Получи документы

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью

Елизавета Евдокимова
Синдром дефицита внимания с гиперактивностью

Причины СДВГ

Клиническая картина синдрома дефицита внимания включает разнообразные нарушения поведения, обучения, социальной адаптации.

В силу разнообразия и множественности этих отклонений можно предположить существование не одного, а целого комплекса факторов, лежащих в основе заболевания.

У детей с СДВГ существуют проблемы созревания психических функций: внимания, двигательного контроля, регуляции поведения.

Причины развития синдрома

1. Биологические

2. Генетические

3. Социальные

Публикация «Синдром дефицита внимания с гиперактивностью» размещена в разделах

Во всём мире основными причинами синдрома дефицита внимания признаны биологические факторы - это неврологическая патология и наследственная предрасположенность.

Социальные причины (неблагоприятный психологический микроклимат в семье, пороки воспитания и др.) недостаточно достоверны, но они всегда задерживают выздоровление.

Биологические причины

Большинство исследователей считают, что существует достоверная связь заболевания с микроорганическими поражениями головного мозга, возникающими во время беременности и родов, а также в первые годы после рождения. Доказательством этого служат данные ретроспективного анализа раннего периода развития детей.

Биологические факторы заболевания по времени их воздействия подразделяют на пре-, перинатальную и раннюю постнатальную патологию.

К факторам пренатальной патологии относятся токсикозы во время беременности, обострения хронических заболеваний у матери, инфекционные заболевания во время беременности, недостаток йода, принятие больших доз алкоголя и курение матери во время беременности, травмы в области живота, иммунологическая несовместимость по резус-фактору, попытки прервать беременность или угроза выкидыша.

На ещё не родившегося ребё нка влияют также психосоциальные факторы: стрессы, повышенный уровень беспокойства, психотравмы, испытываемые матерью, нежелание иметь данного ребёнка. По данным британских учёных эти факторы увеличивают риск возникновения проблем в поведении и эмоциональном развитии у ребёнка в первые 4 года жизни в два-три раза. Причём у мальчиков преобладают нарушения в виде гиперактивности и дефицита внимания.

Осложнения при родах значительно сказываются на дальнейшем развитии ребёнка. Возраст 9 месяцев для плода - критическое время формирования коры головного мозга.

Учёные выяснили, что в группе риска развития СДВГ находятся недоношенные дети (возраст 28-37 недель). Как показало исследование датских учёных, существует достоверная связь между временем рождения ребёнка и последующим развитием признаков СДВГ. Оказалось, что если ребёнок родился в 34-36 недель, то вероятность развития СДВГ составляет 70%, если он родился на 3-4 недели раньше, то эта вероятность увеличивается в 3 раза.

Не только перинатальная патология, но и любые заболевания в младенчестве, сопровождающиеся высокой температурой и приёмом сильнодействующих лекарств, могут отрицательно сказываться на созревании мозга, которое продолжается вплоть до 12 лет. Тяжёлый диатез, диспепсия, а также психические и физические травмы - сотрясения, сильные ушибы и травмы головы - могут серьёзно нарушить деятельность мозга в любом возрасте. Астма, частые пневмонии, сердечная недостаточность, нефропатии, нарушения обмена веществ, частые аллергии могут выступать как постоянные факторы, негативно влияющие на нормальную работу мозга [Ясюкова Л. А., 1997].

Биологические факторы развития синдрома имеют решающее значение в первые два-три года жизни ребёнка, в последующем их действие маскируется, опосредуясь через социальные факторы [Тржесоглава, 1986; Ясюкова, 1997].

Генетические причины

Причиной синдрома дефицита внимания может быть врождённая неполноценность функциональных систем мозга, регулирующих психомоторную и вегетативную деятельность организма [Справочник по неврологии детского возраста, 1995].

У 10% детей с СДВГ (Чехия) и у 20% детей (США) была выявлена наследственная предрасположенность к заболеванию [Тржесоглава З., 1986; Serman D.K., 1997].

Достоверно известно, что у детей с СДВГ есть хотя бы один родственник с такими же симптомами.

По данным американских исследователей 20% родителей детей с синдромом также страдали дефицитом внимания и двигательной расторможенностью.

Социальные причины

Развитие ребёнка во многом определяется характером его ближайшего окружения. Большое влияние оказывает психологический микроклимат в семье. Ссоры, конфликты, алкоголизм, аморальное поведение родителей сами по себе не вызывают СДВГ, но отражаются на психике ребёнка. Бывает даже, что окончательно поставить диагноз не удаётся, пока такая обстановка сохраняется.

Значение имеют также и особенности воспитания. Гиперопека, эгоцентрическое воспитание по типу «кумира семьи» или наоборот педагогическая запущенность, могут создать условия для развития психопатологии.

На развитии ребёнка сказывается воспитание в неполных семьях, повторный брак родителей, продолжительная разлука с родителями, тяжёлая болезнь или смерть родителей, различные подходы к воспитанию ребёнка у родителей и проживающих с семьёй бабушек и дедушек.

В силу аффективного (до взвинчивания) реагирования и повышенной утомляемости эмоционально неустойчивая мама постоянно «заряжает» ребёнка тревогой, напряжённостью, ожиданием опасности. Таким образом, у ребёнка формируется неадекватное, аффективное отношение к миру.

Психологи отмечают, что у гиперактивных детей не удовлетворена главная детская потребность - в материнской любви и ласке. Любовь к матери играет главную роль в их эмоциональном развитии. Они постоянно испытывают дефицит эмоционального и физического контакта с мамой.

Психологический микроклимат в семье, особенности личности родителей и система воспитания создают условия, в которых психические отклонения либо нормализуются - и происходит компенсация дефицита внимания и двигательного контроля, либо трансформируются во вторичные, более тяжёлые нарушения.

Не последнюю роль в развитии ребёнка играют бытовые условия проживания и материальная обеспеченность семьи. R.A.King и J.D.Noshpitz [1991] установили, что у детей из семей с высоким социально-экономическим статусом последствия пре- и перинатальной патологии исчезают к моменту поступления в школу. У детей из неблагополучных семей они продолжают сохраняться и способствуют развитию школьной дезадаптации.

Исследования, проведённые авторами среди гиперактивных детей, подтвердили, что только наличие перинатальной патологии ведёт к возникновению заболевания.

Но отделить биологические факторы от социальных и семейных часто невозможно. Поэтому неблагоприятные социальные условия могут провоцировать дальнейшее развитие заболевания, даже если в анамнезе было только лёгкое поражение ЦНС.

Другие причины заболевания

Кроме биологических и социальных факторов разными авторами называются следующие причины возникновения гиперактивности и нарушений внимания у детей :

1. Пищевые красители и консерванты.

2. Рафинированные продукты питания.

3. Дефицит витаминов и микроэлементов.

4. Отравление свинцом, нитратами, диоксинами.

Исследования доктора Файнголда (Сан-Франциско) показали, что пищевая аллергия может быть причиной детской гиперактивности. При исключении из диеты продуктов, содержащих пищевые добавки, у 50% гиперактивных детей значительно улучшилось поведение [B.F.Feingold, 1975].

Недавно британские учёные выяснили, что пищевые красители действительно делают детей неуправляемыми и гиперактивными [Food, 2004].

Список опасных красителей и консервантов

Е124 - краситель пунцовый (понсо 4R)

Е122 - карминовый (кармуазин)

Е110 - жёлтый закат

Е102 - тартразин (оранжевый краситель)

Е210 - бензойная кислота

Е211 - бензоат натрия

Е212 - бензоат калия

Е213 - бензоат кальция

Эти добавки могут привести к аллергии, вызвать кашель, приступы астмы. Часть из них являются канцерогенами.

За рубежом врачи бьют тревогу! Современные продукты питания негативно влияют не только на здоровье, но и на психику подрастающего поколения.

Мишель Горбах в своей книге «Влияние питания на душевные болезни» пришел к выводу, что питание, пищевая аллергия и проблемы поведения у детей тесно взаимосвязаны.

«Вредные» углеводы - это быстроусвояемые углеводы с высоким гликемическим индексом (1ГИ = 1 грамм глюкозы). К ним относится рафинированный сахар и все продукты, где его концентрация высока, а также изделия из белой муки (белый хлеб, сдобные хлебобулочные и макаронные изделия, торты, пирожные и другие кондитерские изделия).

Учёные также выяснили, что отставание в учёбе, повышенная импульсивность и беспокойство у детей могут быть следствием недостаточного питания мозга. У гиперактивных детей обнаружен дефицит цинка, магния, кальция, витаминов группы В (В1, В6, В12, жирных кислот (ПНЖК). Кроме этих веществ, для питательной поддержки мозга необходимо принимать продукты, содержащие лецитин, таурин, триптофан, пробиотики (инулин) [Шохет Э., 2002].

Недавно исследователи выявили у детей с СДВГ недостаток серотонина, который является проводником нервных импульсов от клеток к мозгу, а также совместно с эндорфинами создаёт хорошее настроение и является предшественником мелатонина - гормона сна.

Витаминотерапия более привлекательна, так как позволяет без особых затрат времени и средств улучшить внимание и поведение ребёнка и не только позволит снизить проявления заболевания, но и укрепит здоровье, создаст основу для нормального роста и развития.

Кроме питания, опосредованное влияние на нервно-психическое развитие ребёнка оказывает состояние окружающей среды, прежде всего в крупных городах и мегаполисах (Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск). Свинец, кадмий - выбросы в атмосферу автомобилями и промышленностью.

Учёные предупреждают также о вредном влиянии нитратов на здоровье. Эти соединения вызывают гемолиз эритроцитов и гипоксию клеток мозга.

В целом, анализ литературы и опыт авторов показывает, что доминирующую роль в возникновении заболевания играют биологические факторы (внутриутробное поражение мозга и наследственная предрасположенность, а все остальные являются сопутствующими на течение и прогноз.

Прикреплённые файлы:

giperaktivnye-deti_tf5sr.ppt | 3384,5 Кб
 
Публикации по теме:

Воспитание ребенка с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью (часть 1) Часть 2 Воспитание ребенка с СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности) – дело хлопотное и очень ответственное. Самым сложной частью,.

Воспитание ребенка с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью (часть 2) Часть 1 6. Запомните: ребенок, которому разрешают всё – это не счастливый, а избалованный ребенок. Не бойтесь идти наперекор его желаниям.

Конспект занятия с детьми с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью (Сдвг) Конспект занятия с детьми с синдром дефицита внимания и гиперактивностью (СДВГ). • Щадилова А. Ю. педагог-психолог Цель: оказать психологическую.

Консультация «Психолого-педагогические технологии сопровождения семьи ребенка дошкольного возраста с гиперактивностью» Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) согласно последней медицинской классификации определяется как нарушение психического.

Консультация «СДВГ» (синдром дефицита внимания с гиперактивностью) .

Синдром эмоционального выгорания СООБЩЕНИЕ НА ТЕМУ: «СИНДРОМ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СГОРАНИЯ. КАК БЫТЬ?» Сгорание – это синдром эмоционального истощения и снижения.

Особенности психолого-педагогической помощи в работе с детьми, имеющими гипердинамический синдром, в условиях ФГОС Если ребенок живой, подвижный и непоседливый – это не всегда свидетельствует о его гиперактивности. Вполне нормально, если он не может усидеть.

Тренинг «Синдром эмоционального выгорания в профессиональной деятельности педагога» Государственное учреждение Тульской области «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних №2» Тренинг «Синдром эмоционального.

Тренинг «Синдром эмоционального выгорания в профессиональной деятельности педагога» Цель: профилактика психологического здоровья педагогов. Задачи: знакомство с понятием эмоционального выгорания, его характеристики; познакомить.

Консультация для родителей «У вашего ребенка синдром дефицита внимания» -«Трудный ребенок, прямо хулиган». Такой вывод нередко делают родители и воспитатели, общаясь с гиперактивным ребенком. Высокая активность.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Синдром дефицита внимания с гиперактивностью
Опубликовано: 11 декабря 2015 в 00:05
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД