Приложение МААМ

Семья и детский сад как социокультурная среда формирования духовно-нравственной личности ребенка-дошкольника

Наталья Малышина
Семья и детский сад как социокультурная среда формирования духовно-нравственной личности ребенка-дошкольника
▼ Скачать + Заказать документы

Семья и детский сад, как социокультурная среда формирования

духовно-нравственной личности ребенка-дошкольника

«Годы детства - это, прежде всего, а воспитание патриотических

чувств без воспитания сердца невозможно»

В. А. Сухомлинский

Ребёнок дошкольного возраста – уникальный субъект воспитательно-образовательного процесса. Развивается дошкольник в социокультурной среде, которая его окружает.

Публикация «Семья и детский сад как социокультурная среда формирования духовно-нравственной личности ребенка-дошкольника» размещена в разделах

Дошкольный возраст -это такой период, когда ребенок очень восприимчив к социокультурному развитию, перед ним открывается мир духовных ценностей, нравственных принципов, человеческих отношений и многое другое. Реализация всех этих ценностей необходима для самоутверждения, признания личности. На протяжении всей жизни человек формирует свое мировоззрение, образ жизни. Значительную роль в этом играют его окружение - семья, друзья.

Наши дети –это будущие чиновники, руководители, защитники нашей Родины, мамы, папы, и какими они вырастут зависит от нас.

Меняются времена, эпохи, люди. Но вечным остаётся стремление человека к добру, любви, свету, красоте, истине. Самое большое счастье для родителей вырастить здоровых и высоконравственных детей. Дошкольный возраст-это стартовый период всех высоких человеческих начал.

Oсобую роль в окружающей среде рeбёнка - дошкольника играет семья и детский сад. Oни как бы пeрвые сoциальные институты для детей, которые способны обеспечивать полноту и целостность для формирования личности.

Одно из основных направлений отечественной педагогики обращено к духовно-нравственным ценностям. Это направление, в настоящее время, наиболее перспективно, поскольку связано с восстановлением традиций, исторической преемственностью поколений, развитием национальной культуры и воспитанием бережного отношения к историческому наследию российского народа.

Поэтому, сегодня необходимо формировать у детей такие понятия, как любовь и уважение к семье, дому, Родине; прививать чувство долга, чести, совести, ответственности. И важно это сделать именно в дошкольном возрасте, так как, дошкольный возраст – уникальный период, когда ребенок еще всецело открыт, когда закладывается фундамент его личности, происходит усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на основе подражания. В связи с этим, задача духовно-нравственного воспитания дошкольника имеет чрезвычайную значимость.

Актуальность данного направления в современной педагогике отражена в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, в соответствии с которым, особое внимание в развитии ребенка - дошкольника должно уделяться формированию его духовно – нравственных и социокультурных ценностей, приобщению к традициям семьи, общества и государства. И как раз в этом случае дошкольное учреждение, при условии грамотного построения работы, обладает уникальной возможностью постоянного общения с семьёй, взаимодействия с родителями. Что помогло бы реализовать многое для развития личности ребёнка.

Достижение цели осуществляется через решение ряда задач: воспитание у ребенка любви и привязанности к семье, дому, детскому саду, городу, краю, Родине; развитие интереса к традициям и промыслам разных народов страны; знакомство с государственными символами; формирование патриотизма, нравственности, толерантности.

Система работы, по духовно-нравственному развитию детей, обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих задач и осуществляется через все формы работы с педагогами, детьми, родителями: ООД, проектную, игровую, трудовую, досуговую деятельность; взаимодействие с социальными партнерами.

Проводимая работа, помогает приобщить детей к истокам национальной культуры, способствует сохранению народных традиций, воспитанию чувства патриотизма, нравственности, духовности; развивает способность к эстетическому созерцанию и сопереживанию, формирует способность самостоятельно осваивать окружающий мир.

Работа в данном направлении осуществляется также через использование современной образовательной технологии проектной деятельности, в ходе которой, воспитанники, совместно с педагогами и родителями, добывают знания об истории и культуре разных народов; о малой Родине, символах города, края и страны; овладевают позитивным отношением к окружающему миру, получают право на саморазвитие.

Совместно с родителями, реализовано множество проектов, способствующих формированию нравственных, семейных, культурных ценностей, например, проекты на тему: «Моя Семья», «Древо жизни», «Мой город Саранск», «Берегите белых журавлей», «Матрёшка – душа России, «Деревянные игрушки», «Культура и традиции народов Мордовии» и много других проектов. В реализации проектов, как правило, активное участие принимают родители дошкольников.

Таким образом, использование метода проектной деятельности, является эффективным средством духовно-нравственного развития личности дошкольника.

Но, как бы активно не решались задачи по духовно-нравственному развитию личности в МАДОУ, ведущая роль в её становлении принадлежит семье, ведь благодаря примеру родителей, ребенок приобретает свой первый социокультурный опыт.

Вся деятельность, организованная мной в течение месяца, является предварительной работой к итоговому мероприятию, которое проводится в последнюю неделю месяца, совместно с родителями, с помощью активной формы обучения – ресурсного круга.

Новая форма взаимодействия формирует у детей коммуникативные навыки, способствует доверительному общению всех участников образовательного процесса, дает им возможность выражать свое мнение, договариваться, родителям делиться положительным опытом воспитания детей. Действенным результатом совместной работы МАДОУ и семьи является создание тематических альбомов: «Любимое имя моего ребенка», «Добрые слова», «Ласковая песенка - колыбельная». Работа над альбомами – это совместное семейное творчество, способствующее укреплению детско-родительских отношений, выявлению творческих способностей, формированию чувства ответственности за порученное дело.

Имеющийся опыт работы МАДОУ по духовно-нравственному воспитанию дошкольников показывает, что только активное, плодотворное сотрудничество педагогов и семьи, может обеспечить положительные результаты проводимой работы. Поэтому, перспективной задачей для педагогического коллектива является: помочь каждому родителю осознать, что именно семья ответственна за воспитание своего ребенка, что в первую очередь, в семье должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычаи и ценности, и что семья для ребёнка - это мир, в котором закладываются основы духовно-нравственной личности.

Литература

1. Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования [п. 2.6].

2. «Истоковедение». Том 5. Издание 5. М. :Издательский дом «Истоки», 2014.

3.«С чего начинается Родина?» (Опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ) Под редакцией Л. А. Кондрыкинской. – М: ТЦ Сфера, 2005г.

4. «Российский этнографический музей – детям» : Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений (Ботякова О. А., ЗязеваЛ. К., Прокофьева С. А. и

Публикации по теме:

Отчет по самообразованию «Семья как социальный институт формирования личности» Моя тема по самообразованию: «Семья как социальный институт формирования личности». Ведущей целью взаимодействия детского сада с семьей.

Театрализованная деятельность как средство всестороннего развития личности дошкольника (из опыта работы)Театрализованная деятельность как средство всестороннего развития личности дошкольника (из опыта работы) Доброго вам времени суток. уважаемые коллеги! Сегодня я решила представить свой небольшой опыт по театрализованной деятельности тема которого".

Традиции народной культуры как основа формирования духовно-нравственной личности школьника «Традиции народной культуры как основа формирования духовно-нравственной личности» Бессоновка – село, богатое культурными традициями. В.

Консультация для воспитателей «Роль воспитателя в развитии личности ребенка»Консультация для воспитателей «Роль воспитателя в развитии личности ребенка» «Роль воспитателя в развитии личности ребёнка" В повседневном общении ребенок учится познавать мир, подражает взрослым, приобретает жизненный.

Коррекционная ритмика как средство гармонизации личности ребенка Коррекционная ритмика как средство гармонизации личности ребенка Движения под музыку – это вид музыкальной деятельности, основой которого.

Проект «Формирование у детей духовно-нравственных качеств личности в процессе внеурочной деятельности»Проект «Формирование у детей духовно-нравственных качеств личности в процессе внеурочной деятельности» Уважаемые коллеги, хочу сегодня представить проект по духовно-нравственному воспитанию "Формирование у детей духовно-нравственных качеств.

Презентация проекта «Формирование у детей духовно-нравственных качеств личности в процессе внеурочной деятельности» (часть 2)Презентация проекта «Формирование у детей духовно-нравственных качеств личности в процессе внеурочной деятельности» (часть 2) Продолжим знакомство с проектом по «Формированию у детей духовно-нравственных качеств личности в процессе внеурочной деятельности». Почему.

Консультация «Роль родного языка в развитии личности дошкольника» Роль родного языка в развитии личности дошкольника. Кушнерук Т. Н., воспитатель МДОУ Детский сад №3 г. о. Власиха Московской области Исключительное.

Ролевая игра — эффективное средство формирования личности дошкольникаРолевая игра — эффективное средство формирования личности дошкольника Ведущим видом деятельности дошкольника является ролевая игра, сущность которой состоит в том, что дети отражают в игре различные стороны.

Воспитание духовно-нравственной личности старших дошкольников посредством приобщения к народной культуре. Часть IВоспитание духовно-нравственной личности старших дошкольников посредством приобщения к народной культуре. Часть I На современном этапе развития общества проблема духовного возрождения России встает особенно остро. Формирование правового государства,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Семья и детский сад как социокультурная среда формирования духовно-нравственной личности ребенка-дошкольника
Опубликовано: 20 апреля 2021 в 12:57
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Семья и детский сад как социокультурная среда формирования духовно-нравственной личности ребенка-дошкольника» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Малышина (УИ 177650) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД