Наталья Васильева
Картотека дидактических игр для формирования познавательного интереса детей дошкольного возраста с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Серия дидактических игр, направленных
на формирование познавательного интереса детей дошкольного возраста с ОВЗ в условиях лекотеки
Актуальность
Одним из эффективных средств развития познавательного интереса у детей с ОВЗ в условиях лекотеки является использование серии дидактических игр и занимательного материала, что способствует созданию у детей с ОВЗ положительного эмоционального настроя, вызывает положительное отношение к выполняемой работе, улучшает общую работоспособность, дает возможность повторить один и тот же материал разными способами, тем самым формируя познавательный интерес, а в дальнейшем и познавательную и речевую активность.
Публикация «Картотека дидактических игр для формирования познавательного интереса детей дошкольного возраста с ОВЗ» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Картотека игр для детей: дидактические, подвижные, народные...
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Дидактические игры стимулируют познавательные процессы, развивают мелкую моторику, тактильные ощущения, фантазию, внимание, усидчивость.
В настоящее время существует много дидактических и развивающих игр по развитию мелкой моторики, познавательной сферы, но мы так же можем изготовить очень интересные и несложные дидактические игры буквально из бросового материала.
Так как дети, посещающие группу лекотеки, имеют множественные тяжелые нарушения в развитии, то все эти игры помогают нам решать задачи коррекционной направленности, которые способствуют:
- обеспечению доступного, качественного и эффективного развития с учетом индивидуальных возможностей и возрастных особенностей детей с ОВЗ,
- а также развитию адаптивных социальных качеств, необходимых для социализации в обществе и дальнейшего поступления в школу.
Цель: создание условий, для формирования познавательного интереса, посредством дидактических игр, выполненных из бросового материала.
Задачи:
- способствовать формированию положительного эмоционального настроя;
- формировать познавательный интерес;
- развивать психические процессы, сенсорные эталоны;
- развивать навыки продуктивного взаимодействия со взрослыми (воспитатель, педагог –психолог, учитель – дефектолог, учитель – логопед).
Серия игр организуется совместно с педагогом – психологом, учителем – дефектологом, учителем – логопедом и воспитателями групп компенсирующей направленности для детей дошкольного возраста с ОВЗ, а так же могут использоваться в группах раннего, младшего дошкольного возраста при знакомстве с сенсорными эталонами, развития мелкой моторики, психических процессов.
Ожидаемые результаты: Серия игр будет способствовать формированию познавательного интереса у детей дошкольного возраста с ОВЗ, а в дальнейшем будет способствовать проявлению у детей познавательной и речевой активности.
Серия игр
1. «Накорми птичек» (игра с прищепками)
Цель: укрепить мелкую моторику рук, закрепить сенсорные эталоны, зрительного контроля над действиями рук.
Оборудование: Подставка в виде круга с приклеенными мисочками разного цвета, прищепками с птичками по цвету мисочек, с тарелочкой по центру для червячков в цвет мисочек и птичек.
Ход игры: Детям предлагается прищепить птичку определённого цвета к мисочке такого же цвета. С помощью пинцета или пальцев рук покормить птичек (разложить червячков соответствующего цвета по мисочкам).
2. «Накорми поросёнка»
Цель: укрепить мелкую мускулатуру рук, зрительно-двигательную координацию.
Оборудование: Свинка с откручивающимся пятачком.
Ход игры: Дети откручивают «пятачок поросёнка» и кормят свинку фасолью, орешками, косточками фруктов и т. д. Выполняя захват маленькой детали, ребёнок настраивается на спокойный вид деятельности, получает положительные эмоции, развивает полезные навыки.
3. «Гусенички»
Цель: укрепить мелкую мускулатуры рук, развить прослеживающую функцию глаз, тактильно-двигательное восприятие.
Оборудование: Гусеница, изготовленная из трикотажной ткани
Ход игры: Задача ребенка собрать гусеничку, используя шарики и разноцветные ленточки.
4. «Помпоны»
Цель: развить мелкую мускулатуру рук, зрительный контроль над действием рук.
Оборудование: Разноцветные цветные, пушистые помпоны.
Ход игры: С помощью китайских палочек или пинцета детям предлагается переложить помпоны из одной тарелочки в другую.
Варианты:
- Кто быстрее переложит.
- Переложи помпоны определённого цвета в емкости соответствующего цвета.
5. «Разноцветные резинки»
Цель: развить мелкую моторику рук, формировать сенсорные эталоны, зрительный контроль над действиями рук.
Оборудование: Палочка и цветные резиночки для волос
Ход игры: Задача ребенка украсить столбик резинками заданного педагогом цвета
6. «Цифровая башня» (из стаканчиков)
Цель: учить прямому и обратному порядковому счету в пределах 5 - 10, развивать зрительно-двигательную координацию.
Оборудование: Стаканчики с приклеенными цифрами от 1 - 10 .
Ход игры: Задача ребенка выстроить из перемешанных стаканчиков башню от 1 до 5 - 10 и обратно.
Второй вариант игры: Ребенку предлагается соотнести количество предметов с цифрой указанной на стаканчике.
7. «Дерево»
Цель: Учить ориентироваться в пространстве: (вправо, влево, вверху, внизу, формировать временные представления (представления о временах года)
Оборудование: Ствол дерева (заламинированный)
Ход игры: Используется на занятиях продуктивными видами деятельности. Ребенку предлагается с помощью кисти, пальца, бумажной коктейльной трубочки и краски изобразить соответствующие признаки времени года: листочки и цветы на дереве, если лето, то зеленые, если осень то желтые, дождик из тучек, снежок и сугробы.
8. «Волшебная коробочка» (Сухой бассейн)
Цель: развить мелкую мускулатуру рук, тактильные ощущения, формировать сенсорные эталоны и дифференциацию.
Оборудование: Контейнер с горохом, фасолью.
Ход игры: Задача ребенка найти определенный предмет на ощупь с закрытыми глазами, разложить по цвету и величине, продолжить узор горошинками, фасолинками.
9. «Геометрические фигуры на липучках»
Цель: учить соотносить фигуры по величине, цвету, форме, используя в речи слова «большой», «поменьше», «самый маленький», формировать представления, что геометрические фигуры могут быть разных размеров, закреплять представления о геометрических фигурах (круг, треугольник, прямоугольник, квадрат, учить определять и обозначать словами положение предмета относительно себя (влево, вправо, развивать зрительно-двигательную координацию.
Оборудование: Планшет формата А 4 с геометрическими фигурами + геометрические фигуры на липучке
Ход игры: Ребенку предлагается соотнести геометрические фигуры с соответствующими образцами на планшете.
10. «Полосочки на липучках»
Цель: Учить сравнивать полоски по ширине (широкая - узкая, длине (короткая – длинная, высоте (высокая – низкая, развивать зрительно-двигательную координацию.
Оборудование: Планшет формата А4 с полосками + полоски на липучках.
Ход игры: Ребенку предлагается соотнести полоски по длине, ширине, высоте с соответствующими образцами на планшете.