонаций, ударений, темпа, особенно в важных композиционных моментах).

4. Повторное чтение, суммирующее результаты разбора. При этом уместна установка на пересказ, например: «Вслушивайтесь, как я читаю». Вторичное чтение должно быть более медленным по сравнению с первым.

5. Пауза для подготовки детей к ответам, для запоминания текста (несколько секунд).

6. Пересказ (3 – 7 человек). Активное руководство воспитателя. В конце вызвать ребенка с наиболее яркой речью или использовать эмоциональные приемы (пересказ по ролям, инсценировка).

7. Анализ пересказов детей (анализируется подробно первый пересказ, остальные – менее подробно; в подготовительной группе к анализу привлекаются сами дети).

Нужно помнить, что оценка творческой художественной деятельности, какой является пересказ, должна быть особенно тактичной, допускающей вариативность исполнения. Следует подсказать детям подходящие формулировки их оценочных суждений: «Мне кажется.», «Я советую Сереже.», «А может быть, лучше.»

Остановимся подробнее на приемах обучения детей пересказу.

Слайд № 8

Приёмы обучения детей пересказу

Приемы, способствующие эффективности восприятия художественного произведения:

1. Рассматривание картин, иллюстраций, предметов, о которых пойдет речь в рассказе;

2. Лексико-грамматические упражнения на лексическом и грамматическом материале рассказа;

3. Использование загадок, пословиц, потешек, стихов и т. д., способствующих пониманию содержания рассказа;

4. Наблюдения в природе и окружающей жизни, обращение к личному опыту детей.

Слайд № 9

Приемы работы над текстом произведения:

1. Беседа по содержанию произведения. Здесь необходимо поддержать тот эмоциональный настрой, который вызван у детей прослушанным текстом.

Практическая часть

На примере рассказа Н. Носова «Живая шляпа» спросить у коллег (детей):

- Понравился вам этот рассказ?

- Что вам было особенно интересно?

- Почему вы улыбались, когда слушали этот рассказ?

Главным приемом беседы являются вопросы

Вопросы педагога по содержанию призваны помочь детям понять идею произведения, мотивы поступков героев и подготовиться к пересказу. Хорошо, если вопрос сформулирован таким образом, что отвечая, ребенок будет использовать слова и фразы из текста. Вопросы должны быть разнообразными по форме и содержанию.

Практическая часть

Коллегам предлагается отвечать на поставленные вопросы по произведениям

По форме выделяют следующие типы вопросов:

- подсказывающие вопросы, в которых уже содержится ответ («Посадил дед репку?»);

- наводящие вопросы («Что повторяла небитая лиса, когда ехала на битом волке?»);

- прямые вопросы, ответ на которые дается близко к тексту («Как дед позвал бабку репку тянуть?»);

- косвенные вопросы, на которые можно дать несколько правильных вариантов ответа («Кого встретил Колобок?»);

- проблемно-поисковые вопросы, направленные на установление причинно-следственных связей, мотивов поступков героев («Почему волк первый пришел к домику бабушки?»);

- вопросы-указания («Скажи, каким голосом говорил медведь-папа Михаил Потапович?»);

- цепочка вопросов («Сначала расскажи, как испекла баба Колобок, потом кого встретил Колобок в лесу, и затем чем закончилась сказка?»).

По содержанию различают вопросы:

- направленные на анализ сюжета («Кого первым встретил Колобок?»,

- на характеристику героев («Какой Заяц в этой сказке?»,

- на выявление жанровых особенностей произведения («Это сказка или рассказ?»,

- на раскрытие образности языка произведения («Почему луг с одуванчиками называется «золотым»?»).

Кроме вопросов в беседе используется ряд приемов, помогающих детям запомнить текст, подготовиться к пересказу:

Элементы драматизации позволяют детям углубить отношение к героям, прочувствовать их настроение. Например, можно предложить детям представить, как волк стучал в домик с козлятами, часть детей изображают козлят, а один ребенок волка.

