Получи документы

Семинар-практикум «Развитие фонематических процессов посредством использования игр и игровых упражнений в работе логопеда»

Юлия Кочегарова
Семинар-практикум «Развитие фонематических процессов посредством использования игр и игровых упражнений в работе логопеда»
▼ Скачать + Заказать документы

Цель семинара – практикума : формирование мотивации у воспитателей по овладению практическими знаниями и умениями по развитию фонематического восприятия через использование игр, игровых упражнений.

Задачи:

1. Раскрыть значение развития фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста.

2. Выявить типичные ошибки при обучении грамоте детей старшего дошкольного возраста.

2. Приобщать воспитателей к использованию в своей работе с детьми игр и игровых упражнений, как средства для развития фонематического восприятия.

Публикация «Семинар-практикум „Развитие фонематических процессов посредством использования игр и игровых упражнений в работе логопеда“» размещена в разделах

План семинара :

1. «Развитие фонематического восприятия через использование игр и игровых упражнений в подготовке детей к обучению грамоте (доклад + презентация).

2. Экспресс-тест «Поверь себя»

3. Работа в микрогруппах

а) «В игру играем, фонематические процессы развиваем»

б) «Найди ошибки»

4. Подведение итогов семинара-практикума.

Ход СЕМИНАРА

1. ВЫСТУПЛЕНИЕ ЛОГОПЕДА

Важнейшим компонентом успешной работы дошкольников по овладению грамотой является сформированность фонематических процессов :

Фонематический слух – способность воспринимать звуки речи, благодаря которым осуществляется различение слов, близких по звучанию: рак-лак-мак. Этот термин был введен Л. С. Выготским.

Как проверить, развит ли он у ребенка.

Предлагаем по картинкам: покажи, где коза, а где коса, ложки-рожки.

• Хлопни в ладоши, если услышишь звук С.

Если развит фонематический слух, то ребенок различает смысл сказанного взрослым. В норме фонематический слух у ребенка должен быть развит до 4 лет.

На основе фонематического слуха мы формируем фонематическое восприятие.

Д. Б. Эльконин ввел термин «фонематическое восприятие», которое включает в себя 3 операции:

• умение определять линейную последовательность звуков в слове;

• умение определять позицию звука в слове по отношению к его началу, середине или концу;

• осознание или подсчет количества звуков в слове.

Фонематическое восприятие – специальные умственные действия по различению фонем, установлению звуковой структуры слова.

Отвечает на вопросы:

Сколько слогов в слове «сок»?

Сколько в нем звуков?

Какой согласный звук стоит в конце слова?

Какой гласный звук в середине слова?

Фонематическое восприятие формируется в процессе специального обучения.

Позже Д. Б. Эльконин выделил из фонематического восприятия фонематический анализ, мы его называем звуковой анализ.

Звуковой анализ - умственные действия по анализу звуковой структуры слова – разложение его на последовательный ряд звуков, подсчет их количества, классификация. Аналогично под фонематическим синтезом мы будем понимать умственные действия по синтезу звуковой структуры слова – слияние отдельных звуков в слоги, а слоги в слова.

Однако сейчас принято объединять эти два понятия.

В настоящее время появилось много авторских программ и методических разработок по обучению грамоте детей дошкольного возраста, причем не всегда высокого качества.

Отдельные составители образовательных программ, педагоги, не знакомые с закономерностями развития письменной речи, допускают серьезные методические ошибки. Например:

• Смешивают понятия «звук» и «буква», что затрудняет процессы звукобуквенного анализа и синтеза;

При звуковом анализе выделяют 4 гласные буквы, которые иногда образуют сразу два звука, а не один. Эти буквы: "Е", "Ё", "Ю", "Я". Их называют йотированными.

• Наблюдается произвольное знакомство с буквами без учета онтогенеза обозначаемых ими звуков (т. е. последовательности их развития, что приводит к искажению, заменам, пропускам звуков при чтении и затрудняют восприятие текста;

Поэтапность появления звуков у детей отображена в таблице. Именно этот принцип следует сохранять при составлении рабочей программы по грамоте.

Последовательность появления звуков у детей

Возраст 1-2 года 2-3 года 3-4 года 5-6 лет

Звуки А

О

Э

П

Б

М И Ы У

Ф В

Т Д

Н

К Г

Х

Й С З Ц

Ш Ж

Ч Щ Л Р

• Названия согласных букв дается дошкольникам в алфавитной транскрипции [БЭ, ЭМ, КА, ЭЛЬ]. Или названия согласных даются с призвуками [СЭ, КЭ]. И то и другое приводит к соответствующему воспроизведению фонетического ряда читаемого слова [ЭМАЭМА] или [МЭАМЭА] вместо слова МАМА, [СЭТЭУЛЭ] вместо слова СТУЛ;

• не учитываются правила орфоэпии (классическое правильное произношение слов; принятые правила произношения звуков и сочетаний звуков в словах) :

По этим правилам мы знаем, что

- звонкие согласные на конце слова оглушаются ЗУБ - [ЗУП], таз – «тас», снег – «снек»,

- глухие согласные в середине слова могут озвончаться просьба – «прозьба»,

-мягкий согласный может смягчать предыдущий твердый согласный ветви- «ветьви»

- удвоенная согласная буква обозначает один звук: шоссе, Анна.

- гласные звуки в предударной позиции произносятся по-другому КОМОК - [КАМОК], огурец- «агурец», шестой – «шистой», петух – «питух»

Вывод: речевой материал для звукового анализа необходимо подбирать так, чтобы его произношение совпадало с написанием (памятка «Слова для звукового анализа») :

прямые и обратные слоги (АМ, ПА)

трехбуквенные односложные слова (СОК, СУК)

двусложные (УСЫ, ОСЫ, УХА; САНИ, КОСЫ.)

трехсложные (МАЛИНА) слова,

слова со стечением согласных (СТУК, САНКИ, ВОЛК)

Допуская эти ошибки, у детей при обучении грамоте могут возникнуть противоречия, что в последствии приведет к нарушению письма и чтения.

Таким образом, при обучении детей грамоте, педагоги должны иметь соответствующие знания. Предлагаю выполнить экспресс-тест «Поверь себя» (приложение № 1) :

3. РАБОТА В МИКРОГРУППАХ

Презентация логопеда авторской игры «Звуковой коврик» (приложение № 2)

Практическое упражнение : выкладываем коврик со словами, в которых звук «О» стоит в начале слова

Давайте проверим себя.

окно омут овцы обезьяна

озеро Олег очки осень

Оля сноп пальто овощи

огурец остров ослик Овечка

«Найди ошибки» (приложение № 3)

Очень часто мы используем готовые пособия и наглядные материалы, иногда скачиваем из интернета. К сожалению, очень часто этот материал выполнен или оформлен методически не грамотно. Предлагаю вам найти ошибки, и объяснить их:

- распечатанные задания из интернета для изучения звуков, букв;

- ошибки в звуковой схеме;

- кубики, фишки, при обозначении символов букв;

Вывод: рассмотрим советы:

• не брать изучение букв в обязательном порядке в старшей группе;

У детей в возрасте от 3 до 5 лет наблюдается повышенная чувствительность к звуковой стороне речи. В дальнейшем такая восприимчивость теряется, поэтому важно именно в этом возрасте развивать фонематический слух и речевое восприятие, а не предлагать сразу буквы.

• не брать йотированные гласные, Ь, Ъ в старшей группе, в подготовительной изучают в конце года;

4. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ СЕМИНАРА-ПРАКТИКУМА.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ :

1. Агапова И. А., Давыдова М. А. Мир родного языка: игры-занятия, развлечения, инсценировки, викторины по развитию речи дошкольников. – М., 2008.

2. Агранович З. Е. В помощь логопедам и родителям. Сборник домашних заданий для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников. – СПб., 2010.

3. Дербина А. И., Кыласова Л. Е. Логопедическая группа : игровые занятия с детьми 5-7 лет. – Волгоград: «Учитель», 2016.

4. Кондратенко И. Ю. Произносим звуки правильно. Логопедические упражнения. – М., 2014.

5. Кузнецова Е. В., Тихонова И. А. Обучение грамоте детей с нарушением речи. Конспекты занятий. – М., 2009.

6. Новоторцева Н. В. Развитие речи детей. — Ярославль: ТОО «Гринго», 1995.

7. Развивающие технологии в логопедии / В. М. Акименко. — Ростов н/ Д : Феникс, 2011. — 109, [2] с. : ил. — (Сердце отдаю детям).

8. Ушакова О. С. Придумай слово: речевые игры и упражнения для дошкольников. – М., 2014.

9. Юрчишина В. Д. Вижу, читаю, пишу. Конспекты занятий по обучению грамоте дошкольников подготовительной группы ДОУ. – М., 2012.

10. https://doshvozrast.ru/metodich/konsultac123.htm

Публикации по теме:

Развитие речи младших дошкольников посредством организации игровых упражнений и развивающих игр. Отчёт по самообразованиюРазвитие речи младших дошкольников посредством организации игровых упражнений и развивающих игр. Отчёт по самообразованию Речь – исторически сложившаяся форма общения людей посредством языка. Ребёнок усваивает язык в процессе общения со взрослыми и учится.

Фототчет «Семинар-практикум «Развитие творческой индивидуальности»Фототчет «Семинар-практикум «Развитие творческой индивидуальности» Уважаемые коллеги предлагаю вашему вниманию фототчет о моем посещении окружного семинара- практикума "Развитие творческой индивидуальности:.

Консультация для педагогов «Развитие фонематических процессов у детей со стертой дизартрией»Консультация для педагогов «Развитие фонематических процессов у детей со стертой дизартрией» Цель: познакомить педагогов с понятием «фонематические процессы» у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Педагогов, родителей.

Опыт использования дистанционного обучения в работе логопедаОпыт использования дистанционного обучения в работе логопеда Опыт использования дистанционного обучения в работе логопеда Важность и необходимость непрерывного и системного обучения в работе с детьми,.

Рекомендации для родителей «Развитие внимания дошкольника посредством игр и игровых упражнений» Уважаемые родители! Пройдет совсем немного времени, и Ваш ребенок пойдет в школу, станет учеником. Очень важным моментом подготовки ребенка.

Семинар-практикум по работе с родителями «Знатоки природы» Тема: «Знатоки природы». Форма проведения: семинар- практикум. Аудитория: родители старшей возрастной группы. Количество участников: 16.

Семинар-практикум «Развитие речи и личности посредством сказкотерапии»Семинар-практикум «Развитие речи и личности посредством сказкотерапии» Я в этом году участвовала на районном семинар-практикуме "Развитие речи и личности через сказкотерапию". Решила поделиться с конспектом.

Семинар-практикум «Развитие творческих способностей дошкольников»Семинар-практикум «Развитие творческих способностей дошкольников» «Развитие творческих способностей дошкольников» Цель: совершенствование работы в ДОУ по художественно-эстетическому воспитанию, стимулировать.

Семинар-практикум «Секреты формирования речевого развития детей дошкольного возраста посредством лего-конструирования»Семинар-практикум «Секреты формирования речевого развития детей дошкольного возраста посредством лего-конструирования» Цель: Знакомство воспитателей с возможностями лего-конструирования в речевом развитии детей. Задачи семинара:• Дать общее представление о.

Весёлые «Звуковички». Дидактическая игра для развития фонематических процессовВесёлые «Звуковички». Дидактическая игра для развития фонематических процессов Нарушения в формировании фонетико-фонематического уровня у дошкольников к моменту школьного обучения затрудняют овладение программой по.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Семинар-практикум «Развитие фонематических процессов посредством использования игр и игровых упражнений в работе логопеда»
Опубликовано: 26 октября 2021 в 13:55
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Семинар-практикум «Развитие фонематических процессов посредством использования игр и игровых упражнений в работе логопеда»» (включая файлы) размещена пользователем Юлия Кочегарова (УИ 782039) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД