Папки-передвижки

Семинар-практикум для воспитателей ДОУ «Как знакомить детей с детскими художниками-иллюстраторами»

Наталья Шичкова
Семинар-практикум для воспитателей ДОУ «Как знакомить детей с детскими художниками-иллюстраторами»

Цель: расширить кругозор воспитателей. Уметь применять полученные знания на практике.

Задачи:

1. Подчеркнуть важность книжной иллюстрации в понимании детьми содержания произведения.

2. Познакомить с творчеством ведущих художников-иллюстраторов детских книг и их отличительными особенностями.

3. Воспитывать у педагогов художественный вкус, умение понимать картину и средства ее выразительности.

Публикация «Семинар-практикум для воспитателей ДОУ „Как знакомить детей с детскими художниками-иллюстраторами“» размещена в разделах

Оборудование: выставка иллюстраций, портреты художников, мультимедиа проектор, презентация Power Point, экран.

Ход семинара-практикума.

Словно волшебнику радужной сказки,

Бог дал Художнику кисти и краски,

Чудо – палитру, мольберт и холстину,

Чтоб сотворил он такую картину,

Где будут горы, восход и закаты,

Синее море и злые пираты,

Желтый песок, белоснежные льдины…

Все, что в душе – то на этой картине.

Молча, Художник стоит у мольберта,

Кисти мелькают, как птицы под ветром.

Лучик от солнца и брызги прибоя,

Горсть янтаря, что прибило волною,

Гроздья рябины, как капельки крови,

Зелень травы, хмурость тучи над морем,

Нежность любимой, улыбку ребенка –

Все написал своей кисточкой тонкой.

В это творенье вложил он всю душу,

Сердце свое беспокойное слушал.

Глянул Всевышний, слегка удивился –

На полотне целый мир уместился!

Прежде чем мы перейдем непосредственно к основной теме нашего семинара-практикума, я хотела бы вас спросить - как вы понимаете слово “иллюстрация”? (ответы).

В словаре русского языка слово “иллюстрация” определяется как “рисунок в тексте, сопровождающий изложение или поясняющий содержание книги”. Как вы думаете, нужна ли иллюстрация в книге? Кто выполняет эти иллюстрации? (ответы).

В отличие от писателей, чьи творения живут тысячелетиями, работы художников или точнее книжных иллюстраторов часто остаются незамеченными. А какие шедевры встречаются среди иллюстраций! Как радовали они нас в детстве и сейчас, в более зрелом возрасте.

Сегодня мне бы хотелось поговорить о детских художниках-иллюстраторах.

Назовите известных вам художников-иллюстраторов. (ответы). Давайте остановимся и более подробно поговорим о нескольких из них.

Пожалуйста, из представленных иллюстраций найдите иллюстрации Юрия Алексеевича Васнецова. (работа с иллюстрациями).

Какие характерные особенности передачи изображения вы видите в работе этого художника? (ответы).

Я бы хотела немного рассказать вам о работе этого художника (показать портрет).

Итак, в некотором царстве, в нашем государстве жил был добрый волшебник. И как все добрые волшебники, делал только добрые дела – приносил людям радость. Был он художником. Звали его Юрий Алексеевич Васнецов. Этому удивительному художнику удалось почти невозможное – заново открыть читателю русскую сказку. Знакомые, хорошо известные сюжеты художник представил так, что «старые-старые сказки» засияли-заиграли, удивляя яркостью и самобытностью образов. Но вы спросите: «Почему волшебник? Ведь волшебники только в сказках бывают. Верно, и не верно. Он, конечно, не мог превратить избушку в хрустальный дворец и вершить прочие чудеса, но зато мог нарисовать всё, о чём рассказывается в сказках. И нарисовать для нас так, что сказка предстаёт перед нами в зримых образах. Разве это не волшебство? Творчество Ю. А. Васнецова широко известно. Уже не одно поколение ребят смотрит книги с его иллюстрациями. Его работы наполнены сказкой, животворящей силой. Они притягивают к себе, излучая доброту и радость. А каким был сам художник? (представить портрет. Беседа).

Юрий Алексеевич Васнецов родился в 1900 году в г. Вятка, в семье потомственного священника.

Семья была большая – 5 детей (2 брата и 3 сестры).

Маленький Юра уже с семи лет начал рисовать. Будучи гимназистом, он расписывал стены своей комнаты в народном стиле, разрисовывал ставни и печи, крышки деревянных шкатулок.

В 30-е года Васнецов переходит работать в Детское государственное издательство и вплотную занимается иллюстрированием детских книг. Одна из лучших книг художника называется “Ерши-малыши”. В 1971 году за оформление сборника народных песенок и потешек “Ладушки” и “Радуга-дуга” художнику была присуждена Государственная премия СССР. Неоднократно работы Васнецова отмечались медалями и почетными дипломами международных конкурсов книги.

Художник не только смотрел, но и сам мастерил, красил – без дела не жил. Любил всевозможный ручной труд. Ему интересно было шить сапоги и переплетать книги, расписывать печи и дуги, кататься на коньках и пускать змея. Любимое слово Васнецова было: «Интересно».

Замечательные избы рисовал Юрий Васнецов для своих любимых зверей (показ)– расписные, уютные, гостеприимные. Как в русских народных песенках:

Как петух в печи пироги печёт,

Кошка на окошке рубаху шьёт,

Поросёнок в ступе горох толчёт,

Конь у крыльца в три копыта бьёт,

Уточка в сапожках избу метёт.

Деревни нарисованы у Васнецова настоящие. И какие только весёлые сказочные сценки не разыгрываются на деревенских улицах!

Сказки оставались для Юрия Алексеевича Васнецова любимым чтением до старости, он их читал вслух, многие знал наизусть. Если собрать вместе все картинки, нарисованные художником за его долгую жизнь, то получится одна большая добрая сказка. О многом она рассказывает, чего и в книжке не написано.

А вот, что пишет С. Маршак о Юрии Васнецове:

От всех юнцов со всех концов

Родной земли Советской

Тебе привет наш, Васнецов,

Художник сказки детской.

Ты отыскал заветный путь

К волшебной русской сказке,

Чтоб снова душу ей вернуть,

Ее живые краски.

Ты побывал, оставшись цел,

На всех лесных дорожках

И повернуть к себе сумел

Избу на курьих ножках.

Еще один замечательный художник-иллюстратор – Виктор Михайлович Васнецов (показать портрет).

Посмотрите на представленные иллюстрации и попробуйте найти иллюстрации Виктора Васнецова. В чем характерные отличия его творчества? (ответы).

Среди русских живописцев, искавших вдохновения в народной поэзии, В. М. Васнецов занимает особое место. Каковы бы ни были оценки художественных достоинств Васнецова-сказочника, одно следует признать безусловно - роль первооткрывателя.

Немного о художнике.

В некотором царстве, в некотором государстве, а точнее - в небольшом селе Вятской губернии в 1848 году родился мальчик - Виктор Васнецов. Его отец был священником. Он часто говорил маленькому Вите:

– Сынок, посмотри, как тяжело живут крестьяне. Работают они с утра до вечера, но урожай часто гибнет. Тогда они голодают. Без помощи доброго Божьего слова им не прожить. Станешь священником, и будешь нести это слово людям.

Вы спросите, что же в этой истории сказочного? Подождите, скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается.

Мальчик Витя рос и слушал по вечерам волшебные сказки нянюшки. Потом он пошел учиться в духовное училище, чтобы стать священником.

Но больше всего Виктор Васнецов любил рисовать.

- Я хочу, чтобы все люди увидели, как тяжело живет народ, - думал он, рисуя простых людей. Я всегда был убежден, что [. ] в сказках, песне, былине, драме сказывается весь цельный облик народа, внутренний и внешний, с прошлым и настоящим, а может быть, и будущим.

Его называли "истинным богатырем русской живописи". Это определение родилось не только благодаря образной связи с "богатырской" темой его живописи, но благодаря осознанию современниками значительности личности художника, пониманию его роли как родоначальника нового, "национального" направления в русском искусстве. Значение творчества Васнецова не только в том, что он первым среди живописцев обратился к былинно-сказочным сюжетам.

Васнецов вызывал у современников противоречивые чувства и оценки - недоумение и восторг, резкую критику и преклонение, но он никогда и никого не оставлял равнодушным, всегда был предметом размышлений и споров. "Ваше творчество, - писал ему известный деятель "Мира искусства" Сергей Дягилев, - самое тревожное, самое жгучее и самое нерешенное место в спорах нашего кружка". И он же говорил художнику : "Из всего поколения наших отцов Вы ближе к нам, чем все остальные. " Мы не найдем другого художника, который был бы близок представителям самых противоположных эстетических течений, но каждому близок какой-то особой гранью своего творчества и никому не близок полностью, до конца.

Скажите, какие яркие отличия вы видите в работах Юрия Васнецова и Виктора Васнецова? (ответы).

Мне бы хотелось отметить творчество еще одного художника Виктора Александровича Чижикова, также не менее примечательное (показать портрет). И, наверное, каждый из вас сразу определит его работы среди всех иллюстраций.

Чем вам приглянулось его творчество, что интересного и отличительного вы отметили в его работах? (ответы).

Заслуженный художник России Виктор Чижиков посвятил детским книгам всю жизнь. Можно без преувеличения сказать, что его перо и кисть проиллюстрировали всю нашу литературу для детей. А кто может сказать, к каким детским произведениям он создавал иллюстрации? (Маршак и Барто, Чуковский и Волков, Заходер и Коваль, Михалков и Носов. А еще - Родари с его "Чиполлино"! А еще - Успенский со ставшими уже классическими персонажами Дядей Федором и Котом Матроскиным! А еще - олимпийский Мишка, улетевший давным-давно в лужниковское небо, вызывая слезы и комок в горле. А еще - серия из двух десятков книг издательства "Самовар" с приглашающим названием "В гостях у Виктора Чижикова").

Начинавший как художник-карикатурист и автор шаржей, с начала шестидесятых годов Виктор Александрович Чижиков занимался в основном оформлением детских книг. Всегда узнаваемые, полные доброго юмора и душевной теплоты рисунки Чижикова стали известны миллионам читателей всех возрастов, а в 1980 году он придумал и нарисовал медвежонка Мишу - талисман Московских олимпийских игр, который сразу же стал одним из самых популярных рисованных персонажей в стране.

Сам Виктор Чижиков говорит о себе: «С тех пор, как я родился, у меня спрашивают: «Чижик-пыжик, где ты был?» Отвечаю: — В детском саду был, в школе был, в Полиграфическом институте был, в «Крокодиле» был, в «Мурзилке» был, в «Вокруг света» был, в «Веселых картинках» был, в «Детгизе» был, в «Малыше» был.»

Виктор Чижиков рисует очень много медведей. Один из самых известных и популярных, это, конечно, ОЛИМПИЙСКИЙ МИШКА

Замечательные мишки в книжке "Петя и медвежонок Потап".

В нее входят три сказки - русская народная "Вершки и корешки" или "Мужик и медведь", и две сказки самого В. Чижикова "Петя и Потап" и "Петя спасает Потапа"(показ слайдов).

Агния Барто написала сказку "Медвежонок-невежа", а Виктор Чижиков нарисовал к ней картинки. (показ слайдов).

Виктор Александрович Чижиков — народный художник России. Обладатель уникального авторского стиля, характерного суперпушистыми зверями со смешными рожицами. Наиболее радостные иллюстрации, идеально отражающие детское праздничное восприятие мира.

И наконец, нельзя не отметить творчество еще одного художника-иллюстратора – Чарушина Евгения Ивановича (показать портрет). Я думаю, его иллюстрации вы найдете так же быстро среди всех представленных. Что вас привлекает в его творчестве? (ответы).

(сопровождение слайдами)Любимым чтением Жени Чарушина были книги о жизни животных. Самой любимой и дорогой книгой для него была книга А. Э. Брема "Жизнь животных". Ее он берег и перечитывал всю жизнь. «Я читал его запоем», - вспоминал Чарушин, Рисовать Чарушин начал рано. "Это было просто, по-видимому, свойственно мне, как говорить, петь, шалить или слушать сказки. Помню, как я слушал сказки с карандашом и рисовал во время рассказа". Рисовал начинающий художник "преимущественно зверей, птиц да индейцев на лошадях", бегая в чучельную мастерскую, расположенную недалеко от дома, или наблюдая свой домашний "зоопарк". По собственному определению он рос "с карандашом и кистью в руках".

К каким произведениям создал иллюстрации Евгений Чарушин? (ответы).

Евгений Иванович создал множество иллюстраций к текстам Бианки, а также М. М. Пришвина, С. Я. Маршака и других известных писателей. Тогда же, по настоянию С. Я. Маршака, Чарушин попробовал сам писать небольшие рассказы для детей о жизни животных : "Преисполненный до краёв наблюдениями детства и охотничьими впечатлениями, я стал, при горячем участии и помощи Маршака, писать сам". Уже в первом его рассказе с собственным текстом - "Щур" (1930) - проявилось не только знание звериных характеров, но и хорошее чувство юмора. Чарушин стремился "понимать животное - понимать его движения и мимику". Передать это в иллюстрациях и словах ему помог накопленный опыт. В том, что он создавал, нет вымысла, ведь животные не делают того, что им не свойственно.

Чарушин хорошо знал повадки и образы животных. В своих иллюстрациях он рисовал их с необычайной точностью и характерностью. Каждая иллюстрация индивидуальна, в каждой изображен персонаж с индивидуальным характером соответствующим определенной ситуации. Эту задачу он решал ответственно. "Если нет образа, так и изображать нечего", - говорил Евгений Чарушин. - "Я хочу понять животное, передать его повадку, характер движения. Меня интересует его мех. Когда ребенок хочет пощупать моего зверенка, - я рад. Мне хочется передать настроение животного, испуг, радость, сон и т. п. Все это надо наблюдать и почувствовать".