Прием словесного рисунка способствует развитию воображения детей, формированию связной монологической речи. Это может быть портрет героя (предложить коллегам описать, как выглядела Красная шапочка) или зарисовка места действия (в каком лесу заблудилась Машенька).

Инсценировка диалога героев развивает выразительность речи детей, умение осознанно менять качества голоса в зависимости от характера персонажей. Разновидностью этого приема является воображаемый диалог с героем.

Практическая часть

Все мы с вами знаем множество игр и упражнений для развития связной речи дошкольников. И не малую роль играет работа над интонационной выразительностью речи.

Упражнение «Говорим по – разному»

Приглашаются 5 педагогов, предлагаю каждому третьему участнику мероприятия с подноса выбрать любую карточку, на обратной стороне которой стихи А. Барто.

Зайка

Зайку бросила хозяйка -

Под дождем остался зайка.

Со скамейки слезть не смог,

Весь до ниточки промок.

Лошадка

Я люблю свою лошадку,

Причешу ей шерстку гладко,

Гребешком приглажу хвостик

И верхом поеду в гости.

Бычок

Идет бычок, качается,

Вздыхает на ходу:

- Ох, доска кончается,

Сейчас я упаду!

Грузовик

Нет, напрасно мы решили

Прокатить кота в машине:

Кот кататься не привык -

Опрокинул грузовик.

Самолет

Самолет построим сами,

Понесемся над лесами,

Понесемся над лесами,

А потом вернемся к маме.

- Предлагаю прочесть каждому своё стихотворение, изменив интонацию:

• Прочитать, как страшную историю

• Прочитать, как весёлую историю

• Прочитать, как телевизионный репортаж

• Прочитать, делая ударение не на тех словах, на которых нужно

• Прочитать, используя иностранный акцент.

Можно предложить прочесть стихи

• очень быстро

• очень медленно

• басом

• тоненьким голоском

Да мало ли, что можно придумать!

2. Выстраивание в логической последовательности серии сюжетных картинок к рассказу или сказке;

3. Выделение из текста фраз к каждой картинке;

4. Придумывание дополнительной и недостающей картинки к отдельным фрагментам текста;

5. Частичный пересказ во время беседы (пересказывают особенно трудные части текста, где есть описание, диалоги действующих лиц);

6. Составление плана произведения (в качестве вспомогательных средств могут использоваться серии сюжетных картинок или подобранные к каждой части текста предметные картинки, а также символы и пиктограммы).

Слайд № 10

Приемы, способствующие совершенствованию детских пересказов:

• Для достижения связности и плавности пересказов наиболее уместен подсказ слова или фразы воспитателем. На начальных ступенях обучения практикуется совместный пересказ педагога и ребенка (договаривание ребенком начатой фразы, попеременное проговаривание последовательных предложений, а также отраженный пересказ (повторение ребенком сказанного педагогом, особенно начальных фраз). Кстати, и в уверенном пересказе подсказ целесообразен для немедленного исправления грамматической или смысловой ошибки ребенка.

• В тех случаях, когда произведение делится на логические части и достаточно длинно (сказка «Теремок», применяется пересказ по частям, причем сменой рассказчиков руководит педагог, останавливая ребенка по окончании части и иногда подчеркивая это обстоятельство. Если в произведении есть диалог, то на помощь педагогу, особенно в деле формирования выразительности детской речи, приходит пересказ по ролям (в лицах).

Практическая часть

«Пересказ по кругу» (пересказывают с детским микрофоном, передавая его следующему сидящему педагогу)

-Ваша задача: по мнемо-таблице рассказать сказку, передавая микрофон по кругу

Слайд № 11

Существуют разные виды пересказа: как традиционные, так и нетрадиционные. Для начала остановимся на традиционных видах пересказа

1. Подробный или близкий к тексту;

2. Краткий или сжатый;

3. Выборочный;

- С перестройкой текста;

- С творческими дополнениями.

Подробный пересказ - вид устного пересказа, его задача - не только передать образец по содержанию, но и сохранить, по возможности, композицию, логику текста, синтаксис, лексику образца.

Краткий пересказ - вид пересказа, предполагающий передачу лишь основного содержания излагаемого текста, лишенного деталей, подробностей. Степень сжатия требует умения отобрать в исходном тексте лишь существенное, основное содержание, обобщить его, найти обобщающие языковые средства и построить новый, собственный, сжатый текст.

Выборочный пересказ - вид устного пересказа как прием развития речи. В пересказе воспроизводят какую-то одну из частных тем (микротем) излагаемого текста. Выборка может производиться из разных частей текста, например, пересказ всего, что относится к характеристике действующего лица в рассказе; всего, что характеризует картины природы в тексте. Выборочный пересказ может быть связан с картинкой-иллюстрацией, с вопросом или заданием педагога, с желанием самого ребенка.

Творческий пересказ - вид устного пересказа, характеризующийся изменениями и дополнениями в тексте.

В детском саду используется, главным образом, пересказ, близкий к тексту. Он легче других, и является средством закрепления в памяти содержания прочитанного, усвоение логики и структуры образца, его языка. Например, пересказ с перестройкой текста, от лица разных героев, в силу своей сложности, проводится только в подготовительной к школе группе. При пересказе с творческими дополнениями старшие дети придумывают отдельные эпизоды, начало, концовку произведения.

Слайд № 12

Нетрадиционные виды пересказа:

1.«Расскажи самому себе».

Пересказ шепотом небольшого (из 3-5 предложений) текста перед зеркалом (каждый ребенок рассказывает, глядя в свое зеркальце).

2. Пересказ в диалогических парах.

Дети поворачиваются друг к другу и поочередно пересказывают прочитанный дома текст.

3. Пересказ по кругу.

Дети садятся, образовав два круга, и начинается общение образовавшихся диалогических пар. Далее дети внутреннего круга передвигаются в одном направлении, и образовавшиеся пары вновь делятся своими пересказами. Каждый отдельный ребенок расскажет всем по отдельности свой текст и услышит новые тексты от всех, с кем общался. Круг общения расширился, но ребенок всякий раз работал все-таки в паре. Каждый раз, пересказывая новому слушателю, он чувствовал себя увереннее, хотя условия общения изменялись.

4. Пересказ группе детей.

Дети работают в гомогенных группах в соответствии с уровнем сформированности рассказывания. Каждый ребенок рассказывает свой текст. Далее каждый выполняет пересказ для группы. Очень важно, чтобы начиная пересказ, наиболее продвинутый в речевом развитии ребенок обеспечил застенчивому время для адаптации.

А сейчас, а сейчас небольшой экспресс – опрос для вас!

• Разговор двух или нескольких лиц на тему, связанную с какой-либо ситуацией (диалог)

Слайд № 13

• Речь одного собеседника, обращенная к слушателям (монолог)

Слайд № 13

• Как называется текст, в котором идет перечисление признаков, свойств, качеств, действий? (описание)

Слайд № 13

• С какой возрастной группы начинается работа по обучению детей монологической речи? (средняя группа)

Слайд № 13

• Ведущий прием для активизации речи и мышления (вопросы педагога)

Слайд № 13

• Какие формы работы используют при обучении детей связной речи? (пересказ, описание игрушек и сюжетных картин, рассказывание из опыта, творческое рассказывание)

Слайд № 13

• Как часто должна вестись работа по обучению пересказу (примерно 1–2 раза в месяц как часть занятия)

Слайд № 13

• Вспомним типовую структуру занятия по обучению пересказу,

напомню, она включает семь пунктов (вводная, первичное чтение, беседа по произведению, повторное чтение, пауза для запоминания текста, пересказ детьми, анализ пересказов детей)

Слайд № 13

Слайд № 14

Обучение детей пересказу способствует обогащению словарного запаса, развитию восприятия, памяти, внимания, мышления.

Правильно организованный пересказ окажет неоценимую помощь в работе над речевыми навыками. При этом совершенствуется произношение, усваиваются нормы построения предложений и целого текста. Использование высокохудожественных текстов детской литературы позволяет эффективно проводить работу по развитию «чувства языка» — внимания к лексической, грамматической и синтаксической сторонам речи, способности оценивать правильность высказываний с точки зрения соответствия их языковой норме. Кроме этого, воспитывает в ребенке положительные качества личности: доброту, отзывчивость, толерантность и др.

Публикации по теме:

Семинар-практикум «Мотивационные предпосылки и нетрадиционные технологии для развития творчества у дошкольников» Семинар-практикум «Внедрение ФГОС по образовательным областям " тема «Мотивационные предпосылки и нетрадиционные технологии для развития.

Консультация для родителей «Пересказ как одна из форм развития речи у детей старшего возраста» В наш век интенсивной компьютеризации мы, родители, мало времени уделяем общению со своими детьми, развитию разговорной, монологической.

Мастер-класс для педагогов «Интерактивные технологии в развитии связной речи дошкольников»Мастер-класс для педагогов «Интерактивные технологии в развитии связной речи дошкольников» Цель мастер класса – повышение уровня педагогической компетентности при использовании интерактивных технологий в речевом развитии дошкольников.

Мастер-класс для педагогов «Сторителлинг — одна из инновационных технологий развития речи детей»Мастер-класс для педагогов «Сторителлинг — одна из инновационных технологий развития речи детей» Мастер-класс для педагогов «Сторителлинг- одна из инновационных технологий развития речи детей».Лариса Гацко. Блог. Цель мастер-класса:.

Практикум для родителей «Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи дошкольников» (средняя группа)Практикум для родителей «Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи дошкольников» (средняя группа) 22 марта 2017 года для родителей средней группы было организовано родительское собрание в форме «практикума» на тему «Использование приёмов.

Развитие связной речи у дошкольников с задержкой психического развития с помощью мнемотехники На протяжении 3 лет я изучала и использовала в своей практической деятельности приемы и методы мнемотехники. Сегодня я хочу вас познакомить.

Семинар-практикум для педагогов «Робототехника и конструирование в системе инженерного творчества дошкольников»Семинар-практикум для педагогов «Робототехника и конструирование в системе инженерного творчества дошкольников» Семинар-практикум для педагогов «Робототехника и конструирование в системе инженерного творчества дошкольников» 30 января в нашем детском.

Семинар-практикум для воспитателей «Кубики как элемент развития дошкольников»Семинар-практикум для воспитателей «Кубики как элемент развития дошкольников» Кубики-одна из самых простых и привычных игрушек. Но это не означает, что их нельзя использовать для развития мышления или творческих способностей.

Семинар-практикум для воспитателей «Повышение компетенции педагогов в области патриотического воспитания дошкольников» Цель: Развивать творческий потенциал педагогов, их компетентность в вопросах патриотического воспитания дошкольников, установить тесное.

Взаимодействие с пансионатом ветеранов труда как одна из форм социально-коммуникативного развития дошкольников.Взаимодействие с пансионатом ветеранов труда как одна из форм социально-коммуникативного развития дошкольников. Что такое социально-коммуникативное развитие? Это комплексный процесс, во время которого ребенок усваивает ценности, традиции, культуру.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Семинар-практикум для педагогов «Пересказ как одна из форм развития связной речи дошкольников»
Опубликовано: 24 октября 2022 в 20:57
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Семинар-практикум для педагогов «Пересказ как одна из форм развития связной речи дошкольников»» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Полежаева (УИ 401882) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД