Татьяна Сырых
Семинар-практикум для родителей «Обучение грамоте детей 5–6 лет в игре»
▼ Скачать + Заказать документы
Семинар – практикум для родителей :
«Обучение грамоте детей 5 - 6 лет через игру».
Уважаемые родители! Анализируя ваши анкеты: «Как обучать детей грамоте?», мы увидели, что эта тема для вас интересна и вызывает много вопросов. Не все родители имеют представление о том, с чего нужно начинать обучение грамоте, на что обратить внимание, какие методы и приемы можно использовать, занимаясь с ребенком дома. Многие хотели бы узнать, как дети обучаются грамоте в детском саду.
Публикация «Семинар-практикум для родителей „Обучение грамоте детей 5–6 лет в игре“» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Обучение грамоте. Игры, дидактические пособия
- Родительские собрания в детском саду
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2014
Напомним вам, что для дошкольников игра – это ведущий вид деятельности. Все дети любят играть! Любые знания малыши легко усваивают играя. В игре развиваются мышление, память, внимание. Незаметно для себя, дети учатся выполнять сложные задания, преодолевать трудности на своем пути, проявлять творческие способности, стремиться к успеху.
Главной задачей в обучении детей грамоте отводится работе со звуком, буквой, словом, предложением.
Сегодня, мы расскажем и покажем вам, как проходит обучение грамоте детей в детском саду, а также поиграем в игры, которые мы используем в работе с детьми.
1 этап работы. Цель: Формировать у детей представления о звуках окружающего мира, продолжать закреплять понятия и термин: звук, слог, слово. Продолжать учить проводить звуковой анализ слов разной слоговой структуры.
Практикум: «Играем с детьми дома».
Какие же игры и упражнения можно использовать с детьми на первом этапе обучения. Предлагаем вашему вниманию картотеку игр «Учимся - играя» (логопед предлагает родителям практический материал).
Мы говорим детям о том, что наша речь состоит из звуков. Это - речевые звуки. Они разные: гласные и согласные.
Что такое гласные и согласные звуки? Как ребенку их запомнить и различать? Расскажем детям сказку.
«Сказка о звуках».
«В одной волшебной стране жили звуки. Страна эта была совсем крохотная. Звуков было - 42. Но их никто никогда не видел. Они были невидимые! А слышать их было можно. У каждого звука был свой домик. У гласных звуков домики были выкрашены в красный цвет, а у согласных в синий. Шесть звуков были певцами: А,О,У,И,Ы. Э. Им подпевали: Е, Ё, Ю, Я. За певучесть и голосистость их назвали – «гласные». Они были дружными и распевали волшебные песни».
Мы тоже можем петь вместе с ними. Но для этого нужно узнать все звуки и правильно их произносить. Послушайте стихи про гласные звуки:
Воздух свободно идет через рот
Нет препятствий разных.
Голос участвует, голос зовет,
Звук получается гласный.
Гласные тянутся в песенке звонкой,
Могут заплакать и закричать.
Могут в кроватке баюкать ребенка,
Но не желают свистеть и ворчать. /В. Берестов/
Чтобы запомнить гласные звуки, люди стали обозначать их красным цветом.
На занятиях по обучению грамоте вводятся фишки красного цвета для обозначения гласных звуков. Поэтому, уважаемые родители, занимаясь с ребенком дома, вы должны использовать такие же обозначения для звуков. У детей не должна возникнуть путаница.
Чуть позже вводится термин «согласный звук». С детьми нужно обязательно поговорить о том, что согласные звуки трудно спеть, крикнуть. При их произнесении воздух встречает преграду-язык, губы, зубы.
Для закрепления понятия «согласный звук» - предлагаем детям послушать стихи В. Берестова «Гласные и согласные» :
Шелестеть, шептать, скрипеть,
Даже фыркать и шипеть,
Но не хочется им петь.
Сссс – змеиный слышен свист,
Шшш – шуршит опавший лист,
Жжж – жуки в саду жужжат,
Ррр – моторы тарахтят.
Далее мы знакомим детей с новыми понятиями : «твердый согласный» и «мягкий согласный», а также их цветовым обозначением (синие и зеленые фишки).
Учитель-логопед предлагает родителям провести звуковой анализ слов: «ЛУНА», «ЛИСА» ( на столах наборы для звукового анализа слов: фишки красного, синего и зеленого цветов; карточка - схема для звукового анализа).
Для закрепления представлений у детей о согласных и гласных звуков можно рассказать детям сказку «Кому живется лучше?».
Особое внимание обращаем на умение ребенка интонационно выделять звук в слове. Цель игр: научить детей громко и четко выделять голосом нужный звук (в начале, в середине, в конце слова).
«Назови первый /последний/ звук в слове»
Цель: Продолжать учить детей интонационно выделять звук в словах. Упражнять в умении определять позицию звука в слове: начало, середина, конец.
Вариант 1. Педагог произносит слово, выделяя голосом первый звук и просит ребенка назвать звук, который он услышал.
Гласные звуки: А-а-ня, О-о-ля, И-и-ра; а-а-арбуз, у-у-утка, о-о-оса, и-и-индюк, т. д. Согласные: м-м-мак, н-н-нос, ж-ж-жук, р-р-рот, ш-ш-шапка, з-з-зайка, т. д.
Последний звук: ра-к, до-м, коко-с, сло-н, сту-л, утю-г, кефи-р…т. д.
Вариант 2. Выделение звука в середине слова: ма-ш-шина, ко-р-рова, ё-ж-жик.
Оборудование: предметные картинки.
«Назови слово с заданным звуком»
Цель: Упражнять в назывании слов с определенным звуком (гласным или согласным). Закрепить понятия: гласный, согласный звук.
Вариант 1. Педагог называет ребенку звук (гласный или согласный, а ребенок говорит слово с заданным звуком.
Вариант 2. «Звуковой кубик».
Дети стоят в кругу и передают кубик друг другу. По звуковому сигналу (бубен, колокольчик) движение кубика останавливается, а ребенок называет слово с любым звуком (на гранях кубика наклеены буквы). В игре можно использовать магнитофон с музыкальным произведением).
Оборудование: «Звуковые кубики» - с буквами, магнитофон, кассета.
Играя в эти игры с детьми дома, вы можете устроить соревнования. Перед началом игры, обсудите правила, какой приз получает победитель.
«Кто больше назовет слов со звуком…[р]»
Цель: Упражнять в назывании слов с заданным звуком, закреплять графический образ буквы.
Ход: Взрослый предлагает ребенку игру – соревнование… Слова можно называть с гласными и согласными звуками. По итогам соревнования определяется победитель (вручается приз – конфета, книга, воздушный шарик и т. д.).
Вариант 1. Называть слова с заданным звуком в начале слова.
Вариант 2. Называть слова со звуком в середине слова.
Вариант 3. Называть слова со звуком в конце слова.
Оборудование: алфавит или кубик с буквами (разрезная азбука, фишки, призы.
«Собери чемоданчик»
Цель: Закреплять умение различать звуки близкие по акустическим и артикуляционным укладам.
Ход: Детям предлагают набор картинок со звуками [ш] – [ж] ([з] – [с]) т. д. Дети должны разложить картинки с определенным звуком в «чемоданчик».
Оборудование: «чемоданчики» с наклеенными буквами С, З, Ц, Ч, Щ, Ш, Ж, Р, Л, наборы предметных картинок.
«Собери слово из звуков»
Цель: Развивать фонематическое восприятие, внимание. Учить детей «собирать» слова из звуков.
Ход: Педагог называет звуки: [А] – [У]; [И] –[А];[ О] – [Х]; [У] – [Х]; [Р]-[А]-[К];[М]-[А]-[К]; [Ж]-[У]-[К];[ Н]-[О]-[С]; [Л]-[У]-[К];[ К]-[А]-[Ш]-[А]; [Л]-[У]-[Ж]-[А]; [К]-[О]-[З]-[А]; [Б]-[Ы]-[К]; [С]-[Л]-[О]-[Н]; [З]-[И]-[М]-[А]; Дети называют получившееся слово.
«Звук потерялся»
Цель: Упражняем детей в умении определять заданный пропущенный звук в словах (начало, середина, конец).
Ход: Взрослый говорит детям, какой звук он не будет произносить в слове. Дети должны сказать слово правильно с заданным звуком.
«С» :. обака, …лон, …умка, …амокат.
«Ш» :. мель, ….апка, …уба, …айба т. д.
«Твердый – мягкий»
Цель: Закрепить представления о согласных звуках. Упражнять детей в различении и назывании слов с твердыми и мягкими согласными.
Вариант 1. Педагог показывает картинку и называет её. Дети должны определить: звучание звука в слове твердое или мягкое, а затем поднять соответствующую картинку (травка, лёд).
Оборудование: предметные картинки, карточки-картинки (травка, лёд) на каждого ребенка.
Вариант 2. Дети стоят в кругу. Звучит музыка. Дети одновременно передают друг другу две кегли - синего и зеленого цвета. Как только музыка перестает звучать, педагог показывает детям букву. Дети, у которых в руках кегли, должны назвать слова с твердым и мягким согласным звуком. Игра продолжается с началом музыки.
Оборудование: кегли синего и зеленого цвета, буквы, магнитофон, кассета с музыкой.
Вариант 3. «Звонкий – глухой». Проводится, как 1 и 2 вариант. Звонкий звук обозначается – колокольчиком, а глухой: бутылочкой – шуршалочкой (пакетом, соломенной шляпкой). Ведущий показывает букву обозначающая звук.
Оборудование: колокольчик, соломенная шляпка, бутылочка-шуршалочка, буквы.
«Звук заблудился»
Цель: формировать у детей понятие о смыслоразделительной функции звука.
- На пожелтевшую траву
Роняет Лев свою листву (лес)
- Синеет море перед нами
Летают Майки над волнами (чайки)
- На болоте нет дорог
Я по кошкам скок да скок (кочкам)
2 этап работы. Слоговая структура слова.
Очень часто родителями недооценивается значение формирования слоговой структуры слова у детей. А это одна из причин возникновения дисграфий и дислексий у школьников. Этот дефект речевого развития характеризуется трудностями в произношении слов сложного слогового состава (нарушение порядка слогов в слове, пропуски либо добавление новых слогов или звуков). Нарушение слоговой структуры слова обычно выявляется при логопедическом обследовании детей.
Предлагаем вам несколько игр и упражнений, которые можно проводить с детьми. Основная цель игр и упражнений: подготовить ребёнка к усвоению ритмической структуры слов родного языка.
Упражнения на уровне звуков.
Игра «Звуковичок»
Цель: Формирование фонематического восприятия.
Ход: Взрослый говорит ребенку, что нужно произнеси звук [А] столько раз, сколько точек на кубике.
Произнеси звук [О] столько раз, сколько раз я хлопну в ладоши».
Оборудование: картинка герой - «Звуковичок», кубик с точками или цифрами.
Упражнения на уровне слогов.
Игра «Пальчики здороваются» – произнесение цепочки слогов с прикосновением на каждый слог пальцев руки указательным пальцем.
Упражнения на уровне слова.
Игра «Телеграф» («Телеграмма»)
Цель: развивать умение делить слова на слоги, определять протяженность слов: «короткое» (1 слог, «среднее» (2 – 3 слога, «длинное» (4 – 5 слогов).
Ход игры: ребёнок «передаёт» заданное слово хлопая в ладоши или шагая.
Оборудование: предметные картинки, фишки.
Игра «Поезд» («Многоэтажный дом», «Ёлочка»)
Цель: упражнять детей в делении слов на слоги.
Вариант 1. Ребенок называет картинку и размещает её в нужном вагончике в соответствии со слоговым составом слова (1 слог, 2 слога, 3 слога, 4 слога).
Вариант 2. «Многоэтажный дом». Ребенок должен определить слоговой состав слов и правильно распределить картинки по этажам: 1 этаж дома – 4-5 слогов; 2 этаж – 2-3 слога; 3 этаж – 1 слог.
Оборудование: предметные картинки, поезд с вагончиками (игрушка или дидактическое пособие - рисунок). Дидактическое пособие «Многоэтажный дом».
Итог. Уважаемые родители, вы узнали, как можно интересно, занимательно обучать грамоте детей в домашних условиях. Эти и другие игры представлены в картотеке. Вы можете ей пользоваться.
Предлагаем вам оценить нашу встречу цветными фишками. Если представленный материал был для вас интересным и полезным – красная.
Синяя - если вы не узнали ничего нового, зеленая – если вам это не интересно. Спасибо, желаем вам успехов!