Семинар-практикум для родителей детей старшего дошкольного возраста «Логопедические игры на кухне»

Мария Бурцева
Семинар-практикум для родителей детей старшего дошкольного возраста «Логопедические игры на кухне»

Образовательные области: познавательное развитие, социально коммуникативное развитие.

Используемые педагогические технологии: личностно ориентированные, здоровье сберегающее, игровые технологии, ИКТ.

Тип деятельности: семинар-практикум.

Приоритетная образовательная деятельность: речевое развитие, познавательное развитие.

Виды деятельности: игровая, коммуникативная.

Участники: учитель-логопед, родители.

Цель:

• Оказание помощи родителям в организации и проведении логопедических игр в домашних условиях.

Задачи:

• Укрепление связи семьи и детского сада в целях обеспечения единства речевого воздействия на воспитанников;

• Дать представление о значимости логопедических игр для развития речи детей;

• Сформировать представление о разнообразии логопедических игр и научить правильно их использовать в домашних условиях;

• Показать важность участия семьи в логопедической работе.

Методы и приемы: игровой, словесный, наглядный показ.

Предварительная работа:

• изучение методической литературы по ФГОС;

• изготовление наглядных пособий и буклетов;

• презентация-слайд «Логопедические игры на кухне».

Материалы и оборудование: ноутбук, экран, зеркала, салфетки, трубочки, коктейльные палочки, чайные ложки, посуда, крупы (рис, гречка, крупа манка 2 кг., подносы-5.

Содержание:

Организационный момент:

Учитель-логопед: Здравствуйте, уважаемые родители и дорогие гости! Сегодня мы будем говорить о логопедических играх, которые можно проводить на кухне. Под логопедическими играми мы понимаем любые задания, которые способствуют развитию речи ребенка. А почему именно на кухне? Потому что, все мамы, больше всего времени проводят дома именно на кухне. По этому я вам предлагаю совместить приятное с полезным. И к тому же дидактических материалов на кухне очень-очень много.

Все логопедические игры делятся на несколько групп:

-игры на развитие речевого дыхания;

- игры на развитие артикуляционного аппарата;

- игры на развитие мелкой моторики;

- игры на развитие слухового восприятия.

Основная часть:

Основные проблемы нарушения звукопроизношения не правильное дыхание и неподвижность артикуляционного аппарата. На развитие речевого дыхания мы используем дыхательные упражнения.

1. Игры на развитие речевого дыхания.

Цель дыхательных упражнений – увеличить объем дыхания, нормализовать его ритм, выработать плавный, экономный выдох.

Учитель-логопед: Уважаемые родители, я вам приготовила дидактические материалы, которые можно найти в каждом доме, в каждой кухне. Первое чем мы поиграем трубочками.

1) Игра «Прокипяти воду»

Цель: развитие сильного ротового выдоха; обучение умению дуть через трубочку; активизация губных мышц.

Оборудование: стакан с водой, коктейльные трубочки разного диаметра.

Ход игры: в стакан, наполовину наполненный водой, опустите коктейльную трубочку и подуйте на нее – пузыри с громким бульканьем будут подниматься на поверхность. Затем дайте трубочку ребенку и предложите подуть.

Методические рекомендации:

- Что бы маме сварить макароны нужно прокипятить воду. Помоги маме. Давай сделаем веселые бульки! Возьми трубочку и подуй в стакан воды. Если дуть слабо – получаются маленькие бульки. А если подуть сильно, то наша вода готова!

- По «буре» в воде можно легко оценить силу выдоха и его длительность. В начале занятий диаметр трубочки должен быть 5–6 мм, в дальнейшем можно использовать более тонкие трубочки.

- А бурлим мы не просто так, для забавы ради, по этому ребенку надо дать четкую инструкцию:

- нужно сесть ровно;

- губки «трубочкой» и плавно выдуваем воздух;

- щечки не вздуваются.

Вывод: детям такая игра очень нравится. А если у ребенка нет аллергии на травы, то можно предварительно заварить какую-то травку, и в виде ингаляции. Особенно хорошо во время простудных заболеваний.

2) Дидактическая игра «Пастух»

Цель: вырабатывать плавную, длительную, непрерывную воздушную струю, идущую по середине языка.

Оборудование: бумажная салфетка.

Ход игры: с ребенком закатать в шарик бумажные салфетки.

Методические рекомендации:

- Рот открыт. Губы в улыбке. Язык высунут. Боковые края языка поднять наверх. Как бы произнося длительно звук ф, сдуть ватку на противоположный край стола.

- Следить, чтобы не надувались щеки, нижняя губа не натягивалась на нижние зубы, чтобы дети произносили звук ф, а не дс, то есть чтобы воздушная струя была узкая, а не рассеянная.

2. Игры на развитие артикуляционного аппарта.

Учитель-логопед: звуки речи у нас образуются благодаря слаженной работе органов артикуляции, это губ, зуб и языка. Выработка той или иной артикуляционной позы позволяет нам правильно произносить звуки. Например, при произнесении звука Ш у нас язык находится за верхними зубами в форме чашечки. И если же у нас язык вялый и не подвижный и никак не поднимется вверх то у нас соответственно будет получатся звук С место звука Ш. Ребенок тогда говорит «Суба», «Сапка», вместо шуба, шапка. Или З вместо Ж («Зук зуззит»). Или же язык находится между зубами.

Вывод: артикуляционная гимнастика является основой и начальным этапом постановки звуков.

Для развития артикуляционного аппарата логопеды используем артикуляционную гимнастику. У нас есть вот такие карточки и перед зеркалом по подражанию повторяем за логопедом. Кроме той артикуляционной гимнастики, которая прописана в литературе и которую можно найти в интернет ресурсах, есть еще не традиционная. Чтоб бы повысить мотивацию детей, завлечь ребенка мы можем использовать какие то дополнительные предметы. На кухне это может быть ложка. Еще лучше если она будет серебряной.

Артикуляционная гимнастика.

Цель:

Оборудования:

- зеркала;

-ложки.

Правила игры: перед вами лежат зеркала можно их поставить перед собой, можно их держать в руке.

1) упражнение «Часики»

Улыбнутся, выпуклой стороной в один уголок рта, потом в другой. Надо кончиком языка дотянутся до ложки. Теперь усложнение, делаем так же но держим вогнутой стороной.

2) упражнение «Качели»

Теперь ложку вверх и ложку вниз и дотягиваемся языком до ложки.

3) упражнение «Массаж»

Тыльной стороной шлепаем по языку.

4) упражнение «Трубочка»

Теперь массируем губы.

Эти упражнения так же полезны и мамам, своего рода фейсфитнес.

Можно ложку смазать медом и так же массируем губки в улыбке как будто красим.

5) упражнение «Вкусное варенье»

Можно намазать на верхнюю губу варенье и ребенок должен слизать все намазанное варенье с губ.

6) упражнение «Коктейльными палочками «Блинчик»

Выкладывает широкий язычок на нижнюю губу и рисуем шарики, линии тем самым массируем язык.

7) упражнение «Моторчик»

У детей с нарушениями звука Р, в основном затруднен подъем языка за верхние зубы (вот для чего мы делали вот эти упражнение со слизыванием варенья) и еще как мы ранее говорили струя воздушная слабая по этому язычок вибрирует плохо. А мы сейчас сделаем так, чтобы у нас все получилось.

Описание игры: открываем широко ротик, делаем язык напряженным и делаем упражнение «Дятел», стучим по бугорочкам. И палочками помогаем вибрировать язычок.

3. Игры на развитие мелкой моторики.

Учитель-логопед: Кто может сказать, почему мы обращаем такое важное внимание на развитие мелкой моторики?

Ученые давным- давно доказали что в коре головного мозга еть два речевых центра, которые отвечают за восприятие и воспроизведения речи. Все наши процессы речевые они у нас находятся в головном мозге. Рядом находится моторный центр. Если мы начинаем стимулировать мелкую моторику пальцев рук, стимулы попадают в головной мозг и таким образом, попадают в речевые зоны. Так или иначе, начиная выполнять упражнения для пальчиков, мы стимулируем развитие речи. А так же готовим руки к письму.

1) Игра «Золушка».

Помните, как злодейка мачеха заставила свою бедную падчерицу перебирать мешок крупы? Предложим детям помочь Золушке. А что бы перебирать было интересней можно поставить на стол пару игрушек разного размера.

Например, птичке подойдут маленькие крупинки, а поросенку зернышки по больше.

А для детей старшего дошкольного возраста можно предложить рассортировать рис и гречку. Таким образом, с одной стороны ребенок и с пальчиками позанимался, с другой и маме помог.

Не зря вся методика знаменитого на весь мир педагога, Марии Монтессори состоит из игр с крупами, макаронами и переливанием воды. По тому, что все это очень хорошо развивает мелкую моторику рук.

Методические рекомендации:

- На кухне предлагается невообразимое количество таких простых и доступных заданий. Например, можно предложить ребенку пересыпать крупу или муку ложкой из одной миски в другую. Так ребенок с радостью поможет вам замесить тесто. И потом помочь слепить из этого теста печеньки. То же при этом развивается мелкая моторика рук. И сколько радости принесет это ребенку, ведь для счастья много не надо, тем более ребенку.

- Так же можно из круп выкладывать аппликации, буквы, писать слоги и слова. В зависимости от возможностей и возраста ребенка можно усложнять задания. А если вы рассыпите манку на столе или на подносе, то можно по ней рисовать.

4. Игры на развитие слухового восприятия.

Учитель-логопед: Следующая подборка игр это игры на развитие слухового восприятия. Т. е. с детских лет мы должны учить ребенка слушать звуки, как речевые так и не речевые. Первый этап мы учим слышать не речевые звуки. Для этого можно поиграть в такие игры.

1) Дидактическая игра «Угадай звук?»

Правила игры: помешиваю ложкой сахар в стакане, а ребенок с закрытыми глазами должен угадать, что это за звук.

Сейчас мы с вами попробуем поиграть. Я вам буду воспроизводить звуки, которые мы слышим в квартире, а вы должны угадать.

Второй этап, речевые звуки.

2) Игра «Придумай меню».

Понедельник нужно приготовить блюдо которое начинается на П. Надо называть блюда со звука П. Например: плов, паштет, профитроли, пшено, пудинг, пармезан, паприка, помидор, потроха, пломбир.

Сегодня вторник, что можно приготовить? С какого звука начинается слово вторник? Со звука В. Значит, у нас сегодня в меню входят только те продукты, которые начинаются со звука В. Н-р: вареники, ватрушка и тд.

Методические рекомендации: Здесь ребенок благодаря этой игре обогащает свой словарный запас по теме продукты и за одно, учите дни недели.

Еще можно ребенку дать задание помочь убрать со стола. Но он долен убирать только те предметы в которых есть звук Ч. Например: чашка, чайник. А потом со звуком Л.

Заключительная часть:

Учитель-логопед: наш семинар подошел к концу. Надеюсь, что вы поняли принцип, как играть в логопедические игры. Обязательно используйте эти игры и придумывайте свои. Ведь регулярные занятия на развитие речи – залог успешного развития вашего ребенка. Сейчас я вам предлагаю нарисовать впечатление от нашей встречи на манке. Спасибо, что пришли и надеюсь мой семинар был интересным и познавательным.

Прикреплённые файлы:

logopedicheskie-igry-na-kuhne_fldei.pptx | 2320,86 Кб | Скачан: 3
 
Публикации по теме:

Семинар-практикум для родителей в группе для детей с нарушениями зрения «Игры, которые лечат» МБОУ «СШ №2 г. Вельска» структурное подразделение «Детский сад №6 «Искорка» «Игры, которые лечат». Семинар - практикум для родителей.

Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Способы развития монологической речи у детей дошкольного возраста»Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Способы развития монологической речи у детей дошкольного возраста» 1 слайд СЕМИНАР – ПРАКТИКУМ для педагогов ДОУ по теме: «Способы развития монологической речи у детей дошкольного возраста». 2 слайд Цель:.

Семинар-практикум для родителей детей в возрасте от 1,5 до 2 лет на тему «Игры-занятия со строительным материалом» Семинар-практикум для родителей детей в возрасте от 1 г. 6 мес. до 2 лет на тему «Игры-занятия со строительным материалом» Сообщение воспитателя.

Фотоотчет «Семинар-практикум для родителей «Особенности речевого развития детей младшего дошкольного возраста»Фотоотчет «Семинар-практикум для родителей «Особенности речевого развития детей младшего дошкольного возраста» Семинар – практикум для родителей «Особенности речевого развития детей младшего дошкольного возраста». Дошкольный возраст – этап активного.

Библиотека изображений:
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
Автор публикации:
Семинар-практикум для родителей детей старшего дошкольного возраста «Логопедические игры на кухне»
Опубликовано: 25 марта 2019 в 07:30
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. День весенних декораций на МААМ

Солнечный, согретый солнцем — именно так переводится с латыни название четвертого месяца года. Древнерусское имя апреля еще красивее — цветень. Ведь он знаменует собой начало цветения растений. Апрель...

24 апреля. День российского стоматолога

Стоматология является одной из самых древних отраслей медицины в мире. При археологических раскопках находили черепа людей, живших 5,5 и даже 7 тысяч лет до нашей эры, в зубах которых для лечения кариеса...

Конспект прогулки «Наблюдение за сиренью» в старшей группе
Цель: формирование экологической культуры у детей. Задачи: расширять знания детей о сирени; развивать речь, внимание, наблюдательность, память;...
Конспект ООД по эстетическому воспитанию «Детские памятники Санкт-Петербурга»
Образовательная область эстетическое развитие. ООД-Эстетическое воспитание — «Детские памятники Санкт-Петербурга» Цель: Закреплять и расширять знания...
Игры с фонариком «Домашние птицы»
Игра с фонариком. Цели: развивать зрительные ощущения, формировать представление о свете и темноте. Надо помочь вернуть курице и утке, их яйца в гнездо....