Получи документы

Семинар-практикум «Развитие коммуникативной компетентности педагогов ОДО в работе с родителями воспитанников»

Нечаева Олеся
Семинар-практикум «Развитие коммуникативной компетентности педагогов ОДО в работе с родителями воспитанников»

Семинар-практикум «Развитие коммуникативной компетентности педагогов ОДО в работе с родителями воспитанников».

Цель: актуализировать развитие профессиональной компетентности воспитателя.

Форма проведения: семинар-дискуссия.

Участники: педагоги ОДО.

План проведения:

I. Вводная часть:

1. Приветствие «Давайте поздороваемся»;

Публикация «Семинар-практикум „Развитие коммуникативной компетентности педагогов ОДО в работе с родителями воспитанников“» размещена в разделах

2. Рефлексия «Дерево».

II. Основная часть:

1. Актуальность темы;

2. «Оценка уровня общительности», результаты методики В. Ф. Ряховского;

3. «Вербальные средства общения»;

- практическая часть: упражнение «Выбери фразу».

4. «Невербальное средства общения»;

- практическая часть: упражнение «Язык глаз», упражнение «Идеальное общение».

III. Заключение:

1. Восточная притча;

2. Рефлексия «Дерево».

3. Вручение памяток «Примерный кодекс общения с родителями».

Вводная часть. Приветствие «Давайте поздороваемся».

– Здравствуйте те, у кого в этом месяце день рождения!

– Здравствуйте те, кто не хотел утром вставать с постели!

– Здравствуйте те, кто ждёт повышение зарплаты!

– Здравствуйте те, кто тоскует по морю и песку!

– Здравствуйте те, кто готов общаться!

– Такой способ здороваться способствует снятию мышечного напряжения и переключения внимания.

Рефлексия «Дерево».

Цель: личностное определение уровня развития коммуникативной компетенции перед предстоящей практической работой.

Ход: участникам предлагают изображения дерева. Инструкция: «Крона дерева символизирует высокий уровень развития коммуникативной компетенции, низ ствола – низкий. На стикере любого цвета напишите своё имя и прикрепите его к той части дерева, которая, по вашему мнению, определяет уровень вашей личной коммуникативной компетенции.

Основная часть.

Коммуникативная компетенция педагога

Профессиональная деятельность педагога дошкольного образования связана с необходимостью постоянного общения с широким кругом людей: детьми, разными индивидуально-психологическими характеристиками, родителями (законными представителями, имеющими различный образовательный и возрастной статус, коллегами, администрацией детского сада и т. д.

Это факт указывает на коммуникативную ответственность педагогов и повышенные требования к уровню их коммуникативных знаний и умений.

Педагогические работники, реализующего ГОС ДО, должны быть сформированы компетенции, необходимые для создания социальной ситуации развития воспитанников, соответствующей специфике дошкольного возраста. Данные компетенции предполагают обеспечение эмоционального благополучия каждого ребенка, организацию конструктивного взаимодействия детей в группе в разных видах деятельности, построение развивающего вариативного образования, ориентированного на зону ближайшего развития каждого воспитанника и учитывающего его психолого-возрастные и индивидуальные возможности и склонности, открытый характер образовательного процесса на основе сотрудничества с семьями воспитанников. Все это невозможно обеспечить, не обладая одной из ключевых компетенцией – коммуникативной.

Давайте подумаем над тем, что такое коммуникативная компетентность? (Педагоги предлагают свои варианты)

Коммуникативная компетенция - качество и эффективные способности общаться одного человека с другими людьми.

К сфере коммуникативной компетентности относится умение педагога взаимодействовать, выстраивать коммуникацию, но это не набор знаний и умений, а эффективность их применения в реальной образовательной практике. Быть компетентным – значит уметь мобилизовать имеющиеся знания, опыт, свое настроение и волю для решения проблемы в конкретных обстоятельствах

«Оценка уровня общительности», результаты методики В. Ф. Ряховского.

Общение происходит по двум психологическим каналам: словесному (речевому, вербальному) и эмоциональному (невербальному). Давайте попробуем представить наше общение с родителями в контексте этих двух каналов.

«Вербальные средства общения».

Вербальное (или речевое) общение – это «процесс установления и поддержания целенаправленного, прямого контакта между людьми при помощи языка».

Принципы построения речевой коммуникации.

Принцип кооперации («требование к собеседникам действовать таким образом, который соответствовал бы принятой цели и направлению разговора») предполагает, что вербальное общение должно:

– содержать оптимальное количество информации;

– содержать правдивые высказывания;

– соответствовать целям, предмету разговора;

– быть ясным (избегание непонятных выражений, многослойности).

Принцип вежливости, который подразумевает выражение в речи тактичности, великодушия, одобрения, скромности, согласия, благожелательности.

Неверно выстроенное вербальное сообщение может привести как к непониманию партнерами друг друга, так и к открытому конфликту.

Для эффективного общения педагога с родителями необходимо сознательное использование тактических приемов:

1. Прежде всего, это оптимальная форма общения, то есть проявление уважения и внимания.

- правильно выбрать форму приветствия (вряд ли здесь подойдет фривольное «привет» или просторечное «зрасьте»). Как можно приветствовать родителей?

(Ответы педагогов: «Добрый день», «Здравствуйте», «Рада вас видеть» и др.)

- Обращаться к родителям лучше по имени и отчеству.

Если педагог испытывает трудности в запоминании имен, то рекомендуется составит список имен и отчеств всех родителей и держать его на видном месте, например, под стеклом на рабочем столе.

- Готовясь к выступлению перед группой родителей, педагогу важно заранее продумать форму общения. Будет неуместно называть родителей, присутствующих на родительском собрании «друзья» или «дорогие мои». И хотя это факт известен всем, зачастую на родительских собраниях, на которых присутствуют, как правило, только мамы, звучат такие обращения, как «девочки», «мамочки», «дамы» и т. д. (Педагоги приводят примеры обращения к родителям)

2. Для того чтобы вовлечь партнера по общению в контакт, необходимо сделать первые минуты удивительными, неожиданными, яркими. Особенно это важно учитывать в том случае, если педагог испытывает волнение перед разговором. (Примеры педагогов). Не стоит начинать с замечаний или критики – лучше на первых порах создать положительный эмоциональный настрой.

3. В разговоре с родителями не стоит употреблять профессиональные слова и выражения. Если же вы считаете это необходимым, то, произнося, возможно, незнакомые для них термины, сразу дайте определение понятия. Такой способ поможет родителям точно понять вас. Кроме того, подобная тактика способствует повышению самооценки мам и пап (и особенно пожилых людей, а также установлению контакта.

4. Не стоит использовать в речи «слова-паразиты».

5. Еще одной причиной неэффективного общения может стать некорректное употребление местоимений. Чтобы избежать недоразумений в общении с родителями, желательно подчеркнуть самостоятельность решения или наблюдения, сказав «я».

- Пример: «Я считаю, что сегодня Алеша может идти на прогулку без куртки», а не обобщать, применяя давление на маму или папу: «Сегодня тепло, надо идти без куртки».

- В том случае, если педагог хочет подчеркнуть, что ответственность за выполнение чего-либо лежит на родителях, лучше использовать местоимение «вы»: «Вам необходимо проследить за тем, чтобы Женя не мочил руку, ему сегодня сделали прививку».

- Если же воспитателю нужно продемонстрировать свою солидарность с родителями, показать, что он заинтересован в оказании помощи ребенку, желательно выбирать местоимение «мы»: «мы с вами можем помочь Диме поскорее адаптироваться к новым условиям».

Практическая часть.

Упражнение «Выбери фразу».

Воспитатель несет ответственность за последствия того, что он говорит. Чтобы речь положительно воздействовала на родителей, нужно выбирать фразы, исключающие срабатывание психологической защиты у родителей.

Найдите в предложенном перечне:

1) пять «неудачных» фраз, которые не следует употреблять (подчеркните красным карандашом);

2) «нежелательные» фразы и смысловые («желательные») пары к ним (проведите стрелочку от «нежелательной» фразы к «желательной»)

Извините, если я помешала…

Я бы хотела…

Вероятно, вы об этом еще не слышали…

Вам будет интересно узнать…

Я бы хотела еще раз услышать…

Мне предстовляется интересным то, что…

Я пришла к такому выводу, что….

Вы хотите…

Думается, ваша проблема заключается в том, что…

Давайте с вами быстро обсудим…

Как вы знаете…

Хотя вам это и неизвестно…

Пожалуйста, если у вас есть время меня выслушать…

Вы, конечно, об этом еще не знаете…

А у меня на этот счет другое мнение…

Конечно, вам уже известно…

Вы, наверное, об этом слышали…

После выполнения упражнения происходит обсуждение и соотнесение с верными ответами.

«Неудачные» фразы: «Извините, если я помешала…», «Я бы хотела еще раз услышать…», «Давайте с вами быстро обсудим…», «Пожалуйста, если у вас есть время меня выслушать…», «А у меня на этот счет другое мнение…»

«Нежелательные» фразы в паре с «желательными»:

«Я бы хотела…» - «Вы хотите…»;

«Вероятно, вы об этом еще не слышали…» - «Вы, наверное, об этом слышали…»;

«Мне представляется интересным то, что…» - «Вам будет интересно узнать…»;

«Я пришла к такому выводу, что….» - «Думается, ваша проблема заключается в том, что…»;

«Хотя вам это и неизвестно…» - «Конечно, вам уже известно…»;

«Вы, конечно, об этом еще не знаете…» - «Как вы знаете…».

«Невербальное средства общения».

Второй канал общения – невербальный, дополняет вербальный, но может играть и самостоятельную роль. Он осуществляется следующими способами.

– Мимика (положение и движение частей лица)

Мимика должна соответствовать содержанию слов, подчеркивать определенные высказывания. Партнеры должны понять по выражению вашего лица, что вы убеждены в том, что говорите, и доброжелательны по отношению к ним.

– Пантомимика (положение и движение частей тела). Поза может выражать превосходство, уверенность, подобострастие и другие виды отношения к партнеру. Естественность в движениях располагает, излишняя подвижность, жестикуляция производят невыгодное впечатление, выдают нервозное состояние, заставляют сомневаться в истинности информации.

– Зрительный контакт. «Лучше слов порою взгляды говорят», - это выражение справедливо при передаче чувств. В речевом общении следует поддерживать постоянный зрительный контакт, смотреть спокойно и доброжелательно, заинтересованным взглядом.

Упражнение «Язык глаз».

Педагог предлагает оценить, что означает то или иное выражение глаз:

– Вытаращенные глаза (сигнал внезапной радости или внезапного испуга);

– Прикрытые глаза (неподдельное отсутствие интереса);

– Суженные или прищуренные глаза (напряженное внимание);

– Сверкание глазами (сигнал неуверенности, затруднений, нервозности, нервной возбудимости);

– Прямой взгляд (уважение и самоуважение, уверенность, готовность к контакту);

– Взгляд, направленный «сквозь» партнера (неуважение, возможная агрессивная реакция);

– Взгляд сбоку (скепсис, цинизм, незаметное, тайное наблюдение, дистанция, недоверие, озабоченность);

– Взгляд снизу (при согнутой спине означает подчиненность, услужливость);

– Взгляд сверху вниз (чувство превосходства);

– Твердый, фиксированный взгляд (стремление к цели, уверенность в себе);

– Спокойный взгляд (удовлетворенность восприятия, рассудительность).

Необходимо следить за своей осанкой и походкой. Сутулая спина, висящие вдоль тела руки, опущенная голова говорят о вашей неуверенности в себе, а это, в свою очередь, приводит к потере уважения, к нежеланию слушать вас. Каждое движение должно выражать достоинство. Жесты должны быть легкими, уверенными и в то же время энергичными. Невербальное общение необходимо начинать с улыбки.

Упражнение «Идеальное общение». (2 группа педагогов)

С помощью жестов, мимики и пантомимы показать то, что написано у каждого педагога, а остальные участники должны назвать увиденное.

(«Помогите!», «Спокойствие!», «Приходите в гости!», «Поспешите!», «Нельзя!», «Тишина!»)

Подведение итогов.

Владение всеми этими несложными способами, понимание особенностей коммуникативных взаимодействий помогут сделать общение с родителями радостным и продуктивным, а педагогу повысить свой профессиональный уровень и авторитет в глазах коллег и родителей.

Заключение.

Восточная притча:

– Жил-был юноша, который не умел ладить с людьми. Отец дал ему полный мешок гвоздей и наказал, забивать один гвоздь в ворота сада каждый раз, когда тот потеряет терпение или поругается с кем-нибудь.

В первый день он забил 37 гвоздей в ворота сада. В последующие недели научился контролировать количество забитых гвоздей, уменьшая его изо дня в день. Он понял, что проще контролировать себя, чем забивать гвозди.

Наконец, наступил тот день, когда юноша не забил ни одного гвоздя в ворота сада. Он пришел к отцу и сказал ему эту новость. Тогда отец предложил юноше, вынимать один гвоздь из ворот, каждый раз, когда он не потеряет терпение. Наконец наступил тот день, когда юноша смог сказать отцу, что вытащил все гвозди.

Отец подвел сына к садовым воротам: "Сын, ты прекрасно себя вел, но посмотри, сколько дырок осталось на воротах. Никогда они уже не будут такими как раньше. Когда ты с кем-то ругаешься и говоришь ему неприятные вещи, ты оставляешь ему раны как те, что на воротах".

Говорят, что «слово лечит», но оно может и «ранить».

– Общение – важная составляющая жизни каждого человека, а общение в профессии педагога – его главный инструмент.

Рефлексия «Дерево».

Цель: личностное определение уровня развития коммуникативной компетенции в конце практической работой.

Ход: участникам снова предлагают изображения дерева. Участникам предлагается переместить свой стикер дереве по определению уровня личной коммуникативной компетенции в конце практической деятельности.

Вручение памяток «Примерный кодекс общения с родителями».

1. Всегда стремиться быть в хорошем настроении и быть приятным в общении.

2. Стараться почувствовать эмоциональное состояние собеседника.

3. Находить возможность каждый раз говорить родителям что-нибудь положительное о ребенке — это лучший способ расположить их к себе.

4. Давать родителям возможность высказаться, не перебивая их.

5. Быть эмоционально уравновешенным при общении с родителями, подавать пример воспитанности и такта.

6. В сложной ситуации стараться подавать пример уступчивости — этим своего достоинства уронить нельзя, но укрепить его можно.

Публикации по теме:

Фототчет «Семинар-практикум «Развитие творческой индивидуальности»Фототчет «Семинар-практикум «Развитие творческой индивидуальности» Уважаемые коллеги предлагаю вашему вниманию фототчет о моем посещении окружного семинара- практикума "Развитие творческой индивидуальности:.

Семинар по повышению ИКТ-компетентности у педагоговСеминар по повышению ИКТ-компетентности у педагогов В соответствии с законом «Об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование является одним из уровней общего образования. Поэтому.

Семинар-практикум для молодых педагогов «Общение воспитателя с родителями воспитанников» (часть I)Семинар-практикум для молодых педагогов «Общение воспитателя с родителями воспитанников» (часть I) Семинар-практикум для молодых педагогов "Общение воспитателя с родителями воспитанников"(часть I). Подготовила и провела педагог-психолог.

Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Искусство говорить с детьми» Семинар-практикум «Искусство говорить с детьми» Цель: повышение культуры речи как компонента профессиональной компетентности воспитателя.

Семинар-практикум для педагогов «Путешествие в экологию». ФотоотчетСеминар-практикум для педагогов «Путешествие в экологию». Фотоотчет В соответствии с годовым планом, 22 марта в нашем детском саду №1 "Колокольчик", я провела семинар-практикум для педагогов "Путешествие.

Семинар-практикум для педагогов «Стресс и как с ним бороться» Цель: повышение компетентности педагогов в вопросах борьбы со стрессовыми состояниями. Задачи: 1. Формирование представлений о стрессе.

Семинар-практикум для родителей «Использование мнемотаблиц в работе с детьми»Семинар-практикум для родителей «Использование мнемотаблиц в работе с детьми» Здравствуйте, дорогие мои МААМОВЦЫ!Вот и конец учебного года! Для многих педагогов настало время подводить итоги. Вот и у нас в детском.

Семинар-практикум по работе с родителями «Знатоки природы» Тема: «Знатоки природы». Форма проведения: семинар- практикум. Аудитория: родители старшей возрастной группы. Количество участников: 16.

Семинар-практикум «Развитие творческих способностей дошкольников»Семинар-практикум «Развитие творческих способностей дошкольников» «Развитие творческих способностей дошкольников» Цель: совершенствование работы в ДОУ по художественно-эстетическому воспитанию, стимулировать.

Семинар-практикум с родителями «О детских капризах и упрямстве»Семинар-практикум с родителями «О детских капризах и упрямстве» Тема «О ДЕТСКИХ КАПРИЗАХ И УПРЯМСТВЕ» 2014-2015 уч. год Подготовила и провела: воспитатель Людмила Федоровна Сучкова Подготовительный этап:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Семинар-практикум «Развитие коммуникативной компетентности педагогов ОДО в работе с родителями воспитанников»
Опубликовано: 10 октября 2021 в 23:18
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...

30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД