МААМ-картинки

Семинар-практикум «Взаимодействие педагогов и родителей по успешной адаптации детей раннего возраста в ДОУ»

Раиса Маркс
Семинар-практикум «Взаимодействие педагогов и родителей по успешной адаптации детей раннего возраста в ДОУ»

Семинар-практикум

«Взаимодействие педагогов и родителей

по успешной адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада»

Цель: повышение психолого-педагогической грамотности педагогов в вопросах адаптации детей к условиям ДОУ.

Публикация «Семинар-практикум „Взаимодействие педагогов и родителей по успешной адаптации детей раннего возраста в ДОУ“» размещена в разделах

Задачи: Представить информацию об особенностях адаптации детей, родительских ожиданиях и эмоциональном благополучии детей в ДОУ. Познакомить с направлениями работы педагогов с родителями.

1. Игры на знакомство, установление контакта

«Здравствуйте». Педагоги садятся в круг. «Давайте поприветствуем друг друга по кругу разными способами (например, пожать руку, кивнуть головой и т. д., повторяться нельзя).

«Дети, какие они?». Педагоги также сидят в кругу. «Вспомните всех детей своей группы, дайте определение: какие они? Например: веселые, смелые, любопытные и т. д. За каждое определение вы получаете жетон. Кто наберет больше всего жетонов – тот выиграл»

Проблема адаптации детей к условиям детского сада не нова и давно в центре внимания. Современные исследования и рекомендации о том, как подготовить малыша к детскому саду, достаточно многочисленны. Но наблюдения за детьми показывают, что проблема адаптации сейчас стоит столь же остро, как и прежде.

Почему одни ведут себя спокойно, а другие неутешно плачут, как только закроется дверь за мамой? Почему некоторые дети при поступлении в детский сад отказываются играть, не вступают в контакт с воспитателем, долго не могут освоиться в группе, а другие с первых дней чувствуют себя «как рыба в воде»? Отрыв от взрослых и близких, встреча с новыми взрослыми, незнакомыми себе подобными могут стать для ребенка серьёзной психической травмой. Малыш может воспринимать это как отчуждение, лишение родительской любви, внимания и защиты. Очень важно, чтобы этот период был плавным, мягким, бестравматичным.

2. Определение понятия адаптация.

-Как вы думаете, что такое адаптация (ответы педагогов)

Традиционно под адаптацией понимается процесс вхождения человека в новую для него среду и приспособление к её условиям. Адаптация является активным процессом, приводящим к позитивным (адаптивность, т. е. совокупленность всех полезных изменений организма и психики) результатом, или негативным (стресс). При этом выделяются два основных критерия успешной адаптации : внутренний комфорт (эмоциональная удовлетворенность) и внешняя адекватность поведения (способность легко и точно выполнять новые требования). С приходом в ясли у ребёнка начинается новый этап в его жизни.

Адаптация – это не только процесс привыкания ребёнка к дошкольному учреждению на первых порах, но и выработка умений и навыков в повседневной жизни.

3. Различают три фазы прохождения адаптационного периода.

Острая фаза- сопровождается разнообразными колебаниями в соматическом состоянии и психическом статусе. Это приводит к снижению веса, частым респираторным заболеваниям, нарушению сна, снижению аппетита, регрессу в речевом развитии (длится в среднем один месяц);

Подострая фаза характеризуется адекватным поведением ребенка, то есть все сдвиги уменьшаются и регистрируются лишь по отдельным параметрам на фоне замедленного темпа развития, особенно психического, по сравнению со средними возрастными нормами (длится 3-5 месяцев);

Фаза компенсации характеризуется убыстрением темпа развития, в результате дети к концу учебного года преодолевают указанную выше задержку темпов развития.

Применительно к длительности протекания адаптационного процесса обычно говорят о трех степенях

Легкая степень: поначалу ребенок капризничает, плачет, к 20-му дню пребывания в детском саду нормализуется сон, ребенок нормально ест, не отказывается от контактов со сверстниками и взрослыми, сам идет на контакт. Заболеваемость не более 10 дней, без осложнений и без изменений.

Средняя степень: слезы, крики, странное поведение ребенка. Ребенок отказывается идти в детский сад, но успокаивается постепенно в группе. На фоне такого эмоционального состояния ребенок может заболеть. Постепенно ребенок становится спокойнее и затем привыкает. Поведенческие реакции восстанавливаются к 30-му дню пребывания в детском саду. Нервно-психологическое развитие несколько замедляется, снижается речевая активность. Заболеваемость до двух раз сроком не более 10 дней без осложнений, вес несколько снизился.

Тяжелая степень: ребенок никак не может привыкнуть к детскому саду. Начинает часто и длительно болеть. От этого страдает его нервно – психическое развитие: ребенок может забывать новые слова, демонстрировать мнимое неумение есть ложкой, проявлять замкнутость и отчужденность. Поведенческие реакции нормализуются к 60-му дню пребывания в детском саду. Нервно-психическое развитие отстает от исходного на 1-2 квартала. Респираторные заболевания более 3-х раз сроком более 10 дней. Ребенок не растет, не прибавляет в весе в течение 1-2 квартала.

Именно поэтому необходима такая организация жизни ребенка в дошкольном учреждении, которая приводила бы к наиболее адекватному, почти безболезненному приспособлению его к новым условиям, позволяла бы формировать положительное отношение к детскому саду.

В группах раннего возраста мы попросили родителей нарисовать при помощи художественных образов, как они понимают термин «Адаптация» (интерпретация рисунков)

А как протекает адаптация в группах раннего возраста? (Сравнительная характеристика успешности адаптационного процесса в трех группах по диаграммам)

-Назовите причины плохой адаптации ребенка к дошкольному учреждению (педагоги работают в подгруппах)

• особенности высшей нервной деятельности и возраста ребёнка (дети с различными чертами характера и типа темперамента к детскому саду привыкают по-разному);

• отсутствие тренировки его нервной системы

• состояние здоровья (дети физически здоровые, т. е. не имеющие ни хронических заболеваний, ни предрасположенности к частым простудным заболеваниям. В адаптационный период все силы организма напряжены, и когда можно направить их на привыкание к новому, не тратя еще и на борьбу с болезнью, это хороший «старт».

• отсутствие навыков самостоятельности (это одевание (хотя бы в небольшом объеме, «горшечный» этикет, самостоятельное принятие пищи. Если ребенок это все умеет, он не тратит силы на то, чтобы срочно этому учиться, а пользуется уже сложившимися навыками).

• Отсутствие в семье режима дня, совпадающего с режимом детского сада (за несколько месяцев до посещения сада родители должны начать приводить режим ребенка к тому, какой его ждет в саду)

• Отсутствие рациона питания, приближенного к садовскому (если ребенок видит на тарелке более-менее привычную пищу, он быстрее начинает кушать в саду, а еда и питье – это залог более уравновешенного состояния. от резкого контраста между обстановкой, в которой ребёнок привык находиться дома и той, в которой находится в дошкольном учреждении;

• Методики воспитания в семье отличаются от общепринятых;

• Ребенок не умеет общаться с другими детьми;

• Ребенок настороженно относится к чужим взрослым;

• Не умеет занять себя на некоторое время игрой;

3. Упражнение «Типичные ошибки родителей во время адаптации ребенка к детском саду».

Адаптационный стресс переживают не только дети, но и их родители. В душе у них сплошные сомнения: любимое чадо плачет, может стоит еще подержать его дома? Как он адаптируется к новым условиям?

-как вы думаете, чего не должны делать родители, когда ребенок начинает ходить в детский сад? (педагогам предлагается решить педагогические ситуации).

1. Папа Вовы (2.5 г.) спрашивает, как отучить ребенка от бутылочки во время засыпания и от соски, ведь это не поощряется в дошкольном учреждении. Какие советы можно дать папе

2. Мама Вероники (3г.) рассказывает, что девочка очень трудно привыкает к режиму дня детского сада. Утром не хочет вставать, вечером ее не уложить, и вообще до поступления в сад дома не соблюдался никакой режим. Что можно посоветовать маме?

3. Маленькая Вера пошла в детский сад в 2.6 года. Первые три дня у девочки не было никаких проблем: расставалась спокойно с мамой, в группе играла, рассматривала книжки. Мама, наблюдая положительную адаптацию дочери, планирует выход на работу. Однако Веру как подменили: крик, плач при прощании, неуемные истерики в группе. Что произошло с девочкой? Что посоветуйте маме.

4. Родители Маши (3 г., довольные работой детского сада (внимательная, заботливая воспитательница, доброжелательная няня, присутствие специалиста в группе и т. д., не так много уделяют внимания девочке как раньше. Маша капризничает, не хочет ходить в садик, болезненно реагирует на приход других взрослых. Что можно посоветовать родителям Маши.

5. Мама Миши (2.4 г.) устала от постоянных капризов сына, нежелания остаться в детском саду – обвиняет и наказывает сына за слезы. Какой выход из ситуации, ваши пожелания маме.

6. Мама Саши (3г.) часто отпрашивается с работы, чтобы посидеть с ребенком дома. Саша, со слов мамы, трудно адаптируется к саду, переживает, плачет. Правильно ли поступает мама?

7. Мамы Леры (2.7 г.) и Оли (2.3 г.) очень переживают, как доченьки переносят разлуку с мамой: подолгу расстаются, стоят у двери, прислушиваются к звукам в группе. В свою очередь - девочки тревожные, неспокойные, адаптироваться к новым условиям им очень трудно. Правильно ли поступают родители? Какие советы можно дать мамам?

Подсказки для педагогов

Родители начинают отучать ребенка от ранее сложившихся привычек, которые не приняты в детском саду. Этого делать ни вкоем случае нельзя. Либо за 2-3 месяца до поступления в сад, либо после привыкания.

• Болезнено реагируют на плач или уговоры пойти домой. Неготовность родителей к негативной реакции ребенка на дошкольное учреждение. Родители бывают напуганы плаксивостью ребенка, растеряны, ведь дома он охотно соглашался идти в детский сад. Надо помнить, что для малыша – это первый опыт, он не смог заранее представить себе полную картину, что плаксивость – нормальное состояние дошкольника в период адаптации к детскому саду. При терпеливом отношении взрослых она может пройти сама собой.

• Обвинение и наказание ребенка за слезы. Это не выход из ситуации. От старших требуется только терпение и помощь. Все, что нужно малышу – это адаптация к новым условиям.

• Не стоит планировать важных дел в первые дни пребывания ребенка к детскому саду. Выход на работу лучше отложить. Родители должны знать, что сын или дочь могут привыкать к садику 2-3 месяца.

• Пребывание родителей в состоянии обеспокоенности, тревожности. Они заботятся об общественном мнении, испытывают внутренний дискомфорт, волнуются, что недостаточно хороши в роли «мамы» и «папы». Прежде всего им надо успокоиться. Дети моментально чувствуют, когда родители волнуются, это состояние передается им. Родителям очень важно понимать, что ребенок проходит адаптацию к новым условиям жизни. Стоит избегать разговоров о слезах малыша с другими членами семьи в его присутствии. Кажется, что сын или дочь еще очень маленькие и не понимают взрослых разговоров. Но дети на тонком душевном уровне чувствуют обеспокоенность мамы и это еще больше усиливает детскую тревогу.

• Пониженное внимание к ребенку также является типичной ошибкой родителей. Довольные работой ДОУ, некоторые мамы облегченно вздыхают и уже не так много внимания, как раньше, уделяют малышу. Рекомендуется, наоборот, как можно больше времени проводить с ребенком в этот период его жизни. Этим мама показывает, что нечего бояться, потому что она все так же рядом.

• Уступить ребенку, найти возможность остаться дома (отпроситься на работе, попросить посидеть бабушку). Далее ребенок будет просить все настойчевее. Мамы обычно хорошо чувствуют своего ребенка, и знают, когда он манипулирует ситуацией, а когда – на самом деле болеет.

Родители пугают детским садом («Вот будешь себя плохо вести, опять в детский сад пойдешь!»). Место, которым пугают, никогда не станет ни любимым, ни безопасным

• Плохо отзываться о воспитателях и саде при ребенке. Это может навести малыша на мысль, что сад – это нехорошее место и его окружают плохие люди. Тогда тревога не пройдет вообще.

Родители обманывают ребенка, говоря, что вы придете очень скоро, если малышу, например, предстоит оставаться в садике полдня или даже полный день. Пусть лучше он знает, что мама придет не скоро, чем будет ждать ее целый день и может потерять доверие к самому близкому человеку.

4. Упражнение «Интересные факты об адаптации». Педагогам предлагается прочитать для всех участников информационные листы и высказать свое отношение к данному факту.

Ребенок, который открыто протестует против детского сада, чаще всего довольно хорошо адаптируется, если родители не ругают его, не стыдят, а выражают сочувствие, оставаясь уверенными в том, что садик – хороший выбор для их ребенка.

Тяжело привыкают к детскому саду единственные в семье и поздние дети, чрезмерно опекаемые, дети, у которых сильно развита эмоциональная связь с матерью, привыкшие к исключительному вниманию.

Замечено, что быстро и легко привыкают к новым условиям сангвиники и холерики. А вот флегматикам и меланхоликам приходится нелегко. Они медлительны и поэтому не успевают за темпом жизни детского сада: не могут быстро одеться, поесть, выполнить задание. Их часто подстегивают, подгоняют, не давая возможности побыть самим собой.

Чаще всего болеют дети, которые не очень сильно капризничают и плачут, не выражая явно, словами и слезами, нежелнеи идти в садик. Это «послушные дети», они хотят, чтобы мамы и папы были довольны их самостоятельностью, и стараются их не растраивать. Но если адаптация для такого ребенка происходить сложно, организм дает эмоциям «передышку» : ребенок болеет, остается дома.

Дома – «хороший», в садике – «ужасный». Такое вполне может быть. Дело в том, что если родители очень много внимания уделяют правильному воспитанию, слишком контролируют ребенка, оберегают от неверных решений, то ребенок, оставшись в садике родителей, просто теряется. Он как бы остается без своей совести, как говорит пословица – «без царя в голове». Ведь его способность к самоконтролю еще не развилась, а дома его совестью и контролем были мама и папа.

Причина постоянных простуд и хронических ОРВИ чаще всего не медицинская, а психологическая. Одним из известных механизмов психологической защиты так и называется – бегство в болезнь. Ребенок не простужается нарочно. Это стремление он испытывает неявно, неосознанно. Организм подчиняется этой скрытой тенденции: начинает демонстрировать ослабленность, отказывается противостоять простуде.

Осложняющим фактором адаптации будут и конфликты в семье, необщительность родителей. Дети непроизвольно усваивают негативные черты поведения родителей, что осложняет их отношения со сверстниками. Они ведут себя неуверенно и нерешительно, много волнуются, сомневаются, поэтому не могут быть принятыми в группе.

Для эмоционально неразвитых детей адаптация наоборот происходит легко - у них нет сформированной привязанности к матери. Психологи указывают на следующий парадокс: чем раньше ребенок будет отдан в дошкольное учреждение (например, до 1 года, тем более он будет коллективистки настроен в дальнейшем. Первичный эмоциональный контакт такой ребенок установит не с матерью, а со сверстниками, что не лучшим образом скажется на развитии его эмоциональной сферы - в дальнейшем такой ребенок может не испытать глубокого чувства любви, привязанности, сострадания.

Мальчики более уязвимы в плане адаптации, чем девочки, поскольку в этот период они больше привязаны к матери и более болезненно реагируют на разлуку с ней.

Тем малышам, которые умеют длительно, разнообразно и сосредоточенно действовать с игрушками, легче адаптироваться в детском учреждении, они быстрее откликаются на предложение воспитательницы поиграть, с интересом исследуют новые игрушки. Для них это является привычным занятием. Такие дети в случае затруднения упорно ищут выход из ситуации, при этом, не стесняясь, обращаются за помощью к взрослому.

5. «Чего ожидают родители от детского сада»

Ребенок – величайшая ценность для родителей. Решение отдать его в детский сад «в чужие руки» может спровоцировать у них тревожность, беспокойство: там его обидят, не накормят, не переоденут и т. п.

Дети в 1,5-2 года не могут рассказать об испытываемом ими дискомфорте, поэтому передают информацию через плач, тревожное ожидание мамы. Появление нехарактерных для ребенка невротических симптомов тревожит и пугает родителей.

Повышенной тревожности, страхам, недоверию, фантазиям родителей способствует и закрытость дошкольных учреждений. Зачастую родители «сдают» ребенка в детский сад… как в камеру хранения, не зная, что происходит с ним в течение дня. Истерики ребенка усиливают нервное состояние родителей. Даже оставаясь внешне спокойными, они выдают собственное беспокойство: тревожный взгляд, разговор на повышенных тонах в семье, напряженный голос, влажная от волнения рука – масса мелочей, которые родители не осознают, но которые моментально считывает подсознание ребенка. Напряженное, тревожное состояние взрослых усиливает эмоциональное напряжение ребенка в детском саду. Передача чувств происходит моментально: ребенок улавливает стойкое отвержение детского сада родителями и тоже начинает испытывать страх и тревогу.

У родителей, плохо знающих специфику работы воспитателя, его личностные качества, особенности общения детей в группе, возникает предвзятое, негативное отношение, недоверие к сотрудникам детского сада: за ребенком не следят, воспитатели ничего не делают, дети предоставлены сами себе и т. п. А недоверие усиливает чувство тревоги, ожидание неприятностей. Если мама, придя за ребенком, увидит у него синяк, царапину, порванную одежду и т. п., то стойкое негативное отношение к детскому саду обеспечено.

В результате родители часто выбирают деструктивную стратегию адаптации : игнорирование работников детского сада, демонстрацию агрессии, конфликтное поведение. Ребенок, чувствуя состояние родителей, начинает бессознательно подыгрывать им. Таким образом, адаптация ребенка и семьи затягивается на долгие годы. Негативный опыт адаптации к ДОУ может отразиться на адаптации к школе, а возможно скажется и в более поздние возрастные периоды.

Публикации по теме:

«Рисование нетрадиционными способами с детьми раннего возраста». Семинар-практикум для родителей«Рисование нетрадиционными способами с детьми раннего возраста». Семинар-практикум для родителей «Рисование нетрадиционными способами с детьми раннего возраста» Семинар-практикум для родителей. Цель: создание условия для повышения.

Взаимодействие с родителями для успешной адаптации ребёнка в детском саду Здравствуйте уважаемые Коллеги! Меня зовут Абдрахманова Гузель Римовна, воспитатель МАДОУ д/с «Алёнушка» пос. Чишмы. Я хочу поделиться своим.

Презентация «Взаимодействие с родителями для успешной адаптации детей в детском саду» Здравствуйте уважаемые Коллеги! Меня зовут Абдрахманова Гузель Римовна, воспитатель Детского сада «Алёнушка» р. п. Чишмы. Я хочу поделиться.

Групповой семинар-практикум для педагогов «Организация игровой деятельности в процессе адаптации к ДОУ» Адаптация – это процесс вхождения в новую среду и приспособление к ее условиям. Детский сад - новый период в жизни ребенка. При поступлении.

Использование современных технологий для успешной адаптации детей раннего возраста в ДОУ В настоящее время огромное внимание уделяется воспитанию детей и их пребыванию в ДОУ, а в частности эмоциональному благополучию – как показателю.

О создании условий для успешной адаптации детей раннего возраста Важным условием укрепления физического и психического здоровья ребёнка раннего возраста является обеспечение его психологического благополучия.

Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Эффективное общение и взаимодействие с родителями дошкольников» .

Семинар-практикум для педагогов по адаптации детей раннего возраста к ДОУ «Социальное партнерство детского сада с родителями в период адаптации к ДОУ». педагог-психолог Лысенко Светлана Викторовна Цель: повышение.

Семинар-практикум для родителей детей раннего возраста по сенсорике Дидактические игры на сенсорное развитие «Весёлая прищепка» 1 слайд Игры с прищепками – это прекрасный тренажер для пальчиков. Ведь нужно.

Семинар-практикум «Поговори со мною, мама!» для родителей детей раннего возраста Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение Детский сад «Золушка» Семинар - практикум «Поговори со мною, мама!» (для.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Семинар-практикум «Взаимодействие педагогов и родителей по успешной адаптации детей раннего возраста в ДОУ»
Опубликовано: 20 июня 2019 в 17:36
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД