Папки-передвижки

Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством игр с сыпучими материалами

Елена Константинова
Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством игр с сыпучими материалами

Константинова Елена Юрьевна - воспитатель,МАДОУ «Детский сад №450», Сормовского района, г. Нижнего Новгорода

Ранний детский возраст, от одного года до трех лет. Этот возраст является одним из ключевых в жизни ребенка и во многом определяет его будущее психологическое развитие. Возраст раннего детства, время созревания всех основополагающих функций, является самым благоприятным для воспитания и обучения.

Именно в этом возрасте происходит активное знакомство малыша с окружающим миром.

Публикация «Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством игр с сыпучими материалами» размещена в разделах

Яркий, меняющийся мир ребенок познает с помощью органов чувств – зрения, слуха, обоняния, осязания и вкуса. Информация, полученная с помощью органов чувств, передается в головной мозг, там анализируется и в итоге «выдает» целостную картинку. И чем больше разнообразной информации поступает в мозг малыша, тем активнее происходит сенсорное развитие ребенка.

Сенсорное развитие – это процесс формирования определенных представлений о свойствах предметов: их размере, форме, цвете, положении в пространстве, вкусах, запахах и т. д. Сенсорное развитие детей раннего возраста имеет огромное значение, так как:

• оно является базой для дальнейшего развития интеллекта;

• позволяет ребенку упорядочить представления о мире, которые он получает самостоятельным образом;

• развивает усидчивость и наблюдательность;

• повышает внимательность;

• расширяет словарный запас;

• положительно влияет на развитие всех видов памяти;

• развивает эстетическое чувство.

Недостаточно предоставить малышу разнообразные предметы для исследования и назвать их свойства. Очень важно научить ребенка анализировать отдельные признаки каждого предмета (цвет, форму, запах, вкус, вес, чтобы научить его классифицировать объекты. Этому ребенок учится, усваивая так называемые сенсорные эталоны, предметы, «суть» которых отражает какую-либо из общепринятых абстракций, описывающих качества вещей – к примеру, эталоны формы это геометрические фигуры, эталоны цвета – семь цветов спектра, эталоны веса – перышко и камень.

Поэтому ребенка нужно сначала научить распознавать сенсорные эталоны, а затем приучать находить эталонные объекты в реальных вещах (например, в картинке дома отыскать круглые и прямоугольные части, различные цвета).

Работу по формированию сенсорных эталонов в раннем возрасте мы организуем по средствам игр с сыпучими материалами.

Строя работу в этом направлении мы поставили перед собой следующие задачи:

• Создать условия для обогащения и накопления сенсорного опыта детей в ходе игр с сыпучими материалами;

• Формировать умения ориентироваться в различных свойствах предметов (в цвете, форме, величине);

• Воспитывать первичные волевые черты характера в процессе овладения целенаправленными действиями с предметами (умение не отвлекаться от поставленной задачи, доводить ее до завершения, стремиться к получению положительного результата и т. д.).

Больше всего на свете дети любят играть, они играют дома, в детском саду, на улице, в гостях. Любое увлекательное занятие обозначается для них словом «игра». Через игру ребёнок познаёт окружающую его действительность, свой внутренний мир. А играть с занимательным и необычным материалом интереснее в двойне. Поэтому нами был подобран разнообразный сыпучий материал, который способствовал бы формированию сенсорных эталонов у детей раннего возраста – это песок, разнообразные крупы, макаронные изделия, крупные бусины, пуговицы, помпончики и многое другое. На наш взгляд, игры с указанным материалом не только способствуют сенсорному развитию детей раннего возраста, но и эффективно стимулируют работу мозга и умственное развитие, способствуют пассивному массажу пальцев, развивают речевую сферу и мелкую моторику ребенка.

Ниже мы хотим представить вашему вниманию несколько вариантов игр с сыпучими материалами для детей раннего возраста.

«Поиски клада» для этого вам понадобятся ёмкость с песком или любой крупой, лопатки, широкие кисточки, геометрические формочки основных цветов и схемы на которых изображены геометрическая форма и её цвет (например, красный круг, синий квадрат и жёлтый треугольник, формочки должны быть таких же цветов). Воспитатель прячет формочки в песок, а задача ребёнка заключается в том, чтобы аккуратно откопать формочку, назвать её цвет и форму и соотнести её с изображением на схеме. Здесь как вариант игры, активно можно использовать блоки Дьенеша.

Игра «Найди твой цвет». Дайте малышу в руки 3 фигурки разного цвета (круги, квадраты и т. д.). Такие же фигурки спрячьте в баночки с разным наполнением (это могут быть цветные крупы), например в ёмкость с зелёным рисом – зелёный круг, затем предложите ребёнку в этих баночках найти такую же фигурку как и у него в руках. Сначала цвет фигурки может совпадать с цветом крупы, затем чтобы усложнить ребёнку задачу цвет фигурки и крупы могут быть разными, т. е в банке с зелёным рисом может быть красный круг. Далее ребенок может положить свои кружки на одноцветные предметы или в баночку с купой такого же цвета. Здесь идёт закрепление, соотнесение цвета и формы предметов.

«Накорми гномика кашей» здесь нам понадобятся: силуэты гномиков в одежде 4 основных цветов, у каждого гномика в руках небольшая ёмкость (можно использовать половинку от киндер сюрприза, кроме этого для игры нужна манная крупа красного, жёлтого, зелёного и синего цветов и небольшая ложка. Воспитатель предлагает накормить гномиков вкусной манной кашей, и выбрать цвет крупы в соответствии с цветом их одежды, аккуратно пересыпать её из ложечки в тарелку гномику. Здесь кроме закрепления основных цветов хорошо развивается мелкая моторика рук.

Ещё один вариант игр с сыпучими материалами – это сортировка материала по цвету, форме, величине.

Игра «Золушка». Дети очень любят игры с крупами, это не только приятные тактильные ощущения, но и самомассаж. Здесь очень важно помнить о технике безопасности, ведь мы имеем дело с мелкими частицами. Надо следить, чтобы в ходе игр дети ничего не брали в рот, поэтому желательней использовать более крупные крупы. В глубокую ёмкость насыпаем фасоль и запускаем в неё руки и изображаем, как будто мы начинаем месить тесто, приговаривая:

«Месим, месим тесто,

Есть в печи место.

Будут-будут из печи

Булочки и калачи».

А если использовать фасоль и горох вместе, тогда ребёнку можно предложить отделить маленькое от большого. Здесь будет прослеживаться работа по закреплению понятий о величине и опять же развитие мелкой моторики рук ребёнка.

Игра «Больше – меньше». Данная игра направлена на развитие умения ребёнка различать предметы по форме и величине. Здесь вам понадобятся: прозрачный пластмассовый контейнер с крышкой и пуговицы разного размера и формы. В начале игры воспитатель показывает малышу, как бросать маленькую пуговицу в маленькое отверстие, среднюю в среднее, большую в большое. Затем те же действия ребёнок выполняет самостоятельно. Для начала задания можно давать на изучение и закрепление одного параметра пуговицы, например, только размер. В дальнейшем можно усложнить его вторым параметром пуговицы - формой (возьми большую и круглую или маленькую и квадратную пуговицу).

Игры с сыпучими материалами – это простой и интересный для детей способ развития мелкой моторики, мышления, речи, внимания, воображения. В методике М. Монтессори играм с крупами и другими сыпучими материалами уделяется большое внимание. Такие игры относятся к «упражнениям в практической жизни». У детей они вызывают особый интерес, так все малыши хотят быть похожими на взрослых. Тот опыт, который ребенок получает, взаимодействуя с различными предметами из мира взрослых, чрезвычайно важен для его дальнейшего развития.

Литература

1. Епураш Е. В. Занимательные игры с сыпучими материалами и зернотворчество. Интернет ресурс. http://doshkolnik.ru/motorika/6893.html

2. Печора К., ширванова О., Перунова В. Учим играть детей раннего возраста /Печора К. // Дошкольное воспитание. – 2005. - №4. – С. – 11 – 14.

3. Развиваем мелкую моторику ребёнка: игры с крупами и макаронами. Интернет ресурс. https://www.center-sozvezdie.ru/journal/razvivaem-melkuyu-motoriku-rebenka-igry-s-krupami-i-makaronami.html

4. Смирнова Е. Ранний возраст: игры, развивающие познавательную активность /Смирнова Е. // Дошкольное воспитание. – 2009. - №2. – С. 22 – 27.

5. Смирнова Е. Ранний возраст: игры, развивающие мышление /Смирнова Е. // Дошкольное воспитание. – 2002. - №8. – С. 57 – 62.

6. Чудаева М. А. Игры на развитие сенсорных способностей у детей раннего и младшего дошкольного возраста, для использования в домашних условиях. Интернет ресурс. https://mari1024.edumsko.ru/folders/post/1155630

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Восприятие мира у детей раннего возраста через сенсорное развитие»Консультация для родителей «Восприятие мира у детей раннего возраста через сенсорное развитие» Сенсорное развитие детей раннего возраста — это способ познакомить ребёнка с основными свойствами предмета. Почему лучше обучать детей.

Мастер-класс для родителей «Развитие сенсорных способностей у детей раннего возраста посредством дидактических игр»Мастер-класс для родителей «Развитие сенсорных способностей у детей раннего возраста посредством дидактических игр» Цель: познакомить родителей с некоторыми дидактическими играми, направленными на развитие сенсорных способностей, для использования в домашних.

Мониторинг «Сенсорное развитие детей младшего возраста» ФИО воспитателя Дата проведения (октябрь, май) - Критерии: I. Познавательная сфера: 1. Ориентируется в 3 величинах (большой, средний,.

Развитие мелкой моторики рук через сенсорное восприятие окружающей действительности детей раннего возраста Отчет по саморазвитию. «Развитие мелкой моторики рук через сенсорное восприятие окружающей действительности, детей раннего дошкольного возраста".

Отчет «Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр» (из опыта работы)Отчет «Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр» (из опыта работы) В октябре этого года состоялось методическое районное объединение в п. Охотск, где я представила творческий отчет по теме «Сенсорное развитие.

Отчёт (фото) по теме: «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста посредством техник нетрадиционного рисования».Отчёт (фото) по теме: «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста посредством техник нетрадиционного рисования». Уважаемые коллеги, хочу представить вашему вниманию отчёт проделанной работы по теме: «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста.

Развитие сенсорных эталонов детей раннего возраста посредством нетрадиционных игровых технологий Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине,.

Родительское собрание «Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр»Родительское собрание «Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр» Родительское собраниеТема собрания: "Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр" Цель собрания:.

Самообразование воспитателя «Сенсорное развитие детей раннего и младшего возраста посредством дидактических игр» Введение Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме,.

Самообразование «Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр» Актуальность: Главной составляющей полноценного развития детей в раннем возрасте является сенсорное развитие. Сенсорное развитие ребенка.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством игр с сыпучими материалами
Опубликовано: 13 ноября 2020 в 09:19
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД