Лучший педагог года

Семинар-практикум по экспериментированию «Не бойтесь быть Плюшкиным» в средней группе

Ерова Екатерина
Семинар-практикум по экспериментированию «Не бойтесь быть Плюшкиным» в средней группе

Семинар – практикум для родителей

по экспериментированию в средней группе.

«Не бойтесь быть Плюшкиным».

Автор: воспитатель Ерова Е. С.

Семинар –практикум для родителей по экспериментированию

«Не бойтесь быть Плюшкиным».

Тема: «Не бойтесь быть Плюшкиным».

Публикация «Семинар-практикум по экспериментированию „Не бойтесь быть Плюшкиным“ в средней группе» размещена в разделах

Цель: познакомить родителей с детским экспериментированием, раскрыть его значение для развития творческих и познавательных способностей, мышления, воображения, исследовательской активности и самостоятельности дошкольников. Ознакомить с некоторыми экспериментами, которые можно проводить с детьми в домашних условиях.

Задачи:

Повышение компетентности родителей в вопросах организации детского экспериментирования.

Достижение необходимого уровня взаимодействия детского сада и семьи в популяризации детского экспериментирования.

Форма проведения: семинар-практикум.

Участники: воспитатель Романова Елена Николаевна, родители воспитанников средней «А» группы.

Девиз моей работы: «Для ребёнка, вместе с ребёнком, исходя из возможностей ребёнка»

Подготовительный этап:

Оформить выставку картотек опытов и экспериментов для детей дошкольного возраста, научно-познавательной и методической литературы.

Оформить выставку коллекций тканей, бумаги, пуговиц, ракушек, камней.

Провести анкетирование родителей на тему «Детское экспериментирование в семье : за или против?»

1. Приветствие

Игра «Давайте поздороваемся».

Родители по сигналу педагога начинают хаотично двигаться по группе и здороваются со всеми, кто встречается на пути. Здороваться надо определенным образом:

Когда я хлопну в ладоши, это будет означать следующее:

1 хлопок – здороваемся за руку.

2 хлопка – здороваемся плечиком.

3 хлопка – спинками.

Мне хотелось бы узнать с каким настроением вы пришли:

Если у вас хорошее настроение, поднимите зеленый кружок. Если у вас отличное настроение, поднимите желтый кружок. Если плохое - красный.

2. Вступительное слово.

Звучит песня из мультфильма «Осторожно обезьянки»

«В каждом маленьком ребенке».

Дети дошкольного возраста по природе своей - пытливые исследователи окружающего мира. Очень полезно не сообщать знания в готовом виде, а помочь ребенку получить их самостоятельно, поставив небольшой опыт. В этом случае детский вопрос превращается в формулирование цели.

Возникает проблема - и мы превращаемся в исследователей, а может даже и в волшебников, которые раскрывают тайны окружающего мира. Очень важно, чтобы опыт или эксперимент был интересен всем участникам.

В своей работе я стараюсь занимать позицию старшего друга, помогаю в проведении опыта, даю совет или рекомендации, вместе с ребенком осуществляю экспериментальные действия, если это необходимо. При ознакомлении с новым материалом, стараюсь удивить, ведь это самое сильное и стойкое эмоциональное чувство. То, что удивило – то запомнилось. Удивление влечёт за собой стремление удивлять самому. А значит искать ответы на вопросы и пути совершенствования. Удивление - первоначальный источник познавательного процесса.

В процессе работы с детьми, выявилась проблема: родители (большинство) не осознают важности совместного с детьми наблюдения за окружающим миром, изменениями происходящими в природе, животном мире.

- А сейчас представим себе следующую ситуацию:

«Вечер. После ужина вся семья собралась в комнате. Дочь Яна 4 лет подходит к маме со словами: «Мама, а почему на улице стало темно?» Мама: «Потому что спать пора, ложись давай!» продолжая разговаривать по телефону. Девочка подходит к папе с тем же вопросом. Папа, сидя у телевизора, в ответ: «Тебе что мама сказала, иди спать, или лучше книгу посмотри, которую мы тебе вчера купили.» Девочка грустная выходит из комнаты.» Знакомая ситуация? Как можно было поступить маме и папе? (Выслушиваются ответы родителей).

Возникла необходимость вовлекать родителей в совместную с детьми экспериментальную работу.

Было проведено анкетирование. (Приложение 1.) Многие родители считают, что проще ответить на детский вопрос, или просто отмахнуться, нежели заниматься наблюдением или экспериментом. Необходимо было объяснить, что преодолевая трудности, возникающие по ходу проведения эксперимента, наблюдения дети развивают волю, терпение, и способность отстаивать своё собственное мнение.

Анкетирование помогло мне определить ваше отношение к познавательно-исследовательской активности Вашего ребенка, и вот что показали результаты:

Постоянно занимаются с детьми экспериментированием - 65 % родителей

Редко экспериментирует - 23 % родителей

Никогда не занимаются экспериментированием - 12 % родителей.

Создают условия ребенку для исследовательской деятельности - 54 % родителей.

Запрещают исследования, относятся с неодобрением к тому, что ребёнок что-то делает не так (разливает воду, пачкает и др.) - 36 % родителей.

Чтобы привлечь всех родителей к этой увлекательной деятельности, мы с ребятами приготовили для вас небольшую презентацию на тему: «Наши опыты и эксперименты в детском саду». Может быть, после просмотра этого небольшого фильма вам тоже захочется заняться с вашим ребенком чем-нибудь занимательным.

Демонстрация презентации.

Мне бы хотелось услышать ваше мнение об увиденном (высказывания родителей). Вы наглядно убедились, что все это очень несложно, все это вы можете повторить дома вместе с детьми, для этого не требуется больших усилий, только желание, немного фантазии и конечно, некоторые научные знания. Поверьте мне, Вашим малышам очень понравится.

Теоретический этап.

Любое место в квартире может стать местом для эксперимента. Например, ванная комната. Во время купания ребёнок может узнать много интересного о свойствах воды, мыла, о растворимости веществ. Например, что быстрее раствориться в воде:

- морская соль,

- пена для ванны,

- хвойный экстракт,

- кусочки мыла и т. п.

Кухня – это то место, где ребёнок мешает родителям, особенно маме, когда она готовит еду. Если у вас двое или трое детей, можно устроить соревнования между юными физиками. Поставьте на стол несколько одинаковых ёмкостей, низкую миску с водой и поролоновые губки разного размера и цвета. В миску налейте воды, примерно на 1, 5 см. Пусть дети положат губки в воду и угадают, какая из них наберёт в себя больше воды. Отожмите воду в приготовленные баночки. У кого больше? Почему? Можно ли набрать в губку воды столько, сколько хочешь? А если предоставить губке полную свободу? Пусть дети сами ответят на эти вопросы. Важно только, чтобы вопросы ребёнка не оставались без ответа. Если вы не знаете точного (научного) ответа, необходимо обратиться к справочной литературе.

Эксперимент можно провести во время любой деятельности. Например, ребёнок рисует. У него кончилась зелёная краска. Предложите ему попробовать сделать эту краску самому. Посмотрите, как он будет действовать, что будет делать. Не вмешивайтесь и не подсказывайте. Догадается ли он, что надо смешать синюю и жёлтую краску? Если у него ничего не получится, подскажите, что надо смешать две краски. Путём проб и ошибок ребёнок найдёт верное решение. К тому же, в ходе экспериментирования, он может получить ещё несколько новых оттенков.

Интересные эксперименты можно организовать с растениями. Весной старайтесь привлечь детей к высаживанию овощей, цветов. При организации детского экспериментирования с некоторыми предметами и веществами соблюдайте правила безопасности. Перед проведением опыта обязательно напомните детям об этих правилах, объясните последствия невыполнения правил.

ПОМНИТЕ! ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ЭКСПЕРИМЕНТА ГЛАВНОЕ - БЕЗОПАСНОСТЬ ДЛЯ ВАС И ВАШЕГО РЕБЁНКА.

Хочется уточнить, что существует две формы детского экспериментирования : познавательная (т. е. направленная на получение новых сведений и знаний) и продуктивная (т. е. направленная на получение новых конструкций, рисунков, сказок) .

Для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию помните следующее :

- поощряйте любопытство, которое порождает потребность в новых впечатлениях, любознательность;

- предоставляйте возможность ребенку действовать с разными предметами и материалами, поощряйте экспериментирование с ними, формируя в детях мотив, связанный с внутренними желаниями узнать новое;

- объясняйте ребенку причины своих запретов и помогите определить, что можно или как можно;

- положительно оценивайте деятельность ребенка, его волевые усилия и активность.

Дорогие родители, проявляя заинтересованность к деятельности ребенка, беседуйте с ним о его намерениях, целях (это научит его целеполаганию, о том, как добиться желаемого результата (это поможет осознать процесс деятельности). Расспросите о результатах деятельности, о том, как ребенок их достиг (он приобретет умение формулировать выводы, рассуждая и аргументируя) .

В детском саду мы уделяем много внимания детскому экспериментированию : организуем исследовательскую деятельность детей, создаём специальные проблемные ситуации. В нашей группе созданы условия для развития детской познавательной деятельности: в центре активности имеются материалы для экспериментирования : бумага разных видов, ткань, специальные приборы (весы, часы и др., неструктурированные материалы (песок, вода, карты, схемы и т. п. Все эти и многие другие материалы и приборы обязательно нужно иметь и дома. Не бойтесь быть Плюшкиными, не выбрасывайте сломанные часы и механические игрушки, баночки, флакончики, пузырьки, коробочки, фантики и пробки, поверьте, для ваших малышей это – настоящий клад, своеобразный источник знаний, прекраснейший материал для исследования.

Практический этап.

Как говорят в народе: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». А я добавлю: «Ещё лучше всё это сделать самому». Поэтому предлагаю вам пройти в нашу исследовательскую лабораторию, где вы самостоятельно сможете провести некоторые несложные эксперименты, а затем дома повторить их вместе со своими малышами:

1. «Тонет – не тонет, плавает».

Как думаете, утонет бутылка или нет? Что будет, если набрать в нее воды? Сколько, по-вашему, воды нужно набрать, чтобы бутылка утонула? Если прижмешь, а потом отпустишь, что будет? Проведение данного опыта поможет ребёнку понять, что такое объем, делать открытия и смелее экспериментировать.

2. «Волшебные краски» (Смешивание цветов) .

Потребуется несколько стаканов, наполненных чистой водой, три баночки с концентрированным раствором красок разного цвета – красной, желтой, синей. Ложкой добавляем в каждый стакан немного разной краски. Обращаем внимание ребенка на то, какой цвет приобрела вода: в одном стакане стала розовой, в другом – желтой, в третьем – синей. Добавляем еще той же краски так, чтобы ребенок убедился: вода стала ярче и темнее.

Следующий этап: смешивание красок разного цвета совместно с детьми. Малыши должны убедиться: при смешивании получаются новые цвета. Если к синей добавить желтой, получится зеленая вода; если в красную воду добавить синей краски, получится фиолетовая.

3. «Танцующая фольга».

Нарежьте алюминиевую фольгу (блестящую обертку от шоколада или конфет) очень узкими и длинными полосками. Проведите расческой по своим волосам, а затем поднесите ее вплотную к отрезкам.

Полоски начнут "танцевать". Это притягиваются друг к другу положительные и отрицательные электрические заряды.

Ну а чтобы вас немного развеселить, покажу вам фокус – эксперимент с воздушным шариком : попробую проткнуть его, и он не лопнет. Беру надутый шарик, по бокам которого наклеены кусочки скотча и спицей прокалываю в местах, где приклеен скотч насквозь, шарик не лопается, он сдувается. Почему? Скотч не позволяет резине сжаться. Под большим давлением воздуха в шаре при проколе, воздух пытается выйти быстрее наружу, а так как резина натянута, то это приводит к тресканью (начинает рваться) резины!

4 .«Вулкан»

Шаг 1: всыпать в жерло вулкана, две чайные ложки соды.

Шаг 2: добавить в нее кофейную ложку гуаши красного цвета и тщательно перемешать до однородного насыщенного цвета.

Шаг 3: в полученную окрашенную воду добавить 5 капель моющего средства, перемешать.

Шаг 4:добавить две столовые ложки уксуса, затем вливает полученную смесь в жерло вулкана.

Внимание! Во время последней операции рекомендуется отступить на шаг назад.

Заключительный этап.

Посвящение родителей в Главных помощников юных исследователей (вручение шуточного удостоверения).

Вручение памятки «Варианты совместной исследовательской деятельности детей и родителей в ходе использования естественных ситуаций дома» всем участникам семинара-практикума.

Я прошу всех подойти ко мне, встать в кружок и расставить руки в стороны. А теперь мысленно положите на левую руку все то, с чем вы пришли сегодня на семинар-практикум : свой багаж мыслей, знаний, опыта.

А на правую руку – то, что получили нового.

Я благодарю вас за работу и в заключении хотелось бы услышать ответы на следующие вопросы:

- Что вы узнали для себя нового?

- Было ли вам интересно?

Приложение 1.

Анкета для родителей.

Уважаемые родители! Цель данной анкеты: выявить отношение родителей к поисково-исследовательской активности детей.

1. Как Вы думаете, в Вашем ребёнке проявляется исследовательская активность? Если да, то в чём именно?

2. С какими предметами и материалами любит экспериментировать Ваш ребёнок (с водой, с мылом, с бумагой, с зеркалом, природным материалом. и т. п.)

3. Какое участие Вы принимаете в экспериментальной деятельности Вашего ребёнка?

4. Как Вы думаете, нужно ли поддерживать в ребёнке желание экспериментировать? Почему?

5. Насколько эмоционально ребенок относится к интересному для него занятию, связанному с экспериментированием, наблюдением? (очень эмоционально, когда как, эмоции ярко не выражены) Другое.

6. Часто ли ребенок задает вопросы? Какие именно?

7. Дожидается ли ответа на поставленный вопрос?

8. Присутствуют ли в речи вопросы-цепочки (за одним вопросом следует другой, возможно третий, относящийся к одной теме)

Спасибо за сотрудничество!

Приложение 2.

Памятка для родителей по развитию любознательности.

1. Внимательно относитесь к детским вопросам.

2. Не раздражайтесь из – за них на ребёнка, не запрещайте их задавать.

3. Всё время прививайте ребёнку познавательные интересы и мотивы.

4. Организуйте совместные походы в театры, на выставки, в музеи.

5. Проводите постоянные прогулки на природу: в парк, сквер, к водоёму, в лес.

6. Поощряйте экспериментирование детей.

7. Мастерите с детьми поделки из природного, бросового, материала, бумаги, картона и т. д.

8. Читайте детям природоведческую литературу, беседуйте по её содержанию.

Приложение 3.

ПАМЯТКА

«Варианты совместной исследовательской деятельности детей и родителей в ходе использования естественных ситуаций дома»

1. ВО ВРЕМЯ КУПАНИЯ. В ванной комнате разрешить играть с пустыми баночками, флаконами, мыльницами (Куда больше воды поместилось? Куда вода легче набирается? Почему? Откуда воду легче вылить? Чем быстрее набрать воду в ванночку ведром или губкой) Это поможет ребенку исследовать и определять характеристику предметов, развивать наблюдательность.

2. ВО ВРЕМЯ УБОРКИ КОМНАТЫ. Спросить у ребё нка: «Как ты считаешь, с чего нужно начать? Что для этого нужно? Что ты сделаешь сам? В чем тебе понадобится помощь?» Подобная ситуация развивает наблюдательность, умения планировать и рассчитывать свои силы.

3. ВО ВРЕМЯ ПОЛИВКИ ЦВЕТОВ. Поинтересуйтесь у малыша: «Всем ли растениям надо одинаково поливать? Почему? Можно ли побрызгать все растения водой, а рыхлить землю у всех растений?» Это поможет воспитать бережное отношение к природе и сформировать знания о растениях, способах ухода за ними.

4. В ХОДЕ ПРОВЕДЕНИЯ РЕМОНТА. УЗНАЙТЕ МНЕНИЕ РЕБЁ НКА: «Какого цвета обои ты хотел бы видеть в своей комнате? На что бы тебе приятно было смотреть? Как думаешь, где лучше всего повесить твои рисунки?» Это поможет ребенку научиться высказывать суждения, фантазировать, аргументировать свою точку зрения.

5. ОДНАЖДЫ НА КУХНЕ… Возьмите банку, налейте воды до половины, растворите в ней 2 столовые ложки соли. Возьмите сырое яйцо и погрузите его в получившийся соляной раствор. Яйцо всплывает! Это происходит потому, что соленая вода тяжелее обычной и тяжелее, чем собственно яйцо. А теперь попробуйте взять стакан сырой воды и постепенно подливайте ее в банку с соляным раствором и яйцом. Яйцо начнет медленно погружаться, пока не ляжет на дно, как затонувший корабль. Подливая простую воду, вы уменьшаете ее вес, яйцо становится тяжелее воды и поэтому тонет.

В процессе экспериментирования Ваш ребенок получит возможность удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя ученым, исследователем, первооткрывателем. При этом Вы будете равноправным партнером, соучастником деятельности, а это в свою очередь даст возможность ребенку проявить собственную исследовательскую активность. Желаем Вам успехов!

Список литературы:

1. Савенков, А. И. Детское исследование как метод обучения старших дошкольников» : Лекции 5–8. — М. : Педагогический университет «Первое сентября». - 2007. — 92 c.

2. Савенков, А. И. Методика исследовательского обучения дошкольников / Серия: - Издательство: Дом Федорова. – 2010.

3. Харитонова Л. Исследовательская деятельность дошкольника / Л. Харитонова // Дошкольное воспитание. -2001 г. - № 7.

4. Н. М. Зубкова “Воз и маленькая тележка чудес” (Опыты и эксперименты для детей 3 – 7 лет).

5. Л. Н. Прохорова “Организация экспериментальной деятельности дошкольников: методические рекомендации”

6. Материалы интернет-сайтов.

Публикации по теме:

Семинар-практикум для педагогов «Стресс и как с ним бороться» Цель: повышение компетентности педагогов в вопросах борьбы со стрессовыми состояниями. Задачи: 1. Формирование представлений о стрессе.

Семинар-практикум для родителей «Дети и творчество»Семинар-практикум для родителей «Дети и творчество» Цель. Создание условий для повышения компетентности родителей по вопросу влияния развития творческих способностей детей на общее развитие.

Семинар-практикум для родителей «Пластилинография» Семинар – практикум для родителей «Пластилинография и ее значение для развития ребенка» Цель: Предоставить родителям знания о пластилинографии.

Семинар-практикум для воспитателей: «Театрализованная деятельность в ДОУ»Семинар-практикум для воспитателей: «Театрализованная деятельность в ДОУ» Семинар-практикум для воспитателей: «Театрализованная деятельность в ДОУ»Цель: систематизация знаний педагогов по организации театральной.

Семинар-практикум «Использование ТРИЗ-технологии в ДОУ»Семинар-практикум «Использование ТРИЗ-технологии в ДОУ» Внедрение инновационных технологий в образовательный процесс ДОУ - важное условие достижения нового качества дошкольного образования в процессе.

Семинар — практикум «Карельские посиделки»Семинар — практикум «Карельские посиделки» На базе нашего детского сада провели семинар - практикум «Карельские посиделки», в котором принимали участие дети подготовительной группы,.

Семинар-практикум «Конфликты и взаимодействия» Здравствуйте, уважаемые друзья и гости моей странички! Хотелось бы поделиться с вами семинаром -практикумом, который я провела с воспитателями.

Семинар-практикум «Обучение с увлечением». ФотоотчетСеминар-практикум «Обучение с увлечением». Фотоотчет Семинар-практикум «Обучение с увлечением». фотоотчетВ феврале посетила районное методическое объединение для воспитателей подготовительных.

Семинар-практикум «Умение слышать и слушать» Семинар – практикум" Умение слышать и слушать""Самая большая роскошь – это роскошь человеческого общения. Без умения слушать и слышать полноценное.

«В мире звуков и слов». Семинар-практикум в старшей группе компенсирующей направленности«В мире звуков и слов». Семинар-практикум в старшей группе компенсирующей направленности Семинар - практикум в старшей группе компенсирующей направленности «Пчелки» на тему «В мире звуков и слов» Цель: повысить компетентность.

Автор публикации:
Семинар-практикум по экспериментированию «Не бойтесь быть Плюшкиным» в средней группе
Опубликовано: 13 декабря 2019 в 14:54
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД