Татьяна Киптенкова
Семинар-практикум для родителей детей двух-трех лет. «Вся жизнь игра. В чем моя роль?»
▼ Скачать + Заказать документы
Семинар-практикум для родителей детей двух-трех лет.
«Вся жизнь игра. В чем моя роль?»
Цель:
Расширение знаний родителей о детских игрушках и изготовление их из подручных материалов.
Задачи:
1. Создать психологический настрой на совместную работу.
2. Способствовать сплочению участников группы.
Публикация «Семинар-практикум для родителей детей двух-трех лет, „Вся жизнь игра, В чем моя роль?“» размещена в разделах
3. Повышать компетентность родители в их роли при игровой деятельности ребенка.
4. Обучать практическим способам изготовления и использования игр для детей.
5. Способствовать оптимизации детско-родительских отношений.
Предварительная работа:
1. Провести исследование игровых интересов детей с помощью тестирования родителей.
Любит ли Ваш ребенок играть?
В какие игры Вы играете с детьми дома?
Чему могут научить ребенка эти игры?
Любимая игра ребенка дома?
В какие игры ребенок любит играть папой?
В какие игры ребенок любит играть с мамой?
Какие игрушки Вы покупаете ребенку?
Нужно ли играть с ребенком и почему?
Какие герои мультфильмов являются любимыми персонажами Вашего ребенка? [1.73]
Размещение консультации для родителей «Игровая деятельность детей двух-трех лет».
2. Материалы: мяч, лоток с фасолью, пуговицы, пластмассовые стаканы, поролоновые кубики, листы белой бумаги А4, маркер, шнурки (отрезки, стеклянные камушки, пластиковая бутылка, бумажная салфетка, ткань, нитки, пластилин, ореховая скорлупа, зубочистки.
Участники: родители второй младшей группы, педагоги, педагог-психолог.
Рекомендую использовать данный семинар как вторую встречу с родителями. На первом собрании родители знакомятся друг с другом, закладывается основа для тесного сотрудничества педагогов с родителями (с целью конструктивной совместной деятельности в дальнейшем).
Ход встречи:
– Здравствуйте, уважаемые родители! Спасибо за то, что вы нашли время и пришли на семинар. Сегодня мы обсудим игрушки, необходимые детям двух-трех лет для всестороннего развития, изготовление игр и игрушек и способы использования их для развития детей, а также роль родителей в игре.
Приветствие:
Предлагаю начать с игр.
«Имя – движение». Цель: повысить тонус группы и сплотить участников, дать возможность подчеркнуть свою индивидуальность. Играющие становится в круг. Участники по очереди называют свои имена и показывают движения со словами «Меня зовут …» (например, Таня) и я умею делать вот так (показывает движение, делая шаг в круг. Остальные, все вместе, повторяют имя и повторяют движения, со словами «Ее зовут Таня и она умеет делать вот так» (повторяют движения). Игра продолжается до тех пор, пока все участники не зовут свое имя.
«Мяч радости». Цель: снизить тревожность участников, создать психологический настрой на совместную работу. Родители становится в круг вместе с педагогами и педагогом-психологом. Педагог-психолог: «У меня сегодня радостное настроение и я хочу им с вами поделиться. Вытяните вперед руки, поверните их ладонями вверх и наш «Мяч радости» будет катится по ним, даря вам мое радостное настроение. Правило: нельзя уронить мяч или перебросить его, он должен катится. Игра продолжается пока мяч не подарит радость каждому участнику.
Основная часть.
Упражнение «Предмет моего детства». Цель: вернуться в детство к своему внутреннему ребенку. Перед родителями за столом разложены различные предметы (мяч, кукла, конструктор, барабан, солдатики и другие). Инструкция: все мы были детьми, это было незабываемая время для каждого. Выберете для себя тот предмет который связан с вашим детством и расскажите соответствующий эпизод из своей жизни. Родители по очереди делятся своими историями.
– А чем увлечены ваши дети, что им нравится? Во что они играют?
Ответы родителей.
– Как вы считаете, какие игрушки нужны ребенку в 2–3 года?
Ответы родителей.
Предлагаю вам материал на тему: «Какие игрушки нужны ребенку в этом возрасте».
Уважаемые родители! Вы уже ознакомлены с информацией о том, что ребенку игра необходима. Игра детей неотделима от игрушек. Что же такое игрушка?
Игрушка – вещь, служащая детям для игры. Предмет забавы, развлечения.
Игрушки является не только «помощниками» родителей, но и источником развития ребенка.
Существует различные классификации игрушек, я предлагаю вам следующую.
*Обучающие
Обучают малышей необходимыми навыками, развивают пространственное мышление, мелкую моторику, логику и глазомер.
1) Сюжетно-ролевые (куклы, коляски, кухни, машинки, инструменты, наборы для игр в больницу и другие) - все это помогает ребенку повторять действия взрослых.
2) Игрушки, развивающие детей, формируя важные движения (шнуровки, рамки-вкладыши, конструкторы и другие) - развивают глазомер, мелкую моторику, усидчивость, координацию, внимание, мышление.
*Развивающие.
1) Кубики (можно строить башни, домики, учить различать цвета и размеры).
2) Мозаика и пазлы (учат анализировать и группировать объекты).
3) Конструктор (развивает пространственное мышление, представления о цвете, форме, размерах. Улучшает координацию движений рук, стимулирует воображение).
*Дидактические игрушки.
Помогают ребенку познать мир, научиться сравнивать, анализировать. К ним относятся парные картинки, пазлы, кубики с иллюстрациями на гранях, которые собираются воедино, дидактические карточки с изображениями и наименованиями. Настольные игры (лото, домино) способствуют накоплению необходимых знаний и понятий у ребёнка. Данные игрушки требуют активного участия взрослых (показать способ действия, что должно получиться в результате). При попадании дидактических материалов в игру есть два способа взаимодействия с ними: либо дидактические материалы становится предметами для занятий с правилами (по инструкции, либо в свободной игре они могут использоваться как приметы-заместители. Начинать нужно со знакомства с игрушками по определенным правилам, то есть ребенок для достижения результата должен выполнить определенную последовательность действий.
*Музыкальные игрушки.
Развивают музыкальные способности и мелкую моторику, дыхание и координацию, слух, чувство ритма. К ним относятся - свистки, дудочки, бубны, маракасы, барабаны, любые шумовые инструменты.
*Игрушки для физического развития.
Дети двух-трех лет постоянно находятся движении. Любая игрушка развивающая и обучающая не занимает внимание малыша надолго. Чтобы перенаправить «лишнюю энергию» нужно обеспечить себя необходим оборудованием для подвижных занятий дома.
1) Мяч (учить бросать вперед, подбрасывать вверх, отбивать об пол, забрасывать в корзину на полу).
2) Кегли (ребенку нужно путем прокатывания меча попасть в цель. Цель можно сделать на картоне, например, мишка открыл рот, туда закатить мяч. Также поставить ворота, закатить мяч под ворота).
3) Транспорт (самокаты, велосипеды трехколесные, развивает координацию движений, укрепляет организм, расходует избыток энергии).
4) Бассейн с цветными шарами (сухой бассейн полезен для формирования правильной осанки, позвоночник принимает правильное анатомическое положение. Игры в сухом бассейне укрепляют опорно-двигательный аппарат, развивают моторику, удовлетворяют естественную потребность ребенка в движение, позволят чередовать упражнения с отдыхом.
*Интерактивные игрушки.
Обучающие планшеты, коврики, плакаты. Такие игрушки более интересны для детей, чем обычный зайчик, эта игрушка может плакать, смеяться, рассказывать сказки, некоторые игрушки способный повторять речь. Игрушка может учить развивать речь, мышление (если куклу положить она заплачет, если взять на руки она успокоится). Однако никакая игрушка не заменит общение с родителями.
Выбор игрушек для малыша интересное и важное занятие. Необязательно, что вашему крохе будут интересно все вышеперечисленное. Любую игрушку взрослому следует убрать, если очевидно, что малыш «наигрался». Через определенное время ее можно будет снова предложить ребенку. Учитывайте возрастные особенности детского внимания (не более 5-7 игрушек, остальные убрать). При выборе игрушек помните, она должна соответствовать возрасту. Игрушки должны быть разными по способу взаимодействия с ними. Наличие в доме разнообразных игрушек способствует гармоничному развитию малыша.
Практическая часть.
Часть 1.
Прежде чем учить ребенка играть - научись сам. Человек усваивает 10% того, что слышит, 50 % того, что видят, 90 % того что, сам делает. Сейчас мы будем сами изготавливать игры и учиться играть с ними.
Инструкция. У нас на столах находятся материалы для создания игр и упражнений. Ваша задача - придумать как можно больше вариантов заданий для детей. Родители работают по командам за столами, один стол - одна команда. Варианты записываются. Набор материалов одинаковый: лоток с фасолью, пуговицы разного цвета и размера, два пластмассовых стакана разных цветов, кубики из поролона (можно нарезать из губки для мытья посуды, лист белой бумаги А4, маркер, несколько коротких шнуров разной длины и цветов (5, 7, 10 сантиметров, стеклянные камушки. Родители совещаются, выполняют задания. По очереди каждый стол зачитывает варианты. Как правило, несколько материалов остаются незадействованными.
- Все вы молодцы и очень старались. Сейчас я перечислю способы взаимодействия с данными предметами, и вы сможете пополнить свой опыт. А также и сами попробовать поиграть. Я озвучиваю действие, вы выполняете.
*Пуговицы.
1. Можно предложить ребенку разложить пуговицы по кучкам: по цвету, по форме, по величине.
2. Продолжи ряд.
Например, красные, синие, зеленые пуговицы. Разложить и дальше…
3. Дорожки.
На листе бумаги нарисовать прямую и извилистую дорожки. Предложить ребенку выложить эту дорожку пуговицами. Предложить пройти по дорожке, зажимая пуговичку пальчиком.
4. Раскраски.
Нарисовать на листе (например, яблоко, цветочек или домик, предложить детям закрасить раскраски пуговицами.
Стекляные камушки можно использовать в ряде упражнение вместо пуговиц.
*Кубики из поролона.
1. Сортируем по цветам. Разложить пальцами кубики по стаканам, ориентируясь на цвет (красный стакан - красный кубик).
2. Собираем урожай.
Задача - наполнить один стакан как можно больше, а другой немного.
*Лоток с фасолью.
1. Погружаем руки в емкость, захватывая как можно больше фасоли в каждую руку. Далее поднимаем руки над емкостью и медленно высыпаем фасоль обратно. Вариация упражнения: высыпать фасоль можно из рук, сложных лодочкой.
2. Опустив руки в емкость, стараемся захватить как можно больше фасоли, удерживая ее между пальцев. Задача не уронить не одной фасоли.
3. Стараемся захватить как можно больше фасоли внешней стороной ладони. Используем напряжение рук для выполнения задания.
4. «Поможем мышке сделать запасы». Наполняем фасолью один стакан полностью с помощью рук. Разделяем запас на два стакана поровну (необходимо отсыпать содержимое первого стакан во второй до середины).
5. «Найди червяка». Ищем в фасоли шнурки и выкладываем на стол. Сортируем по длине, по цвету. Выкладываем из шнурков предметы (яблоко, зонт и другие).
6. Наполняем лоток с фасолью пуговицами, шнурками, стеклянными камушками. Это «сундук сокровищами». Вынимаем из «сундука» все предметы, кроме фасоли, и складываем в стакан, - это «сокровища».
Перечисленные дидактические игры развивают мелкую моторику, тактильную чувствительность, мышление, внимание, речь, восприятие, усидчивость. Дети, у которых лучше развиты мелкие движения рук, имеют более развитый мозг. На пальцах рук находятся множество рецептов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека. Если обратить упражнения в игры, малышу будет интересно и не скучно.
Часть 2.
Часто мы оказываемся в ситуациях, когда рядом нет игрушек, ребенку скучно и хочется играть. Как сделать общение с ребенком интересным? А игрушки из подручных материалов.
Предлагаю вам самим изготовить игрушки из имеющегося материала, подключить фантазию и воображение.
Материалы: пластиковая бутылка 0,25 миллилитров, маркер, бумажные салфетки, ткань 20х20 см, нитки, бумага, пластилин, ореховая скорлупа, зубочистки. Работаем командами за столами. Лидирует тот стол, за которым изготовлено наибольшее количество игрушек. Родители совещаются, придумывают игрушки. А теперь подведем общие итоги изготовленных вами игрушек.
1. Игра «Сделай куклу». Из бутылки можно соорудить куклу, достаточно лишь ребенку маркером нарисовать ей лицо, потом придумать во что ее одеть (платок, варежки, шнурки и другое). После того как кукла изготовлена можно с ней поиграть (визит к врачу, поход в магазин и т. д.)
2. Игра «Веселые пальчики». Имея только ручку или маркер можно нарисовать на подушечках пальцев забавные рожицы и дать им имена. Придумать с ними игру (пальчики пошли в гости, пальчики поругались, подружились, пошли в лес гулять и другое).
3. Игра «Превращалка». Нам понадобится салфетка. Со словами «салфетка превращается в …» делаем из нее, например, галстук, приложив в соответствующее место. Можно сделать «бабочку», собрав посередине раскрасив края - крылышки. Добавим фантазии с маркером и вперед.
4. Игра «Кошки мышки». Нам понадобятся только пальчики и маркеры, с помощью которых на внешней стороне руки родителями рисуются мордочка кота, а на указательных пальцах ребенка - мордочка мышки. Родитель-кот выставляет руку ладонью вниз - это будет крыша, а ребенок подставляет указательные пальцы - это мышки. Родитель говорит: «Под моей крышей собрались мыши. Мяу, мяу, мяу, цап», и пытается схватить мышек. Если ребенок не успел отдернуть пальчики, он водит. В эту игру можно играть с несколькими детьми.
5. Игра «Кукла на пальчик». Из тканей и ниток путем складывания и перевязывания получаем куколку, надеваем на пальчик и «оживляем» голосом и движением пальца. Ребенку можно предложить другого персонажа и начать шутливый диалог или разыграть мини-сказку.
6. Игра «Кораблики». С помощью бумаги, пластилина, ореховой скорлупы и зубочисток изготавливаем кораблики, которые можно пустить в плавание.
При выполнении этого практического задания на семинаре взрослые развивают творческие способности, логику, фантазию, и в результате рождаются уникальные игрушки, в которые так приятно играть со своим ребенком.
Конечно это лишь некоторые варианты игрушек. Данный практикум проведем для того, чтобы вы увидели, что любой предмет может превратиться в игрушку для ребенка. не бойтесь экспериментировать.
Подведем итоги.
Игра необычайно важна для ребенка и является ведущим видом деятельности. Во время игры происходит непроизвольное познание окружающего мира, развивается речь, мелкая моторика, дети приобретают навыки общения. Игра у младших детей возникает в результате попавшего в руки предмета, потому что каждый новый предмет - это новая игра.
Роль взрослого в игре велика. Необходимо учить детей играть. Родитель показывает, как играть с новой игрушкой, как можно еще разнообразить действия со знакомым предметами. Ждать от ребенка, что он начнет играть самостоятельно в этом возрасте - значит тормозить развитие детской личности. Взрослый учит ребенка использовать предметы-заместители, для того чтобы он мог перейти к предметной игре. А предметная игра начинается того, что взрослый показывает отдельные действия, а затем ребенок использует эти действия в других ситуациях
Несколько советов по организации игровой деятельности ребенка.
1) Создайте ребенку спокойное, удобное место для игры.
2) Важно, чтобы ребенок имел возможность сохранить начатую и прерванную игру.
3) Играя с детьми, постарайтесь не быть взрослым.
4) Не наказывайте ребенка лишением игры.
5) Разыгрывайте с детьми ваши семейные события и придуманные истории.
6) Позволяйте ребенку свободно выражать свои чувства, не одергивайте его, а наоборот, эмоционально сближайтесь с ним.
7) Если ребенок просит многократно повторять какой-либо сюжет, ты повторяйте столько, сколько потребуется.
8) Играя с ребенком, вы строите и доверительные отношения, общайтесь с ним на понятно ему мой языке, учитесь понимать его, сочувствовать. А он, свою очередь, начинает лучше понимать вас.
Педагоги психологи призывают вас «Играйте вместе - это оздоравливает взаимоотношения. Совместная игра убеждает детей, что у них есть надежные тылы. У детей появляется желание сотрудничать со взрослыми и ровесниками. На сегодняшней встрече мы провели обзор игрушек, соответствующих возрасту ваших детей. Изготавливали сами игры и игрушки, придумывали упражнения с ними. Упомянули о важной роли взрослого в игровой деятельности ребенка.
Уважаемые родители, спасибо вам что выделили время, для того, чтобы поучаствовать в нашем семинаре-практикуме. Я надеюсь, что вы узнали что-то новое, и это информация поможет вам в воспитание ребенка.
Обратная связь.
Нам очень интересно ваше мнение о данном семинаре, просим заполнить бланки с вопросами (Что понравилось в нашей работе? Что казалось для вас новой информацией? Что из увиденного можно применить на практике? Какие недочеты вы видели в нашей работе? На какую тему вы хотели бы поговорить на следующей встрече).
Литература.
1. Инновационные формы взаимодействия ДОУ с семьей: родительские собрания и конференции, дискуссии, практикумы, встречи за круглым столом / авт. -сост. Н. М. Сертакова. – Волгоград : Учитель, 2015. – 203 с.