Семинар-практикум «Проблема взаимосвязи и преемственности в работе учителей-логопедов в системе детский сад — школа»

Елена Бабешкина
Семинар-практикум «Проблема взаимосвязи и преемственности в работе учителей-логопедов в системе детский сад — школа»

Проблема взаимосвязи и преемственности в работе учителей – логопедов в системе детский сад – школа существует и очень остро. Начнём с того почему мы обращаем внимание на речевое развитие: во – первых – это показатель уровня культуры и интеллекта ; во – вторых от того насколько развита речь ребёнка зависит его успешность и обучение в целом ; и в – третьих, развитие ребёнка,имеющего речевые нарушения во многом зависит от квалификации специалистов к которым ребёнок попадает в дошкольной организации и школе, и от их тесного взаимодействия. Преодолевая речевые нарушения в работе со специалистами ребёнок становится эмоциональным, пытливым, отзывчивым, легко идёт на контакт с окружающими, и конечно же становится успешным. Для того чтобы это произошло нужна в первую очередь ранняя диагностика. Далее для осуществления комплексного подхода к коррекции речевых нарушений необходима действенная преемственность в работе двух очень важных звеньев – дошкольной и школьной логопедических служб. Их тесное взаимодействие поможет логопедам дошкольных организаций с одной стороны более чётко представить трудности возникающие у детей в процессе обучения в школе и познакомиться с направлениями и методами работы на школьном логопункте, а с другой – целенаправленно построить свою работу. В свою очередь зная этапы работы друг друга специалисты будут строить свою коррекционную работу поэтапно и не будут дублировать друг друга. Такая тесная связь в работе нашей дошкольной организации и школы № 1 осуществляется путём проведения совместных мини – педсоветов, консультаций, где решаются организационные, методические вопросы. А также проводятся консультации для родителей, дети которых не посещают логопункты. К концу учебного года передавая детей на школьный логопункт для продолжения коррекционной работы вместе с логопедом школы отслеживаем результаты работы данных детей на протяжении всех этапов коррекции. Такая работа ведётся только в отношении первой школы, дети нуждающиеся в дальнейшей коррекционной работе уходящие в другие школы остаются без дальнейшего сопровождения.

Трудности возникают в неохваченной части детей целенаправленной дошкольной подготовки в логопедическом плане, это приводит к тому, что дети приходят в школу с нарушениями восприятия звуков, звукопроизношения и несформировавшимися процессами языкового анализа и синтеза. Чаще всего, с такими детьми логопедическая работа начинается лишь на школьном логопункте. Поэтому дальнейшая коррекционная работа должна строиться дифференцированно. Таким образом, перед логопедами и учителями стоит сложная задача, сопряжённая с необходимостью дифференцированного обучения детей.

Далее рассмотрим что такое преемственность с позиции школы – это опора на те знания, навыки и умения, которые имеются у ребёнка, пройденное осмысливается на более высоком уровне. Организация работы в школе должна происходить с учётом дошкольного понятийного и операционного уровня развития ребёнка. А преемственность со стороны детского сада – это ориентация на требования школы, формирование тех знаний, умений и навыков, которые необходимы для дальнейшего обучения в школе. Поэтому чтобы подготовить ребёнка к школе мы должны знать запросы учителя, какого ученика он хочет получить на конечном этапе.

Включение элементов логопедической работы в учебный процесс в значительной мере дополняет работу логопеда и повышает роль учителя в преодолении речевых недостатков. Поэтому в нашей совместной комплексной работе необходимо участие учителей начальных классов.

Большая часть учащихся приходят в школу с явными или незначительными дефектами речи, особенно с нарушением звуковой стороны речи, что ведёт к таким нарушениям как дисграфия и дислексия (нарушения чтения и письма). Педагогу с первых дней обучения в школе следует включать в процессе обучения элементы логопедической работы, постепенно усложняя, индивидуализируя работу, видя постоянный учёт речи детей. Нужно помнить, что в процесс работы над произношением важное значение имеет слух и фонематическое восприятие ; моторика речевого аппарата, т. е. подвижность органов речи.

Приведу примеры использования игровых методов при работе над согласными звуками: «Узнай звук» (педагог называет слова или показывает картинки, а дети узнают слова с заданными звуками, хлопают, затем проговаривают эти слова, «Придумай слово на заданный звук», «Найди слово» (дети слушают рассказы, потом находят слова с указанными звуками) и т. д. Далее нужно уделять внимание не только коррекции устной речи, но и правильному развитию письменной речи. Трудности обучения письму связаны с нарушениями зрительного и фонематического восприятия. Работа над развитием восприятия строится в игровой форме, но носящей обучающий характер. Приведу конкретные примеры: развитие зрительного восприятия форм «Из каких фигур нарисованы флажки», «Чем похожи домики» ; развитие фонематического восприятия «Склеенное слово» (выделение отдельных слов из квазислова, «Сравни слово», «Допиши букву» (закрепление начертания рукописных букв, соотнесение их со звуками, «Волшебный домик» (развивать умение определять последовательность букв в слове, «Будь внимателен» (закрепление начертания заглавных букв) и т. д.

В общем, проблема взаимосвязи и преемственности в работе логопедов детского сада и школы является одной из самых существенных проблем нашего образования и общества, так как сейчас как никогда возрос процент детей с речевыми патологиями. В настоящее время логопеду детского сада, который является начальной ступенью на лестнице коррекции, в одиночку не справится с этим заданием, необходимо полное взаимодействие семьи ребёнка, воспитателей, психолога, так и педагогов и логопедов следующей ступени – это школы. Важна действенная преемственность в работе двух очень важных звеньев – дошкольной и школьной логопедических служб. Предлагаю совместный план работы по программе преемственности.

Время проведения. Совместная работа педагогов и логопедов. Работа с детьми. Работа с родителями.

Сентябрь Первые дни ребёнка в школе (посещение занятий) Родительское собрание, тема: «Что должен знать взрослый обучающий ребёнка основам грамоты».

Октябрь Посещение занятий в детском саду.

Ноябрь Круглый стол обмен впечатлениями. Совместное логопедическое развлечение. Круглый стол, тема: «Готовим ребёнка с проблемами в речевом развитии к школе»

Декабрь Обмен опытом, мини – педсовет.

Январь Подведение итогов работы за первое полугодие. Соревнование «Весёлые старты». С участием родителей.

Февраль. Совместное методическое объединение.

Март.

Взаимное посещение занятий, уроков. Экскурсия по школе «Я – будущий первоклассник».

Апрель. Родительское собрание, тема: «Психологическая готовность ребёнка к школе».

Май. Подведение итогов работы за второе полугодие. Выпускной бал «До свидания, детский сад».

Литература

1. Ананьев Б. Г. Проблемы обучения и воспитания в начальной школе. – М.: Знание,1960г. с. 156.

2. Бородич А. М. Методика развития речи детей. – М.: Просвещение,1974г. с. 256.

3. Венгер Л. А. ,Марциновская Т. Д. ,Венгер А. Л. Готов ли ваш ребёнок к школе? – М.: Знание, 1994г. с. 192.

4. Виноградова Н. Ф. Современные подходы к реализации преемственности между дошкольным и начальным звеньями системы образования. \\ Начальная школа. 2000.№1.- М.: Педагогика. 2001 г.

5. Ястребова А. В. Коррекция нарушений речи у учащихся общеобразовательной школы – М.: Просвещение, 1984г. с. 159.

Публикации по теме:

Проблема преемственности дошкольного и начального образования ПРОБЛЕМА ПРЕЕМСТВЕННОСТИ ДОШКОЛЬНОГО И НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В статье рассматриваются проблемы преемственности дошкольного и начального.

Частушки для учителей-логопедов, участвующих в различных конкурсах Задали задание, Ответное послание Много мы не говорили И частушки сочинили. *** На конкурс замечательный, Придумали занятия, Вот ещё бы.

Консультация для учителей-логопедов «Логоритмика как средство коррекции речи дошкольников» «Логоритмика как средство коррекции речи дошкольников» Здоровье – это состояние человека, которому свойственно не только отсутствие болезни.

Консультация для учителей-логопедов и воспитателей «Загадки дошколят (ТРИЗ)» КОНСУЛЬТАЦИЯ для учителей-логопедов и воспитателей коррекционных групп Загадки дошколят (ТРИЗ) Учитель-логопед, Чепурнова Надежда Викторовна.

Консультация на РМО учителей-логопедов «Инновационные технологии на этапе развития мелкой моторики»Консультация на РМО учителей-логопедов «Инновационные технологии на этапе развития мелкой моторики» Одним из условий хорошего физического, нервно-психического и речевого развития ребенка является развитие ручных умений, или как принято.

Консультация на РМО учителей-логопедов «ИКТ в работе учителя-логопеда»Консультация на РМО учителей-логопедов «ИКТ в работе учителя-логопеда» Мы живем в такое время, что компьютеры, уже заняли прочные позиции во многих областях современной жизни, и быстро проникли не только в дома,.

Консультативный пункт «Мамина школа». Семинар-практикум «Эмоциональный мир ребенка 4–5 лет» Ребенок-дошкольник в четыре-пять лет обладает богатым и разнообразным эмоциональным миром, он глубоко чувствует, его переживания прежде.

Фотоотчет о заседании методического сообщества учителей-логопедовФотоотчет о заседании методического сообщества учителей-логопедов Буквально несколько дней назад состоялось методическое объединение сообщества учителей- логопедов г. Чебоксары. Речь шла о приемах коррекционной.

Проблема преемственности речевого развития Реализация принципа преемственности между детским садом и школой в развитии речи, обучение родному языку является важнейшей проблемой российского.

Семинар-практикум «Детский сад и семья. Аспекты взаимодействия в условиях ФГОС»Семинар-практикум «Детский сад и семья. Аспекты взаимодействия в условиях ФГОС» Творческая мастерская: «Шаг в мир детской игры» Воспитатель : Курзова Ольга Михайловна Учитель-дефектолог : Виноградова Елена Брониславовна.

Библиотека изображений:
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Макеты своими руками. Шаблоны макетов на МААМ
  • Профессии и труд
Автор публикации:
Семинар-практикум «Проблема взаимосвязи и преемственности в работе учителей-логопедов в системе детский сад — школа»
Опубликовано: 5 марта 2018 в 14:12
+18Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
15 октября. День даров Фрёбеля на МААМ

Немецкий дошкольный педагог XIX века Фридрих Фрёбель придумал сам термин «детский сад». Это название стало частью его мировоззрения: что ребёнок похож на цветок, который надо заботливо выращивать,...

15 октября. Всемирный день мытья рук

В 2008 году прошло первое «мировое мытье рук». В этой акции участвовало 120 миллионов детей из 70 стран мира. Взрослые рассказывали малышам, зачем нужно мыть руки с мылом, а дети под их наблюдением...

Детский мастер-класс по ручному труду «Зонтик для Осени»
Детский мастер – класс по ручному труду «Зонтик для Осени» ребята выполняли в смешанных техниках – аппликация и природный материал – разноцветные...
Наш цветник в детском саду
Трудно представить себе детский сад летом без цветочных клумб. Они способны преобразить даже самый скучный участок и добавить в него ярких, радующих глаз...
Художественно-познавательный проект в старшей группе детей с ООП «Знакомство с...
Художественно-познавательный проект в старшей группе ( 5- 6 лет) детей с ООП Проектная идея: Провести цикл мероприятий по художественно-эстетической и...