Юлия Юрина
Семинар «Взаимодействие учителя-логопеда с педагогами ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
Взаимодействие учителя-логопеда с педагогами ДОУ
Здравствуйте уважаемые коллеги!
Вступление:
Осознавая важность работы с детьми, имеющими нарушения речи, воспитательно - образовательный процесс необходимо строить на основе такой коррекционно-развивающей деятельности, которая включает в себя создание творческого союза педагогов, объединенных общими целями. (сл. 2)
Публикация «Семинар „Взаимодействие учителя-логопеда с педагогами ДОУ“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа логопеда. Логопедия
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
Известно, что дошкольный возраст является решающим этапом в формировании фундамента физического и психического здоровья ребенка. В этот период идет интенсивное развитие органов и становление всех систем и функций детского организма, совершенствуется нервная система и развивается высшая нервная деятельность. Все это создает предпосылки для дальнейшего развития и становления познавательных психических процессов и личности ребенка, овладения новыми видами деятельности.
Однако практика показывает, что с каждым годом увеличивается количество дошкольников с речевыми нарушениями. Речевая патология развивает у детей неуверенность в себе, внутренний дискомфорт. Эти дети, как правило, имеют ослабленное здоровье. Для них характерно нарушение общей и мелкой моторики, слабая нервно-мышечная регуляция процессов дыхания, голосоведения, артикуляции, нестабильность нервной системы (эмоциональная возбудимость, чрезмерная расторможенность либо заторможенность, неустойчивость и повышенная истощаемость нервных процессов, дефицит внимания, низкая работоспособность) на фоне остаточных проявлений органического поражения центральной нервной системы. Дети имеют ряд психолого-педагогических особенностей, затрудняющих их социальную адаптацию и требующих целенаправленной коррекции имеющихся нарушений.
Важным направлением модернизации образования, в соответствии с ФГОС ДО, является обеспечение государственной гарантии доступности и равных возможностей получения полноценного образования детьми с речевыми нарушениями и с ограниченными возможностями здоровья. Таким образом, дети с нарушениями речевого развития должны быть обеспечены специальными условиями воспитания и обучения в дошкольных образовательных учреждениях, должны получать своевременную и квалифицированную коррекционно-логопедическую помощь.
Успешное преодоление имеющихся у детей нарушений речевого развития в дошкольном учреждении возможно при условии тесной взаимосвязи и преемственности в работе всего педагогического коллектива и единства требований, предъявляемых детям.
Направления коррекционной работы
- диагностика уровня развития речи воспитанников;
- дифференциация категорий детей по специфике нарушений речи и структуре речевого нарушения;
- осуществление коррекции нарушенных сторон речи. (сл. 3)
Цель СОВМЕСТНОЙ РАБОТЫ: тесное взаимодействие учителя-логопеда и педагогов в процессе коррекционно-развивающей образовательной деятельности, стимулирующей речевое, познавательное и личностное развитие ребёнка.
Задачи: создать модель коррекционно-развивающей деятельности учителя-логопеда и педагогов; обозначить основные направления взаимодействия коррекционно-развивающей деятельности специалистов; разработать систему работы и формы взаимодействия логопеда и педагогов в условиях дошкольной образовательной среды, обуславливающие повышение уровня профессиональной компетентности специалистов и овладение интегрированными способами развития личности ребенка и коррекции речевых нарушений. (сл. 4)
Модель взаимодействия специалистов при коррекции в условиях ДОУ. (сл. 5)
Совместные направления работы. (сл. 6)
Состав ППк ДОУ. (сл. 7)
Практическая часть.
Всем предлагаю активное участие принять!
С коллегами опытом поделиться,
В педагогической работе это пригодится!
Девиз нашего семинара : Хорошее настроение сегодня – это залог нашего успеха! (сл. 8)
Далее учитель-логопед проводит практикум по ознакомлению с органами артикуляции. На нем педагоги перед зеркалами пытаются выполнить несколько основных упражнений для языка, убеждаясь, что и взрослым это не легко. Ведь, по мнению взрослых, гимнастика для рук и ног – дело нам привычное и знакомое, а вот зачем язык тренировать, если он и так «без костей» – неясно.
