Елена Попова
Семинар-практикум «Социальное партнёрство ДОУ и семьи в условиях введения ФГОС»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
1. Обогащение знаний педагогов об эффективных формах сотрудничества с родителями.
2. Овладение методикой проведения фронтальных встреч с родителями, развитие умения определять педагогическую потребность семьи и в соответствии с этим формулировать тему встречи для родительской аудитории.
План:
1. «Мои плюсы и минусы в общении с родителями» – анализ профессиональных затруднений педагогов.
Публикация «Семинар-практикум „Социальное партнёрство ДОУ и семьи в условиях введения ФГОС“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2016
2. Выступление старшего воспитателя «Социальное партнёрство ДОУ и семьи как ресурс реализации первого уровня образования».
3. Сообщение из опыта работы педагогов спец. группы «А» - «Мастер-класс – эффективная форма взаимодействия родителями».
4. Деловая игра «Какая тематика встреч актуальна для родителей».
1. Анализ профессиональных затруднений в общении с родителями
(по результатам анкетирования)
По результатам анкетирования определилось 3 группы педагогов
1 группа – умение учитывать потребность семьи, мнения и интересы родителей (21%)
2 группа – гибкость стиля общения (24%)
3 группа – умение использовать активные методы и формы общения с родителями (26%).
Затруднения в общении с родителями:
Владение техникой диалогического общения
Умение вовлечь родителей в активное обсуждение проблемы
Развивать интерес родителей к чтению научно-популярной литературы по семейному воспитанию
Владение умением эмоционально поддерживать уверенность родителей в собственных педагогических силах
Владение методами изучения опыта семейного воспитания
Умение объединять и сплачивать родителей
2. Выступление ст. воспитателя «Социальное партнёрство ДОУ и семьи как ресурс реализации первого уровня образования»
На сегодняшний момент характер общения с современной семьёй осложнился. Это связано с тем, что изменился социальный облик семьи. Изучение форм работы с родителями в ДОУ позволило сделать вывод, что многие из них устарели, так как не учитывают изменения, произошедшие в современной семье :
• Рост образования родителей;
• Повышение материального достатка семей;
• Мобильность современных родителей;
• Уменьшение кол-ва детей в семье;
• Преобладание нуклеарной семьи;
• Доступность информации (сеть Интернет);
2. Оценочный стиль общения педагога и родителей (деление родителей на «благополучных», «неблагополучных», «активных», «пассивных»). Сегодня это реальный источник конфликтов, причина конфронтации, обмена претензиями в адрес друг друга. Такое общение сводится к тому, что один - «учитель», другой – только «ученик». Один даёт советы, другому предписано их выполнять. Такое ролевое общение задаёт поведению определённые рамки, сдерживается потребность быть более искренним, свободным в общении. Критикующий партнё р небезопасен в общении: он может сделать больно, «укусить» словом. Мы спотыкаемся об устаревшие способы общения, в монологическом общении для активной позиции родителю места нет, он лишь объект воздействия и оценки со стороны педагога.
В нормативно-правовых документах («Закон РФ «Об образовании» от 29.12.2012 года) указано, что родители – активные участники образовательного процесса наряду с педагогами. Это не работа с родителями, а социальное партнёрство, при котором родителям предоставляются равные условия или даже преимущества в решении образовательных задач. Позиция детского сада учить семью сегодня не актуальна.
Появление ст. 44 в ФЗ не случайно. На всех уровнях нормативно-правовая база построена таким образом, что родители ответственны за воспитание и обучение детей.
I уровень – международные документы (Конвенция о правах ребенка – ОУ в помощь родителям в воспитании и обучении детей).
II уровень – документы федеральные (родители – полноправные участники). В семейном кодексе появилось 6 статей – права и обязанности родителей.
Какие наказания могут понести родители по всем направлениям жизнеобеспечения ребенка. Любое ОУ имеет право бесплатно подать в суд на родителей за неисполнение их обязанностей. Таким образом, инструмент есть. ОУ в тяжелом положении. Родителям принадлежит приоритет в воспитании. Это требует доработки Договора с родителями.
III уровень – региональный. Нормативно-правовое обеспечение региональной политики.
IV уровень – договор с родителями.
В Договоре д. б. отражены все пункты ст. 44 ФЗ
П. 4. ст. 44 – Родители знакомятся с содержанием образования, используемыми методами обучения и воспитания, образовательными технологиями (86% родителей не знают программы д/с, что необходимо для ее реализации).
Родителей, как социальных заказчиков, необходимо готовить к переходу на 1 уровень образования. Образовательную программу и методическое обеспечение к ней выбирают родители!
Однако в этом имеются проблемы: детский сад переносит на семью те методы, которые используются в работе с детьми. Не учитывается образовательный, финансовый, интеллектуальный уровень родителей. Важно учитывать тот факт, что родители имеют большую возможность обеспечить собственному ребенку индивидуальный подход.
Д/С необходимо перестроиться. Если же будут использованы традиционные формы работы (родительские собрания, консультации, тематические родительские уголки, то не добьемся эффективности. Главное во взаимодействии – ориентация на результат, который бы отразился на ребенке. Например, праздник «Папа, мама, я – спортивная семья», организация вечерней совместной деятельности взрослых и детей ( 1-2 раза в месяц в вечернее время в группу приглашаются родители и организуются разные формы совместной деятельности с детьми: игры, викторины, работа в «мастерской», эстафеты, конкурсы) – журнал «Справочник ст. воспитателя» 5 /2013.
В процессе пребывания ребенка в ДОУ у родителей возникает отчуждение к его образованию, развитию, которое родители стихийно готовы наверстать, когда ребенок начинает обучаться в школе. Родитель не может оценить и правильно использовать возможности ребенка. Иногда по отношению к ребенку неуспешному у родителей проявляется агрессия. В этой связи родителей важно включать в процесс воспитания и развития их детей. Родителей нужно готовить к будущему школьному обучению ребенка, используя деятельностный подход, научить родителей взаимодействовать с собственным ребенком.
В педагогике выделяется 4 общих направления работы с родителями:
1. Традиционное (родительские собрания, консультации, индивидуальные беседы с родителями, педагогическая гостиная, День открытых дверей, семейный клуб, выявление лучшего опыта семейного воспитания).
Активное собрание родителей может включать:
• Элементы тренинга («Приветствие»)
• Мастер-класс
• Презентацию
• Видеозапись образовательной работы с детьми
• Разбор педагогических ситуаций
• Магнитофонная запись детей
Если организовывать родительские собрания по такой схеме, то родители становятся активными, заинтересованными.
Родительское собрание традиционно состоит из трё х частей:
• Вводная часть ( цель: организовать родителей, создать атмосферу доброжелательности и доверия, создать мотивацию на совместное решение проблемы) – сообщение темы, игры, муз. фон.
• Основная (начинается с выступления воспитателя группы, других специалистов по теме). Главное, чтобы родители не являлись пассивными слушателями.
• Заключительная – «разное» - обсуждаются вопросы содержания ребёнка в детском саду, проведения досуга, организация совместных мероприятий с детьми. По окончания собрания необходимо подвести итог встречи, перечислив принятые решения по каждому из обсуждаемых вопросов.
Рекомендации по проведению собрания:
1. Не следует упрекать и поучать родителей. Чаще использовать в качестве примеров моменты из жизни детей группы.
2. Рассказывая о нежелательных поступках детей, не надо называть их фамилии.
3. Избегать предъявления претензий к родителям и детям, обсуждать личность конкретного ребёнка, не следует констатировать неудачи детей.
4. Вовлекать родителей в обсуждении проблем.
Иногда родители обращаются к вам за консультацией, если сталкиваются с проблемой в воспитании ребёнка. Нужно помнить, что беседа должна проходить в доброжелательной атмосфере, без назидания, угроз («вот когда пойдёте в школу, вспомните меня», обратить внимание на всё хорошее и положительное, что есть в ребёнке и только потом говорить о проблемах. В ходе беседы неуместно сравнивать детей друг с другом, только с успехами и недостатками в сравнении с сегодняшним днём. Результаты беседы не должны стать темой обсуждения посторонних людей.
Для педагогов, как и родителей, существуют определённые табуированные (запретные) слова.
Обвинения, жалобы, демонстрация детской неуспешности:
А знаете, ваш ребёнок…
Почему вы допускаете, чтобы…
Сегодня у вашего ребёнка не получилось…
Он сегодня опять…
Погружение родителей в свои проблемы, в своё плохое самочувствие…
Я сегодня очень устала …
Я себя плохо чувствую…
Вы знаете, я не могу ни о чём другом думать, кроме …
В общении с родителями Т. Н. Доронова предлагает придерживаться сл. правил:
- в любое время родители и близкие родственники могут прийти в группу и находиться там столько, сколько сочтут нужным;
- воспитатель должен выполнять просьбы родителей относительно сна, питания, одежды ребёнка;
- все медицинские процедуры проводятся только с согласия родителей.
Данные правила очень актуальны для нашего времени и несомненно вызовут доверие родителей к детскому саду и воспитателям.
2. Информационно-просветительские (консультации, семинары, родительский всеобуч, вечер вопросов и ответов, реклама, газета детского сада, сайты, выпуск информационных буклетов, памяток, брошюр, стенды и уголки для родителей, использование СМИ для освещения проблем воспитания, библиотечка для родителей).
3. Развивающее общественное направление (участие родителей в педсоветах, родительский комитет, инициативная группа, творческая группа).
4. Интерактивное направление. В настоящее время оно считается приоритетным так как позволяет учитывать специфику и воспитательный потенциал каждой семьи.
Традиционно взаимодействие родителей и педагогов на родительском собрании проходит в основном в вербальной форме - один говорит, остальные слушают. Расширить диапазон методов взаимодействия в рамках собрания позволяет использование интерактивных методов.
Слово «интерактив» пришло к нам из английского языка от слова «interact», где «inter»- это взаимный, «act»- действовать.
Интерактивный - означает способность взаимодействовать или находится в режиме беседы, диалога с чем-либо (например, компьютером) или кем-либо (например, человеком).
Интерактивные методы воспитания обозначают воспитание через участие и взаимодействие.
Использование интерактивных методов позволяет решить несколько психолого-педагогических задач:
Ставят родителей в активную позицию.
Интерактивные методы ломают традиционные стереотипы родительского собрания: оно становится не просто местом, где сообщают оценки и собирают деньги на «нужды» группы, а особым пространством, наделенным специфическим смыслом и содержанием.
Их применение повышает готовность родителей к взаимодействию с психологом, педагогами и другими специалистами. Специалист, организующий оригинальные, непривычные мероприятия, вызывает уважение и интерес.
Интерактивные методы выполняют и диагностическую функцию, с их помощью проясняются родительские ожидания, представления, тревоги и страхи, причем, поскольку их диагностическая направленность для родителя неочевидна.
Интерактивные формы работы с родителями
• Круглый стол в форме дискуссии
• Тренинги для родителей – в ходе которых педагог создаёт условия для того, чтобы родители не только узнали свои педагогические возможности, но и могли использовать их в конкретных проблемных ситуациях. Участие детей и родителей в совместном тренинге возможно только на добровольной основе. Важно помнить, что тренинги имеет право организовывать только специалист (психолог).
• Моделирование игровых и проблемных ситуаций -
• Акции – комплекс мероприятий, помогающий родителям лучше понять возникшую проблему, определить отношение к ней и свою позицию в её решении:
- «Один день без телевизионного насилия и компьютера» в рамках акции: анкетирование с целью выявления у родителей читают ли они детям книги, интервью у детей, групповая выставка «Любимые книги моей семьи», выставка детских рисунков, поделок «По страницам любимых книг», представление семейного опыта по организации домашнего чтения, праздником «Папа, мама, я – самая читающая семья!»;
- акция «Покормите птиц зимой!»;
- «Ёлочка, зелёная иголочка»;
- «Мой любимый город!»
• Семейные проекты
• Мастер-классы – это активная форма обучения родителей, это способ взаимодействия с педагогом, обеспечивающим передачу родителям опыта, мастерства путём прямого и комментированного показа приёмов работы.
Тематика мастер-классов:
- «Мастерим игрушки своими руками»
- «Мастерская Деда Мороза»
- «Как научить ребёнка рисовать»
- «Играем с пальчиками»
- «Артикуляционная гимнастика – что это такое»
- «Играем вместе с детьми»
- «Лакомства для ума» - развивающие игры для дошкольников»
• Презентация ДОУ и группы – в результате такой формы родители получают полезную информацию о содержании работы с детьми. Содержание презентации должно отражать:
- программу, по которой работает педагог с детьми, задачи группы;
- информацию о специалистах, работающих с детьми;
- информацию о кружковой работе;
- фрагментарно можно показать все виды деятельности, можно использовать видеофрагмент.
• Представление семейного опыта воспитания – (изучение опыта родителей по приобщению к домашнему чтению в семье). Было установлено, что опыт других родителей является для остальных наиболее значимым (принести книги, рассказать о времени, когда они читают, об их общении с ребёнком до и после чтения, повторном обращении к чтению, выборе книг.).
• Родительские вечера – «Чайный вечер», Традиции нашей семьи» и др.
• Родительский клуб «Поговорим о папе», проект «Рюкзак для добрых пап».
Вручение медалей родительской гордости – «детская ладошка» после благополучного окончания периода адаптации к ДОУ (обводится реальная детская ладошка, указывается дата поступления в ДОУ).
«Медаль городости» - за успехи ребёнка.
«Волшебный цветок мудрости» - в приёмной выставляется стенд с пустыми лепестками цветка, куда родители сами вписывают советы, афоризмы, пожелания по обозначенной проблеме («Детские капризы», «Я знаю, как научить ребёнка помогать взрослым», «Чтобы ребёнок не болел», «В выходной можно пойти с ребёнком»).
Педагогическое интервью с родителями – записывается на диктофон, видеокамеру. Может быть использовано на родительских собраниях («Каким бы вы хотели видеть своего ребёнка?», «Каким должен быть идеальный воспитатель моего ребёнка», «Какой должна быть игровая среда в детском саду?»).
Портрет идеального родителя (воспитателя) – заполняется родителями в приёмной на специальном листе с контуром фигуры человека.
Так как родители должны стать активными участниками образовательного процесса наряду с педагогами. Вовлечение родителей в совместную деятельность с детьми и педагогами одно из направлений сотрудничества. Оно предполагает сл. формы взаимодействия:
• Участие в экскурсиях, поездках на природу, утренниках, праздниках, ремонте и благоустройству ДОУ (ставите вопрос перед родителями, что в течение месяца вы должны прочитать детям произведение одного из писателей. Затем организуется литературный праздник – «Мама, папа, я – самая читающая семья!»).
• «Гость группы» (приглашается кто-либо из родителей, и проводят с детьми беседы на разные темы о профессиях, охране здоровья – «Мой папа служил в Армии»).
5. Деловая игра «Какая тематика встреч актуальна для родителей».
Учебная задача: по высказываниям родителей, полученным в ходе интервьюирования с целью выяснения затруднений в семейном воспитании, сформулировать темы встреч, удовлетворяющие потребность родителей в педагогической помощи.
Ход игры: Педагоги делятся на группы, каждая из которых получает данные с высказываниями по поводу затруднений, касающихся отношений с детьми и других проблем семейного воспитания. Опираясь на эти высказывания, группа педагогов составляет тематику встреч для родителей; выбирает формы проведения каждой встречи, основные методы общения, определить категории семей, приглашаемых на встречу.
Оценивается содержательность тематики, оригинальность формулировок, избранных форм общения, полнота учёта потребностей родителей.
Высказывания родителей, воспитывающих младших дошкольников:
«Что делать, чтобы ребёнок не болел, простуды замучили?»
«Так много дома разных игрушек, но ребёнок с ними не играет, только нытьём изводит нас по выходным.»
«Не вижу у ребёнка хоть к чему – то способностей. Может в кружок или студию отдать?»
Высказывания родителей, воспитывающих дошкольников 4-5 лет:
«Какие могут быть трудности с маленьким ребёнком? Если в чём-то провинился, он своё место знает – угол…»
«Очень беспокоит застенчивость дочери. Хорошо это или плохо и что с этим делать?»
«Очень неаккуратный и небрежный, порвал все книги в доме».
Высказывания родителей, воспитывающих старших дошкольников:
«Трудностей особых нет, растёт предприимчивым, современным. Если ему невыгодно, что-то делать, никогда не заставишь.»
«Мы разводимся, нам сейчас не до ребёнка…»
«Старший обижает младшего. Младший постоянно ябедничает на старшего – измучилась с ними!»
«Если бы отцы больше занимались с детьми, никаких трудностей бы не было…»
«По - моему, перед школой у всех одни и те же трудности: чтобы хорошо читала, писала, читала».