Семинар-практикум по взаимодействию с родителями воспитанников

Валентина Ляленкова
Семинар-практикум по взаимодействию с родителями воспитанников

«Создание условий для обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей в вопросах развития и образования»

Цель: систематизировать знания педагогов по проблеме взаимодействия с семьями воспитанников, формировать умения применять их в практической деятельности.

Подготовить педагогов к реализации программы родительского просвещения «Современная семья – компетентные родители», принятой на педагогическом совете в соответствии с рекомендациями ФГОС дошкольного образования.

Ход семинара:

1. Вступление. Мотивация коллектива.

Уважаемые коллеги, сегодня наш семинар - практикум посвящен проблеме взаимодействия с семьей, которая нашла отражение в плане работы ДОУ на основании анализа деятельности ДОУ и в соответствии с современными требованиями. Мы с вами изучали теоретические позиции по данной проблеме. А сегодня попробуем применить эти знания в практических упражнениях. Я надеюсь на плодотворную работу, и активность каждого, которая позволит улучшить качество нашего общения.

2. Игровое упражнение «Ест контакт»

Сейчас мы с вами выполним игровое упражнение «Есть контакт».

- Приглашаю всех в круг. Мы будем передавать мяч друг другу по кругу, сначала молча, затем будем называть имя того, кому передаем мяч.

В третий раз мяч передается с «волшебными словами» и доброжелательной мимикой лица, так, чтобы другому человеку было приятно его брать.

Вам надо определить разницу между этими коллективными действиями.

- Что вы чувствовали, участвуя в упражнении?

(Передача мяча молча - действие, оно не вызывало каких-то эмоций. В результате взаимодействия, когда передавали мяч коллеге, обращаясь к нему, - был установлен контакт, состоялась коммуникация, а в третий раз – состоялось общение, так как были получены положительные эмоции обоими партнерами.)

- Вся работа педагога идет через общение. Каждый день родители переступают порог детского сада, группы, и здесь они должны почувствовать, что их здесь уважают, ждут, рады встречи с ними, спешат порадовать хорошей новостью, вместе с ними растят их ребенка. Надеюсь, что это упражнение поможет вам правильно построить общение с родителями воспитанников.

Предлагаю занять места за столиками (по желанию)

3. Коммуникативная игра «Давайте, познакомимся»

Поднимите руку те, у кого сегодня хорошее настроение.

Поднимите руку те, кто любит свою работу.

Поднимите руку те, кто с детства мечтал стать педагогом.

Поднимите руку те, кто готов активно работать на нашем семинаре. Спасибо.

4. Задание «Сложи фразу»

Уважаемые коллеги, у нас определились 2 творческие группы (2 команды): «Знатоки» и Эрудиты», в этом составе вы будете участвовать в нашем семинаре, чтобы лучше сплотиться, включиться в работу и узнать тему нашего разговора, я предлагаю вам выполнить игровое задание «Сложи фразу».

Перед вами на столе у каждой команды есть слова, ваша задача составить из этих слов высказывание известного педагога.

Зачитываем по очереди.

1. «Чтобы узнать ребенка, надо узнать его семью».

2. «Воспитание детей надо начинать с воспитания родителей»

Эти слова принадлежат известному русскому педагогу В. А. Сухомлинскому.

- Работа с родителями воспитанников – очень важная часть работы педагога дошкольного учреждения. Именно родители должны стать нашими лучшими помощниками, заинтересованными союзниками, доброжелательными участниками единого педагогического процесса, коллегами в едином деле воспитания.

Благодарю вас за выполнение этого задания, выполнив его, мы подошли к теме нашего семинара. Она на слайде.

Слайд 1. Тема на слайде «Создание условий для обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей в вопросах развития и образования»

5. Информация старшего воспитателя по теме семинара. Введение в тему.

Слайд 2 «Правовые основы взаимодействия педагога с родителями»

Федеральный закон 273 – ФЗ «Об образовании в РФ»;

ФГОС дошкольного образования;

Конвенция о правах ребенка;

Конституция РФ;

Семейный кодекс РФ.

Сегодня государство отдает приоритет воспитания детей семье.

Об этом говорится во всех законодательных документах. Новый Федеральный закон № 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», который вступил в силу 1 сентября 2013 года, закрепляет преимущественное право родителей на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами и определяет ответственность за неисполнение обязанностей, установленных Федеральным законом.

Об этом говорит и Семейный кодекс РФ «Родители несут ответственность за воспитание своих детей…».

При этом дошкольные образовательные учреждения оказывают помощь родителям в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений развития» (ст. 44)

В соответствии с новым законом «Об образовании в Российской Федерации» одной из основных задач, стоящих перед детским дошкольным учреждением является задача «взаимодействия с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка».

ФГОС дошкольного образования ориентирует нас на взаимодействие с семьей (п. 1.6.) в целях обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

Слайд 3 Цель взаимодействия ДОУ с родителями по ФГОС (п. 1.6) - обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

Слайд 4.В соответствии с ФГОС ДО основными направлениями работы дошкольного учреждения с семьей являются:

1. Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи.

2. Повышение компетентности родителей.

3. Помощь семье в воспитании и образовании ребенка.

4. Участие родителей в образовательной деятельности ДОУ.

Сегодня мы подробнее поговорим о первых двух направлениях.

6. Дискуссия по теме семинара

Так как вы уже получили теоретические знания, предлагаю командам поучаствовать в дискуссии.

Вопрос 1 команде «Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи». Как вы понимаете это направление?

Понятия:

Слайд 5. Психолого-педагогическая поддержка семьи – (это помощь семье, оказание доверия, совет, оказание помощи в решении индивидуальных проблем, укрепление эмоциональных связей в семье, обогащение и оздоровление внутрисемейных родительско - детских отношений, помощь родителям в исполнении функций воспитателей собственных детей.

- Это защита, помощь, содействие и взаимодействие.

Эта целенаправленная система мер психолого - педагогического характера способствует повышению воспитательного потенциала семьи и тем самым обеспечивает условия для полноценного развития и социализации ребенка.

Вопрос 2 команде «Повышение компетентности родителей». Как вы понимаете это направление?

Слайд 6. Повышение компетентности родителей – это целенаправленное, неразрывное психолого-педагогическое просвещение и самообразование родителей в вопросах воспитания и образования детей.

Повышение компетентности родителей – это приобретение знаний и умений о воспитании и образовании детей. Приобретение уверенности, решительности, желание увидеть свои возможности и почувствовать ответственность за своих детей, усвоение навыков и знаний по уходу и их воспитанию, деятельность; повышение педагогической культуры семьи.

- От уровня сформированной педагогической компетентности родителей зависит успех семейного воспитания — важнейший компонент сегодняшних изменений в образовании и обществе.

Слайд 7. Давайте определим основные задачи работы с родителями:

1. Установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника;

2. Объединить усилия по развитию и воспитанию детей;

3. Создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки;

4. Активизировать и обогащать воспитательские умения родителей;

5. Поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.

Взаимодействие детского сада и родителей возникает не сразу. Это длительный процесс, долгий и кропотливый труд, требующий такта, взаимоуважения и терпения, как со стороны педагогов, так и со стороны родителей.

Наладить контакт с родителями и продуктивное взаимодействие помогают дидактические принципы. Назовите их. (по очереди)

Слайд 8. Принципы взаимодействия педагогов с родителями:

1. Доброжелательный стиль общения

2. Индивидуальный подход, деликатное изучение семьи

3. Открытость педагога семье

4. Сотрудничество, а не наставничество

5.Активная позиция всех участников: педагог, семья, ребенок

6. Тщательная подготовка к мероприятиям

Обобщение.

Взаимодействие педагога с родителями воспитанников должно быть основано на равном сотрудничестве, которое, в свою очередь, характеризуется согласованностью и слаженностью действий и мнений.

Каждая семья индивидуальна по своему виду, составу, социальному положению; каждый родитель имеет свои ожидания от педагога, свои представления о содержании воспитания и обучения ребёнка дошкольного возраста. Поэтому для эффективного построения работы специалистам детского сада нужно максимально глубоко изучать семью с тем, чтобы понять её особенности, потребности, трудности и ожидания. Кроме доверительного контакта, это позволит выстроить систему дифференцированной работы с группами семей, уделить внимание индивидуальным интересам и потребностям родителей. Однако важно помнить, что изучение семьи должно проводиться деликатно, ненавязчиво, с согласия родителей ребёнка.

Вопрос: Можно ли какой-то принцип считать приоритетным? Все важны. Самое главное, что вы понимаете их значимость и надеюсь, что вы используете их в работе.

Слайд 9. Формы работы с родителями воспитанников

Работа с родителями воспитанниковведется по 4 направлениям: (на слайде)

• Информационно – аналитическое

• Познавательное направление

• Наглядно - информационное направление

• Досуговое направление

Существуют уже устоявшие традиционные формы работы. Меняется время, и появляются новые формы, нетрадиционные. Мы их называем еще активные формы, где родители являются не только пассивными слушателями, а участниками этих мероприятий.

7. Задание «Формы работы с семьей»

Предлагаю выполнить такое задание. 1 группе написать традиционные формы работы с родителями, которые вы используете в работе. Второй группе написать нетрадиционные формы. Зачитываем по очереди.

Традиционные:

Беседы

Родительские собрания,

Дни открытых дверей,

Консультации

Выставки

Посещение семей

Праздники

Папки-передвижки

Нетрадиционные

Сайт детского сада,

Презентации,

Акции,

Мастер-классы, практикумы

Круглый стол,

Родительский клуб

Газеты, буклеты

Тренинги, деловые игры

Выставки семейных реликвий

Совместные экскурсии

Почта доверия

Родительские вечера вопросов и ответов

Конференции

Слайд 10.

8. Задание «Выступление из опыта работы»

В нашем детском саду используются разнообразные формы работы, опыт у нас богатый.

Предлагаю познакомиться с опытом работы учителя – логопеда и инструктора по физкультуре по применению активных форм работы с семьей.

Лобанова Е. А. - «Квест-игра».

Виноградова С. В. – Мастер-класс и родительский клуб.

Давайте поговорим о роли педагога при взаимодействии с семьей:

Существует традиционная роль педагога и сотрудническая.

9. Задание на карточке «Роль педагога при взаимодействии с семьей»

Я подготовила для вас карточки с заданием, где перечислены действия педагога при взаимодействии с родителями.

1 команда отмечает традиционные позиции, 2 команда – действия воспитателя при сотруднической роли.

Слайд 11 Традиционная роль педагога

Должен руководить

Все знает,

ставит цели

Оценивает результат

Знает ответы на все вопросы

Дает задание на дом

Ожидает, что родители считают его знатоком

Сотрудническая роль педагога

Задает вопросы.

Ищет решение проблемы вместе с родителями

Спрашивает родителей о ребенке, вместе оценивают его развитие

Узнает пожелания родителей

Понимает, что всегда хорошо получить новую информацию, ориентирует на это родителей

Обсуждает с родителями, чего они хотят и могут сделать

Помогает родителям увидеть их сильные стороны, готов учиться у родителей.

Спасибо.А теперь давайте подумаем:

10. С какими трудностями вы сталкиваетесь по взаимодействию с семьей?

Трудности.

В процессе общения,возникают трудности следующего характера:

- родители не проявляют интереса к сотрудничеству;

- избегают контакта с педагогами;

- не активны в жизни группы;

- проявляется непонимание со стороны родителей;

- наблюдается безответственное отношение к собственным детям;

- нехватка времени для взаимодействия с родителями;

- проявление скрытности в разговоре;

На самом деле важно знать и видеть трудности, чтобы выстраивать общение с родителями, понимать какие факторы влияют на процесс взаимодействия и конечно пользоваться разнообразными методами и приемами по взаимодействию с семьями.

11. Задание для педагогов «Разработайте правила взаимодействия с родителями» (лист бумаги)

Разработайте правила взаимодействия педагога с семьей, зачитываем по очереди.

Слайд 12 Примерные правила общения воспитателя с родителями воспитанников:

1. Всегда стремиться быть в хорошем настроении и быть приятным в общении, подавать пример воспитанности и такта.

2. Обращайтесь к родителям по имени и отчеству

3. Стараться почувствовать эмоциональное состояние родителей.

4. Если вы видите лицо собеседника без улыбки, улыбнитесь ему сами

5. Находить возможность каждый раз говорить родителям что-нибудь положительное о ребенке — это лучший способ расположить родителей к себе.

6. Чаще хвалить родителей за воспитание ребенка. Вручать грамоты, благодарственные письма

7. Нельзя сразу приступать к предмету разговора, если он неприятен родителям

8. Давать родителям возможность высказаться, не перебивая их.

9. В сложной ситуации стараться подавать пример уступчивости — этим своего достоинства уронить нельзя, но укрепить его можно.

Слайд 13. 12. Упражнение «Произнеси фразу»

Ведущая роль в организации такого продуктивного общения, конечно, принадлежит воспитателю. И чтобы выстроить его, важно обладать коммуникативными умениями, ориентироваться в проблемах воспитания и нуждах семьи. Педагог должен дать родителям почувствовать свою компетентность и заинтересованность в успешном развитии ребенка, показать родителям, что он видит в них партнеров, единомышленников.

Даже интонация вашей речи будет играть роль в беседе с родителями Предлагаю вам выполнить упражнение «Произнеси фразу»

Педагогам раздаются карточки:

Произнесите фразу «Мне не безразличны успехи вашего ребёнка»с оттенком: иронии, упрека, вызова, безразличия, требовательности, доброжелательности.

13.Решение ситуативных педагогических задач: (на карточках)

Слайд 14 Воспитатель каждый день, вступая в процесс взаимодействия, принимает решения, определяет выбор чего-то, поэтому, мы сегодня, на нашем семинаре попробуем решить педагогические задачи. У каждой подгруппы есть своя задача.

Ситуация 1.Мама разглядывает рисунки детей на тему: «Осеннее дерево» и обращаясь к ребенку.Строго говорит:

- Аня, ты безобразно нарисовала дерево. У Никиты вон какие красивые ветки, а у тебя, что!

- Но, мама, я же старалась, - говорит девочка. Вы стоите рядом и это слышите.

Как бы вы поступили в данной ситуации?

Ситуация 2. Обеспокоенная мама обращается к воспитателю: «Моя дочка совсем не хочет учить буквы дома. Не понимаю почему? Если она не научится сейчас, что же будет с ней в школе? Я уже не сплю из-за этого, переживаю!»

Как вы себя поведете в общении с родителем в этой ситуации?

14. Подведение итогов

Педагогу в работе с семьей и в психолого-педагогическом просвещении родителей важно выстроить систему, в которой обе стороны взаимодействия (детский сад и семья) становятся равноправными партнерами в обеспечении всестороннего развития ребенка.

Чем выше уровень педагогической подготовленности родителей, тем активнее и успешнее их педагогическая деятельность. Родители нуждаются в педагогических знаниях. Родители испытывают трудности из-за недостатка времени, терпения, такта, опыта, из-за незнания методов воспитания и обучения ребёнка, его возрастных особенностей.

Слайд 15. Нам,педагогам дошкольного учреждения необходимо:

- Создавать условия, при которых родители захотят сотрудничать в ДОУ.

- Найти современные виды деятельности интересные как для детей, так и для родителей.

- Сделать ДОУ действительно открытой системой.

- Использовать объединяющие виды сотрудничества для разных групп родителей.

- Использовать электронные средства коммуникации для информации родителей о жизни детей в ДОУ.

- Ежедневно использовать метод «К родителям через детей».

Результаты работы мы видим,когда:

• у родителей проявляется интерес к содержанию образовательного процесса с детьми;

• по инициативе родителей возникают дискуссии, родители размышляют о правильности использования тех или иных методов воспитания, приводят примеры из собственного опыта;

• увеличивается количество вопросов к педагогу, касающихся личности ребенка, его внутреннего мира;

• взрослые стремятся к индивидуальным контактам с воспитателем;

• увеличивается посещение родителями мероприятий детского сада,

• повышается удовлетворенность родителей работой ДОУ.

Я подготовила для вас памятки по взаимодействию с родителями, которые вы можете использовать в работе.

15.Домашнее задание:

При подготовке к семинарувам было дано домашнее задание: подготовить для коллег небольшой, но важный методический подарок, совет, рекомендацию по теме взаимодействия с родителями.

Подарки педагогов

Наш семинар заканчивается. Всем спасибо.

16. Рефлексия.

Игра «Сложи цветок»

- А теперь хотелось бы получить ваше мнение по проведенному семинару - практикуму.

Как вы считаете, все ли сегодня удалось?

На столе лепестки. Я предлагаю вам сложить цветы – зеленый цвет – все удалось, семинар вам понравился; желтый – не совсем удалось, красный – совсем не удалось.

Спасибо, я вижу, что семинар вам понравился.

Слайд 16. 16. Упражнение «Мои ощущения на семинаре»

Предлагаю выполнить еще одно задание: досказать неоконченные предложения и высказать свои ощущения на семинаре.

- Я научилась….

- Я узнала, что….

- Мне понравилось…

- Самым важным для меня было….

- Что буду использовать в своей работе …

Всем спасибо за активное участие!

Публикации по теме:

Семинар-практикум с родителями и детьми в средней группе «Букет для мамы» Конспект семинара-практикума с родителями и детьми в средней группе детского сада «Букет для мамы» Раздел ФГОС ДО: Сотрудничество с семьями.

Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Конфликтные ситуации с родителями. Способы их предотвращения и разрешения» Выделяют пять способов выхода из конфликтной ситуации (психолог К. Томас): • Соперничество (конкуренция) — самый распространенный и одновременно.

Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Эффективное общение и взаимодействие с родителями дошкольников» .

Семинар-практикум для родителей воспитанников подготовительных групп «Скоро в школу» Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться. Л. А.

Семинар-практикум «Мостик понимания между воспитателем и родителями»Семинар-практикум «Мостик понимания между воспитателем и родителями» 2 февраля в МКУ «РМЦ в сфере образования» состоялся семинар-практикум «Мостик понимания между воспитателем и родителями». Цель семинара:.

Семинар-практикум «Организация исследовательской и экспериментальной деятельности воспитанников» Семинар-практикум «Организация исследовательской и экспериментальной деятельности воспитанников в условиях образовательного пространства.

Семинар-практикум «Принципы и современные подходы к построению партнёрских отношений между семьями воспитанников и ДОУ» Семинар-практикум: Принципы и современные подходы к построению партнёрских отношений между семьями воспитанников и ФГБДОУ. Формы взаимодействия.

Семинар-практикум с родителями «Возрастные и индивидуальные особенности малышей» «Возрастные и индивидуальные особенности малышей» (характер, темперамент) Здравствуйте уважаемые родители мы рады новой встрече с Вами.

Семинар-практикум «Эффективные формы работы с родителями» ПЛАН СЕМИНАРА. 1. Нетрадиционные формы работы с родителями в детском саду. (вступительное словоо взаимодействии семьи и детского сада.

Семинар-практикум «Взаимодействие воспитателя с родителями трудных детей» Семинар-практикум «Взаимодействие воспитателя с родителями трудных детей». Цель: повышение коммуникативной компетентности воспитателей во.

Библиотека изображений:
  • Профессии и труд
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
Автор публикации:
Семинар-практикум по взаимодействию с родителями воспитанников
Опубликовано: 3 октября 2019 в 20:42
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
9 мая. День салюта Победы на МААМ

В этот майский день вся наша огромная страна с радостью отмечает праздник Победы. Один из главных его символов и многолетняя традиция – это праздничный салют. Ему мы и посвящаем наш очередной тематический...

8 мая. День открыток к 9 мая на МААМ

Очередной тематический день посвящен подготовке к великому для нашей страны дню — Празднику Победы. Воспользуйтесь специальной подборкой игр и занятий, чтобы вместе с детьми поздравить ветеранов и подать...


Горячие темочки