Поэтому логопед объясняет, что язык – главная мышца органов речи. И для него, как и для всякой мышцы, гимнастика просто необходима. Ведь язык должен быть достаточно хорошо развит, чтобы выполнять тонкие целенаправленные движения, именуемые звукопроизношением.
Задание № 1 «Артикуляционная гимнастика» (сл. 9)
Я предлагаю всем участникам выполнить артикуляционную гимнастику с помощью стихотворной сказки (с демонстрацией картинок и показом артикуляционных движений).
«У бабушки с дедушкой». Артикуляционная гимнастика-сказка. (сл. 10-21)
Жили были дедушка и бабушка.
К НИМ ТОЛСТЫЕ ВНУКИ ПРИЕХАЛИ В ГОСТИ (надуваем щёки)
С НИМИ ХУДЫЕ - ЛИШЬ КОЖА ДА КОСТИ (втягиваем щёки).
БАБУШКА С ДЕДУШКОЙ ВСЕМ УЛЫБНУЛИСЬ (губы в широкой улыбке, видны верхние и нижние зубы)
ПОЦЕЛОВАТЬ ОНИ ВСЕХ ПОТЯНУЛИСЬ (губы тянутся вперёд).
УТРОМ ПРОСНУЛИСЬ — В УЛЫБОЧКУ ГУБЫ (снова широкая улыбка).
ЧИСТИЛИ МЫ СВОИ ВЕРХНИЕ ЗУБЫ (широкий язык за верхними зубами)
ВПРАВО И ВЛЕВО, ВНУТРИ И СНАРУЖИ (соответствующие движения широким языком).
С НИЖНИМИ ЗУБКАМИ ТОЖЕ МЫ ДРУЖИМ (повторение этих движений языком в положении за нижними зубами).
БЛЮДЦА ПОСТАВИМ - ПОЛОЖАТ БЛИНЫ НАМ (широкий язык лежит на нижней губе).
ДУЕМ НА БЛИНЧИК — НЕ В ЩЁКИ, НЕ МИМО (подуть на широкий язык).
БЛИНЧИК ЖУЁМ, ЗАВЕРНЁМ И ПРИКУСИМ (жуём распластанный язык, потом прикусываем его, завернув за нижние зубы,
БЛИНЧИК С ВАРЕНЬЕМ МАЛИНОВЫМ ВКУСНЫМ (облизываем широким языком верхнюю губу спереди назад).
ЧАШКИ ПОСТАВИМ, ЧТОБ ЧАЮ НАЛИЛИ (широкий язык загибаем кверху чашечкой,
НА НОС ПОДУЛИ - МЫ ЧАЙ ОСТУДИЛИ (подуть с «чашечки» вверх).
ЧАЮ ПОПИЛИ — НИКТО НЕ ОБИЖЕН («чашечка» двигается вперёд-назад).
ВКУСНЫЙ БЫЛ ЗАВТРАК - МЫ ГУБКИ ОБЛИЖЕМ (кончик языка облизывает губы по кругу).
ДЕДУШКА СДЕЛАЛ ДЛЯ ВНУКОВ КАЧЕЛИ (широкий язык ставится попеременно то за верхние, то за нижние зубы,
ВСЕ МЫ НА НИХ ПОКАЧАТЬСЯ УСПЕЛИ.
ДЕДУШКА СКАЧЕТ НА ЛОШАДИ ЛОВКО (щёлкаем языком,
ВОТ ЗАМЕДЛЯЕТ ЛОШАДКА ШАЖОЧКИ (медленное цоканье с натягиванием подъязычной связки,
ВОТ НА ОПУШКЕ МЫ ВИДИМ ГРИБОЧКИ (присасываем язык к нёбу и открываем рот).
ВОТ ИЗ САРАЯ ИНДЮШКА ПРИШЛА,
ВАЖНО СКАЗАЛА: «БЛ-БЛ-БЛ-ЛА» (широкий язык ходит вперёд-назад по верхней губе; упражнение делаем с голосом). И УШЛА.
Вот и закончился день, пора спать. Завтра опять будем много гулять.
Задание № 2 «Знание артикуляционных упражнений» (сл. 22)
Каждый получает картинки к артикуляционным упражнениям.
Каждый по очереди, показывает, как они выполняются.
Задание №3 «Чудесный мешочек» (сл. 23-26)
Педагоги достают из «чудесного мешочка» предметы, рассказывают о его использовании в работе с детьми.
Предметы: каштаны, прищепки, пуговицы, шнурки, карандаши, мячик, вата, камни, мячик Су-джок и др.
Пальчиковая гимнастика: «Колобок», «Ёжик».
ФИЗМИНУТКА. «Если весело живется, делай так!» (сл. 27)
Задание № 4 «Фонематический слух» (сл. 28-29)
Фонематический слух - тонкий систематизированный слух, который человек способен слышать и различать отдельные фонемы, или звуки в слове.
Фонематический слух является основой для понимания смысла сказанного. Ведь, заменив даже один звук в слове, мы можем получить совершенно иное слово: "коза-коса", "дом-том", "бочка-почка". И вот уже «козой косят луг», «коса щиплет травку», а «Мишина машина превращается в мыши на машине».
1. Закончить;
Портфель я выронил из рук,
Такой большой на ветке … (жук)
Шел по лесу шустрый мишка,
На него свалилась … (шишка)
Здесь в лесу есть злые звери,
Запирайте на ночь … (двери)
Тише, Танечка, не плачь,
Не утонет в речке … (мяч)
Как-то вечером две мышки
Унесли у Пети … (книжки)
Не полезет Влад на ель
У него в руках … (портфель)
«Я трудиться не привык!»
Отвечает … (грузовик)
Cобирали васильки
у нас на голове … (венки)
2. Игра «Хлопни в ладоши»
Задание № 5 Фонематическое восприятие» (сл. 30-31)
Фонематическое восприятие - это способность различать звуки речи и определять звуковой состав слова. Например: «Сколько слогов в слове МАК? Сколько в нём звуков? Какой согласный звук стоит в конце слова? Какой гласный звук в середине слова?»
Игра: «Отвечай – не торопясь».
Предлагаю несколько заданий на сообразительность, проверить, как педагоги умеют слышать и выделять определённые звуки в словах.
№ 1: Придумайте слово, которое начинается на последний звук слова «логопед». (Придумывает каждый участник команды)
№ 2: Какое слово получится, если к слогу ро прибавить один звук? (Рот, ром, рог, ров, род, рок) игра с мячом
№ 3: Составьте такое предложение, в котором все слова начинаются со звука п (Петя подарил Павлику пирамидку.)
№ 4: Подберите слово, чтобы первый звук был м, а последний звук – а (Маша, машина, муха, мама, майка, Мурка)
Задание № 6 «Блиц». (сл. 31)
1. Что такое фонематический слух (это способность выделять, воспроизводить, различать звуки речи; другими словами, это речевой слух.)
2. С какого возраста необходимо исправлять речь детей? (5 лет)
3. Какие части языка вы можете назвать? (Кончик, боковые края, корень).
4. Сбор родителей для решения педагогических проблем? (Родительское собрание)
5. Какой главный артикуляционный орган у человека? (Язык)
6. Каким цветом обозначаем гласные звуки? (красным).
7. Назовите пару звуку «Ш» («Ж»).
8. Человек, занимающийся исправлением речи? (логопед)
9. Какие звуки чаще всего нуждаются в исправлении? (Р, Л)
10. Как называется гимнастика для языка? (Артикуляционная)
11. Для чего нужна артикуляционная гимнастика? (это упражнения для тренировки органов артикуляции (губ, языка, нижней челюсти)
12. Чем отличается звук от буквы. (Буквы мы видим и пишем, а звуки произносим и слышим)
13. Как можно еще назвать исправление речи? (коррекция)
14. Что такое фонема? (звук).
Заключительная часть (сл. 32)
Подведение итогов работы
Логопед:
- Уважаемые коллеги, вот и закончился наш семинар.
Обратная связь.
Все участники семинара получают бумажных птиц, на которых предлагается написать, чем была полезна для них эта встреча, высказать свои пожелания и предложения учителю-логопеду.
Учитель-логопед : Я хочу поблагодарить Вас за активное участие в семинаре, надеюсь, что вам было интересно и вы узнали для себя что-то новое, и будете применять свои «логопедические знания» на занятиях с детьми. А сейчас я хочу наградить Вас медалями «ЗНАЮ основы логопедии».