Как же нам суметь передать детям знания об этих замечательных художниках-иллюстраторах и их творчестве? Вашему вниманию я предлагаю книги, которые есть у нас на методкабинете (представить книги). Для того, чтобы детям было легче усвоить знания, знакомство с иллюстрациями и художниками можно провести в виде сказки (представить пример сказки). Также можно использовать музыкальное сопровождение.

Метод музыкального сопровождения. Звучит музыка, характер и настроение которой созвучно настроению картины, т. е. происходит воздействие на зрительный и слуховой анализаторы. Это в свою очередь облегчает процесс восприятия, делает его более глубоким, утонченным.

«вхождения» в картину. Дети погружаются в картину, представляют себя внутри нее. Это оживляет, усиливает, раскрашивает все детали содержания, непосредственно подсказывает верную интонацию, ставит ребенка на место изображенного человека, учит переживать вместе с ним и сопереживать ему, будит детское воображение.

Где же в пед. процессе мы будем знакомить детей с иллюстрациями и художниками?

А сейчас давайте немного поиграем. Нам необходимо разделиться на две команды. Игра называется «Педагог-художник» (4 - 5 минут).

Ведущий показывает репродукции картин известных художников, которые используются в учебном процессе детского сада, за 30 секунд команде необходимо определить автора и название картины. За каждый правильный ответ команда получает баллы.

«Игра на знание художественных произведений» : зачитывается отрывок из произведения, команды должны дать название произведения и кто является художником иллюстратором.

Публикации по теме:

Муниципальный семинар-практикум для воспитателей групп старшего дошкольного возраста и учителей начальных классовМуниципальный семинар-практикум для воспитателей групп старшего дошкольного возраста и учителей начальных классов ПЛАН проведения муниципального семинара-практикума для воспитателей групп старшего дошкольного возраста и учителей начальных классов «Использование.

Педагогический семинар-практикум для воспитателей «Составление рассказа по картине»Педагогический семинар-практикум для воспитателей «Составление рассказа по картине» План семинара 1. Введение в тему. 2. Немного теории. 3. Практическая работа. 4. Демонстрация моделей по составлению рассказов по картине.

Семинар-практикум для дошкольных работников «Художественно-эстетическое воспитание детей дошкольного возраста» Цель: организация работы по обобщению опыта воспитателей и повышения уровня их компетенции. Форма проведения: семинар-практикум. Участники:.

Семинар-практикум для воспитателей «Повышение компетенции педагогов в области патриотического воспитания дошкольников» Цель: Развивать творческий потенциал педагогов, их компетентность в вопросах патриотического воспитания дошкольников, установить тесное.

Семинар-практикум для воспитателей: «Театрализованная деятельность в ДОУ»Семинар-практикум для воспитателей: «Театрализованная деятельность в ДОУ» Семинар-практикум для воспитателей: «Театрализованная деятельность в ДОУ»Цель: систематизация знаний педагогов по организации театральной.

Семинар-практикум для воспитателей всех групп «Игры и задания для формирования звукового анализа» Семинар-практикум для воспитателей всех групп Тема: «Игры и задания для формирования звукового анализа» Цель: Оказать помощь воспитателям.

Семинар-практикум для воспитателей «Экологическая тропинка в детском саду» Цель: создание мотивации педагогов к деятельности в направлении создания экологической тропы на территории дошкольного учреждения. Задачи:.

Семинар-практикум «Нетрадиционные методы оздоровления детей и здоровьесберегающие технологии в ДОУ»Семинар-практикум «Нетрадиционные методы оздоровления детей и здоровьесберегающие технологии в ДОУ» .

Семинар-практикум «Обучение детей решению простейших арифметических задач с использованием метода моделирования»Семинар-практикум «Обучение детей решению простейших арифметических задач с использованием метода моделирования» Разработка новых программ и методик обучения - актуальная задача психолого - педагогической науки и практики обучения детей. Развитие познавательной.

Семинар-практикум «Основы православной культуры в воспитании детей дошкольного возраста» — фотоотчётСеминар-практикум «Основы православной культуры в воспитании детей дошкольного возраста» — фотоотчёт 23 марта на базе нашего детского сада был проведён семинар-практикум по теме "Основы православной культуры в воспитании детей дошкольного.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Семинар-практикум для воспитателей ДОУ «Как знакомить детей с детскими художниками-иллюстраторами»
Опубликовано: 30 апреля 2020 в 16:10
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД