Анастасия Трюхова
Семинар-практикум для воспитателей «Аспекты формирования звуковой культуры речи посредством дидактической игры»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: повышение компетентности педагогов в работе с детьми по звуковой культуры речи посредством дидактической игры.
Задачи:
• актуализировать опыт работы педагогов;
• познакомить педагогов с приемами, способствующими преодолению различных видов трудностей в развитии звуковой культуры речи;
• приобрести практический опыт в коллективной работе;
Публикация «Семинар-практикум для воспитателей „Аспекты формирования звуковой культуры речи посредством дидактической игры“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Обучение грамоте. Игры, дидактические пособия
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Семинар, практикум
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший мастер-класс» сентябрь 2021
• сформировать профессиональную мотивацию педагогов.
Оборудование: игрушка «пчелка», полоски салфеток, зеркало на каждого, прищепки, музыка, полоска-схема, предметные картинки со звуком С, лист клена, мяч, памятки, большой лист бумаги с солнышком, ручка.
Ход СЕМИНАРА
Вступление
Логопед: Добрый вечер, уважаемые педагоги! Предлагаю быть активными, слушать внимательно, высказывать своё мнение. Нашу встречу мне хотелось бы начать с интересной игры!
Игра «Имя».
Задание: передаем друг другу пчелку. Тот, у кого в руках пчелка, называет свое имя и прилагательное на первую букву своего имени, которое бы его характеризовало как личность. Например, ИРИНА – ИНТЕРЕСНАЯ.
Актуализация знаний
Педагоги сидят за столами.
1. Артикуляционные упражнения. Работа над артикуляцией развивает подвижность языка, челюстей, губ, укрепляет мышцы глотки.
Сказка о Веселом Язычке. Это всевозможные истории из жизни Язычка («Утро Язычка», «Котенок», «Лошадка» и другие истории).
- Презентации артикуляционных упражнений на определенный звук.
- Артикуляционная гимнастика для девочек и мальчиков. Чтобы повысить интерес девочек и мальчиков к выполнению скучных упражнений предлагаю отправиться в путешествие по различным сказкам. Девочки встретятся с Золушкой, Красной Шапочкой, Машенькой и другими сказочными героями. Мальчики отправятся в путешествие на машине.
- Артикуляционная гимнастика под музыку.
Музыкальный репертуар использую разный (детские песенки, современные мелодии). Дети с удовольствием выполняют гимнастику.
Логопед: На каждый звук есть определенный комплекс упражнений. Упражнения выполняются перед зеркалом вместе с ребенком. Следим за правильностью выполнения упражнений. Сейчас мы попробуем выполнить следующие упражнения. «Лопатка», если не получается это упражнение используем «Пошлепай по языку», «Чашечка», «Грибок», «Гармошка» - делаем под музыку.
Педагоги стоят в кругу.
1. Упражнения на развитие дыхания. Используются упражнения на развитие диафрагмально-брюшного дыхания, выработка продолжительного речевого выдоха.
Логопед: Хочу вас познакомить с некоторыми игровыми приёмами дыхательной гимнастики. Начнём с самых маленьких детей. Дыхательные упражнения проводятся со стихотворным и музыкальным сопровождением. Я предлагаю один из многих комплексов упражнений:
«ЧАСИКИ»
Часики вперёд идут,
За собою нас ведут.
И. п. - стоя, ноги слегка расставить.
1- взмах руками вперёд «тик» (вдох)
2- взмах руками назад «так» (выдох)
«ПАРОВОЗИК»
Едет, едет паровоз
Деток в садик он привёз.
Дети двигаются по кругу. Руки согнуты в локтях и прижаты к телу,
пальцы сжаты в кулачки. Делая соответствующие движения,
дети приговаривают «чух-чух-чух».
Упражнение выполняется 20-30 сек.
Логопед: А теперь вам предлагаю познакомится с игровыми приёмами для старших дошкольников.
Упражнение «Хомячок» - пошмыгать носом, рот закрыт (под счет до 5). 3 подхода.
Упражнение «Поймаем лучик» - [и].
И. п. – стоя, руки опущены – вдох. Руки плавно поднимаются вверх – выдох: «и-и-и».
Упражнение «Змейка».
Педагоги сидят за столами.
1. Упражнения на развитие мелкой моторики:
Упражнения с прищепками.
Для развития моторики пальцев рук хорошо использовать различные шнуровки, застёжки, плетёнки, мозаику и другие мелкие предметы (пуговицы, крупы, горох, фасоль, счётные палочки, обводки, штриховки и многое другое. Можно посвятить развитию мелкой моторики отдельную беседу, т. к. игр и игровых упражнений огромное количество. Мне бы хотелось остановиться на использовании прищепок.
1. Прищепки хорошо использовать для самомассажа кончиков пальцев. Прикусываем прищепкой каждый пальчик и произносим слова:
Кусается сильно котёнок-глупыш,
он думает это не палец, а мышь.
Хватит кусаться глупый малыш,
а будешь кусаться – Скажу тебе, кыш!
1. Игра «Смотри не ошибись!»
- Назовите картинки со звуком «С», и определите, где он находится (в начале, середине, конце слова). Прикрепите прищепку к схеме.
2. Прищепки использую для проведения слогового анализа слова. Ребенок прикрепляет к картинке столько прищепок, сколько слогов в данном слове.
1. Упражнения на развитие фонематического слуха
Логопед: А сейчас мы с вами поиграем в игру с мячом «Назови слова».
Задание. Я говорю слово «Мак» и бросаю мяч напротив соседу, и он должен называть слово на последний звук и так дальше продолжается игра.
1. Автоматизация звуков.
Игра с мячом «Скажи наоборот».
Задание: Все сели на пол. У кого мяч говорим слог СА, и катит соседу напротив, а он должен сказать наоборот АС. И т. д. Все вместе со мной: СУ, ЫС, СО, ОС и т. д.
Игра с мячом «Назови слова предметы на звук Ж», «Назови слова действия» и т. д.
4. Подведение итогов
Игра «Солнышко»
Ход: Все участники по очереди над лучиками пишут имя, а под лучиками вписывают пожелания, комплименты. Солнышко, пройдя круг, возвращается к своему хозяину.